Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально



Фото- и медиа-архив


 

«ВО СЛАВУ РОДИНЫ». Переписка Ю.Н. и С.Н. Рерихов: 1957 – 1960

Автор: Деменко Татьяна


* Фотослайдер листается щелчком мыши,
изображение появляется после загрузки всех кадров *

Фото 1

С.Н. Рерих, Ю.Н. Рерих. Калимпонг, Индия, 1950-е гг.

Фото 2

Н.С. Хрущёв, С.Н. Рерих, Девика Рани. Дели, Индия, 1960

Фото 3

Ю.Н. Рерих в Третьяковской галерее. Москва, 1959

Фото 4

С.Н. Рерих, Ю.Н. Рерих. Москва, 1960

Фото 5

Ю.Н. Рерих. Москва, 1959

Фото 6

Ю.Н. Рерих на открытии выставки в Третьяковской галерее. Москва, 1959


Теги статьи:  Юрий Рерих, Святослав Рерих

Данная статья основана на переписке Ю.Н. и С.Н. Рерихов, охватывающей период жизни Юрия Николаевича после его возвращения на Родину — с августа 1957-го по апрель 1960 года1. Переписка сохранилась не в полном объёме. Письма Ю.Н. Рериха, написанные сразу по приезде в Москву (с августа по ноябрь 1957 года), отсутствуют, это становится очевидно, поскольку С.Н. Рерих на них отвечает. Также не сохранились письма Ю.Н. Рериха к брату за 1959 год, в частности посвящённые организации и открытию большой выставки произведений Н.К. Рериха в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) и первой в Советском Союзе выставки С.Н. Рериха. Корреспонденция отправлялась разными путями: по почте и с оказией — через знакомых, которые ехали в СССР либо Индию и могли лично передать письмо или посылку. Чтобы восстановить более полную картину событий тех лет, мы воспользуемся также письмами Ю.Н. и С.Н. Рерихов к другим корреспондентам.

В июле 1957 года Ю.Н. Рерих и сёстры Людмила и Ираида Богдановы отплыли из Бомбея пароходом, который направлялся в морской порт г. Одессы. Этим же путём в грузовом контейнере была отправлена и часть наследия семьи Рерихов, принадлежавшая старшему сыну: более пятисот картин отца, научная библиотека, собрание тибетских танок и другие уникальные произведения искусства из восточной коллекции Рерихов. Последняя встреча братьев накануне отъезда Юрия Николаевича состоялась в начале июля в Бомбее. 5 июля С.Н. Рерих написал брату: «...вчера мы видели вас из "Taj Mahal’a", как вы шли мимо, и мы вам махали и мысленно посылали самые лучшие мысли. (...) Пошлём тебе телеграмму на пароход. И ты сообщи о своём продвижении. (...) Берегите себя. Передай привет всем на борту». На следующий день он снова пишет: «Получил твою радиограмму и радовался».

В августе 1957 года С.Н. Рерих находился в своём имении в Бангалоре, с нетерпением ожидая вестей с Родины и, конечно, известий о том, как дошли картины. Первая весть от Юрия Николаевича прилетела 21 августа — телеграмма, в которой говорилось о благополучном прибытии и сообщался временный московский адрес. Первые два месяца Ю.Н. Рерих жил в Москве в гостинице «Ленинградская» на Каланчёвке, прежде чем получил четырёхкомнатную квартиру в новом доме на Ленинском проспекте. Святослав Николаевич пишет в ответ на телеграмму брата: «Все о тебе спрашивают и шлют сердечные приветы. Пишите подробно о вашей жизни и работе» (21.08.1957 г.).

«Дорогой мой Юша и все домашние. Получил твоё письмо и тоже от Раечки, — пишет С.Н. Рерих уже в августе. — Очень радовался. Много посылок для тебя. (...) Пишите часто. Наша жизнь идёт обычным руслом, а вот у вас всё новое. Да, Новая Жизнь и новое замечательное Поприще. (...) Пишите все подробности, а также встречи. Очень интересно мне услышать о художественной жизни. О разных течениях в художественной жизни, а может быть, ты встретишься с художниками» (28.08.1957 г.).

«Как картины Пасика [Н.К. Рериха]? (...) Вообще, хорошо было бы пояснить, что темпера как таковая — это краски, всегда употреблявшиеся в Индии. Масло пришло только недавно и климатически плохо переносит большие вариации температуры и влажности. Застеклённая темпера лучше всего.

