Мысли на каждый день

Лишь напряжением всех сил победим.

Рерих Е.И. Письмо от 01.10.1937

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

«Великие матери великих детей»

Автор: Осипова Татьяна  

Журнал:



Читатели нашего журнала, а также все, кто интересуется деятельностью нашей организации, знают, что Сибирским Рериховским Обществом создано два Музея Н.К. Рериха: один в Новосибирске, второй на Алтае, в селе Верх-Уймон. Музей на Алтае мы обслуживаем вахтовым методом, в нём ежемесячно меняется состав сотрудников.

В декабре 2017 г. в группе сибровцев была сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Музея Н.К. Рериха Татьяна Павловна Осипова. После мероприятия, прошедшего в селе Чендек, она прислала письмо, в котором поделилась своими впечатлениями. Предлагаем его вашему вниманию.

Татьяна ОСИПОВА

В декабре в Чендеке, в сельском Доме культуры, состоялось открытие выставки «Великие матери великих детей». Музей Н.К. Рериха сотрудничает с этим клубом уже не первый год. Сложился такой порядок работы: жительница Чендека Галина Ивановна Николаева брала в нашем музее выставки, размещала их в клубе, а его работники своими силами открывали выставки, давали пояснения к ним. Так в Чендеке были представлены выставки «Шедевры русской классики», «Маринисты», работы алтайского художника Г.И. Гуркина, фотовыставка «Алтайские тропы Николая Рериха», дополненная репродукциями картин художника, и т.д.

Но в этот раз уж очень необычная, глубокая была тема — о роли, значении женщины-матери не только в семье, но и в обществе, даже в управлении государством, начиная с времён Великой княгини Ольги и до наших дней. Пришло время сказать о том, что от начала времён на женщину возложена очень важная задача: преобразить мир добром, оздоровить его, наполнить жизнь Красотой и устремить человечество на служение Общему Благу. И Галина Ивановна попросила нас приехать, рассказать о людях, которым была посвящена выставка, раскрыть эту тему шире.

До этого в клубе Чендека ни мне, ни моим спутникам бывать не приходилось. Мы представляли, что увидим знакомую уже картину, какую нередко приходилось встречать в сёлах Горного Алтая: старое, покосившееся здание, которое много лет нуждается уже даже не в ремонте, а в замене новым. И то, что нам приходилось порою видеть, просто поражало: опасно провисшие потолки, стены, с улицы поддерживаемые брёвнами, чтобы не завалились. И что особенно удивляло — там велась работа! Молодые энергичные женщины, работающие в таких клубах, в моём представлении — это настоящие подвижницы, не жаловались нам на невыносимые условия, они просто делали и делают свою работу — как могут, приносят радость сельчанам. Стендами с детскими рисунками, разноцветными шариками украшают облупленные стены, размещают выставки на различные темы — в зависимости от приближающихся праздничных событий. Проводят концерты, вечера поэзии, на которых, случается, и местные поэты читают свои стихи. Особо отмечаются День матери, День пожилого человека и т.д. И всё это происходит при полном отсутствии финансирования. Но мир не без добрых людей, этим мужественным женщинам помогают неравнодушные сельчане...

Зачастую не лучше клубов выглядят и некоторые сельские школы, в которых приходилось нам бывать, общаться с учениками и с учителями. Спрашиваем, глядя на стены, которые не соответствуют никаким, не говоря уже об эстетических, нормам: «Новую школу обещают построить?» Отвечают: «Все соглашаются, что новая школа нужна, но разводят руками: нет денег!»

Нам понятна боль учителей, которые, как никто другой, понимают, насколько сложно в таких условиях говорить детям о красоте, о радости, о нравственности. Неубедительно как-то... Не поверят дети в искренность взрослых, когда совсем другое наблюдают в жизни. Как хочется, чтобы чиновники, от которых зависит, быть чему-то или не быть, захотели понять, что красивые школы — это не только расходы, это самый ценный вклад в будущее нашей страны.

Что-то в этом роде я предполагала увидеть и в Чендеке. Каково же было наше удивление от того, что мы там увидели! Крепкое, просторное и светлое здание с очень высокими, прямо-таки «старинными» потолками, с недавно сделанным ремонтом. Небольшой зал, который используется как выставочный, с огромными, чуть ли не во всю высоту стены окнами, в нём была размещена не только наша выставка. На стендах — информация о различных событиях, планы мероприятий, детские рисунки. На столике — книга отзывов и предложений. И самое главное — в клубе имеется просторный актовый зал с экраном для показа фильмов и красиво оформленной сценой — здесь проходят концерты и различные мероприятия. В селе клуб имеет очень большое значение — ведь это место общения сельчан.

