Чтение и даже понимание не есть размышление. Нужно приучаться к размышлению. Познание извне должно дать повод к огненному процессу размышления. Мир Огненный, ч.2, 411 |
...Свет и тьма оспаривают свою победу в великой, последней, решающей битве.
Грани Агни Йоги, 1951, 99
В июне 1941 года в очередной раз силы тьмы сделали попытку смести с лица земли нашу Родину, развязав одну из кровопролитнейших войн в современной истории. 1418 дней и ночей в смертельной схватке Света и тьмы решалась судьба мира. Для России это было время Великой Жертвы и Великого Подвига.
Символично, что мероприятие Сибирского Рериховского Общества, посвящённое этому дню, началось у арки «Колокол Мира». После того как стихли звуки «Бухенвальдского набата» — песни, пробуждающей всё лучшее в душах людей, слово взяла О.А. Ольховая:
«Дорогие друзья! 75 лет назад, 22 июня 1941 года, началась Великая Отечественная война. В память об этом трагическом событии мы, сотрудники Сибирского Рериховского Общества, собрались сегодня у Колокола Мира.
Число погибших наших соотечественников уточняется до настоящего времени, и данные статистики потрясают: свыше 27 миллионов жизней погубил фашизм. В этот скорбный день, когда война вторглась в пределы нашей страны, мы собрались, чтобы, почтив память всех погибших, утверждать МИР на планете! Сейчас человечество в своём развитии подошло к такому рубежу, когда уже недостаточно не иметь войны на территории своей страны. Нужен мир на всей земле. Но его нет, жизнь стала как никогда зыбкой и незащищённой, вспыхивают новые очаги войны, усиливаются угрозы, растёт напряжение.
И ресурсов, и необходимых технологий — всего достаточно, чтобы люди жили в мире. Можно сколько угодно говорить о геополитике, экономике, национальных интересах, чьих-то амбициях и т.д., ясно одно: зачинатели войн не народы, но те, кто, находясь у власти, использует её во зло, развязывая войны и способствуя возникновению конфликтов на планете.
Историки говорят о трёх ратных полях Руси: Куликовом — в XIV веке (1380 г.), Бородинском — в начале XIX века (1812 г.) и Прохоровском поле (1943 г., Курская битва). В настоящее время вся Россия представляет собой ратное поле, на котором идёт сражение за Новый Мир — мир справедливости и добра. Это сражение ведётся не военной техникой, это сражение идеологий, в котором не может быть уступок или компромиссов. Идёт борьба за культуру, за идеи культуры. Именно в России куётся мир для всей планеты. Мы твёрдо знаем, что наша страна, избранница Высших Сил, окрепнув, объединит и другие народы в мирном строительстве такого будущего, какого ещё не знала земля.
Любое начинание государства будет жизненным тогда, когда оно будет отвечать глубинным чаяниям народа. В то же время мы знаем начинания, которые рождаются в гуще масс и поддерживаются государством. Мы гордимся тем, что акцию "Бессмертный полк" инициировали сибиряки. Она мгновенно была подхвачена всей страной, и теперь "Бессмертный полк" шествует не только по городам и сёлам России, к нему присоединился ряд стран ближнего и дальнего зарубежья.
А сегодня, в День памяти и скорби, в Новосибирске проходит первый Международный форум мира, на котором, по словам мэра города А.Е. Локтя, "будет сформулировано обращение к главам государств о важности культурного диалога, развития культуры и придания ей приоритетного значения". На наших глазах на всех уровнях власти — от руководства страны до руководства города — всё глубже понимается истинное значение понятия КУЛЬТУРЫ — единственно прочного фундамента, на котором должны строиться мир и отношения между странами.
Ещё один штрих, касающийся столицы Сибири. Кроме городов Российской Федерации — Севастополя и Орла — побратимами Новосибирска являются и города других государств: США, Японии, Кореи, Болгарии, Киргизии, Украины, Белоруссии, Монголии — всего до сегодняшнего дня их было тринадцать. Как стало известно из средств массовой информации, с 22 июня этого года четырнадцатым побратимом Новосибирска станет Тирасполь — столица Приднестровской Молдавской Республики, официально не признанной, но по факту существующей. Пока политики решают этот вопрос, именно этому городу Новосибирск протянул руку дружбы. Думается, тоже неслучайно.
"...Творение добра есть долг человека"1, — утверждают Великие Учителя. "...Помолимся, чтобы открылся глаз наш на добро"2, — призывают Они, обращаясь к каждому из нас.
В этот день, навечно вошедший в историю нашей страны, мы ещё раз подтверждаем свою готовность работать во имя Общего блага, для всех народов земли, делая всё, что в наших силах, для приближения Нового Мира. Будем помнить и то, что нет аналогов слову "подвиг" в языках других народов, но с малых лет его значение хорошо знает каждый носитель русского языка».
Затем в исполнении сотрудников СибРО прозвучали стихи современных поэтов о мире, о России, о её великом предназначении.
«Рерих и понятие "мир" — неразделимы» — так назвал своё выступление И.М. Щербаков.
«В этот день мы обращаем свою память к тем, кто первым принял на себя разрушающий удар войны. Мы собрались, чтобы ещё раз сказать твёрдое "нет!" всем видам войн. Слишком дорого обходятся человечеству войны. В них гибнут лучшие люди, разрушаются великие произведения искусства, человечество отбрасывается назад в своём развитии.
Но всегда были и есть на земле миротворцы! Всеми силами они заботятся о сохранении мира и его процветании. Николай Константинович Рерих всю жизнь прожил в заботах о мире. Мир не приходит сам собой, для этого надо создавать условия, и главным из них будет просвещение народов.
Н.К. Рерих писал: "Уже пять веков до нашей эры с Востока раздались благословенные слова: «Невежество есть тягчайшее преступление». Затем и великие отшельники первых веков христианства заповедали, что «невежество есть ад». Действительно, из этой тёмной пропасти рождаются все братоубийственные преступления, мир наполняется тою ложью и тьмою, которая способствует самым безобразным, самым жестоким и отвратительным деяниям. (...)
Просвещение и культура будут синонимами. Как в том, так и в другом наименовании заключена готовность к беспредельному познанию. В горниле такого постоянного обновления сознания очищается и сущность человеческая. В этом честном и неограниченном труде знания люди облагораживаются и начинают понимать, что' есть служение человечеству и миру"3.
"Без всякого преувеличения можно утверждать, что ни одно правительство не станет прочно, если оно не выразит действенное почитание всеобъемлющей красоте и высокому знанию"4.
Другим непременным условием мира будет оборона всех благих начал.
"О мире, о неубийстве приходится говорить. Что же это такое? Неужели все тысячелетия не научили людей тому, что заповедано всеми скрижалями? Но что же видим? Чем дальше, тем неотступнее нужно твердить о сущности мира. Где же тут эволюция, если грозная пушка уже наведена и смертный яд сеется безумно. Даже так умудрились люди, что яд и отрава уже налетают с неба! Из того самого неба, откуда лилась панацейная прана. (...)
Оборона культуры, оборона родины, оборона достоинства не мыслит о насильственном вторжении. Броня обороны не есть яд разрушения. Оправдана оборона и осуждено нападение"5.
"Может ли идея охраны достоинства быть не мирной? Вполне возможна мирная стража, дозор во имя мира, но дело-то всё в том, что в сердцах этого дозора должен пребывать мир. Этот высокий мир будет не злоумышляющим соседом, но, наоборот, он будет соседом добрым, который по чести знает границы свои. (...) Не будем думать, что эти мирные условия живут только на каких-то государственных конференциях. Они живут во всех наших взаимоотношениях. Потому будем же стократно бережливы друг к другу. Будем знать и терпимость, и терпение. Если мы взаимно повторим эти основы несчётное количество раз, то это будет нелишним. Из этих мирных условий обновляется понятие чести и достоинства. Эти же понятия никогда не будут пережитками, но всегда останутся в основе мудрой и просвещённой жизни.
Истинное сохранение мирных условий привлечёт к себе и удачу, о которой так много говорят и так мало берегут её"6.
"Когда говорится об охранении культурных ценностей, это тоже будет борьба против нарушения мирных условий. Когда говорится против жестокости, это будет заботою о таких же мирных условиях. Когда говорится о всём вредоносном для просвещённого бытия человеческого, это будет защитою того же прекрасного мира, понятие которого всё же живёт в глубине сердец"7.
Культурные ценности — это цветы духа человеческого. Разными бывают цветы эти, но все они отражают ступени роста нашего духа. И требуют защиты от варваров. Потому Николай Константинович задумал и провёл в жизнь Пакт охранения достояний культуры, который вошёл в историю как Пакт Рериха».
Раздаются удары Колокола Мира. Он звучит в память о погибших, за величие России, за мир во всём мире.
Все присутствующие направляются к Часовне, сооружённой на территории музея в 2014 году в честь Святого Сергия Радонежского.
Слово берёт Н.М. Кочергина:
«В этот скорбный день — день начала самой кровопролитной войны — мы со всем горением наших сердец обращаемся к величайшему миротворцу русскому — Преподобному Сергию Радонежскому.
Миротворчество есть ТВОРЕНИЕ МИРА, а Мир — это Гармония, Любовь, Добро. Миротворчество не имеет ничего общего с жалким непротивлением. Напротив, творение Мира есть самое напряжённое действие, есть борьба и победа над всем косным, хаотичным и разрушительным. Задаче миротворчества и посвятил свою жизнь Великий Сергий.
Вначале Он сотворил мир в себе, в своём сердце и духе, установив гармонию между земным и Надземным, откуда Он пришёл и откуда черпал силы для своего подвига. Затем Он создал Мир вокруг себя, построив Обитель — Общину истинных сотрудников. И наконец этот Светоч, воссиявший среди мрака, начинает гармонизировать, возрождать к Миру и Гармонии свою растерзанную порабощением и разъединением Русскую Землю.
Подняв дух заскорбевшего народа, объединив его вокруг идеи спасения Отечества, Сергий подвёл его к победе на Поле Куликовом. Самый мирный Подвижник благословил свой народ на кровопролитную битву — нет ли тут противоречия? Нет. За Мир, за Добро надо сражаться, иначе планету затопят волны хаоса и зла. Мир не придёт без наших усилий, и непротивление злу есть величайшее преступление.
Вот почему благословенна битва на поле Куликовом, вот почему священна Великая Отечественная война, вот почему и сегодняшняя битва за Русский Мир и высокое понятие Культуры — битва, идущая на всех зримых и незримых фронтах, — праведна.
В 20 километрах от Сергиева Посада есть источник, изведённый, по преданию, самим Преподобным. В год 600-летия со дня ухода Святого Сергия, в 1992 году, здесь был установлен щит, на котором можно прочесть знаменательные слова:
"Не было на Руси человека большей духовной крепости, нравственной силы, душевной праведности. Благодарственная память народная нарекла Сергия Великим Молитвенником и Хранителем Земли Русской. Всю свою долгую жизнь служил он Богу и Родине. То были времена тягчайшего порабощения и унижения нашего народа. И худшим поработителем было не монголо-татарское иго, а чувство собственной национальной неполноценности, духовное бессилие, душевная растерянность. Некогда Великая Русь разлагалась на скопище враждующих княжеств. Под пятой очередного хана отечественные князья уподобились стае стервятников, рвущих друг у друга лучшие куски от тела поверженной и поруганной врагом Родины. Народ прозябал в нищете и невежестве. Жили одним днём, не помня прошлого, не думали о будущем. Казалось, нет в этом мире силы, способной развеять мрак над Русскими землями. Говорят, что великому народу даны великие испытания. Нет греха пасть под ударами судьбы, грех — не подняться. Русь поднялась, ибо личный пример Сергия десятилетиями зримо и незримо напитывал Силою Светоносного Духа ум и душу её народа. Его пример вернул людям Веру в свои силы, пробудил Надежду на лучшее и достойное будущее, возжёг Любовь к Богу и Отечеству. Сегодня, в преддверии XXI века, Россия вершит свой окончательный исторически заданный ей выбор. Наши времена подобны временам Сергия. Как и тогда, решаем вопрос — быть или не быть Земле Русской. Тьма овладела нашим умом и сердцем, и потому вновь кажется, что нет силы обороть её. Это не так. Волей Божьей Преподобный Сергий всегда Хранил, Хранит и Будет Хранить нашу землю, лишь бы нам самим не отринуть его помощь. И как бы сегодня ни бесновалась вокруг нас тьма, пытаясь запугать или прельстить своими лживыми посулами, Силу Светоносного Духа, даруемого всем нам молитвами Преподобного Сергия Радонежского, одолеть ей не дано. На том стояла, стоит и стоять будет Земля Русская".
"Отче Сергий, дивный, с Тобою идём, с Тобою ПОБЕДИМ!"»
Мы уже писали в журнале об удивительном явлении, наблюдаемом на небе в момент открытия Часовни-мемориала Святого Сергия на территории Музея Н.К. Рериха, публиковали снимки8. И вновь, когда собравшиеся заходили в часовню и зажигали свечи, обращаясь к Великому Святому, в небе стало происходить нечто необычное: прямо над часовней воздвиглось высокое облачное строение, напоминающее вознёсшийся ввысь храм. Скрывавшееся за ним солнце окрашивало края облака ослепительным белым цветом, а из-за него во все стороны вырывались яркие солнечные лучи. Несколько мгновений — и мощный свет залил всё пространство. Все почувствовали какую-то особую значительность этого природного явления, и невозможно описать словами то, что ощутил каждый...
Мероприятие продолжилось в концертном зале Музея Н.К. Рериха. Т.П. Осипова в своём выступлении подчеркнула: «Рерих считал, что войны — это безумие человечества. И глядя на то, что происходит сейчас на планете, мы убеждаемся в правоте его слов. Сама жизнь подтверждает слова Николая Константиновича, и, чтобы остановить дальнейшее падение человечества в бездну, остановить все войны на земле, сегодня мы будем говорить не о войне, но о Культуре.
