Ширина понимания начертит полосу возможностей. Беспредельность, 6 |
Наталия Дмитриевна Спирина. 1960-е гг.
[Февраль 1963 г.]
Дорогая Ната!
От Вашего письма осталось какое-то ощущение радости. По-видимому, самый тяжкий период Вашей болезни миновал. У меня несколько дней как было чувство, что всё обойдётся терпимо. Очень сочувствую Вам, что среди Ваших учеников в классе столько неспособных. Но как же взойти по лестнице, минуя ступени. А ведь каждая трудность — это ступень лестницы Жизни. И чем труднее она, тем больше возможностей родится при каждом преодолении. Можно, конечно, было бы этих трудностей избежать и от них освободиться, но как же тогда подниматься по лестнице Жизни. Мой опыт прошлого года был очень тяжким, но ни за что на свете я не согласился бы его не иметь. Плата велика, велики были трудности, но ведь трудности рано или поздно проходят, а опыт бесценный остаётся с нами как наша неотъемлемая собственность. Трудно Вам? Да? Кто же в этом сомневается. Да ещё болезни, да ещё больная мать! Но попробуйте своё страдающее и переживающее всё так болезненно «я» отодвинуть на задний план. Мучается, ну пусть и мучается, а Вы, не обращая на него слишком много внимания, а главное, не жалея его, центр внимания и усилий перенесите на учеников, которых Вы учите музыке, чтобы как-то даже неспособных продвинуть. О них и на них сосредоточьте усилия свои и желания и волю, а не на своём страдающем «я». И ему, т. е. Вашему «я», станет легче, и дело двинется вперёд, и ученики преуспеют. А главное, почувствуете радость преодоления личности своей и победу интересов сверхличных над личными. Ведь Ленин, Великий Ленин, совершенно не жил личными интересами, ведь он всего себя вкладывал в общее, сверхличное дело. Нет другого пути, как полное забвение своей личности во имя сверхличного. Конечно, надо есть и пить и заботиться о матери и о своём здоровье, но жалеть себя уже недопустимо. Как же идти дальше и расширять сознание, если не перешагнуть через себя. Ведь сознание выходит на планетный простор, в сферу интересов всего человечества, всех народов.
Радуюсь успехам нашей Великой Родины, её быстро растущему авторитету по всей земле. Действительно Ведущая Страна и защитница слабых и угнетённых. Это даёт мне радость и силы.
Вышла интересная книжка Академии наук СССР «Вселенная, жизнь, разум» И.С. Шкловского.
Компрессы на сердце ставятся: 1) для успокоения — холодные, 2) для стимулирования — горячие. Но лучше по опыту на себе самой выяснить, какой именно требуется.
С приветом сердца, Б. А.
В газете «Известия» от 10 февраля 1963 года в статье «Горение» Евгения Кригера приведены замечательные слова Ф.Э. Дзержинского:
«Быть светлым лучом для других, самому излучать свет — вот высшее счастье для человека, какого он может достигнуть. Тогда человек не боится ни страданий, ни боли, ни горя, ни нужды. Тогда человек перестаёт бояться смерти, хотя только тогда он научится по-настоящему любить жизнь».
Считаю эти слова выражением глубокой философской мысли, жизненно применимой, не отвлечённой.
30 октября 1965 г.
Дорогая Ната!
Удосужился собраться написать Вам вместе с Ниной Ивановной. Очень сочувствую Вам, что состояние Вашего здоровья столь тяжело, что силёнок тянуть воз уже не хватает. Вчера видел Вас во сне и объяснял Вам, что патриотизм, любовь к Родине и радость её успехам и процветанию являются как бы жизнедателями и очень хорошо тонически действуют на здоровье. И впрямь, человек как бы забывает о себе, и ему становится легче. Советовал Вам поразмыслить об этом...
Я стою на платформе диалектического материализма и считаю, что вне материи ничего не существует и существовать не может, что чудес не бывает, что наука настоящего и будущего может объяснить любой действительный факт или явление, если они не выдуманы и не порождены суеверием. Верю безусловно в победу коммунизма на всей земле, и тогда кончатся войны и все ужасы, порождённые старым миром.
Поздравляю Вас с Праздником Великой Октябрьской революции и желаю здоровья, здоровья и здоровья и Вам, и Александре Алексеевне1.
Чую, что невесело Вам. Но весело или не весело, а жить надо, лучше уж жить, не поддаваясь настроениям момента и состояниям подавленности, вызываемым физическими недомоганиями. Бороться с болезнями надо тоже умеючи. Им поддаваться нельзя, иначе одолеют и сядут на шею.
Н.И. чувствует себя очень скверно. Опять допекает громкоговоритель за стеной. И помочь как, не знаю. Говорил, да всё без толку. Глухи здоровые люди к нуждам больной...
Желаю Вам всего доброго. С приветом, Б. А.
30 августа 1970 г.
Дорогая Ната!
Хочу поделиться с Вами выдержками по психологии2, частью о лечении болезней самовнушением, частью о значении синтетического мышления:
«Способность синтеза (синтетического мышления) замечательна тем, что позволяет обобщать все явления в одно нераздельное, связанное всеми своими частями целое. И каждое явление тогда приобретает особый смысл как часть этого единого целого. Всё занимает тогда принадлежащее ему место в общей схеме вещей. И даже человек, при всей сложности его организации, понимается синтетически. При синтезе невозможным становится умиление масками, ибо малейшая черта характера воспринимается в связи и при обобщении с целым. Художник синтезирует краски в виде законченной картины, архитектор — строительные материалы в виде законченного здания, композитор — звуки в виде симфонии, полной и завершённой, а писатель — слова в форме литературного произведения. Синтез — основа творчества и строительства. Даже химия имеет огромный раздел — синтетический. Но самое трудное — это синтетическое мышление, обобщающее в одно неразрывное целое все явления всех миров.
Где бы ни был человек, в каких бы условиях ни находился, в мыслях он может всегда пребывать с тем, с чем хочет, и там, где хочет, и никто и ничто не в силах заключить его мысль в круг безысходности. В темницу можно заключить тело, но не мысль. Мысль — это символ свободы сознания. Оторвать мысль от ограниченности плотного окружения будет победой над ним. Осознание этих свойств мысли предшествует освобождению сознания.
Почему считать, что под контролем должны находиться только отрицательные чувства и эмоции, под контролем воли должны быть все чувства: и плохие, и хорошие. Необузданность хороших чувств и эмоций тоже вредно отражается на организме и, как всякая несдержанность, разрушает равновесие. Основа всех чувствований — равновесие, и без контроля их проявление не допускается. Всякая необузданность означает своеволие эмоционального начала, что в корне недопустимо. Воля распространяется на всё происходящее в человеке. Даже каждое заболевание нуждается в контроле и в том, чтобы процессу дать нужное направление, не подчиняясь обычному течению болезни. И лечение продолжается до тех пор, пока не установится нормальное состояние органа. Ни в коем случае перед болезнью нельзя складывать оружия и прекращать борьбу. Обычно организм борется сам, но помогать ему необходимо. И хотя некоторые болезни, особенно хронические, очень устойчивы, всё же сломить можно и их. Только отмершие или окончательно парализованные клеточки восстановить уже невозможно. Все возможности надо использовать. Имеется в виду, главным образом, пс[ихическое] лечение, т. е. лечение пс[ихической] энергией.
И нельзя дозволять себе падать духом, опускать руки и безвольно подчиняться болезни, ибо это усилит [её] и позволит ей беспрепятственно развиваться. Следует понимать, что всякая болезнь временна и мысль может её пересилить и пережить, т. е. оказаться длительнее, чем разновесие организма».
Желаю Вам всего светлого, бодрого и полного надежды.
С приветом от нас обоих, Б. А.
1 Мать Н.Д. Спириной.
2 Далее Б.Н. Абрамов приводит фрагменты своих Записей.