Издательский центр РОССАЗИЯ                контакты          написать нам           (383) 223-27-55


Мысли на каждый день

Не будьте недовольными, разве на самих себя.

Озарение, ч. 3, гл. 3, п. 5
"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД

Неслучайно-случайная
статья для Вас:

Актуально


Подписаться

Музей:         
Книги:         

«Бел-горюч Камень Алатырь — или сожжёт, или воскресит». Графика Б.Н. Абрамова

Автор: Кочергина Наталья

Журнал:

* Фотослайдер листается щелчком мыши,
изображение появляется после загрузки всех кадров *

Фото 1

Рисунки Б.Н. Абрамова

Фото 2

Книги Б.Н. Абрамова

Фото 3

Фото 4

Фото 5

Фото 6

Рис. 1. Орёл

Фото 7

Фото 8

Рис. 2. Орёл

Фото 9

Рис. 3. Орёл

Фото 10

Рис. 4. Орёл

Фото 11

Рис. 5. Двуглавый орёл

Фото 12

Рис. 5. Двуглавый орёл

Фото 13

Рис. 6. Двуглавый орёл

Фото 14

Рис. 7. Голубь

Фото 15

Фото 16

Фото 17

Рис.8. Лебедь

Фото 18

Рис. 9. Лебедь

Фото 19

Рис. 10. Павлин

Фото 20

Рис. 11, 12. Грифон

Фото 21

Рис. 13. "Россия, верность, сотрудничество, подвиг".

Фото 22

Б.Н. Абрамов


Теги статьи: 

Доклад на "Круглом столе" СибРО, июль 2018

Сегодня многим известны акварельные рисунки Б.Н. Абрамова, хранящиеся в СибРО, — работы глубоко символичные и полные сокровенного значения. Меньше известна графика Бориса Николаевича — это 13 рисунков, выполненных графитовым карандашом на небольших листах бумаги одинакового формата. Впервые часть этих изображений была опубликована как художественное оформление сборника Б.Н. Абрамова «Устремлённое сердце», вышедшего в издательстве СибРО к 100-летию Бориса Николаевича, а затем дважды переизданного.

Как известно, всё философское, литературное, художественное и музыкальное творчество Б.Н. Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха, появилось как результат его высочайших духовных достижений, сделавших возможным Общение с Великим Учителем Света. Несомненно, что и графические рисунки Бориса Николаевича — не простые зарисовки, но несут в себе определённый важный смысл.

Их отличает необычная символика. Двенадцать из них имеют один сюжет: вписанная в круг птица, держащая камень Алатырь, о чём мы узнаём по надписям. При этом рисунки не повторяют один другой, представляя, таким образом, двенадцать вариаций на одну тему. Попытаемся понять, что вкладывал в них автор и для чего они предназначались.

Алатырь-камень — одно из самых загадочных и притягательных явлений русской культуры. Сведения об Алатыре пришли к нам из глубокой древности, они содержатся в старинных легендах, заговорах, произведениях средневековой письменности.

Одно из упоминаний об Алатырь-камне встречается в сборнике русских духовных стихов XV—XVI веков, в стихе о «Голубиной книге». Там говорится:

Бел-горюч камень Алатырь
Всем каменьям в мире мати.
Из-под камушка, с-под Алатыря,
Зачинались ветры чистые.
Из-под камушка, с-под Алатыря,
Протекли реки быстрые.
Всему миру на пропитанье,
Всему миру на исцеленье.

Н.К. Рерих, глубокий знаток русского фольклора, написал по мотивам духовных стихов ряд картин, среди которых — «Книга Голубиная» (1911 и 1922 гг.) и величественное полотно «Сокровище Ангелов» с изображением того самого Камня Алатыря — мирового Сокровища, охраняемого Ангелами.

Согласно самым древним преданиям, камень Алатырь упал на Землю с Небес. Священными знаками на нём высечены Законы Мироздания; камень этот «и мал, и велик, как гора», и лёгок, и тяжёл. Он держит на себе Мировое Древо и источает живительные воды.

Народные поверья говорят о тождественности Алатырь-камня и небесного огня и особо подчёркивают его огненную природу, что отразилось и в его названии: помимо Алатыря, он именуется также бел-горюч (бел-горяч), бел-блестящ, искрящийся, кип-камень (от слова кипеть), злат, Златырь и др.

Где находится Бел-горюч камень Алатырь? Народная традиция помещает его посреди Моря-океана, на острове Буяне, в центре Мира. По другим источникам, он находится в Рипейских горах (есть мнение, что это Алтайские горы — гора Белуха). По верованиям наших предков, Алатырь-камень заключает в себе всю мировую мудрость, в нём есть ответ на любой вопрос. Но главной его особенностью считается способность исцелять и дарить жизнь. Всегда стремились люди к Бел-горюч камню за советом и помощью, но лишь чистый душой и сильный духом человек мог найти Камень и эту помощь получить. Говорится, что под тем камнем сокрыта вся сила земли Русской, и той силе нет конца — она бесконечна, как Вселенная.

Так повествуют об этом удивительном Камне легенды, названные в Учении Живой Этики венцом человеческой мысли. «В легенде сложится смысл созидательной энергии и в сжатой формуле выразятся чаяния и достижения. Неверно думать, что легенда принадлежит призрачной древности. (...) В легенде выражается воля народа, и мы не можем назвать ни одной лживой легенды», — сказано в книге «Агни Йога» (19).

Сказано, что о чём-то несущественном народ не слагает легенд, и за каждым их словом и символом стоит нечто реальное и очень значительное. Так и понятие Алатырь-камня не относится лишь к призрачной древности. Если рассматривать его применительно к человеку, его духовной природе, то прежде всего вспомним слова Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6: 19-20). Так истинным сокровищем человека является всё то, что зарабатывается его личными упорными усилиями и навсегда остаётся в его сущности — все самые высокие чувства и мысли, благородные дела и устремления. Труд над возделыванием и совершенствованием своего внутреннего мира делает человека носителем света, который в Живой Этике назван психической энергией.

Немало страниц уделено понятию Камня Алатыря в Записях Б.Н. Абрамова, раскрывающих его смысл в свете современных знаний. «Кристалл психической энергии есть истинное богатство… — читаем в «Гранях Агни Йоги». — В поисках его человек исколесил весь мир, прошёл через многие жизни, прочёл массу книг и встретил тысячи людей, чтобы в конце концов узнать, что то, что он ищет вовне, находится в нём, и что это есть Камень Алатырь… Всё, что ни делает человек в области мысли, чувств, слов и поступков, или приумножает сокровище, или уменьшает его» (1955. 473).

Итак, Алатырь в духовном смысле — это мощные энергии в сущности человека. Однако известно, что энергии сами по себе лишены того, что называется добром или злом. Направление в них вкладывает человек, устремляя огненную силу на добро или используя во зло. Потому и говорится, что Бел-горюч камень Алатырь или воскресит, или сожжёт — воскресить или погубить свой дух может лишь сам носитель этих энергий.

Камень Алатырь, явленный в начале времён, в мифологии тесно связано с птицами. Говорится, что Алатырь, упавший на Землю, подняла со дна Молочного Океана Мировая Уточка. И охраняют этот Камень, по преданию, мудрая змея Гарафена и волшебная птица со стальным клювом и медными когтями по имени Гагана (по другим версиям – птица Гамаюн).

Во все времена люди относились к птицам как к существам, принадлежащими к верхнему, высшему миру, в противоположность земному и подземному мирам. Птицы считались символом духовного начала, божественного проявления, в отдельных традициях олицетворяли Ангелов. У многих народов птицы связаны с солярными, то есть солнечными, божествами.

Птиц во все времена люди считали существами, принадлежащими к верхнему миру, в противоположность земному и подземному мирам. Птицы — символ духовного начала, божественного проявления. У многих народов птицы связаны с солярными, т.е. солнечными, божествами.

На рисунках Б.Н. Абрамова камень Алатырь охраняют птицы разных видов. Это орёл, голубь, лебедь, грифон и павлин. При всех особенностях каждого вида все птицы имеют белое оперение и крепкий клюв. Часть рисунков в серии — парные. Отметим также, что этим своеобычным изображениям нашлись аналоги в памятниках прежних эпох — в рисунках, орнаментах, металлических поделках, вышивке.

На четырёх рисунках изображён орёл (Рис. 1 – 4). Орёл — один из самых древних символов солнечной силы, огня и бессмертия. Он царь в воздушном пространстве, как лев — царь зверей на земле. Считается птицей, самой близкой Солнцу, посланником богов. В христианской символике орёл стал знаком евангелиста Иоанна Богослова, любимого ученика Христа.

В книгах Учения Живой Этики неоднократно упоминается образ орла, говорится об орлином глазе, орлиных крыльях устремления ученика-общинника.

Орёл — один из наиболее часто встречаемых образов и в Записях Б.Н. Абрамова. Орёл для него — олицетворение победы духа, символ внутренней свободы, неукротимого стремления к миру Горнему. «Волны могут разбить корабли, но птицы летящей они не коснутся, — читаем в «Гранях Агни Йоги». — Орёл в поднебесье неуязвим, ибо высоко поднялся над условиями низин. На крыльях могучих, орлиных, поднимается дух, и жизни пучины и волны житейского моря ему не страшны». (1958, 75)

Образ орла — царственного узника, бесстрашно обрывающего заклятую нить земной неволи, — запечатлён в знаменитой поэме Б.Н. Абрамова «Белый орёл». Вспоминается и картина Н.К. Рериха «Приказ Учителя», где изображён горный орёл — белый лобнор — символ посланника, принёсшего весть от Мира Высшего. И про самого Бориса Николаевича Н.Д. Спирина не раз говорила, что он был похож на орла — гордого, смелого, высоко парящего духом.

На одном из рисунков Б.Н. Абрамова (Рис. 5) мы видим двуглавого орла, также древнейший символ. Борис Николаевич изобразил его почти так же, как на гербе России, но без традиционных корон. Вместо того — птица держит камень Алатырь, который напоминает корону, но ещё больше он походит на воинский шлем. Тело птицы прорисовано как щит. Шлем и щит — атрибуты воина духа. Несомненно, во всём этом просматривается намёк на Россию как на страну, которой суждено овладеть духовной мощью священного Камня.

Среди рисунков Бориса Николаевича есть ещё одно изображение двуглавой птицы (Рис. 6). Нужно отметить, что двуглавие в древности было очень распространённым символом, смысл которого трактуется многообразно. Одно из его значений — две стороны явления, или всеохватность. Это единственный рисунок, где камень изображён в виде круглой сферы, парящей над птицей.

Рисунок с изображением голубя (Рис. 7) выполнен в том же стиле, что и предыдущий. Напомним, что голубь наделялся значимым символическим смыслом во все исторические эпохи вплоть до сегодняшних дней. Голубь выступает символом души и связи с миром божественного. В христианской традиции символизирует Святой Дух. В наши дни «белый голубь — символ чистоты и невинности — прочно входит в жизнь как вестник мира» (Устр. Сердце). «Во дни легендарного потопа голубь с масличной веткой прилетел сообщить оставшимся в живых людям и тварям об окончании мирового бедствия и о наступлении новой жизни на земле, — записывает Б.Н. Абрамов 15 апреля 1952 г. — Не является ли и теперь голубь мира провозвестником скорого окончания потопа мирового злодейства и наступления эпохи сердца и мира?! Что кроется за символами? Не реальная ли мощь Держателей эволюции?» (Устр. Сердце. 15 апреля 1952 г.)

На двух рисунках изображён лебедь с камнем в клюве и хохолком, напоминающем корону (Рис. 8, 9). И вновь обратимся к символике. Почитание лебедей имеет очень древние корни. В мифологии разных народов широко отражена связь лебедей с солнцем и солнечными богами. В Древней Греции лебедь считался олицетворением света. В славянской мифологии лебедь почитался как птица священная. В христианстве белый лебедь означает милосердие и является символом Девы Марии. Лебедь — символ верности, чистоты, возрождения, мудрости. В Учении также встречаем образ Светлого Лебедя, который назван Птицей Жизни и олицетворяет чувствознание, или психическую энергию человека (М.О.1.637).

Интересен рисунок с изображением птицы, похожей на уточку, с поднятым вверх крылом и хохолком на голове в виде султанчика (Рис. 10). Может быть, это та самая Мировая Уточка, поднявшая Алатырь-камень со дна Молочного Океана? Но хохолок в виде султанчика на голове и другие особенности изображения наводят на мысль, что это павлин — ещё одна птица, относящаяся к солярным символам. На то, что это именно павлин, указывают и старинные славянские вышивки с изображением Павы или, как она названа в русских сказках, Жар-птицы. Птица Пава — это излюбленный сюжет в русских орнаментах: перья её хвоста воспринимаются как лучи, то есть это птица-Солнце.

В христианском искусстве павлин выступает как символ любви, воскресения и нетленной души. Павлин — национальная священная птица Индии. В древней Греции павлин был символом Солнца. В буддизме ассоциируется с образом Будды и олицетворяет сострадание и бдительность.

На двух рисунках (Рис. 11, 12) птицы изображены с наибольшей экспрессией. Это грифон — мифическое существо с головой орла. Грифон олицетворяет Солнце, силу, возмездие. В мифах и легендах он обычно выступает в роли грозного стража. Располагаясь рядом с Древом Жизни, он стережёт сокровища или сокровенное знание.

Так зашифрованный в символах смысл рисунков Б.Н. Абрамова начинает проясняться: можно утверждать, что белая птица — это символ духовного начала; лишь чистый дух человека способен добыть и удержать Алатырь-камень — высокую энергию любви, сострадания, мужества, устремления к Миру Высшему и других высоких качеств, делающих носителя их светоносным.

 

Каково же назначение этих рисунков? Можно ли по характеру их исполнения определить это?

С этими вопросами мы обратились к нашим давним друзьям. Красноярский художник Арсений Милованов при взгляде на рисунки сразу сказал, что они напоминают барельеф — в них передан объём; и, по его мнению, эскизы могли предназначаться для изготовления значков.