Николай Константинович верил в живую силу краски-тона, и никто так не знал соотношения и гармонию тонов. Он умел передавать свет, как никто ещё до него. Это было основано на его глубоком знании световой гармонии. Его синтез и упрощение форм были результатом исключительного знания и понимания сущности им передаваемого. Часто я смотрю на Его картины, часто ими любуюсь и поражаюсь великой мощностью Его Творчества. Он внёс новое понимание, и Его Искусство — истинно Искусство будущего, ибо он создал новый Мир красок» (20.11.1957 г.).

Основной задачей сыновей Н.К. Рериха было возвратить Родине после десятилетий забвения имя своего отца, открыть для русского народа многогранный мир художника-гуманиста, патриота, философа, исследователя. Именно на осуществление этой общей для них цели и была направлена деятельность Ю.Н. Рериха в Советском Союзе.

Как видно из переписки, Юрий Николаевич не писал брату длинных, многостраничных писем, однако был ряд вопросов, которые он постоянно обсуждал с ним. Из всего спектра затрагиваемых тем ясно высвечиваются несколько наиболее важных:

– первая выставка картин Н.К. Рериха в Советском Союзе (1958);

– передача в дар советскому народу картин отца и шаги по созданию Музея Н.К. Рериха на Родине;

– первый фильм о Н.К. Рерихе (1958);

– жизнь и научная деятельность Ю.Н. Рериха на Родине;

– вторая выставка Н.К. Рериха в Москве (ГТГ, 1959);

– организация и создание С.Н. Рерихом Музея в Кулу;

– первая выставка С.Н. Рериха в Советском Союзе (1960).

Организация выставки Н.К. Рериха на Родине была для Ю.Н. Рериха неразрывно связана с дальнейшей передачей советскому народу привезённого из Индии наследия отца и созданием посвящённого ему музея.

Ещё перед отъездом из Индии Ю.Н. Рерих в письме к министру культуры СССР А.Н. Михайлову изложил свою идею создания в Советском Союзе Музея Н.К. Рериха, а также фильма и монографии о нём. Он писал: «Из многочисленных бесед с представителями советской общественности я вынес впечатление, что у многих явилась мысль о желательности постоянного музея произведений моего отца — академика Н.К. Рериха. Со своей стороны я всегда готов пойти навстречу таким пожеланиям. Мне представляется, что такой музей мог бы иметь филиал в одном из городов Сибири, где ныне решением Партии и Правительства творится великое всенародное дело, которому мой покойный отец всегда глубоко сочувствовал»2.

В письме от 5 декабря 1957 г. Юрий Николаевич сообщает: «Продолжаю двигать выставку. Намечалась она к концу декабря, но вещи берут время. (...) Беседовал с ним [секретарём Президиума Академии художеств] о предстоящей выставке. (...) Всё же надеемся, что выставка не замедлит состояться» (5.12.1957 г.).

«Началась подготовка к выставке, которую, если всё успеют, думают открыть 15 марта. 24-го [февраля] был просмотр картин в Третьяковке. (...) Затребованы картины из Риги, Ленинграда и Горького. Всего собираются выставить около 300 картин, ограничены помещением» (28.02.1958 г.).

«На выставке очень важно выявить подлинный Лик Николая Константиновича как основоположника Пакта охраны Культурных ценностей... — пишет С.Н. Рерих. — Я считаю, на поприще Мира это является одним из крупнейших вкладов, как и Красный Крест. Как будет обстоять дело с рамами на выставке (для маленьких этюдов)? Сколько предлагается? Так хотелось бы это всё как можно лучше обставить, но я знаю, что ты всё сделаешь, что нужно» (4.03.1958 г.). «Очень было радостно слышать о выставке. На днях я просматривал Пакт и должен сказать, что это была действительно Гениальная Идея, ибо это тот основной подход к Миру, который даст наиболее положительные результаты. Надо Имя Пасика представить так, как оно есть в действительности, — одного из величайших деятелей на поприще культуры» (5.03.1958 г.).

Несмотря на немалые организационные трудности, переносы сроков и сопротивление чиновников, совершенно не понимавших творчества Н.К. Рериха, твёрдая позиция Юрия Николаевича и его неоднократные обращения за поддержкой лично к министру культуры сделали возможным выполнение намеченного. Кто может знать, чего стоила старшему сыну Рериха борьба с инерцией и нежеланием некоторых представителей советской культуры признать мировую значимость Н.К. Рериха...

12 апреля 1958 года в Выставочном зале Союза художников (на Кузнецком мосту) состоялось торжественное открытие первой в Советском Союзе выставки полотен Н.К. Рериха. 226 работ мастера предстало перед восхищёнными зрителями. Благодаря неустанной деятельности Ю.Н. Рериха кроме привезённых из Индии полотен были выставлены работы из фондов Третьяковской галереи и Русского музея, Горьковского художественного музея и Государственного музея латышского и русского искусства, Музея им. А.А. Бахрушина и Музея МХАТ им. М. Горького, «из частных собраний С.А. Мухина, Ю.Б. Данцигера, Г.С. Торсуева, Л.И. Бродской, Б.В. Михайловского»3.

Открыл выставку заместитель министра культуры СССР В.И. Пахомов. Посол Цейлона в СССР, известный буддолог Г.П. Малаласекера, встречавшийся с Н.К. Рерихом ещё во время его экспедиции по Центральной Азии, произнёс замечательную речь о художнике, сравнив его с гениальными творцами эпохи Возрождения: «Иногда на земле появляются люди, которые не принадлежат определённой нации или народу, но — всему человечеству. Он одновременно был пророком и первопроходцем, который мечтал красотой объединить всё человечество в одно единое братство, ибо для него истина была Красотой, а Красота — истиной»4.

Об открытии выставки Святослав Николаевич узнал, находясь в доме родителей в Кулу: «Вчера послал Вам телеграмму из Манди, на пути в Дели. Был в Кулу, и в Кулу же пришла телеграмма от Девики об открытии выставки Пасика. (...) Прими от меня сердечное спасибо и передай от меня всем устроителям, как я ценю все заботы по устройству этой выставки. Ведь искусство Пасика — это Новое Искусство, Его особый подход и неоценимый вклад в сокровищницу культурных достижений не только Родины, но и всего Человечества. (...) Очень радостно сознавать, что картины Пасика опять собраны и несут своё замечательное провозвестие, Провозвестие Красоты и лучших достижений человеческого Гения» (18.04.1958 г.).

Юрий Николаевич продолжает делиться с братом происходящим в Москве: «Выставка продвигается. Грандиозный успех. Ежедневно тысяч пять посетителей. (...) Подготовляется монография — 30 цветных репродукций со статьёй, серия открыток. Статьи будут в журналах "Искусство и творчество", "Огонёк", "Октябрь". Была хорошая статья Грабаря, Кузьмина, говорят о Музее. Словом, страна откликнулась, как и можно было ожидать от великой державы нового типа, превыше всего ставящей культуру и мирный созидательный труд» (13.05.1958 г.).

Святослав Николаевич сообщает о том, что несколько индийских газет напечатали статьи о проходившей в Советском Союзе выставке. «Вы себе можете представить, как меня радует успех выставки. Ведь этот успех не только глубоко заслужен, но это зёрна и великого народа, понимающего жизненность Красоты и ценящего все её проявления» (24.05.1958 г.).

Итак, в 1958 году, через семь месяцев после приезда Ю.Н. Рериха на Родину, с небывалым успехом прошла выставка Н.К. Рериха в Москве. Юрий Николаевич сообщает брату: «Выставка закрылась вчера, 24-го [мая]. Теперь картины пойдут в Ленинград, Ригу, Киев, Тбилиси, Горький (Нижний Новгород) и, вероятно, в Ташкент. (...) Когда 4 мая думали, что выставку закроют, толпа не выходила до 11 ч. вечера и не выпускала дирекцию. Книга отзывов — в 6 томах! (...) 22-го [апреля] шла телевизионная передача "Николай Рерих" — показывали картины и твой портрет. Говорили диктор и я. Страна замечательно откликнулась. Раз семь читал доклады в местных музеях — дважды в Третьяковке. Говорят о Музее» (26.05.1958 г.). Из письма С.Н. Рериха немецкому индологу и художественному критику Герману Гётцу: «Брат пишет, что выставка картин объедет все главные города страны, в данный момент она проходит в Риге, затем переедет в Ревель [Таллинн], а оттуда в Ленинград, затем постепенно двинется к югу. Статьи об искусстве отца появляются в нескольких ведущих журналах, и брат будет присылать мне все материалы по мере их появления» (14.06.1958 г.).

Юрий Николаевич продолжает сообщать новости о дальнейшем следовании выставки: «16-го выставка открылась в Риге. Август – сентябрь пойдёт в Ленинград. Собираюсь туда на открытие» (22.06.1958 г.). «Приехавшие оттуда говорили, что прекрасно повешена и производит потрясающее впечатление. К концу года готовили альбом-монографию с цветными воспроизведениями картин» (23.08.1958 г.). «29-го ездил в Ленинград на открытие в Русском музее. Отвели 7 залов. Выставка выглядит очень парадно, и народу много» (12.09.1958 г.).

