Бесстрашие – Наш водитель. Красота – Наш луч понимания. Простота – Наш ключ от тайных дверей счастья. Озарение, ч. 2, гл. 4, п. 4 |
На завершавшем 2015 год декабрьском «круглом столе» СибРО в докладе «Наш путь решён» мы, говоря о событиях, изменивших карту мира, о времени, в котором живём, о положении в стране, подчеркнули, что нам, рериховцам, несопоставимо легче, чем остальным согражданам, — у нас есть знание о том, каким — вопреки всему происходящему на планете — будет Будущее, ради которого мы трудимся, стараясь по мере сил его приблизить.
Завершается 2016 год. Напряжение нарастает, по-прежнему все следят за ходом событий в надежде на улучшение положения в мире, а значит, и в стране. Сделаем краткий обзор того, какими событиями в рериховском движении был ознаменован истекший год.
Начнём с главного. Бесспорно, все рериховцы едины в том, что имеющее мировое значение художественное, научное и духовное наследие семьи Рерихов, хранящееся в музеях и частных собраниях разных стран, — всё, в полном объёме, должно быть охранено вне зависимости от того, в какой стране находится та или иная его часть, статуса музея или фамилии частного владельца. Особая роль и огромная ответственность в решении этого вопроса лежит на России — стране, для которой это наследие в первую очередь и предназначено. На этом единство мнений заканчивается.
До настоящего времени не решена жгучая проблема, связанная с бесперспективным противостоянием Международного Центра Рерихов (МЦР) и Министерства культуры РФ, позицию которого в данном случае представляет Государственный музей искусства народов Востока (ГМВ).
Вопрос о том, государственным или общественным должен быть музей Рериха в Москве, разделил рериховское сообщество на два стана. Представители обоих, приводя свои доводы, ссылаются на С.Н. Рериха. Мы не будем сейчас касаться этого вопроса — за два десятилетия конфликта и сказано, и написано достаточно. Отметим лишь, что главным в содержании воли С.Н. Рериха, передавшего наследие своей семьи на родину, мы считаем сохранение этого наследия как такового.
Дилемма, которую решают для себя рериховские сообщества страны и отдельные рериховцы, определяясь с выбором статуса музея, перед СибРО не стоит. Свою позицию в этом вопросе мы опубликовали в 2015 году, и она неизменна. Напомним: наша организация поддержала предложенный тогда ещё президентом МЦР А.П. Лосюковым2 и рядом других лиц вариант выхода из многолетнего конфликта через передачу наследия под общественно-государственное управление, при котором ни одна из сторон не исключается и все вопросы по наследию решаются в их тесном взаимодействии.
Бесполезно сейчас, наблюдая за происходящим, сожалеть о том, что это предложение было отвергнуто МЦР, а реалии сегодняшнего дня уже другие. Тем не менее мы не теряем надежды на то, что участники процесса вернутся за стол переговоров и совместно примут общее решение.
При этом подчеркнём: независимо от того, будет ли достигнута договорённость между сторонами, когда и как будет поставлена точка в этом споре, Сибирское Рериховское Общество готово сотрудничать со всеми музеями и организациями в осуществлении конкретных культурных проектов. Завершим эту тему словами Н.К. Рериха: «Будем помнить, что нам нужен не спор, а строительство»3.
В течение года вопросы, связанные с рериховским наследием, дальнейшим развитием рериховского движения в стране и мире, взаимодействием рериховских организаций между собой и с государством, и другие, обсуждались на заседаниях ряда организаций.
1. Два «круглых стола» прошло в Общественной палате Российской Федерации: 25 апреля темой встречи было «Значение Пакта Рериха и Знамени Мира в современной культуре». 18 июня «круглый стол» был посвящён 90-летию северной части Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов: «Центрально-Азиатская экспедиция Рериха и культурная интеграция народов великих евразийских путей».
Оба заседания Общественная палата провела совместно с представителями Национального рериховского комитета (НРК), созданного в 2015 году группой лиц, среди которых А.П. Лосюков, А.М. Кадакин, Н.В. Тютюгина, Ш.А. Амонашвили и другие. Комитет планировался как центр рериховского движения, координирующий взаимоотношения государства и общества. Призывая объединить усилия рериховцев для конструктивного диалога по решению проблемы наследия Рерихов, организаторы писали: «Возникшее противостояние указывает на то, что необходимо создание новых форм сотрудничества власти и общественности в сфере культуры. При проявлении доброй воли Музей им. Н.К. Рериха может стать той площадкой, на базе которой будут внедрены в практику нестандартные решения, позволяющие сделать значительный шаг вперёд в развитии гражданского общества в России»4.