Приятно удивило, что после занятий в клуб пришли дети (школа находится в нескольких метрах), чтобы поиграть в бильярд. Пришли привычно, как домой, быстро разделись в гардеробе и побежали в комнатку, где был установлен бильярдный стол, не боясь, что их прогонят или поругают. Работники клуба тоже привычно спокойно отреагировали на приход детей. Нам, со стороны, было заметно, что это давно налаженная жизнь клуба, двери которого всегда радушно открыты для людей.

Работников в клубе немного, всего три женщины, и они очень приветливо, гостеприимно встретили нас, напоили чаем, показали свой клуб, рассказали о его работе, о планах на будущее. И среди этих женщин мы увидели нашу давнюю знакомую — улыбающуюся Настю Бочкарёву с малышом на руках! Встрече с ней мы были особенно рады — в прошлом она, будучи ученицей Верх-Уймонской школы, приходила с одноклассниками на наши беседы в музей, иногда обращалась за какой-либо помощью. Помнится, по окончании 11-го класса она поступила в Барнаульский музыкальный колледж на вокальное отделение, а закончив обучение, вернулась в родные края. Сейчас Анастасия уже замужем, воспитывает двоих детей, теперь она работает в клубе Чендека.

Пока мы знакомились с сотрудниками и клубом, пришли на выставку школьники. Дети (5-й класс) поразили своей воспитанностью. Тихо расселись на заранее приготовленные стулья и лавочки и с любопытством стали меня разглядывать. Наша беседа началась. Ребята слушали внимательно, временами я замечала у них слёзы на глазах — истории великих матерей и их не менее великих детей были очень непростыми, порой — трагичными. Мы говорили о Богоматери, держащей Младенца Христа на руках, который пришёл в мир с особой миссией — спасти человечество. На глазах Матери был распят Её Великий Сын.

Говорили о мужестве Екатерины Фёдоровны Муравьёвой, матери двух сыновей-декабристов, сосланных в Сибирь. Она воспитала двух настоящих, сильных духом людей, которые с честью выдержали все испытания на каторге.

Восхитились подвигом матери Дмитрия Ивановича Менделеева — Марии Дмитриевны, на руках которой после смерти мужа осталось восемь детей, и она всех их поставила на ноги, все получили образование, а младший сын, Митя, стал известным на весь мир учёным.

Ребята слушали меня, и по их лицам было видно, насколько они поражены тем, как достойно прошли через все испытания женщины-матери, не сломались духом перед сложнейшими обстоятельствами и своим примером воспитали детей достойных, целеустремлённых, самоотверженных. На выставке были представлены портреты десяти великих матерей.

Коснулись темы значения женщины-матери в наше время — важнее всего сейчас возродить культуру в семье и в обществе, устранить проявления грубости из взаимоотношений между людьми. Сколько терпения потребуется для этого матерям! Ведь начинать нужно с семьи — внести красоту в домашний обиход. О том, как это важно, говорили у портрета Елены Ивановны Рерих, воспитавшей двух гениальных сыновей, о её роли в семье и её творчестве. Ребята согласились с тем, что хорошо бы ввести в школах новый предмет: «Культура поведения», чтобы дети «учились быть людьми», ибо от грубости зарождается самое страшное — жестокосердие, а от этого много горя и войн происходит на Земле. Школьники активно участвовали в обсуждении новой для них темы. Было видно, что беседа им нравится. С большим интересом слушала её и учительница. Время от времени, в знак согласия, она одобрительно кивала головой.

Затем пришёл ещё один класс — 8-й, и всё повторилось. В конце встречи я поблагодарила детей за активность, за спокойную, доверительную атмосферу во время беседы. Дети и учителя тоже нас поблагодарили. На том и расстались, тепло попрощавшись.

Может быть, эта встреча есть только начало большой дружбы, и не только со школьниками, но и с жителями Чендека. Основания так считать есть, принимая во внимание то, как тепло, радушно встретили нас здесь и как замечательно прошло общение с школьниками. У нас остались очень хорошие впечатления от встречи с прекрасными людьми в этом уютном, красивом Доме культуры. Мы надеемся на дальнейшее, более тесное сотрудничество и новые добрые встречи с новыми друзьями. Жизнь покажет!

 

P.S. Анастасия проводила нас до калитки. Она рассказала, как в дальнейшем будет благоустраиваться территория, показала, где весной будут посажены деревья (ямы для них уже готовы), а где — цветы.

Мы обратили внимание на большой двор клуба, где была оборудована детская спортивная площадка. Напротив, в другом конце двора, — мемориал, посвящённый Победе русского народа в Великой Оте­чественной войне.

В добрый путь, друзья!

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом: