Признательность есть оправа справедливости. Община, 211 |
Доклад на "Круглом столе" СибРО, июль 2018:
«Бел-горюч Камень Алатырь — или сожжёт, или воскресит».
Сегодня многим известны акварельные рисунки Б.Н. Абрамова, хранящиеся в СибРО, — работы глубоко символичные и полные сокровенного значения. Меньше известна графика Бориса Николаевича — это 13 рисунков, выполненных графитовым карандашом на небольших листах бумаги одинакового формата. Впервые часть их была опубликована в качестве художественного оформления сборника Б.Н. Абрамова «Устремлённое сердце», вышедшего в издательстве СибРО к 100-летию Бориса Николаевича, а затем дважды переизданного.
Как известно, всё философское, литературное, художественное и музыкальное творчество Б.Н. Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха, явилось результатом его высочайших духовных достижений, сделавших возможным Общение с Великим Учителем Света. Несомненно, что и графические рисунки Бориса Николаевича — не простые зарисовки, но несут в себе определённый важный смысл.
Их отличает необычная символика. Двенадцать из них имеют один сюжет: вписанная в круг птица, держащая камень Ала'тырь, о чём мы узнаём по надписям. При этом рисунки не повторяют один другой, это как бы двенадцать вариаций на одну тему. Попытаемся понять, что вкладывал в них автор и для чего они предназначались.
Алатырь-камень — один из самых загадочных и притягательных символов в русской культуре. Сведения об Алатыре пришли к нам из глубокой древности, они содержатся в старинных легендах, заговорах, произведениях средневековой письменности. Одно из упоминаний об Алатырь-камне встречается в сборнике русских духовных стихов XV – XVI веков, в стихе о «Голубиной книге». Там говорится:
Бел-горюч камень Алатырь
Всем каменьям в мире мати.
Из-под камушка, с-под Алатыря,
Зачинались ветры чистые.
Из-под камушка, с-под Алатыря,
Протекли реки быстрые.
Всему миру на пропитанье,
Всему миру на исцеленье.
Н.К. Рерих, глубокий знаток русского фольклора, написал по мотивам духовных стихов ряд картин, среди которых «Книга Голубиная» (1911 и 1922 гг.) и величественное полотно «Сокровище Ангелов» с изображением того самого камня Алатыря — мирового Сокровища, охраняемого Ангелами.
Согласно древнейшим преданиям, камень Алатырь упал на Землю с небес. Священными знаками на нём высечены Законы Мироздания; камень этот «и мал, и велик, как гора», и лёгок, и тяжёл. Он держит на себе Мировое Древо и источает живительные воды.
Народные поверья говорят о тождественности Алатырь-камня и небесного огня и особо подчёркивают его огненную природу, что отразилось и в его названии: он именуется также бел-горюч (бел-горяч), бел-блестящ, искрящийся, кип-камень (от слова кипеть), злат, Златырь.
Где находится Бел-горюч камень Алатырь? Народная традиция помещает его посреди Моря-океана, на острове Буяне, в центре мира. По другим источникам, он находится в Рипейских горах (есть мнение, что это Алтайские горы — гора Белуха). По верованиям наших предков, Алатырь-камень заключает в себе всю мировую мудрость, в нём есть ответ на любой вопрос. Но главной его особенностью считается способность исцелять и дарить жизнь. Всегда стремились люди к Бел-горюч камню за советом и помощью, но лишь чистый душой и сильный духом человек мог найти его и эту помощь получить. Говорится, что под тем камнем сокрыта вся сила Земли Русской и той силе нет конца — она бесконечна, как Вселенная.
Так повествуют об этом удивительном камне легенды, названные в Учении Живой Этики венцом человеческой мысли. «В легенде сложится смысл созидательной энергии и в сжатой формуле выразятся чаяния и достижения. Неверно думать, что легенда принадлежит призрачной древности. (...) В легенде выражается воля народа, и мы не можем назвать ни одной лживой легенды»1.
Сказано, что о чём-то несущественном народ не слагает легенд, и за каждым их словом и символом стоит нечто реальное и очень значительное. Так и образ Алатырь-камня не относится лишь к призрачной древности. Если рассматривать его применительно к человеку, его духовной природе, то прежде всего вспомним слова Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»2. Истинным сокровищем человека является всё то, что зарабатывается личными упорными усилиями и навсегда остаётся в его сущности, — все самые высокие чувства и мысли, благородные дела и устремления. Труд над возделыванием и совершенствованием своего внутреннего мира делает человека носителем света, который в Живой Этике назван психической энергией.
Немало страниц уделено символическому смыслу камня Алатыря в Записях Б.Н. Абрамова, раскрывающих его в свете современных знаний. «Кристалл психической энергии есть истинное богатство... — читаем в «Гранях Агни Йоги». — В поисках его человек исколесил весь мир, прошёл через многие жизни, прочёл массу книг и встретил тысячи людей, чтобы в конце концов узнать, что то, что он ищет вовне, находится в нём и что это есть Камень Алатырь... Всё, что ни делает человек в области мысли, чувств, слов и поступков, или приумножает сокровище, или уменьшает его»3.
Итак, Алатырь в духовном смысле — это мощные энергии в сущности человека. Однако известно, что энергии сами по себе лишены того, что называется добром или злом. Направление им придаёт человек, устремляя огненную силу на добро или используя её во зло. Потому и говорится, что Бел-горюч камень Алатырь или воскресит, или сожжёт, — воскресить или погубить свой дух может лишь сам носитель этих энергий.
Камень Алатырь, явленный в начале времён, в мифологии тесно связан с птицами. Говорится, что Алатырь, упавший на Землю, подняла со дна Молочного Океана Мировая Уточка. И охраняют этот Камень, по преданию, мудрая змея Гарафена и волшебная птица со стальным клювом и медными когтями, по имени Гагана (по другим версиям — птица Гамаюн).
Во все времена люди считали птиц существами, принадлежащими к верхнему, высшему миру, в противоположность земному и подземному мирам. Птицы считались символом духовного начала, божественного проявления, в некоторых традициях олицетворяли ангелов. У многих народов птицы связаны с солярными, то есть солнечными, божествами.
На рисунках Б.Н. Абрамова камень Алатырь охраняют птицы разных видов. Это орёл, голубь, лебедь, павлин и грифон. При всех различиях они имеют общие черты: белое оперение и крепкий клюв. Большинство рисунков в серии — парные. Отметим также, что этим своеобычным изображениям нашлись аналоги в памятниках прежних эпох — в рисунках, орнаментах, металлических изделиях, вышивке.
На четырёх рисунках изображён орёл (рис. 1 – 4). Орёл — один из самых древних символов солнечной силы, огня и бессмертия. Он — царь в воздушном пространстве, как лев — ц??? ?????? ?? ???арь зверей на земле. Считается птицей, самой близкой Солнцу, посланником богов.
В христианской символике орёл стал знаком евангелиста Иоанна Богослова, любимого ученика Христа.
В Учении Живой Этики неоднократно упоминается образ орла, говорится об орлином глазе, орлиных крыльях устремления ученика-общинника.
Орёл — один из наиболее частых образов и в Записях Б.Н. Абрамова. Он олицетворяет победу духа, символ внутренней свободы, неукротимого стремления к миру Горнему. «Волны могут разбить корабли, но птицы летящей они не коснутся, — говорится в «Гранях Агни Йоги». — Орёл в поднебесье неуязвим, ибо высоко поднялся над условиями низин. На крыльях могучих, орлиных, поднимается дух, и жизни пучины и волны житейского моря ему не страшны»4.
Образ орла — царственного узника, бесстрашно обрывающего заклятую нить земной неволи — запечатлён в известной поэме Б.Н. Абрамова «Белый орёл». Вспоминается и картина Н.К. Рериха «Приказ Учителя», где изображён горный орёл (белый лобнор) — символ посланника, принёсшего весть из Мира Высшего. И про самого Бориса Николаевича Н.Д. Спирина не раз говорила, что он был похож на орла — гордого, смелого, высоко парящего духом.
