И когда утверждаем: Любовь, Красота и Действие, — мы знаем, что произносим формулу международного языка. Рерих Н.К. «Врата в будущее» |
Владимир РОСОВ, зав. отделом «Наследие Рерихов»,
Государственный музей искусства народов Востока, г. Москва
Жизнь Николая Константиновича Рериха тесно связана с Алтаем. Художник оказался в Горном Алтае в ходе возглавляемой им экспедиции по Центральной Азии (1925 – 1928). Вместе с семьёй он находился в селе Верх-Уймон в течение 12 дней, с 7 по 19 августа 1926 года. Принято считать, что во время этого путешествия им было написано несколько работ с изображением священной для алтайцев горы Белухи. Две из них отмечены в каталоге произведений художника, выпущенном Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке. В списке эти работы стоят под номерами 632 и 633 (6-е изд., 1930; стр. 27). В.В. Соколовский, изучавший наследие Рериха, в обобщённом каталоге произведений художника в дополнение к каталожным музейным номерам указывает ещё и технику и размеры этюдов: 1) бумага, темпера, 21, 6 × 29, 2 см; 2) картон, темпера, 22, 9 × 29, 2 см. Они значатся под названиями «Белуха. Алтай» и «Белуха» (обе — 1926 года). В собрании нью-йоркского музея с 1930 года вплоть до его закрытия в 1936-м числилось только две «Белухи».
Ещё один этюд давно фигурирует в популярной и научной литературе. Работа написана в непосредственной близости от Белухи, с юго-запада. Мощные вершины покрыты белыми шапками. Перед зрителем открывается панорама Западного и Восточного пиков, на переднем плане возвышается ледник Геблера, за которым виден заснеженный гребень, пересекающий Катунский и Берельский ледники. Чёрно-белое изображение картины неоднократно воспроизводилось. Первая публикация состоялась в рижском альбоме «Рерих» (1939). Следует заметить, что местонахождение этюда до сих пор не выявлено. При жизни художника работа находилась в собрании Французской ассоциации друзей музея Рериха. По всей вероятности, Н.К. Рерих во время остановки в Париже по пути в Нью-Йорк в июне 1929 г. передал «Белуху» секретарю ассоциации Георгию Шкляверу для их
небольшого музея. В газете «Вечерний Новосибирск» (1985, 21 мая) была опубликована статья, где высказана неожиданная версия о нахождении этюда в музее Лувра, но эта версия остаётся неподтверждённой.
Этюды из нью-йоркского каталога с одним и тем же названием «Белуха» созданы в период пребывания экспедиции на Алтае. Тема, связанная с Алтаем, в частности с Белухой, крайне притягательна для интересующихся творчеством Н.К. Рериха, поскольку является нервом не только художественных, но и мировоззренческих поисков мастера. По мнению исследователей, она имеет прямое отношение к сюжетным полотнам, на которых присутствуют изображения священной горы. Это, например, «Ойрот — вестник Белого Бурхана» (1925), «Сосуд нерасплёсканный» (1927), «Святой Сергий» (1932), «Звенигород» (1933), «Победа» (1942). Некоторые исследователи полагают, что в целом можно насчитать более десятка таких произведений. Белуха выступает на картинах символом великого будущего. Всё то, что относится к этой теме, представляется важным культурным феноменом для наших современников и потомков.
В настоящее время одна из «Белух» обнаружилась в частном собрании в Москве. Работа выполнена темперой на бумаге, наклеенной на картон, уточнённый размер составляет 23 × 29,5 см. Гора Белуха написана в преобладающих синих тонах. Художник создаёт единое с землёй небесное пространство, заполненное возвышающимися округлёнными склонами гор. Массив Белухи и её две вершины с «седлом» посередине расцвечены охрой, чтобы подчеркнуть краски солнечного звенящего дня. Именно об этом и писал Рерих в своих путевых заметках. Небольшой этюд выполнен с натуры, с дальнего расстояния, с той самой окраины долины, откуда путешественники видели Белуху. Потому соотношение дальних гор и ближнего плана с синими громадами вполне соответствует художественной композиции. По нижнему краю этюда кириллицей печатными буквами написано слово «Белуха». Вполне возможно, это почерк Е.И. Рерих, жены художника. На обороте указан номер, согласующийся с музейным каталогом: «R.M. 633» (аббревиатура RM означает «Музей Рериха»). При жизни Николая Константиновича этюд не воспроизводился.
Момент создания этюда связан с посещением Рерихами Уймонской долины, когда путешественники все вместе впервые увидели Белуху. Художник отразил этот факт в путевых заметках, вошедших в книгу «Алтай – Гималаи». Зинаида Фосдик, сопровождавшая экспедицию в поездке по Алтаю, сообщает о том же: «Утром переправились через реку Катунь в Уймонскую долину и любовались великолепной панорамой Белухи с её снежными пиками и седлом между ними. День такой ясный, чудный, и Белуха видна во всём великолепии. Также убедились, что эта долина является местом для Звенигорода, предназначенным для великого свершения. Итак, сегодняшний день отмечен значительным событием»*. Из этой записи видно, какое большое значение придавалось отмеченному событию. Именно ясным днём 17 августа 1926 года Рерихи видели Белуху из долины. Это произошло накануне отъезда из Горного Алтая в обратный путь. Точка наблюдения могла находиться в одном из ближайших мест, из которых видна Белуха, недалеко от переправы через Катунь, на южных склонах Теректинского хребта. Другие наиболее удобные места, откуда гора видна во всём своём великолепии, например алтайское село Тюнгур, находились от базы экспедиции (Верх-Уймон) на значительном удалении, и Белуха оттуда открывается в ином ракурсе. Поездка на лошадях на расстояние до ста километров туда и обратно потребовала бы больших физических усилий перед самым отъездом.
Этюд «Белуха» происходит из коллекции Чарльза Посусты, агента, отвечавшего за продажу картин Рериха, которые остались в распоряжении бывшего президента нью-йоркского Музея Рериха Луиса Хорша после того, как музей прекратил своё существование. На этот этюд внимание автора статьи обратил 15 лет тому назад коллекционер из США Александр Левин. Благодаря его усилиям в России оказались знаменитые полотна «Сокровище Ангелов», «Варяжское море», «Зов солнца», «Три стрелы» и многие другие, хранившиеся ранее в музее Брандайс университета (Бостон, США). Подлинность эскиза «Белуха» подтвердила известный московский эксперт О.С. Глебова.
Судьба художественного наследия Н.К. Рериха, связанного с Алтаем, до конца не выявлена, и впереди много открытий. Вполне вероятно, у художника были и другие работы с изображением Белухи, которым он не придавал большого экспозиционного значения. Старожилы села Верх-Уймон вспоминали, что во время пребывания у них Николая Константиновича стены его комнаты были сплошь увешаны листами с этюдами и набросками. Горные вершины для Рериха всегда являлись символическим выражением человеческого духа, устремлённого в небесную высь.