Когда слова не нужны, тогда начинается познание сердечное. Мир Огненный, ч.2, 96 |
В 2009 году, к 135-летию Н.К. Рериха, Издательским центром СибРО «Россазия» была выпущена книга П.Ф. Беликова и В.П. Князевой «Рерих» — переиздание знаменитой книги, вышедшей в свет в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» в начале 1970-х годов.
Книга эта — совершенно особенная. Можно сказать, что с её первым выходом в свет в 1972 году очень многие люди в нашей стране открыли для себя имя великого художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха, узнали о его жизни и творчестве. Среди самой разнообразной литературы о Н.К. Рерихе, изданной в последние годы, эта книга продолжает оставаться наиболее полной и достоверной биографией художника. И это не удивительно, так как один из её авторов, Павел Фёдорович Беликов, был близким сотрудником семьи Рерихов и всю свою жизнь посвятил изучению их богатейшего творческого наследия.
Выход книги «Рерих» накануне 100-летнего юбилея художника Павел Фёдорович считал делом необычайной важности. Он писал Святославу Николаевичу, сыну Н.К. Рериха: «Интерес к книге громадный. Повсюду идёт на неё большая запись, так что разойдётся моментально. Редакция считает книгу очень удачной. Серия "Жизнь замечательных людей" — очень солидная и популярная серия, в ней далеко не всё публикуется»1; «Тираж дали для этой серии рекордный — 150 000 (обычно максимальный даётся в 100 000)»2.
В те годы в Советском Союзе о Н.К. Рерихе было известно очень мало, его имя замалчивалось и появилось немало домыслов, связанных с личностью художника и обстоятельствами его жизни. Прошедшие в 1960 – 1970-х годах выставки картин Н.К. Рериха всколыхнули интерес к его творчеству, и книга в серии «ЖЗЛ», представившая полную биографию Николая Константиновича, была встречена с огромным интересом. Тираж 1972 года разошёлся очень быстро, книгу было невозможно найти в магазинах, а те, кто приобрёл её, считали себя счастливчиками. Было принято решение о повторном издании, и в 1973 году книга вновь вышла большим тиражом.
Наталия Дмитриевна Спирина, которую связывали с П.Ф. Беликовым долгие годы дружбы и сотрудничества, писала: «Без всякого преувеличения можно сказать, что Павел Фёдорович был уникальным рериховедом, коему не было равных в нашей стране. (...) В прошлом, когда у нас о Рерихе ещё почти ничего не знали, он проложил путь к изучению его жизни и творчества, приблизил его к нам»3.
Работа над книгой началась в конце 1960-х годов. Павел Фёдорович писал её совместно с ленинградским искусствоведом Валентиной Павловной Князевой, выступавшей в роли консультанта. О каждом этапе работы он сообщал Святославу Николаевичу, без рекомендаций и советов которого не мыслил этого труда. «Мы хорошо знаем, — писал он, — что подробное жизнеописание Николая Константиновича — очень ответственная работа. Сейчас я пользуюсь исключительно архивными материалами... Но, безусловно, важны не только сами факты, но и их интерпретация, и в этом Ваше указание будет особенно ценным»4.
Нельзя забывать, что книга создавалась в далеко не благоприятных условиях застойного времени. Имени Рериха опасались, отношение к художнику было неоднозначным, и потому приходилось продумывать каждое слово, каждый шаг, считаясь с жёсткими идеологическими установками того периода. Немало усилий нужно было затратить не только для того, чтобы написать о Рерихе, но и чтобы это издание состоялось. И только благодаря энергии и мужеству П.Ф. Беликова удалось его осуществить, хотя и с немалым уроном. Жесточайшая цензура тех лет не пропускала даже таких слов, как «дух», «духовность», рукопись была урезана. И тем не менее это была первая подробная и систематизированная биография, в которой раскрывался внутренний творческий мир художника. «...В жизнеописании Николая Константиновича я не допустил вымыслов и, в меру возможностей жанра, затронул некоторые серьёзные, глубинные проблемы, — писал Павел Фёдорович. — Ввиду того, что редакция выразила пожелание дать больше связей с современной художественной жизнью России, я подробнее остановился на "Мире искусства" и впервые дал новое толкование отношений Николая Константиновича с этим художественным течением и его лидерами»5.
Святослав Николаевич, понимавший всю сложность работы над книгой, после ознакомления с рукописью написал Павлу Фёдоровичу: «Вы прекрасно справились с очень трудной задачей. Поздравляю Вас от всей души»6.
В одном из писем С.Н. Рериха к П.Ф. Беликову читаем: «Удивительной была жизнь Николая Константиновича и Елены Ивановны. Как это нужно всё собрать и бережливо донести. Сколько было у них знаний, широких, истинных. Мысль была свободной, радостной. Только и думали о благе всех, поверх всяких внешних условностей, всяких ветхих ограничений. (...) Пройдёт много времени до полной оценки всего творчества Николая Константиновича. Воистину он был великим человеком. Прекрасный образ Его как-то особенно светится. Такими должны были быть великие Учителя прошлого. Вся жизнь Его — это служение Добру, человечеству, и кто измерит все неисчерпаемые богатства Его внутренней жизни»7.
Во всём, что написано П.Ф. Беликовым о Рерихах, чувствуется не только глубокое знание, но и любовь ко всем членам этой Великой Семьи и их великим делам. Этой любовью он жил и горел до конца своих дней. Именно поэтому книга о Н.К. Рерихе, написанная 46 лет назад, и сегодня остаётся «главным пособием для изучающих жизнь и творчество этого великого художника и мыслителя»8.
1 Непрерывное восхождение. Т. 2, ч. 1. М., 2003. С. 238 (12.06.1972).
2 Там же. С. 240 (17.06.1972).
3 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 242 – 243.
4 Непрерывное восхождение. Т. 2, ч. 1. С. 180 (14.02.1969).
5 Там же. С. 238 (12.06.1972).
6 Там же. Т. 1. С. 172 (10.11.1969).
7 Там же. С. 142 – 143 (8.06.1962).
8 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. С. 243.