Испытание терпением есть одно из высоких испытаний. Сердце, 212 |
Архивы, библиотеки, музеи — хранилища народной памяти. Здесь не только собраны знания о былом — они содержат в себе и мощный потенциал для новых открытий, которые могут изменить наши представления о прошедшем и будущем. Сколько ещё хранится в музейных запасниках, на архивных полках и библиотечных стеллажах поистине бесценных материалов, которые ждут своего часа! Наш рассказ — об одной киноплёнке. Осенью 2015 года в Сибирское Рериховское Общество на временное хранение была передана поистине уникальная киноплёнка с документальными кадрами, запечатлевшими членов семьи Рерихов. Коробка с плёнкой была передана в матерчатом почтовом мешке с указанием адресов получателя и отправителя: «To: Prof. Georges Roerich, 62/1 Leninskii Prospect, kv. 35. Moskow. U.S.S.R. From: Mr. M. Bhavnani, 4. Campbell Hous, Pedder Road. Bombay-26. India».
Мы обратились за экспертной оценкой состояния кинодокумента в Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД). Работники архива — преданные своему делу энтузиасты — с искренним, сердечным участием откликнулись на нашу просьбу. Выяснилось, что на одной бобине находились три отдельные киноленты. Во всероссийском хранилище ценных документальных материалов была проведена сложная и кропотливая работа по восстановлению и сохранению уникальных киноплёнок: экспертиза, консервация, реставрация и оцифровка — все работы были исполнены на высочайшем профессиональном уровне. После месяца волнующего ожидания (мы знали, что киноплёнка принадлежала семье Рерихов, но её содержание нам не было известно) коробка с уникальными архивными материалами наконец вернулась в СибРО.На одной киноленте оказались кадры из цветного документального фильма «Кулу — долина Богов», снятого в Индии в 1940-е годы на 16-миллиметровой плёнке английской марки «Kodoskop». Автором и режиссёром этого фильма является известный индийский кинорежиссёр и сценарист Мохан Даярам Бхавнани, его же имя указано на посылке. М. Бхавнани был автором серии короткометражных фильмов под названием «Путевой кинодневник Бхавнани» о путешествиях по достопримечательным местам Индии; в эту серию входит и фильм «Кулу — долина Богов».
Кинокадры запечатлели не только природу заповедной долины, окружающие её величественные Гималаи, но и многолюдное празднество, посвящённое богине Трипура Сундри, которое ежегодно проходит перед храмом в её честь. Этот храм, расположенный недалеко от дома Рерихов, Николай Константинович изобразил на своей картине. И самое ценное для нас в этом фильме — кинокадры, запечатлевшие облик великого Мастера Гор (до настоящего времени в России они были известны только в чёрно-белом варианте). Вот Николай Константинович выходит из дома, мы видим его на фоне цветущей акации. На других кадрах рядом с ним — улыбающаяся женщина в сари, предположительно Энакши Рама Рао, супруга режиссёра Мохана Бхавнани, известная индийская актриса, танцовщица и исследователь искусства индийского танца.
|
|
На двух других киноплёнках запечатлён Юрий Николаевич Рерих — это любительская съёмка, сделанная в конце 1950-х годов в Подмосковье и в Переславле-Залесском. (До настоящего времени эти кинокадры не были известны, в распоряжении СибРО имелся только краткий видеофрагмент из архива Нью-Йоркского музея Н. Рериха, запечатлевший молодого Юрия Николаевича в имении в Кулу.) По воспоминаниям людей, окружавших Ю.Н. Рериха в Москве, он неоднократно участвовал в загородных прогулках, во время которых иногда производил съёмку А.Н. Зелинский. Так, И.Р. Рудзите упоминает о его фильме: «...ни одна фотография, даже фильм, который снял его ученик А.Н. Зелинский, не смогли отразить подлинную огненность глаз [Ю.Н. Рериха]...»1 Б.А. Смирнов-Русецкий вспоминал: «Однажды мы провели целый день под Москвой, в Барвихе и Раздорах. После того как Юрий Николаевич приобрёл машину, он неоднократно выезжал за город. (...) Мы расположились на высоком месте, в сосновом лесу, расстелили скатерть, и импровизированный "обед на траве" прошёл в весёлой, шутливой беседе, в полной отрешённости от всяких дел и забот. Светлый и ясный облик Юрия Николаевича, в летнем костюме и галстуке (несмотря на жаркую погоду), сохранился на снимках на фоне леса. (...) Позже Юрий Николаевич рассказывал о поездках с Андреем Николаевичем Зелинским в Переславль-Залесский, а также в Мозженку, где у них была дача»2. «С благоговением Юрий Николаевич относился к русским национальным святыням, — вспоминает А.Н. Зелинский. — Весной 1959 года мне выпала радость побывать с ним в Троице-Сергиевой Лавре и на родине Александра Невского — в Переславле-Залесском. С нескрываемой грустью смотрел он на запустение, царившее тогда в Спасо-Преображенском соборе, где когда-то крестили будущего великого князя и святителя Земли Русской»3. Редчайшие документальные кинокадры, волею судьбы попавшие в СибРО, — настоящий дар, словно пришедший из прошлого в настоящее, чтобы ещё более приблизить к нам столь дорогие облики членов Великой Семьи России. Ввиду большой значимости этих материалов для всех изучающих наследие семьи Рерихов владельцами архивной киноплёнки по просьбе СибРО было дано разрешение на их широкое распространение. Ссылки на уникальные кинокадры можно найти на сайте СибРО: http://sibro.ru/news/49568 Подготовлено редакцией 1 Воспоминания о Ю.Н. Рерихе: По материалам конференции в Новосибирске, посвящённой 90-летию со дня рождения Ю.Н. Рериха (1992 г.). Новосибирск, 2002. С. 13. 2 Там же. С. 67. 3 Зелинский А. Юрий Рерих — этнограф, путешественник, евразиец // http://cont.ws/post/75833 |