Слова есть корабли мысли. Мир Огненный, ч.2, 147 |
Рерих пришёл, чтобы раздвинуть, расширить горизонты нашего сознания для вмещения идей о всепланетном Братстве, о Культуре духа, о космическом назначении человечества.
В наше время мы встречаем и разное отношение к Рериху, и разные степени понимания его миссии: кто-то воспринимает его только как художника, да ещё признавая исключительно русский период его творчества; кому-то близка его идея великого значения Культуры и Знамени Мира как символа охраны культурных ценностей; не редкость, когда учёные признают заслуги Рериха в археологии, но не интересуются громадой его философских идей. Всё это не беда, если только нет умаления и отрицания: многим трудно, а порой и невозможно вместить всепланетную эволюционную роль Николая Константиновича как посланника Высших Сил.
Но самое разрушительное, когда некоторые, называя себя исследователями творчества Рериха, сознательно пытаются гиганта духа поместить в некое прокрустово ложе и объявить его обычным человеком — хорошим и даже талантливым художником, каких много. И настойчиво рассуждают о том, что, мол, «зря Рериха превозносят и делают из него небожителя». Некоторые в своих измышлениях доходят до утверждений, что «Рерихи имели право на ошибку, ведь они были людьми и так же, как любой человек, могли ошибаться». И даже по своему разумению трактуют те или иные обстоятельства из жизни Рерихов как доказательство тому...
Такая оценка указывает либо на полное непонимание основ Живой Этики, либо на сознательное отвержение того, что является краеугольным Камнем Учения, — понятия Иерархии.
В книге «Агни Йога» (400) есть такой вопрос: «Почему ручательство об Учении обычно приходит застенчиво, стыдливо?» И далее говорится: «Явления необычности приходят как ошибки природы. Формы законов скованы малодушием. Фетиш или отрицание по-прежнему стоят стражами человека. Учение жизни находится или в условности биологии, или погашается ладаном храмов».
И как продолжение этой темы звучат слова из книги «Беспредельность» (484): «Искание новых путей самый необходимый вопрос. При необычности условий будущего невозможно будет пройти старыми путями. (...) Самое ужасное, когда люди не умеют выходить из старой колеи. Самое ужасное, когда люди подходят к новым условиям со старыми привычками. Как невозможно со средневековым ключом открыть современный замок, так невозможно людям со старыми привычками открыть дверь в будущее. Скажем всем: нужно, нужно, нужно найти новые пути».
Основа жизни и миссии Рерихов на планете заключалась в той самой Необычности, проистекавшей из связи их с Высшей реальностью, которую и пытаются нивелировать приверженцы тенденции «сделать из Рериха обычного человека». Необычность — в несении знания о Новом Мире, о Гималайской Твердыне, посланником которой был Рерих, о космических законах, о единой истине, из которой исходят все религии. Необычность Рериха в том, что строил он не на десятилетия, а на века, уходящие своей протяжённостью в далёкое будущее.
Вскоре после ухода Николая Константиновича из жизни Елена Ивановна Рерих писала: «Действительно, кто сможет настолько посвятить себя такому постоянному предстоянию перед величием и красотою этих вершин, воплотивших и охраняющих величайшую Тайну и Надежду Мира — сокровенную Шамбалу!
Со мною останется одно из последних запечатлений его мечты, его любви — "Песнь Шамбале". На фоне величественного заката, освещённая пурпуром последнего луча, сверкает в отдалении Сокровенная Гряда, за ней расстилается непроходимая область, окружённая снеговыми гигантами. Впереди на тёмной скале сидит монгол — сам Певец... Весь смысл его жизни, его устремления, его творчества, его знания и великого служения запечатлены в его творениях и песнях Шамбалы и о Шамбале.
Миссия его переросла планетные размеры, и устремления его уже направлялись в надземные пространства. При современном одичании и уничтожении последних остатков культурных достижений великого прошлого, при общей нивелировке всего самобытного, всего прекрасного, его фигура высилась как напряжённый укор, как последний символ Творца и Певца, зовущего к Красоте Беспредельной, красоте Вечной» (16.09.1948).
В других письмах Елена Ивановна писала:
«...многогранность его творчества и красота всего внутреннего существа остаются неисчерпанными» (17.01.1949). «Он вернётся в лучшее время, на очищенную ниву и закончит свой посев и служение своей стране и всему человечеству» (13.01.1948). Его образ «будет жить в памяти народа. Просветлённые сознания поймут, какой Великий Дух ходил по Земле среди людей и будил их сознание ко всему Прекрасному и тем самым вливал в них Эликсир Жизни. (...) Истинно, он заложил основание Новой Эпохи, Нового Мира» (23.02.1948).
Оба музея, построенные Сибирским Рериховским Обществом, носят имя Николая Константиновича Рериха. Наталия Дмитриевна Спирина многие десятилетия мечтала о создании Музея Н.К. Рериха на Родине. И это было осуществлено согласно плану, который Святослав Николаевич Рерих передал ей через Павла Фёдоровича Беликова (Письмо П.Ф. Беликова к Н.Д. Спириной от 2.07.1978 г.). В нём говорится: «Ориентировка на создание в будущем Алтайского центра.
1. Большой перспективный культурно-просветительский центр для работы широкого масштаба должен быть создан в удобном месте, доступном для посещений, с хорошими транспортными связями. (Это Новосибирск. — Т. Д.)
2. В местах остановок Николая Константиновича могут существовать музеи-мемориалы (например, в Верхнем Уймоне), которые структурно вольются в центр как филиалы».
Наталия Дмитриевна всей своей жизнью и постоянным сердечным устремлением утверждала имя Рериха как посланника Светлых Сил. Она завещала сотрудникам СибРО высоко нести его Имя, которым названа созданная ею организация — Сибирское Рериховское Общество.
Николай Константинович Рерих огнём своего духа запечатлел в земной сфере образы и мыслеформы сфер надземных — высот, недосягаемых ранее для обычного человеческого сознания. Для нас он навсегда останется выразителем высшей реальности, духовно озарённым художником, мыслителем и провидцем — Певцом священной Шамбалы.
Круглый стол СибРО 25 декабря 2016 г.
г. Новосибирск