Мысли искусствоведа Н.В. Тютюгиной (г. Уфа) тоже оказались близки предположению художника. Она написала: «Круглая форма и немногословная стилистика изображений предполагают, что эти рисунки предназначались для реализации или на печати, или на медали. Единственный эскиз, отличающийся от остальных, — это изображение креста с надписями. Это наводит на мысль, что всё-таки предполагалась медаль с двухсторонним изображением: на одной стороне — птица, а на другой — крест с надписями».

Действительно, только один рисунок Абрамова — тринадцатый — отличается от всех остальных: на нём изображён крест в круге и вписаны слова: РОССИЯ, ВЕРНОСТЬ, ПОДВИГ, СОТРУДНИЧЕСТВО.

Эти понятия были краеугольными для Бориса Николаевича. Их можно назвать духовным кредо и для каждого, кто принял как основу своей жизни Учение Живой Этики.

Во имя будущей РОССИИ, обновлённой новыми Знаниями, совершается земная эволюция. «В Новую Россию Моя первая Весть» — Сказал Учитель, давая Рерихам первую книгу Учения. Спустя годы Его слова о России записывает Абрамов: «В великолепии Нового рождающегося Мира забудут старый. И ведущая Новая Страна, родина твоя, первая будет пожинать плоды… Потому Мои стрелы летят в Мою Страну» (1952. 1. 88).

Все, принявшие Учение, призываются к великому строительству. Служить своему Отечеству можно лишь действенно, осуществляя в жизни данные заветы. Это и будет ПОДВИГОМ.

ВЕРНОСТЬ Учению и Учителю поможет не свернуть с избранного пути, потому «высшим качеством ученика будет преданность, то есть верность до конца во всём» (1952.1.73).

И путь этот возможен только в СОТРУДНИЧЕСТВЕ — с Высшими и ближними, людьми доброй воли, и со всем Пространством.

Итак, одно из возможных назначений рисунков Б.Н. Абрамова — это эскизы для создания особых знаков-медалей: лицевая сторона — Алатырь-камень как цель путника духа; оборотная — путь, ведущий к этой цели.

Об этом суровом и прекрасном пути Б.Н. Абрамов говорит в стихотворении «Напутствие»:

Иначе в жизни не пройти, иначе нет решенья, 
Путь отягчающих забот, борьбы и устремленья,
Лишь он один ведёт вперёд, лишь в нём одном спасенье.
Так утверждайте день за днём среди обычных будней
Путь овладения огнём, путь необычно трудный,
И собирайте день за днём огней кристаллы в Камень,
Горящий вечности огнём, и вечной жизни пламень.
Преодолев себя в себе, стремится победитель
Навстречу огненной судьбе, где ждёт его Учитель.
Одна победа за другой, и мысли о победе,
Но лишь победа над собой нужней всего на свете.
Благословим же день и час тягчайших нагружений,
Ведущих непреложно нас вершинам достижений.
Кристаллы вечные огней накапливаем в чаше,
Сокровищ всех они ценней — всё прочее не наше.
И собирая, как пчела, плод опыта и знаний,
Не пожалеем, что прошла вся жизнь в огнях дерзаний,
Но дерзновенному пути к бессмертию открыты;
Их без Владыки не найти... людьми они забыты.
Сокровище в груди горит бессмертия огнями,
Волшебный Камень — Света щит — из жизни в жизнь он с нами.

 


Литература

1.    Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев М., 1998.

2.    Славянская мифология / Авт.-сост. В.В. Адамчик. Минск, 2008.

3.    Шустова А.М. Сокровище Мира. Новосибирск, 2011.

4.    Почитание водоплавающих птиц у славян. http://ruspravda.info/Pochitanie-vodoplavayushchih-ptits-u-slavyan-153.html

5.    Орёл в геральдике. https://ru.wikipedia.org/wiki/Орёл_в_геральдике

6.    Краткая энциклопедия символов. http://www.symbolarium.ru/index.php

7.    Орёл (Новый Акрополь). http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/eagle/

8.    Лебедь (Новый Акрополь). http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/swan/

9.    Грифон (Новый Акрополь). https://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/grifon/

10.Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия. http://megabook.ru/article/Птицы

11.https://ru.wikipedia.org/wiki/Алатырь-камень

12.Бел-горюч камень. Область Культуры. http://okultureno.ru/articles/2740-alatyr-bel-goryuch-kamen/Бел-горюч камень

13.          Шаманина Н.Л. Архетипические образы птиц в геральдике и мифотворчестве

http://wame.su/base/a-science/mku/2012/5262148.php

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Статьи по теме, смотреть список



Материалы чтений по теме, смотреть список