Конечно, эволюция совершится, но зачем быть раздавленными, когда суждена песнь радости! Община, 253 |
Вячеслав ТРАПЕЗНИКОВ, п. Монино, Московская обл.
Жизни и деятельности Бориса Николаевича Абрамова посвящён ряд публикаций. Но ранний период его жизни остаётся нам абсолютно неизвестным.
На юные годы Бориса Николаевича, родившегося в 1897 году, пришлись самые драматические моменты истории нашей Родины: Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война. В 1917 году — году двух революций — Борису Абрамову было 20 лет.
В архивах Москвы и Санкт-Петербурга обнаружились документы, которые помогут нам больше узнать о том, как складывалась судьба Бориса Николаевича Абрамова в эти непростые годы.
Среди этих документов — личное дело студента Императорского Московского университета Б.Н. Абрамова, его послужной список на 1917 год, документы о периоде его обучения в Школе прапорщиков по Адмиралтейству в г. Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов).
В 1896 году в Нижнем Новгороде прошла самая большая в дореволюционной России Всероссийская художественно-промышленная выставка, по случаю которой в городе было проведено масштабное благоустройство. Б.Н. Абрамов родился в следующем году в обновлённом городе.
В личном деле студента Абрамова хранится метрическое свидетельство, выданное в апреле 1904 года, в котором сказано: «Борис, сын подпоручика Кремлёвского 246-го батальона Николая Николаевича Абрамова и законной жены его Екатерины Григорьевны, православных, рождён тысяча восемьсот девяносто седьмого года июля двадцатого, а крещён двадцать четвертого числа. Таинство крещения совершал священник Николай Воскресенский»1.
Борис Николаевич был потомственным дворянином и вторым сыном в семье. Сохранился любопытный документ за подписью предводителя нижегородского дворянства и секретарей: «1904 года Июля 20 дня, из Нижегородского Дворянского Депутатского Собрания выдана эта копия с определением сыну штабс-капитана Николая Николаевича Абрамова — Борису Николаевичу Абрамову, в доказательство его дворянского происхождения»2. Этим же документом в списки потомственных дворян включаются мать, Екатерина Григорьевна Абрамова, и старший брат — Николай Николаевич Абрамов.
1906 – 1915. Нижегородский дворянский институт
В августе 1906 года в возрасте 9 лет Борис Абрамов начинает обучение в Нижегородском дворянском институте Императора Александра II, где он получает восьмилетнее среднее образование. (Вместе с приготовительным классом срок обучения составлял 9 лет.)
Дворянский институт, по признанию современников, считался одним из лучших учебных заведений своего времени. Он был основан в 1844 году нижегородским дворянством. Учебное заведение работало по типу классической гимназии. Попечители и предводитель нижегородского дворянства внимательно следили за материальной базой института, научной, физической и эстетической подготовкой воспитанников.
В институте, помимо Закона Божьего, русской грамматики и словесности, точных наук, нескольких иностранных языков, обучали танцам, музыке, гимнастике.
Внутренняя жизнь института была разнообразной и интересной: проходили мероприятия, связанные с событиями российской истории и жизнью видных деятелей литературы, искусства, науки, проводились спортивные состязания и литературно-музыкальные вечера. Неоднократно приезжали высокие гости — Их Императорские Величества и члены царской фамилии.
Многие воспитанники Нижегородского дворянского института составили славу России. Среди них поэты и писатели И. Рукавишников, В. Садовский, А. Звенигородский, композитор М. Балакирев, историк К. Бестужев-Рюмин и другие.
Настоящей находкой для нас стал фотоальбом «Нижегородский дворянский институт Императора Александра II. 1913 учебный год», изданный в Париже. Более тридцати снимков дают прекрасное представление о внешнем виде учебного корпуса, его интерьерах, о проводимых занятиях и быте учеников.
На одной из фотографий альбома вместе с учениками 6-го класса в возрасте 15 лет запечатлён Борис Николаевич Абрамов.
В Нижегородском дворянском институте Борис Абрамов обучался по 28 апреля 1915 года и полный восьмиклассный курс окончил с серебряной медалью.
По окончании ему выдан аттестат зрелости3.
1915 – 1916. Императорский Московский университет
20 июня 1915 года Б.Н. Абрамов подаёт прошение на имя ректора университета: «Имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство о зачислении меня в число студентов Юридического факультета Императорского Московского Университета»4.
На прошении стоит штамп с надписью «Зачислен студентом Юридического факультета» и дата: 7 июля 1915 года.
