Не делайте врагов – завет всем. Знайте врагов, берегитесь от них, пресекайте их действия, но злобы не имейте. Озарение, ч. 2, гл. 8, п. 4 |
Н.К. Рерих. СОХРАНЯЮЩИЙ. 1925 – 1926
Побуждения человеческих действий — сфера, находящаяся в мире мыслей и чувств, неосознанных импульсов и порывов души. Побуждения — это то, что движет нашими действиями, но явно не видно извне. Мы можем наблюдать лишь следствия побуждений: слова, поступки и действия. Из писем Е.И. Рерих следует, что «карма прежде всего складывается из наклонностей, мыслей, побуждений человека, поступки — факторы второстепенные»1.
Неоспоримо, что побуждения нами осознаются лишь в определённой степени. В Учении Живой Этики говорится, что одно действие порой может быть обусловлено целым «букетом» побуждений. «Можно наблюдать, как человек одновременно может подпасть трём различным побуждениям. Какая же сила получится при таком разногласии?»2 — это слова из книги «Надземное».
Что побуждает нас поступать так, а не иначе?
В Учении говорится о том, что в глубине души каждый знает свои побуждения, знает и то, хорошо или плохо он поступил или собирается поступить. «Проверяйте все ваши побуждения сердцем, оно есть единый судья, собиратель и хранитель сложенных сокровищ энергий. Состав этих сложенных и накопленных энергий и есть наша индивидуальность и судьба»3, — пишет Е.И. Рерих.
Качество побуждений человека зависит от чистоты его сознания и сердца.
«Суров путь познания человека. Как умело используют тёмные каждую возможность нанести вред и прикрыть его самыми благопристойными побуждениями»4, — читаем в Записях Б.Н. Абрамова. Тёмные же могут воздействовать на человека лишь через каналы ещё неизжитых им несовершенств. Такие неблаговидные действия, как стремление показать себя в выгодном свете под предлогом помощи другому, извлечь пользу лично для себя, говоря об общем благе, получить желаемое любым путём, приписывая себе возвышенные мотивы, и так далее, — совершаются, когда человек находится во власти самости, своих низших оболочек.
Е.И. Рерих писала о глубинном смысле побуждений так: «Конечно, применяя дары указаний и возможностей, проливаемые щедрою рукою Учителя, мы многое можем сложить для возвеличения своей личности в глазах мира, и в этой же жизни нашей исчерпать добрую карму послушания указаниям ведущим. Но что же будет отложено в истинную сокровищницу нашу, если мы не преобразим наши внутренние побуждения и чувства в самые высокие устремления? Несмотря на всю работу нашу по линии, указанной Вел. Учителем, доступ к Башне будет закрыт»5. Только устремляясь по пути борьбы со своими низшими проявлениями, человек может постепенно начинать не только более верно осознавать, но и преображать свои побуждения, из которых незримо складывается его будущая карма.
Прочтём, что сказано в Учении о приписывании себе более благородных побуждений, чем те, которыми на самом деле руководствовался человек: «...каждый поступающий неправильно прежде всего оправдывается тем, что его не поняли. Чем больше вы будете знать человеческие побуждения, тем больше вас будут обвинять в непонимании. Можно заметить, насколько люди пытаются перенести свою вину на других. Но не будем отмечать все людские лукавства, иначе не книга, но целое книгохранилище получится»6.
В «Гранях Агни Йоги» говорится, что все подобные побуждения коренятся в глубине сущности человека: «Но если говорит себе человек: "Да, изжито", а внутри притаившийся некто говорит себе: "Нет" — значит, процесс не завершён. Этот "некто" — наш старый знакомец астрал, веками вынашивавший свои склонности, привычки и побуждения. И главная задача — его победить и обуздать»7. Правильно понять эту главную задачу — победить, изжить тьму во всей многоликости её проявлений именно в себе, не кивая на кого-то другого, в ком она тоже есть, — значит встать на верный путь.