В письмах Юрия Рериха всё чаще встречаются слова о музее: «Теперь ведутся беседы о создании постоянного музея...» (13.09.1958 г.). Святослав Рерих отзывается на это строками: «Очень хотелось бы видеть музей в Союзе, куда вошли бы все работы Пасика, посвящённые его деятельности как объединителя стран на культурном поприще, Работника и Борца за Мир» (29.09.1958 г.). «Нужно тоже думать о Музее Пасика. Хотелось бы, чтобы всё Его Главное Творчество было бы собрано на Родине. Для будущего изучения этого богатейшего вклада в сокровищницу национального и мирового Искусства» (30.10.1958 г.).

О событиях, происходящих на Родине, С.Н. Рерих сообщает Зинаиде Григорьевне Фосдик: «Как Вы, может быть, слышали, выставка Отца проходит в Москве с 12 апреля. Она имела огромный успех, тысячи людей приходили ежедневно и стояли на улице в длинных очередях, чтобы попасть на неё. Юрий пишет, что это было замечательное событие, которое показывали по телевидению. Юрий участвовал во многих радиопередачах, а теперь выставка поедет в Ленинград, Киев и другие крупные города. У Юрия всё в порядке, он страшно занят разнообразной деятельностью, а девочки помогают ему по дому» (не позднее июня 1959 г.).

В Ленинграде устроители были вынуждены продлить сроки экспонирования картин, об этом сообщает Юрий Николаевич: «В настоящее время выставка в Ленинграде в Русском музее в прекрасном помещении продлена по желанию общественности до 25 октября. По первоначальному плану она должна была закрыться 2 октября, но было получено письмо от студентов, которые ездили на целину в Сибирь. Целинники просили не закрывать её до прибытия их эшелонов в город. Вообще молодёжь прекрасно отозвалась» (16.10.1958 г.). В этот момент Юрий Николаевич находится в отпуске и собирается в Киев на открытие выставки.

Теперь уже в каждом письме братья обсуждают и утверждают идею создания Музея. «Выставка в настоящее время направлена в Киев, где откроется числа 15-го. Затем, вероятно, Тбилиси и Вильнюс. Ведутся разговоры о создании постоянного музея. Предлагают устроить музей при Русском музее в Ленинграде... В Москве помещений мало, разве что старые особняки, но это сложно. Затем думаю о филиале Музея в Сибири, на Алтае. Туда брошены большие силы, и, памятуя устремление Пасика к Алтаю, думаю, что это будет хорошо. Там только что закончили новую галерею. Ведь там будущее» (8.11.1958 г.). «Сегодня имел хорошую беседу с Н.А. Михайловым. Решено создать Музей в Ленинграде и филиал в Сибири, где идёт всенародная стройка и куда и меня привлекают к работе (по совместительству)» (13.11.1958 г.). С.Н. Рерих отвечает: «Был очень рад узнать, что картины Пасика пойдут в особый Музей. Да и Алтай — это хорошо очень. Но надо досмотреть, чтобы всё висело хорошо, а не в складе лежало» (7.12.1958 г.). В последнем в 1958 году письме к брату Ю.Н. Рерих пишет: «18-го вернулся из Киева. Выставка открыта (9 залов) в Гос. Музее Русского Искусства. Как и в Москве и Ленинграде, очереди. Провёл три беседы. Большой интерес художественной общественности. (...) Встретил исключительно радушный приём. (...) Ведём организационные беседы по созданию мемориального музея в Ленинграде и филиала к Алтаю. (...) После Киева выставка пойдёт в Тбилиси» (20.12.1958 г.).

Тогда же, в 1958 году, по инициативе и при активном участии Юрия Николаевича в короткие сроки был подготовлен первый советский цветной документальный фильм о Рерихе — «Художник Николай Рерих» длительностью 17 минут (московская киностудия «Экран»). Фильм вышел на экраны в то время, когда в связи с прошедшими выставками в стране пробудился огромный интерес к Н.К. Рериху, и стал ещё одним шагом к широкому знакомству народных масс с творчеством художника — как его раннего, так и более позднего, индийского, периода.

Коснёмся истории создания фильма. В мае 1958 года Святослав Николаевич получает письмо, в котором Юрий Николаевич обращается к нему с просьбой: «Сейчас пишу по очень спешному делу. Здесь подготовляют фильм "Николай Рерих". Будет заснят в Русском музее в Ленинграде. Заснимут пейзажи "Извары". Покажут города, которые Пасик посетил в 1903 – 1904 гг., Академию Художеств, Общество Поощрения Художеств и т.д. Нельзя ли получить от Bhawnani копию его фильма, снятого в Наггаре? (...) Сделай это, пожалуйста, и телеграфируй мне ответ» (13.05.1958 г.).

Святослав Николаевич сразу же связывается с известным индийским кинорежиссёром и сценаристом Моханом Даярамом Бхавнани, и тот телеграфирует о согласии встретиться. В письме, адресованном М.Д. Бхавнани, С.Н. Рерих сообщает подробности важного дела, по которому назначена встреча: «Я был рад получить Вашу телеграмму и постараюсь дождаться Вашего приезда в Бомбей. Мой брат протелеграфировал, что ввиду беспрецедентного успеха и интереса к живописи Отца на выставке, которая проходит всё это время в Москве, государство выпускает фильм о жизни Отца. Они уже начали съёмки, и мой брат хотел, чтобы я связался с Вами насчёт снимков, которые у Вас есть, — снимков Отца, а также долины Кулу и других частей Гималаев, где работал Отец» (26.05.1958 г.). Индийский режиссёр с готовностью даёт согласие на пересылку ценной киноплёнки в СССР. Об этом мы узнаём из письма к нему С.Н. Рериха: «...плёнка, включающая снимки Отца и пейзажи Кулу, которая была смонтирована с Ваших катушек о долине Кулу, будет отослана моему брату и передана тем, кто делает фильм об Отце в Москве» (10.06.1958 г.).

Святослав Николаевич спешно сообщает брату в Москву: «Отослали вам фильму Бхавнани... На фильме Бхавнани есть штамп нашей здесь таможни для обратного ввоза. Т. к. это оригинал, то с ним надо осторожно обходиться» (16.06.1958 г.).

Осенью 1958 года С.Н. Рерих узнаёт о том, что работа над фильмом завершена: «Очень рад также, что фильм о Пасике уже готов», — пишет он брату (28.10.1958 г.). В этом фильме советские зрители впервые увидели уникальные кинокадры из документальной ленты М.Д. Бхавнани «Кулу — долина Богов», запечатлевшие Н.К. Рериха. Через 57 лет, в 2015 году, уцелевшая киноплёнка с этими кадрами из фильма известного индийского режиссёра была передана на хранение в Сибирское Рериховское Общество и сейчас экспонируется в Музее Н.К. Рериха на выставке, посвящённой Ю.Н. Рериху. В фильм «Художник Николай Рерих» вошли также кадры выставки полотен Н.К. Рериха в Русском музее, которую 29 августа 1958 года открыл Ю.Н. Рерих, специально для этого приехавший из Москвы.

Деятельность Юрия Николаевича по организации выставки и созданию фильма, многочисленные интервью, встречи с людьми — всё это происходит параллельно с его многогранной научной, издательской и преподавательской деятельностью в Институте востоковедения и множеством других дел. Лаконичными фразами Юрий Николаевич описывает брату свою жизнь и работу: «Со всеми этими делами ты можешь себе представить, как я занят. И в моей работе занятий прибавилось. Избрали меня в Учёный Совет Института Китаеведения. Пришлось написать много статей. Но всё это хорошо, во славу Родины» (28.02.1958 г.). «Завтра вылетаю в командировку на 2 недели в Монголию, куда меня пригласил Комитет Наук» (19.07.1958 г.).

По просьбе брата Святослав Николаевич неоднократно высылает в Москву труды Юрия Николаевича, изданные в Индии, а также другую необходимую литературу по востоковедению, поскольку в Советском Союзе многие научные источники были недоступны. «В Институте с осени мне дают сектор "Буддийской философии и индийской культуры". (...) Жизнь входит в новые русла. Вчера на приёме в Индийском Посольстве видел Радж Кумари Амрит Каур. Вспоминали Вас обоих» (17.08.1958 г.). «Читал доклад в Географическом обществе. Начался учебный год, и работы много. Мне присвоили степень доктора филологических наук. В настоящее время организую сектор философии при институте» (16.10.1958 г.). «Дела мои развиваются. Вывешен приказ о назначении заведующим сектора философии и истории религий (Индии). (...) Кроме того, открывается сектор в Институте Китаеведения и приглашают "по совместительству" туда. Затем Ленинградский университет (периодически), Институт в Улан-Удэ... и Монголия. Как всё это совместится, ещё не знаю, но размах есть. В Ленинграде встреча была очень тёплая, а выступление в Географическом обществе окончилось ovation. При сём посылаю фотографию со старейшим академиком В.В. Струве и ректором Университета А.Д. Александровым. Страна растёт, и масштабы большие. Много интереса к Востоку, и интереса хорошего, "по существу". Для "Большой Советской Энциклопедии" написал статью о буддизме» (8.11.1958 г.).

20 декабря 1958 года Юрий Николаевич пишет брату: «Приближается конец года. Много отчётных собраний по Академии Наук. Три раза в неделю читаю лекции, кроме того, много организационной работы».