В архиве хранятся и три фотографические карточки, подписанные рукой самого Абрамова. На оборотной стороне одной из фотографий (с печатью) имеется надпись: «Сим удостоверяю, что на этой карточке изображён Борис Николаевич Абрамов, окончивший курсы Нижегородского Дворянского Института Императора Александра II, в 1915 г. получивший аттестат зрелости от 29-го апреля 1915 года, за № 800. Мая 1 дня 1915 года». На этих фотографиях Борису Абрамову 17 лет.
Осенью 1915 года в Московском университете числилось чуть менее 12 000 студентов (из них 4 400 человек учились на юридическом факультете, куда подал прошение Б.Н. Абрамов).
В личном деле студента хранится «Свидетельство о явке к исполнению воинской повинности»5. Согласно этому документу, поступление Б.Н. Абрамова на службу в постоянные войска было отсрочено для окончания образования в Императорском Московском университете до призыва 1924 года.
В России вплоть до 1916 года к призыву студентов не прибегали. Ситуация на германском фронте меняет положение дел. Офицерский корпус русской армии несёт невосполнимые потери. Первый призыв студентов был проведён в марте 1916 года. Под призыв попадает и Борис Абрамов: 17 августа 1916 года он принят на действительную службу и в связи с этим уволен из университета.
1916. Первый подготовительный учебный батальон
Б.Н. Абрамов направляется в Первый подготовительный учебный батальон, который размещался в его родном Нижнем Новгороде в зданиях Нижегородской духовной семинарии. Царское командование предполагало из студентов достаточно быстро сделать офицеров: в двух подготовительных учебных батальонах в течение трёх-четырёх месяцев они должны были пройти первоначальное солдатское обучение, после чего направлялись в школы прапорщиков.
1916 – 1917. Школа прапорщиков по Адмиралтейству
В подготовительном учебном батальоне Борис Николаевич находится чуть менее месяца, и уже 2 ноября 1916 года его направляют на прохождение четырёхмесячных курсов в Школу прапорщиков по Адмиралтейству при морской учебно-стрелковой команде6, открытую в июле 1916 года в Ораниенбауме. 9 ноября 1916 года Б.Н. Абрамов зачислен в Школу прапорщиков во 2-й взвод7.
12 декабря 1916 года Борис Абрамов принимает присягу на верность Его Императорскому Величеству Государю Императору и Родине8, а 14 января 1917 года его утверждают в должности отделённого командира и производят в строевые унтер-офицеры9.
За неделю до выпуска, 20 февраля 1917 года, на имя генерал-майора Петрова, возглавлявшего Школу прапорщиков, поступила телеграмма: «Ходатайствую перед Вашим превосходительством — не найдёте ли возможности сыну моему Борису Абрамову по производству прапорщики отпуск для свидания отцом. В Действующую Армию решаюсь ходатайствовать ввиду того что не имел возможности видеться с сыном около двух лет. Подполковник Абрамов»10. На обороте телеграммы читаем: «Ваш сын будет уволен отпуск — Генерал Петров». Состоялась ли встреча сына с отцом, нам доподлинно неизвестно. Разрешение на отпуск было получено.
11 марта 1917 года отец Бориса Николаевича покинул земной план бытия.
В 1917 году, будучи строевым унтер-офицером, Б.Н. Абрамов оканчивает школу по первому разряду и значится первым в списке по старшинству баллов из 153 обучающихся11.
По окончании школы приказом по флоту и Морскому ведомству 27 февраля 1917 года его производят в прапорщики по Адмиралтейству с жалованием 600 рублей в год12.
В рапорте к Начальнику штаба Командующего Балтийским флотом капитан Татаринов так описывает выпускников Школы прапорщиков по Адмиралтейству: «Все выпускаемые офицеры получили соответствующее строевое образование, знают специальные военные предметы, как то: тактику, топографию, фортификацию и воинские уставы по-сколько требуется в данное время, кроме того довольно хорошо ознакомлены с тяжёлой полевой артиллерией. Морское же дело пришлось им читать в пределах программы для строевых унтер-офицеров и то без практики и без осмотра военных судов, а потому полагал бы, что наибольшую пользу выпускаемые офицеры могут принести в артиллерии приморского фронта»13.
1917 – 1918. Або-Аландская укреплённая позиция
Согласно Приказу командующего Флотом Балтийского моря14, Б.Н. Абрамов и ещё четверо выпускников школы направляются на Або-Аландскую укреплённую позицию.
Аландские острова расположены между Швецией и Финляндией. В 1809 году острова вместе с Финляндией вошли в состав Российской империи. К началу войны, летом 1914 года, российских войск на островах не было. В начале 1915 года был создан новый стратегический район обороны, получивший название «Або-Аландская шхерная позиция» и позже переименованный в Або-Аландскую укреплённую позицию. Она входила в систему обороны Морской крепости Императора Петра Великого, охватывавшей финское и эстонское побережья и защищавшей подходы к Петрограду с моря. Военные действия в основном происходили на море, русский гарнизон на Аландах в активных боевых действиях не участвовал.
Б.Н. Абрамов служит во 2-й батарее 2-го Отдельного батальона артиллерии Приморского фронта с 1 марта 1917-го по 1 января 1918 года15. Батарея располагала 6-дюймовыми (152-миллиметровыми) пушками Кане и находилась на острове Оланд, самом крупном в архипелаге.
События 1917 года и подписание мира в Брест-Литовске в корне изменили ситуацию на Аландах. Русские части покинули архипелаг.
Среди архивных документов хранится копия свидетельства о выполнении воинской повинности, выданная 22 апреля 1918 года командиром Действующего флота Балтийского моря. В тексте значится: «...служивший во 2-м Отдельном Батальоне Артиллерии Приморского Фронта Або-Аландской укреплённой позиции Борис Николаевич Абрамов, срока службы 1918 года на основании постановления Центрального Комитета Балтийского флота увольняется от действительной службы с перечислением в ратники государственного ополчения»16.
1918. Попытка восстановиться в университете
Вернувшись с фронта Первой мировой войны в Москву, Борис Николаевич подаёт прошение на имя ректора университета: «Имею честь покорнейше просить Вас, г. Ректор, об обратном приёме меня на юридический факультет Московского Государственного Университета, который я принуждён был оставить, будучи призван на действительную военную службу осенью 1916 г.»17. Адрес своего проживания Б.Н. Абрамов указывает как г. Москва, Сухаревская площадь, дом Коробкова, кв. 4.
На прошении стоит прямоугольный штамп с датой 4 мая 1918 г. и надпись: «Зачислить».
Другой штамп — 17 мая 1918 г., и рядом штамп «75 руб.». Подобный штамп с суммой 25 руб. стоял на прошении о зачислении на 1-й курс в 1915 году и означал уплату денег в пользу университета за учебное полугодие.
Почему же Борис Николаевич не продолжил обучение в Московском государственном университете? Этот вопрос требует дальнейшего исследования.
В 1918 году Борис Николаевич Абрамов покидает Москву и оказывается в водовороте событий Гражданской войны.
1 Метрическое свидетельство Б.Н. Абрамова № 4899 от 16 апреля 1904 г. // ЦГАМ, ф. 418, оп. 329, д. 6, л. 6. (ЦГАМ — Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Центральный государственный архив города Москвы». http://cgamos.ru/)
2 Свидетельство о звании № 432. Копия // Там же, л. 9 – 10.
3 Аттестат зрелости Б.Н. Абрамова № 800 // Там же, л. 3 – 3об.
4 Прошение на имя ректора Императорского Московского университета от Абрамова Б.Н. о зачислении // Там же, л. 1 – 1об.
5 Свидетельство о явке к исполнению воинской повинности Б.Н. Абрамова // Там же, л. 18.
6 Полный послужной список прапорщика по Адмиралтейству Бориса Николаевича Абрамова. Составлен 1917 // РГАВМФ, ф. 438, оп. 1, ед. хр. 3, л. 1 – 1об. (РГАВМФ — Российский государственный архив Военно-Морского Флота. https://rgavmf.ru/)
7 Там же.
8 Там же.
9 Там же.
10 Телеграмма на имя начальника Школы прапорщиков по Адмиралтейству от подполковника Абрамова (отца Б.Н. Абрамова) от 20 февраля 1917 г. // Там же, ед. хр. 2, л. 221 – 221об.
11 Список по старшинству баллов обучающихся Школы прапорщиков по Адмиралтейству, прослушавших полный курс // Там же, л. 237 – 239.
12 Полный послужной список... // Там же, ед. хр. 3, л. 1 – 1об.
13 Рапорт к Начальнику штаба Командующего Балтийским флотом от капитана Татаринова за № 1532 от мая 1917 г. // Там же, ед. хр. 2, л. 674 – 674об.
14 Приказ Командующего Флотом Балтийского Моря от 21-го апреля 1917 г. № 143 // Там же, ед. хр. 1, л. 118 – 118об.
15 ГАХК, ф. Р830, оп. 3, д. 67, л. 1 – 2. (ГАХК — Государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Хабаровского края». https://archive.khabkrai.ru/)
16 Свидетельство о выполнении воинской повинности // ЦГАМ,
ф. 418, оп. 329, д. 6, л. 25.
17 Прошение об обратном приёме в Университет // Там же, л. 24.