На одном из рисунков Б.Н. Абрамова (рис. 5) мы видим двуглавого орла — также древнейший символ. Борис Николаевич изобразил его почти так же, как на гербе России, но без традиционных корон. Вместо этого птица держит камень Алатырь, который напоминает корону, но ещё больше — воинский шлем. Тело птицы прорисовано как щит. Шлем и щит — атрибуты воина духа. Несомненно, во всём этом просматривается намёк на Россию как на страну, которой суждено овладеть духовной мощью священного Камня.
Среди рисунков Бориса Николаевича есть ещё одно изображение двуглавой птицы (рис. 6). Нужно отметить, что двуглавие в древности было очень распространённым символом, смысл которого трактуется многообразно. Одно из его значений — две стороны явления, или всеохватность. Это единственный рисунок, где камень изображён в виде круглой сферы, парящей над птицей.
Рисунок с изображением голубя (рис. 7) выполнен в том же стиле, что и предыдущий. Напомним, что голубь наделялся значимым символическим смыслом во все исторические эпохи вплоть до сегодняшних дней. Голубь выступает символом души и связи с миром божественного. В христианской традиции символизирует Святой Дух. В наши дни «белый голубь — символ чистоты и невинности — прочно входит в жизнь как вестник мира»5. «Во дни легендарного потопа голубь с масличной веткой прилетел сообщить оставшимся в живых людям и тварям об окончании мирового бедствия и о наступлении новой жизни на земле, — записывает Б.Н. Абрамов 15 апреля 1952 г. — Не является ли и теперь голубь мира провозвестником скорого окончания потопа мирового злодейства и наступления эпохи сердца и мира?! Что кроется за символами? Не реальная ли мощь Держателей эволюции?»6
На двух рисунках изображён лебедь с камнем в клюве и хохолком, напоминающим корону (рис. 8, 9). И вновь обратимся к символике. Почитание лебедей имеет очень древние корни. В мифологии разных народов широко отражена связь лебедей с Солнцем и солнечными богами. В Древней Греции лебедь считался олицетворением света. В славянской мифологии он почитался как священная птица. В христианстве белый лебедь означает милосердие и является символом Девы Марии. Лебедь — символ верности, чистоты, возрождения, мудрости. В Учении также встречается образ Светлого Лебедя, который назван Птицей Жизни и олицетворяет чувствознание, или психическую энергию человека7.
Интересен рисунок с изображением птицы, похожей на уточку, с поднятым вверх крылом и хохолком на голове (рис. 10). Может быть, это та самая Мировая Уточка, поднявшая Алатырь-камень со дна Молочного Океана? Но хохолок в виде султанчика на голове и другие особенности изображения наводят на мысль, что это павлин — ещё один солярный символ. На то, что это именно павлин, указывают и старинные славянские вышивки с изображением Павы или, как она названа в русских сказках, Жар-птицы. Птица Пава — излюбленный сюжет в русских орнаментах: перья её хвоста воспринимаются как лучи, то есть это птица-Солнце.
В христианском искусстве павлин выступает как символ любви, воскресения и нетленной души. Павлин — национальная священная птица Индии. В Древней Греции павлин был символом Солнца. В буддизме ассоциируется с образом Будды и олицетворяет сострадание и бдительность.
На двух рисунках (рис. 11, 12) птица изображена с наибольшей экспрессией. Это грифон — мифическое существо с головой орла. Грифон олицетворяет Солнце, силу, возмездие. В мифах и легендах он обычно выступает в роли грозного стража. Располагаясь рядом с Древом Жизни, он стережёт сокровища, или сокровенное знание.
Так зашифрованный в символах смысл рисунков Б.Н. Абрамова начинает проясняться: можно утверждать, что белая птица — это символ духовного начала; лишь чистый дух человека способен добыть и удержать Алатырь-камень — высокую энергию любви, сострадания, мужества, устремления к Миру Высшему и других высоких качеств, делающих носителя их светоносным.