Художник считал, что не так страшен экономический кризис, как кризис духовный, в результате чего происходит падение культуры и нравственности, ведущее к деградации. Возрождение Культуры есть спасение человечества, и культурное строительство должно быть на первом месте, так как Культура — основа жизни. Даже частичное понимание основ истинной Культуры совершенно преобразит жизнь и создаст необычайные условия для всех блестящих открытий, суждённых человечеству».
«Поэтическую гостиную», посвящённую теме Мира, ведущая Екатерина Грачёва открыла стихами:
Так надеялся и мечтал советский поэт Валентин Берестов. И когда-нибудь его и всеобщие мечты о мире непременно сбудутся. Сегодня говорить о мире и дружбе между народами насущно необходимо.
Можно удивиться тому, как много детских стихов посвящено теме мира. И это не случайно. Понятия дружелюбия, бережности и чуткости действительно должны не только зародиться и укорениться в человеке с самых малых лет, но и закалиться в столкновениях с эгоизмом во всех его проявлениях, и в первую очередь с собственным эгоизмом.
Поссорившись, дети обычно сразу готовы мириться и продолжать игру, потому что они равны между собой. Взрослые же, становясь сильнее, обрастая символами власти и богатства, порой теряют это чувство правды и справедливости, о котором им приходится напоминать».
Игорь Мазнин
Давайте дружить!
Владимир Орлов
Я и мы
Николай Доризо
Дружба без границ
Говоря о мире, мы всегда подойдём к мысли о России, потому что именно наша страна из века в век более прочих движима мыслью о мире, сердечности, сотрудничестве.
Мы готовы понимать ценность других культур оттого, что чувствуем, насколько ценны для нас наша вера, наши воззрения. Значит, и для другого важны его ценности, их тоже надо оберечь. А уж если в дверь стучится беда, люди встают плечом к плечу и готовы защищать всех ближних — а потом и дальних. Наверное, это чувство начинается с собственного ребёнка, но, едва пробуждённое, оно тут же распространяется на всех — своих, чужих... но нет никаких чужих, мы все — едины.
Максимилиан Волошин
Неопалимая Купина
В эпоху бегства французов из Одессы
1919
Игорь Северянин
Колыбель культуры новой
1923
То, что исповедует Россия, непременно подхватят и другие страны и народы, которые смогут вместить идею мира.
Программа завершилась выступлением Алексея Грачёва. Автор стихов и песен, он не один год проводит для школьников Новосибирска, Кемерово, Тюмени встречи на темы нравственности, подготовил концерт-лекцию о мире. В его исполнении прозвучали песни советских композиторов, бардовские песни и в том числе авторские.
Алексей Грачёв предложил взглянуть на понятие мира как на единое целое, в котором все части сотрудничают в созидании общей гармонии.
«Если нарушается мир в душе человека, мир в семье, мир внутри народа или между народами — нужно вновь настроиться на гармонию. А помогает этому обращение к художественным творениям великих людей, научным и философским трудам.
Художник, философ и миротворец Николай Рерих, понимая значение творений культуры, продвигал идею об их защите, подчёркивал, что они принадлежат не отдельным народам, а всему человечеству. Таким образом, Пакт Рериха о всемирной охране культурных ценностей направлен не только на защиту культуры, но и на защиту мира.
Так и любовь Николая Рериха к России и утверждение её великой роли в будущем нашей планеты исходит не только из того, что он родился в России. Русский народ — по сути своей народ-миротворец, который не подавляет слабых, а сотрудничает и с большими, и с малыми народами ради совместного созидания общего мира. Среди его эволюционных черт есть и та, что русский человек всегда готов великодушно забывать причинённое ему зло ради продолжения творчества общей великой гармонии. Потому именно нашему народу и дана миссия возглавить созидание нового мира.
Что же станет с теми народами, которые утратили понимание мира? Они придут учиться у России, и она с радостью им поможет».
В этот памятный день участников встречи в Музее Н.К. Рериха объединила твёрдая вера в грядущую Новую Эру, когда войны, распри, столкновения безвозвратно уйдут с планеты и на её просторах расцветут Сады Мира.
1 Надземное. 748.
2 Мир Огненный. I. 593.
3 Рерих Н.К. Борьба с невежеством // Нерушимое. Рига, 1991. С. 214.
4 Рерих Н.К. Новая Эра // Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига, 1992. С. 109.
5 Рерих Н.К. Мир // Нерушимое. С. 226 – 227.
6 Рерих Н.К. Фредум // Нерушимое. С. 154 – 156.
7 Там же. С. 155.
8 См.: Восход. 2014. № 10 – 11. С. 11.