За немногими строками этих писем стоял колоссальный труд исследователя и учёного, которому с огромными усилиями удавалось осуществлять лишь небольшую часть своих научных планов. Юрий Николаевич опережал своё время не только как человек, но и как учёный, обладавший исключительными знаниями, в том числе и в области, недосягаемой для большинства его коллег, черпавших информацию в основном из книжных источников.

Абсолютно непонятным феноменом был для некоторых деятелей от науки этот необычный человек, обладавший широчайшими познаниями, сущность которого они не могли постигнуть, не находя ему места в советской действительности. Юрию Николаевичу приходилось пробиваться сквозь дебри этого непонимания и невежества, что отбирало очень много времени и требовало колоссального напряжения сил. Это непонимание и боязливое отношение распространялось не только на него самого, но и на всех членов семьи Рерихов. Ведь совсем ещё недалеко было то время, когда по «рериховскому делу» люди десятки лет отсиживали в лагерях. Поэтому и вопрос с Музеем Н.К. Рериха продвигался совсем не так, как мечтали сыновья Николая Константиновича.

Из письма Ю.Н. Рериха Р.Я. Рудзитису от 16 марта 1959 года: «Выставка закрылась в Тбилиси, где прошла с большим успехом. Теперь картины пойдут в Москву, где предстоит сортировка вещей на Ленинград и Сибирь. Возможно, что несколько вещей останутся в Третьяковке (конечно, при условии экспозиции). Последнее решение Министерства: автономная экспозиция при Русском музее и Музей в Новосибирске». Надежды Ю.Н. и С.Н. Рерихов на создание на Родине постоянно действующего Музея Н.К. Рериха в 1960 году не были осуществлены. Признание и принятие творчества художника и его философского наследия отодвинулось на десятилетия.

В настоящее время в Русском музее хранится свыше 400 работ Н.К. Рериха (361 из них передана в дар в 1958 году), многие из которых большую часть времени пробыли в запасниках, хотя в первые годы после дарения картины Н.К. Рериха экспонировались в отдельном зале. В Новосибирском художественном музее все 60 полотен мастера, переданные в дар Сибири Юрием Николаевичем, с 1960 года размещены в отдельных залах и находятся в постоянной экспозиции.

Из Государственного музея искусств Грузинской ССР картины вернулись в Москву, и в июле 1959 года в Третьяковской галерее открылась вторая в столице выставка, на которой было представлено 250 произведений мастера. Кроме картин из Третьяковской галереи и привезённых Ю.Н. Рерихом в выставке также участвовали своими коллекциями Государственная оружейная палата, Музей им. А.А. Бахрушина, Киевский музей русского искусства и несколько частных собраний.

Святослав Николаевич так отзывается на это событие: «Сегодня выставка Пасика, и мы вам всем шлём наши лучшие мысли. Послали телеграмму. Надеюсь, дошла» (20.07.1959 г.). В письме г-же Мукерджи, редактору журнала «Rhythm» в Калькутте, он пишет: «...в Москве в Государственной Третьяковской галерее сейчас проходит большая и всесторонняя выставка картин отца, и она продлится ещё 3 месяца. Она занимает 4 зала музея. На выставке представлено много картин, посвящённых Гималаям, и, как заметил индийский посол К.П.Ш. Менон в своей речи на её открытии, "никто ещё не изображал величие и истинное значение Гималаев так, как Николай Рерих"» (23.07.1959 г.).

Отвечая на неизвестное нам письмо Ю.Н. Рериха с описанием этого события, С.Н. Рерих пишет: «Очень были рады получить ваши первые весточки после открытия выставки. Это очень всё хорошо — будем ждать каталоги» (16.08.1959 г.). Каталог к выставке был выпущен, кроме того, в Государственном издательстве изобразительного искусства к этому времени вышел альбом «Николай Константинович Рерих» — первое советское издание, посвящённое творчеству художника.

В переписке братьев обсуждается вопрос о создании Музея Н.К. Рериха в Кулу. В декабре 1957 года Юрий Николаевич пишет: «Хорошо, что думаете о культурном центре имени нашего Пасика, где обе страны могли бы работать на общей ниве Культуры. Следовало бы и наш Наггар привести в жизнь» (5.12.1957 г.). Святослав Николаевич: «Думаю всё, как бы лучше осуществить Музей в Кулу. Всё же это место, которое так тесно связано с работой Николая Константиновича в Индии и имеет исключительные преимущества, климатические, географические и исторические. Не говоря уже об исключительной живописности места. Это мог бы быть исключительный центр, так, как это и думал Николай Константинович и Масик [Е.И. Рерих]» (14.08.1958 г.). Юрий Николаевич отзывается строками: «Как хорошо, что Дом-музей в Кулу состоится» (16.10.1958 г.).