Каково же назначение этих рисунков? Можно ли определить это по характеру их исполнения?
С этими вопросами мы обратились к нашим друзьям. Красноярский художник Арсений Милованов, просмотрев рисунки, сразу сказал, что они напоминают барельеф — в них передан объём, а потому, по его мнению, эскизы могли предназначаться для изготовления значков.
Мысли искусствоведа Н.В. Тютюгиной (г. Уфа) тоже оказались близки к предположению художника. Она написала: «Круглая форма и немногословная стилистика изображений предполагают, что эти рисунки предназначались для реализации или на печати, или на медали. Единственный эскиз, отличающийся от остальных, — это изображение креста с надписями. Это наводит на мысль, что всё-таки предполагалась медаль с двусторонним изображением: на одной стороне — птица, а на другой — крест с надписями».
Действительно, только один рисунок Абрамова — тринадцатый — отличается от всех остальных: на нём изображён крест в круге и вписаны слова: РОССИЯ, ВЕРНОСТЬ, СОТРУДНИЧЕСТВО, ПОДВИГ.
Эти понятия были краеугольными для Бориса Николаевича. Их можно назвать духовным кредо и для тех, кто принял как основу своей жизни Учение Живой Этики.
Во имя будущей РОССИИ, обновлённой новыми Знаниями, совершается земная эволюция. «В Новую Россию Моя первая Весть», — Сказал Учитель, давая Рерихам первую книгу Учения. Спустя годы Его слова о России записывает Абрамов: «В великолепии Нового рождающегося Мира забудут старый», «и ведущая Новая Страна, родина твоя, первая пожинает и будет пожинать плоды... Потому Мои стрелы летят в Мою Страну»8.
Все, принявшие Учение, призываются к великому строительству. Служить своему Отечеству можно лишь действенно, осуществляя в жизни данные заветы. Это и есть ПОДВИГ.
ВЕРНОСТЬ Учению и Учителю поможет не свернуть с избранного пути, потому «высшее качество ученика есть преданность, то есть верность до конца во всём»9.
И путь этот возможен только в СОТРУДНИЧЕСТВЕ — с Высшими и ближними, людьми доброй воли и со всем Пространством.
Итак, одно из вероятных назначений рисунков Б.Н. Абрамова — это эскизы для создания особых знаков-медалей: лицевая сторона — Алатырь-камень как цель путника духа, оборотная — путь, ведущий к этой цели.
Об этом суровом и прекрасном пути Б.Н. Абрамов говорит в стихотворении «Напутствие»:
Иначе в жизни не пройти,
Литература
1. Бел-горюч камень. Область Культуры. http://okultureno.ru/articles/2740-alatyr-bel-goryuch-kamen/Бел-горюч камень
2. Грифон (Новый Акрополь). https://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/grifon/
3. Лебедь (Новый Акрополь). http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/swan/
4. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1998.
5. Орёл в геральдике. https://ru.wikipedia.org/wiki/Орёл_в_геральдике
6. Орёл (Новый Акрополь). http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/eagle/
7. Почитание водоплавающих птиц у славян. http://ruspravda.info/Pochitanie-vodoplavayushchih-ptits-u-slavyan-153.html
8. Славянская мифология / Авт.-сост. В.В. Адамчик. Минск, 2008.
9. Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия. http://megabook.ru/article/Птицы
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Алатырь-камень
1 Агни Йога. 19.
2 Матф. 6: 19 – 20.
3 Грани Агни Йоги. 1955 (II). 473. Новосибирск, 2016.
4 Грани Агни Йоги. 1958 (I). 114. Новосибирск, 2013.
5 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Новосибирск, 2012. С. 96.
6 Там же. С. 97.
7 Мир Огненный. I. 637.
8 Грани Агни Йоги. 1952 (I). 88.
9 Там же. 73.
10 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. С. 402.