2. В Государственном музее искусства народов Востока 28 апреля прошёл «круглый стол», тема которого обозначена так: «Международное рериховское движение: реалии и перспективы». Участники встречи, не касаясь злободневного вопроса, рассказали о том, как развивается рериховское движение в Европе, США и других странах, а также в Сибири и на Алтае.
3. В Музее Николая Рериха в Нью-Йорке 20 – 22 мая состоялась первая конференция русскоязычных групп рериховского движения в Америке, прошедшая под девизом: «Единение и мир всему Миру».
На конференции присутствовали представители Государственного Музея-института семьи Рерихов (МИСР) и ГМВ. Были намечены дальнейшие встречи, к совместной разработке принято несколько проектов.
Некоторые сведения о рериховцах Америки сообщила Марина Коваль в своём выступлении на встрече в ГМВ, где она представляла рериховское движение Северной Америки. Процитировав Д. Энтина, сказавшего: «Только русские двигают Рериха по Америке», она обозначила и масштаб этой деятельности: в разных городах Америки есть четыре небольшие группы наших бывших соотечественников, изучающих Учение; что касается англоязычных американцев и их интереса к Живой Этике, то за год музей распространяет среди них только 10 – 15 книг Учения на английском языке. (Для сравнения: в киосках СибРО за период с 1 декабря 2015 г. по 18 декабря 2016 г. было реализовано 2053 книги Учения Живой Этики.)
4. Ряд мероприятий прошёл в МЦР:
– 4 марта состоялась внеочередная конференция, на которой новым президентом МЦР был избран Ю.Х. Темирканов — художественный руководитель и главный дирижёр ЗКР Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии;
– 25 июня прошёл съезд международной общественности под девизом: «Сохраним общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов — общественное достояние России»;
– 8 – 11 октября состоялась международная научно-общественная конференция, приуроченная к 90-летию Л.В. Шапошниковой.
5. В Государственном Музее-институте семьи Рерихов с 7 по 9 октября прошло масштабное мероприятие — XVI Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие». Она проходила на трёх площадках: в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербургском государственном университете и Музее-институте семьи Рерихов — и была приурочена к 90-летию северного маршрута Первой Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха.
В рамках конференции был проведён «круглый стол» под названием «Рериховское наследие, рериховское движение, взаимодействие государства и общества». В обсуждении темы приняли участие представители пяти музеев: Музея-института семьи Рерихов (Санкт-Петербург), Государственного Музея Востока (Москва), Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (Барнаул), Музея Николая Рериха в Америке (Нью-Йорк), Дома-музея Рериха в Монголии (Улан-Батор); присутствовали также многочисленные представители общественных организаций и групп, изучающих рериховское наследие. Выступающие говорили о необходимости объединения сил общества и государства для сохранения и развития рериховского наследия.
6. По инициативе МЦР 27 октября 2016 года в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре состоялась встреча с представителями Международного Центра Рерихов. Обсуждались вопросы сохранения рериховского культурного наследия.
Первый заместитель Министра культуры РФ В.В. Аристархов предложил, в частности, рассмотреть вопрос о подготовке и реализации совместного проекта Минкультуры и МЦР — выставки картин Рерихов в Манеже (Москва). Предполагается, что участниками этого проекта станут ГМВ, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Художественный музей Нижнего Новгорода, Русский музей, Музей Николая Рериха в Нью-Йорке, частные коллекционеры. В настоящее время вопрос о проведении выставки находится в стадии решения.
7. 31 октября 2016 года был опубликован Указ Президента РФ «О создании Общероссийской общественно-государственной организации "Российский фонд культуры"». Несомненно, что создание «Российского фонда культуры» имеет прямое отношение к событиям, связанным с рериховским наследием.
8. 13 декабря в ГМВ состоялся «круглый стол» на тему «Государственный музей Рерихов и рериховское движение». Он был приурочен к открытию новой экспозиции Мемориального кабинета Н.К. Рериха. По словам заместителя директора музея Т.К. Мкртычева, цель «круглого стола» — обменяться мнениями по вопросу взаимодействия создаваемого государственного музея и рериховского сообщества.
Мы познакомились с материалами этого мероприятия (они находятся в открытом доступе), и надежда на то, что изнурительная борьба между МЦР и ГМВ будет закончена принятием «нестандартного решения», окрепла. В частности, в своём кратком выступлении А.П. Лосюков, который возглавляет сейчас Национальный рериховский комитет, призвав «соблюдать, прежде всего, интересы Наследия», сказал: «Полтора года назад я предложил идею общественно-государственного партнёрства. Уверен до сих пор, что никакого другого пути просто нет, я это утверждаю».
На этой встрече о масштабном проекте, находящемся в стадии разработки, рассказал директор МИСР А.А. Бондаренко. На конференции в Америке, о которой мы упоминали, три музея — ГМВ, МИСР и Музей Николая Рериха в Нью-Йорке — приняли решение создать электронный портал рериховского наследия. Основной организатор — ГМВ. Осуществление этого проекта позволит людям, живущим в самых дальних уголках страны, зайдя на страницы портала, ознакомиться с коллекциями картин и различных предметов, находящихся в названных музеях.
Перейдём к Сибирскому Рериховскому Обществу. О деятельности СибРО за 2016 год в обоих музеях Рериха мы расскажем в нашем годовом отчёте, сейчас речь пойдёт о другом. Деятельность СибРО широко известна, и многих рериховцев, особенно тех, кто только приступил к изучению рериховского наследия и ищет для себя какие-то ориентиры, интересует мнение СибРО по самым разным вопросам — нам много пишут, спрашивают совета, что-то предлагают. В таких случаях ответ даётся конкретным людям. Но когда возникают спорные ситуации или звучат предложения, касающиеся рериховского движения, по которым наша организация считает нужным донести до общественности своё видение происходящего или предлагаемого, — СибРО излагает своё мнение на сайте, и таким образом оно практически сразу становится известным самой широкой аудитории. При этом никогда сайты СибРО, а их четыре, не были площадкой для дискуссий, какой бы ни была ответная реакция на наши публикации.
Мы понимаем меру своей ответственности за всё, что говорится и публикуется от имени нашей организации. В 2016 году возникло несколько обстоятельств, в связи с которыми СибРО публично выразило свою точку зрения.
В августе была опубликована статья «Мы хотели бы жить в стране Великой Культуры» — протест СибРО в ответ на антикультурные выпады в московской радиопередаче и на телеканале «Россия 1», где освещался конфликт в Москве, связанный с рериховским наследием. Насколько нам известно, в тот момент (помимо МЦР, которого вопрос касался напрямую) по этому поводу открыто выступила только наша организация. Через два месяца оценку этим передачам дала Общественная коллегия по жалобам на прессу5.
В сентябре была опубликована реплика СибРО «Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно...» — по поводу созыва съезда, организаторами которого выступили общество «Агни-йога Швеция» и инициативная группа «Сознание» (Москва). В качестве одной из главных целей съезда была выдвинута идея создания партии рериховцев — новой политической силы «для спасения России». Наша реакция была краткой: с этой стороны рериховское движение ещё не пытались дискредитировать.
В октябре мы выступили дважды. Краткой публикацией «Негодуем!» СибРО выразило своё отношение к умозаключениям А. Люфта, живущего в Германии, по поводу так называемых ошибок С.Н. Рериха. Об этих выводах Люфт оповестил общественность со страниц своего сайта «Живая Этика в мире».
Далее, на «круглом столе» Международной конференции в Музее-институте семьи Рерихов выступил представитель Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Д. Попов, предложивший рериховцам отделять художественное и литературное наследие Н.К. Рериха от Учения Живой Этики. На это СибРО отозвалось публикацией «Победа Света — как восход — неотвратима, непреложна...», в которой мы выразили решительный протест против такого разделения.
Последовавшие отклики на наши материалы содержали дружественные и здравые мнения незнакомых единомышленников; были и другие рассуждения, в которых говорилось о «сектантском мышлении», «неспособности мыслить самостоятельно», «пустышных мероприятиях», проводимых нашей организацией, и т.д. Эти определения даны теми, кто выстраивает события в своей собственной системе координат, чьи личные аксиомы не имеют ничего общего с реальностью. Прочитав такие оценки, можно только рассмеяться и тут же их забыть. Всё так и было бы, не поднимись новая волна нападок на Наталию Дмитриевну Спирину. Ожесточённо и злобно член правления МЦР из Ярославля возобновил кощунственные речи по отношению к руководителю СибРО. Причина всё та же: «полное непонимание со стороны СибРО принципа Иерархической преемственности». Аргументация МЦР, отшлифованная годами в судах, публикациях, в ходе широкомасштабной акции «Защитим...» и пр., — общеизвестна, у неё достаточно приверженцев, и она продолжает смущать многих. Ни для кого не является секретом, какое раздражение у сторонников МЦР вызывает независимая позиция СибРО, твёрдо обозначившего линию иерархической преемственности, никак не связанную с лидером МЦР.
Полностью поддерживая суть наших выступлений, не все наши друзья считают необходимым обнародование нашей точки зрения, говоря о том, что мы, помимо навлечения стрел на СибРО, делаем рекламу негодным элементам — тем, кто этого недостоин: «У вас такая работа, столько дел, делайте своё дело, потерпите, придёт время, и их просто сметёт, как и не было». По этому поводу стоит сказать: мы хорошо помним, как во время подготовки первых спецвыпусков нашего журнала Наталия Дмитриевна говорила, что людям надо обязательно разъяснять нашу точку зрения, прояснять ситуацию, ведь многие могут и не думать в каком-то ключе, но, когда им объяснят, они поймут — те, кто способен понять.
Мы часто вспоминаем фразу Учителя: «Всё обращу на пользу». Так, в одной из наших публикаций мы выложили на сайте ссылки на три радиобеседы о Живой Этике, прошедшие по новосибирскому радио в начале 1990-х годов и имевшие тогда огромный отклик. И кто может сказать, какая аудитория их прослушала уже сейчас, если ежедневно наш сайт посещают от 700 человек и больше.
У многих рериховцев растёт тревога по поводу того, что рериховское движение в России «расшатано», его надо укреплять, что-то делать, чтобы изменить ситуацию. Сейчас, когда в среде рериховцев создалось положение, при котором «дирижёры» множатся, но «оркестра» так и нет, как никогда часто звучат призывы «объединиться», «забыть обиды», «подняться над распрями» и т.п. Полностью разделяя эту тревогу, мы можем спросить в ответ: на каких основах объединяться, на каком фундаменте? Да, конфликт из-за рериховского наследия в Москве разделил рериховское сообщество на два стана, но разделение идёт не только по этому признаку. В «Позиции СибРО» от 7 октября 2015 г. мы утверждали: «...низведение Учения Живой Этики до уровня писаний современных "контактёров", "продолжающих" тексты Учения, является сейчас основным вопросом, по которому идёт разделение рериховских обществ». Для нас это вопрос принципиальный.
Путь развития Сибирского Рериховского Общества указан его руководителем Н.Д. Спириной. Защиту и сохранение рериховского наследия СибРО считает своей важнейшей задачей и прилагает для этого все силы. Решение этой задачи мы видим в следовании Учению, следовании заветам нашего земного Учителя, что для СибРО навсегда останется единственно возможной позицией, а именно: нести Учение в чистоте (или, как сказано, «охранить Учение от злотолкования») и, сохраняя сплочённость, усиливать работу двух Музеев Н.К. Рериха в Сибири. На этом мы и концентрируемся. Потому на все призывы к объединению мы повторяем: СибРО открыто к сотрудничеству для осуществления конкретных культурных инициатив.
В 1944 году, вскоре после знакомства с Учением Живой Этики, Наталия Дмитриевна пишет стихотворение «В том Крае»6, первая строфа которого гласит:
Средь лязга раздоров и разъединенья
Мечта улетает туда,
Где в мраке планеты звездою спасенья
Сверкает Община Труда...
Только выполнением нашей прямой задачи мы сможем продвигаться к «звезде спасенья», как выразилась наша Ведущая.
Это выступление от имени коллектива Сибирского Рериховского Общества на «круглом столе», завершающем 2016 год, мы озаглавили строкой из широко известной «Капли» Н.Д. Спириной. Считаем, что в этом пожелании заключена самая насущная необходимость текущего времени.
«Круглый стол» СибРО
25 декабря 2016 г.
1 Спирина Н.Д. «Пусть Свет найдёт суждённые пути»... // Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 72.
2 А.П. Лосюков сложил с себя полномочия президента МЦР 28 сентября 2015 г.
3 Рерих Н.К. Письмо художника // Восход. 2016. № 12. С. 11.
4 Из Обращения Оргкомитета НРК к рериховским организациям и общественности.
5 Российская независимая общественная организация. Создана для разрешения конфликтных ситуаций в журналистском сообществе. Образована в 2005 году по инициативе Большого жюри Союза журналистов России.
6 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 334.