Иногда откуда-то, из глубины духа, минуя неочищенные оболочки, вспыхивают, вырываются лучшие побуждения, в Учении названные инстинктивными. Приведём параграф об этом из книги «Надземное»: «У Нас ценят помощь, когда она оказана по инстинктивному побуждению. Нечего человеку вспоминать, почему он может кому-то помочь. Многие не покинут путника в беде, не размышляя, какой прекрасный поступок они совершают. И правильно такое отношение, ибо своекорыстие уничтожает все добрые следствия»8.
Очень важно давать себе труд честно осознавать собственные побуждения. Например, когда на душе неспокойно от чего-то совершённого, можно сколько угодно твердить себе: «Я был прав, я не мог это терпеть, неправы были другие, а я хотел как лучше» и т.п., — но это сигнал, что неспокойно неспроста. В этом случае следует честно ответить себе на вопрос: «Для кого я хотел лучше?» В книге «Беспредельность» сказано: «Как часто дух приписывает свои действия хорошему побуждению, но сила духа в своём импульсе направлена на обратное»9.
Не всегда бывает просто осознать, когда действие совершается во имя своё. Но именно в этом случае и хочется оправдаться, найти аргументы в свою пользу. Появляется стремление к самооправданию, утверждению своей хорошести, это и означает, что власть над сознанием взяла низшая человеческая природа. И, поскольку ни одно проявление энергии не исчезает бесследно, а самооправдания — тоже вид энергии, следовательно, они продолжают свою разрушительную, хотя и незаметную работу в сознании. Мы можем забыть о своём неблаговидном побуждении, вытеснить его из памяти, но от этого меньше влиять на нашу судьбу оно не станет. Не лучше ли пережить трудные минуты признания себе в своих слабостях, изъянах характера и т.п., чем всю жизнь оправдываться перед собой и убеждать себя в своих воображаемых победах, благородстве и добродетелях. Е.И. Рерих пишет: «Нелегко проследить источник желания, тем более что у людей выработалась удивительная лёгкость оправдания своих самых эгоистических и мелких побуждений и сокрытие их под Щитом Великого Задания»10.
В письмах Елены Ивановны Рерих есть строки и о таких свойствах, как пассивность и легкомыслие по отношению к собственным недостаткам: «Также с самых первых дней были явлены некоторые особенности характеров сотрудников для немедленного изживания их. Но что было сделано, чтобы выполнить эти благие и спасительные указания? Не было ли явлено самое непростительное легкомыслие к этому насущнейшему вопросу? Именно насущнейшему, ибо только честное понимание и изживание своих недостатков продвинет нас на пути служения»11.
О том, насколько важна чистота побуждений, Елена Ивановна пишет: «Самое важное — закалить себя в чистоте побуждений, мыслей и поступков, а сделать это мы можем, лишь находясь среди людей, среди препятствий...»12 «Именно, никакие ошибки не страшны, при чистоте побуждения все они легко исправимы и часто обращаются даже на пользу и удачу»13.
Призывно звучат её слова: «Пусть каждый заглянет в глубину своего сознания, пусть разбудит сердце своё и даст себе суровый отчёт во всех своих побуждениях, руководивших его поступками, и немедленно приступит к искоренению всех нагромождений, ибо время не ждёт!»14
1 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2000. С. 91 (5.05.1934).
2 Надземное. 303.
3 Письма Елены Рерих. Новосибирск, 1992. Т. 1. С. 55 (3.12.1930).
4 Грани Агни Йоги. 1957. 383.
5 Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 22 (11.02.1929).
6 Надземное. 496.
7 Грани Агни Йоги. IV. 20.
8 Надземное. 650.
9 Беспредельность. 906.
10 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М., 2009. С. 554 (30.12.1931).
11 Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 41 (17.08.1930).
12 Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М., 2002. С. 181 (24.05.1936).
13 Там же. Т. 5. М., 2003. С. 59 (19.02.1937).
14 Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 41 (17.08.1930).
15 Спирина Н.Д. Капли. Сборник стихов. Новосибирск, 2010. С. 176.