Летом 1959 года Святослав Николаевич начинает предпринимать конкретные шаги по созданию музея и сообщает об этом брату: «Вернулись из Кулу, где мы пробыли 16 дней. (...) Конечно, было много работы, главным образом, решить Музей. Сейчас решили отделать три комнаты внизу, т.е. где Пасик работал — рядом office и твоя рабочая комната. Т.е. три комнаты в ряд. Но это будет временно — я хочу выстроить небольшое здание на площадке, где стоит Камень Н.К. (...) Это будет гораздо лучше, ибо упростит многое. Небольшой домик рядом, где жили служащие, думаю переделать в дом хранителя. Будет это рядом и удобно. (...) Проводим электричество в дом» (2.06.1959 г.). «В Кулу мы откроем 3 комнаты весной, будет для начала 25 картин Пасика. Но всё это быстро разовьётся, и, думаю, уже в будущем году многое будет сделано» (23.12.1959 г.).

Из писем Святослава Николаевича видно, что в эти годы он очень много работает, пишет портреты, пейзажи, серии картин. В январе 1957 года он сообщает брату: «Картины накапливаются, но где и когда выставки — не известно. Но главное работа, а всё другое не важно» (9.01.1957 г.). «...Хочется создать что-то особенное. Новое. Может быть, к будущему году и удастся» (16.12.1957 г.).

Летом 1958 года С.Н. Рерих начинает думать о выставке в Индии: «Я здесь очень занят по делам в связи с имением и мечтаю приняться за картины. Предполагаю целую серию. Вообще, работы столько, что прямо нет ни минуты свободной. (...) Картины свои из Америки частично я верну сюда для выставок» (16.06.1958 г.).

Осенью 1958 года в переписке впервые заходит речь о показе картин С.Н. Рериха в СССР: «Тут хотели бы иметь твою выставку. Успех будет большой!»  — пишет Юрий Николаевич (12.09.1958 г.). Через два месяца он повторяет: «Здесь очень хотели бы твою выставку. Она, конечно, была бы встречена превосходно, ибо искусство очень ценят. Напиши свои соображения об оформлении поездки» (8.11.1958 г.). На это письмо Святослав Николаевич отвечает: «Подготовляю новые картины. Большие. Думаю, будут интересными. Хотел спросить, если подготовлять выставку в Союзе, то сколько картин надо иметь в виду» (21.11.1958 г.). Через месяц Юрий Николаевич сообщает: «Твою выставку ожидают. Я говорил с Н.А. Михайловым. Он мне сказал, что все будут приветствовать возможность увидеть твои произведения» (20.12.1958 г.). Таким образом, в конце 1958 года уже был решён вопрос о будущей выставке С.Н. Рериха в Советском Союзе.

В апреле 1959 года начинается более детальное обсуждение: «Сейчас мы подготовляем выставку в Дели в январе 1960 года, — пишет брату из Индии Святослав Рерих, — а затем думали её перебросить в Союз. С тем чтобы она дошла к апрелю и выставку можно было бы держать апрель – май. Я говорил здесь с Ефимовым на месте Байкова5, он сказал, что напишет в Союз о выставке немедленно. Надо будет ещё тебе обсудить с Михайловым, где выставку держать» (23.04.1959 г.). «Я думаю в Союз везти мои портреты, жанровые картины, ландшафты, а также все типы и из местной жизни. Даже и так будет порядочно картин. Но я очень хотел бы знать Ваши соображения о количестве» (29.04.1959 г.).

Вскоре С.Н. Рерих начинает активную подготовку к персональной выставке в Дели, которая предшествовала отправке его картин в Советский Союз. «Готовимся здесь к Делийской выставке. Много надо приготовить рам и поправить картин, пришедших из Америки. (...) Мы закроем выставку в Дели 20 февраля и немедленно запакуем их и отправим. Но быстро сказка сказывается и т.д. Во всяком случае, всё надо обсудить и выяснить до отправки» (16.08.1959 г.). «Приехали в Дели, но в день приезда порвал себе мускул на ноге и слёг в постель, надеюсь, через несколько дней можно будет двигаться. Все приготовления к выставке продвигаются вполне благополучно. 20-го [января] открытие... (...) Открывать будет Радхакришнан. На следующий день будет президент. Картины прибыли в полном порядке, и теперь будем всё устраивать, только задержка во мне» (19.12.1959 г.).

20 января 1959 года персональная выставка С.Н. Рериха в Дели была торжественно открыта. Её посетила советская делегация во главе с Н.С. Хрущевым. То, что С.Н. Рерих был лично знаком с Хрущёвым и другими членами делегации, стало решающим для проведения его выставки в СССР в 1960 году. В дневнике Рихарда Рудзитиса имеется запись от 10 марта 1960 года о том, что ящики с картинами были привезены 4 марта 1960 года на самолёте Никиты Сергеевича: «Первый раз Хрущёв привёз из Индии Йогу. Второй подарок — привёз картины Святослава вместе со своим багажом. Это многое значит»6.

Святослав Николаевич пишет брату, что на выставке в Дели ему было очень радостно приветствовать советскую делегацию, посылает фотографии. «Открытие выставки прошло прекрасно, — продолжает он, — и Пандитджи7 сказал прекрасную речь. (...) За несколько дней побывало больше 10 000 [человек], что совершенно неслыханно в Дели и может только сравниться с выставкой Советского Искусства. Сегодня выставка закрыта, ибо боялись не совладать с толпами. (...) Вашу телеграмму получили к открытию, большое спасибо» (26.01.1960 г.). По окончании выставки он сообщает, что она «побила все рекорды, и посещаемость превысила 100 000 за месяц. Ничего подобного здесь не случалось. (...) Было отрадно видеть, как все тянулись к нашим картинам и как замечательно реагировал народ» (13.03.1960 г.).

Перед отъездом С.Н. Рериха в Советский Союз Юрий Николаевич получает от него письмо: «Наши планы следующие: 1. Прилетаем 28-го [апреля]... 2. Будем гостями Министерства культуры. 3. Выставка будет месяц в Москве и три недели в Ленинграде. (...) Итак, надеюсь, через три недели встретимся. Это будет для меня большим счастьем» (6.04.1960 г.).

13 апреля Святослав Николаевич получает последнее письмо от Юрия Николаевича перед их встречей в Советском Союзе: «Родной мой Светик, получил твой пакет от 28 марта с копиями статей о выставке и фотографиями. Всё это уже пущено в дело. (...) Ждём Вас. Телеграфируйте час прибытия. Крепко обнимаем. Твой Ю. Р.» (13.04.1960 г.).

28 апреля Юрий и Святослав Рерихи встретились на родной земле. С.Н. Рерих находился в СССР до 13 июля 1960 года.

С 11 мая по 3 июня 1960 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина с грандиозным успехом прошла первая на Родине выставка картин С.Н. Рериха, которая дала возможность нашей стране продолжить знакомство с совершенно новым, таким прекрасным, огромным и непостижимым миром Рерихов. Мир этот на краткий миг истории — менее месяца — предстал на Родине в объединённых сердцах сыновей Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов.

21 мая 1960 года старший сын Рерихов покинул земной план бытия.

Уже после его ухода из жизни, с 12 июня по 2 июля, выставка полотен С.Н. Рериха экспонировалась в Ленинграде, в Государственном Эрмитаже.

Последние годы жизни Юрия Николаевича Рериха, проведённые на Родине, положили начало пробуждению стремления к познанию путей духа и всеобщего блага в сердцах многих людей. Всё самое лучшее, созидательное и эволюционное всегда в великом труде и одиночестве прокладывает свой путь сквозь толщу грубой материи, но эти труды непременно дают прекрасный посев в будущем.

«...Посев семян добра не сохнет, и во дни суждённые зёрна процветут»8.

 


1 Переписка, опубликованная Международным Центром Рерихов в книгах: Рерих Ю.Н. Письма: В 2 т. М., 2002; Рерих С.Н. Письма: В 2 т. М., 2004 – 2005, содержит 16 писем Ю.Н. Рериха к С.Н. Рериху, 11 писем С.Н. Рериха к Ю.Н. Рериху и 60 общих писем С.Н. Рериха к Ю.Н. Рериху, Л. и И. Богдановым.

2 Цит. по: Ревякин Д. Первая выставка картин Н.К. Рериха в СССР (http://www.lomonosov.org/aspects/fivefouraspects201666141.html).

3 Чернявский В.Е. Формирование наследия семьи Рерихов в учреждениях культуры и науки СССР // Дельфис. 2016. № 3. С. 25.

4 Цит. по: Рерих Ю.Н. Письма. Т. 1. М., 2002. С. 22.

5 И.П. Байков — советник по вопросам культуры в советском посольстве в Индии в 1955 – 1959 гг.

6 Цит. по: Тарасенко Е. Искусство Николая и Святослава Рерихов: путь на Родину // Скрижали мысли. 2015 – 2016. Екатеринбург, 2016. С. 75.

7 Джавахарлал Неру.

8 Братство. 190.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Ю.Н. Рерих

Статьи по теме, смотреть список




 

 

 
Мысли на каждый день

Что же чище омоет дух, нежели мысли о благе других?

Озарение, ч. 3, гл. 3, п. 10

Неслучайно-случайная
статья для Вас: