Лишь напряжением всех сил победим. Рерих Е.И. Письмо от 01.10.1937 |
|
Уже 25 лет 9 октября — день рождения Н.К. Рериха — отмечается Сибирским Рериховским Обществом и как День Культуры.
В 1984 году на IV Всесоюзной конференции «Рериховские чтения» в Новосибирске Наталия Дмитриевна Спирина выступила с предложением поддержать идею Рериха о проведении Всемирного Дня Культуры. Она процитировала слова Николая Константиновича: «Представим себе всемирный день культуры, когда одновременно во всех школах и просветительных учреждениях всего мира будет возвещено об истинных сокровищах нации и человечества»1.
Наталия Дмитриевна, к тому времени уже более сорока лет изучавшая творчество и философию Рериха, обратилась к участникам конференции, сказав: «Желательно было бы, чтобы День Культуры отмечался ежегодно 9 октября, в день рождения его инициатора Н.К. Рериха»2. Конференция поддержала эту инициативу. В 1991 году Наталия Дмитриевна основала общественную культурно-просветительскую организацию — Сибирское Рериховское Общество. С этого времени Дни Культуры в СибРО проводятся ежегодно. К каждому из них Наталия Дмитриевна готовила выступление. В разные годы в День Культуры проходили конференции и торжественные собрания, открытия выставок, слайд-программы, поэтические вечера и концерты.
Николай Рерих говорил о великой силе истинной Культуры. Его крылатые слова «Культура есть почитание Света» не раз становились девизом форумов, праздников, выбирались для названия книг.
Николай Константинович говорит о Свете, присутствующем в каждой человеческой душе и связывающем нас с беспредельностью Космоса, с Высшей Мудростью. В великих людях этот высокий Дар человечеству — Свет, или Огонь духа, — разгорается с особой силой. Вспомним слова Христа: «Огонь пришёл Я низвести на Землю, и как желал бы, чтобы он уже разгорелся!» Великие деятели всех времён и народов проецируют Огонь духа в мир в виде своих творений: художник — в прекрасных картинах, учёный — в великих открытиях, педагог — в любви к детям, композитор, поэт и писатель — в уникальных сочинениях.
Сам Николай Константинович Рерих был тем Гигантом Духа и Светоносцем, о котором один из его биографов, Теодор Хеллин, написал: «Время от времени в ходе истории появляется человек, который ставит бессмертную печать на эпоху, в которой он живёт. Таким человеком был Николай Рерих. (...) Рерих пришёл, чтобы повернуть умы людей к духовным реальностям, на которых может быть основан прочный порядок существования, дающий красоту, гармонию и мир. Чтобы совершить это, он пришёл в тот психологический момент истории, когда приход посланца был крайне необходим для будущего человечества»3.
Елена Ивановна Рерих писала, что у Николая Константиновича «нет ни одной личной мысли, всё решительно направлено и отдано на служение общему благу»4. «Чуйте всю истинную мощь, мощь незримую этого строителя солнечной жизни! Солнце его жизни сжигает всё тёмное, всё злобное и разрушительное»5.
Солнце это проявлялось во всех деяниях Великого Мастера, оно не могло не проявляться. Н.К. Рериху Учитель посвятил такие строки: «Он дал Свет Мой в кристаллизованной форме картин. Сгущённый Свет вложил в мощный магнит своих неповторимых картин. И эти магниты по лику Земли творят великое действо преображения сознания человеческого. Они устанавливают огненные нити связи между духом человека и Миром Высшим: живые, трепещущие нити жизни. Силою его картин творится великое дело. В незримой, реальной, могучей, вдохновляющей и возвышающей силе лежит их сокровенно-скрытое могущество, на века заложенное, чтобы творить людей. Приходит время его, чтобы невидимо, но действенно дать сдвиг новый Стране своей. Прогремит имя его от края до края и возвышено будет. Ближайшие понесут в сознание народа сокровища духа, оставленные им на потребу человечества. Великое Служение и плоды даёт великие. Лучи жизни, пронизав атмосферу Земли, магнитное поле, жемчужины его творчества доведут до степени крайнего напряжения, и жемчужины будут сиять, творя преображение сфер окружающих и зажигая сердца. Со страниц печатных листов поднимут сокровища его мыслей и понесут их в жизнь, претворяя её. И ушедший с Земли встанет над ней во всей силе своего духа. Встанет Учителем Жизни, и семя его будет увековечено. И так как Моя Рука и сила Моих Лучей над ним и делами его пребывает, то расцветут они яркостью силы и красоты небывалой. И он, исшедшей мощью своего духа, возведёт народ на новую ступень сознания. Учение Жизни увидят воплощённым в зримые формы, и невидимое, но могучее воздействие их почувствуют в сердце. Новые огненные условия планеты скрытое ныне облегчат и сделают явно ощутимым. Раньше носили и даже возили по местам чудотворные иконы и получали благо. Ныне повезут по миру по всем углам передвижники картины его, и они по всем углам понесут Свет Мой, сгущённый в шедеврах его творчества. Сгущённый Свет, конденсированный огонь, сокровище духа его произведений, огонь творящий и благо излучающий явно будет понят, и оценён, и храним благоговейно как высочайшее свидетельство мощи огненного духа его творца. Его принявшие и утверждающие будут творить Дело Моё. Через него польётся миру благодать Моих Лучей. Его творчество явится одним из великих каналов Света, проливающегося на Землю. И многие придут ко Мне, влекомые магнитами его огненных картин. (...) Сгущённый Свет, незримый, являет собою каждая картина»6.
«Вот, ходил он по Земле, и видели его люди, и смотрел он на них своими голубыми глазами. Но многие ли понимали, что видели эти глаза, как видели эти глаза и Кого они видели? Раз в столетие от двух с половиной миллиардов людей допускаются в Твердыню избранные и достойные или вызываются туда для получения Поручения. И он был Там. И он видел своими всепроницающими голубыми глазами. Глаз — это чудо человеческого организма. Глазеют все, смотрят — немногие, но видят лишь единицы. Ступени утончения глаза беспредельны. Огненный глаз открыт всем мирам. Огненный глаз видит. Пламенный Агни Йог был тем, про кого Сказано: имеющий уши да слышит и имеющий глаз да видит. Творчество огненное доступно лишь тому, кто глаз имеет Орлиный. Обладатель "Орлиного глаза", давший миру образы Огненного творчества, явился посредником соединения двух миров — мира земного и Мира Высшего, двух культур — культуры Востока и культуры Запада, и звеном соединительным. Он, видевший Орлиным Глазом своим, выбрал Страну Новую. Это особое понимание Великой Страны и её миссии тем более глубоко и сокровенно, что Великая Битва и Руководитель планеты избрали её сосудом явленным для восприятия и утверждения Энергий и Лучей, творящих новую эпоху человечества. В себя их приявшая и в сущности своей их претворившая, станет она законным и признанным Водителем народов мира на путях утверждения грядущего Царства Света»7.
Через десятилетие после ухода Н.К. Рериха из жизни его картины вернулись на Родину. Обратимся к событиям, происходившим в Советском Союзе после возвращения на Родину в августе 1957 года Ю.Н. Рериха. 12 апреля 1958 года в Москве в Выставочном зале Союза художников открылась первая выставка картин Н.К. Рериха — 220 полотен, привезённых Ю.Н. Рерихом из Индии, а также хранившихся в музеях Москвы, Ленинграда, Риги, Горького. Сейчас, благодаря многим исследователям и очевидцам, нам известно, каких огромных усилий Юрию Николаевичу стоила борьба с невежественными чиновниками, которые всячески противодействовали проведению выставки, отрицая её значение не только для художественной среды, но и для всей советской общественности. Юрий Николаевич одержал победу в этой борьбе. Выставка открылась в Москве, а затем с колоссальным успехом прошла в Ленинграде и столицах нескольких союзных республик.
Борис Николаевич Абрамов в мае 1958 года записывает: «Знаете значение терафимов, знаете значение рукописей, знаете значение священных предметов и потому можете понять смысл и значение выставки. Взгляните на явление в аспекте Тонкого Мира. В сердце страны введены новые элементы светоэнергетического порядка. Как бы утверждено звено, соединяющее мощно настоящее с будущим. Будущее вошло в сердце, для того чтобы изменить его ритм. Отныне пульсация станет иной, ибо новые энергии будут действовать мощно. Каждый, коснувшийся этих фокусов кристаллизованных в картинах огненных энергий, уносит в сознании и сердце их отпечатки. Картины — вестники Новой Эпохи — сердцам человеческим скажут то, чего невозможно сказать никакими словами. Магнитная мощь сгущённого Света начала своё воздействие. Идёт незримая трансмутация сознаний, коснувшихся огненных творений настоящего, светоносного искусства. Это воздействие идёт прямо на сердце... (...) Считайте, что в новую фазу вступили. Потому и неистовствует тьма в бессильных и бесплодных попытках уничтожить Ведущую Страну»8.
Для многих возвращение Юрия Николаевича и последовавшая за этим первая выставка картин его отца открыли возможность соприкоснуться с совершенно необычным явлением — Державой Рериха.
Этот первый всеобщий всплеск интереса к Н.К. Рериху достиг в нашей стране кульминации в 100-летний юбилей художника, который праздновался на государственном уровне в 1974 году. По Советскому Союзу прошли выставки его картин, и самые широкие круги общества получили возможность познакомиться с творчеством Николая Константиновича.
Вторая волна интереса пришлась на вторую половину 1980-х и 1990-е годы — период перестройки и гласности. Именно тогда стало возможно открыто изучать и популяризировать не только творчество, но и философское наследие семьи Рерихов — Живую Этику. В это время в стране возникли сотни рериховских организаций, дав начало новому общественно-культурному явлению — рериховскому движению.
9 октября 1994 года, выступая на собрании, посвящённом 120-летию со дня рождения Н.К. Рериха и Дню Культуры, Н.Д. Спирина сказала: «Сейчас наступает Эпоха Рериха. Эпоха, неразрывно связанная с возникающей культурой духа. Это происходит на краю пропасти, перед лицом тотальной гибели цивилизации и угрозой полной духовной деградации и одичания. Такое экстремальное положение способствует пониманию его альтернативы, а именно принятию наследия и вмещению образа вождя Культуры, которую он провозгласил как почитание Света, а следовательно, и восхождение к Свету в отличие от падения в бездну тьмы. И тогда мы обретаем как бы наново того, кто родился 120 лет назад и ушёл с нашего плана бытия 47 лет назад.
Ушёл ли? Не совершается ли сейчас, в эти роковые мгновения нашей истории, его новый приход в свете нарастающего понимания того, что он создал и дал?
Этот новый приход, знаменующий новую эпоху духоразумения, мы отмечаем и приветствуем»9.
Эти слова Наталии Дмитриевны Спириной, сказанные 20 лет назад, полностью соответствуют нашему времени. Сейчас, во втором десятилетии XXI века, человечество действительно находится перед роковым выбором: «Свою судьбу решаем мы, избрав путь Света или тьмы»10, как написала она в одной из своих «Капель». И мы наблюдаем, как вновь в пространстве зазвучала нота всеобщего интереса к рериховскому наследию. Имя Рериха как магнит притягивает сердца людей, и Знамя Мира может стать тем щитом, который оградит Мир, человеческую цивилизацию и Культуру от гибели, если оно будет принято народами «сейчас — для новых дней и лет свершений светлых и побед»11.
И поэтому с полным правом можно сказать, что призыв Н.К. Рериха «Мир через Культуру» способен сегодня стать фундаментом для укрепления позиций нашей страны во внешнем мире и основанием для единения её народов. Это знаки Нового времени, которое прозревал, о котором говорил и писал Николай Константинович Рерих.
1 Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 74.
2 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 127.
3 Держава Рериха. М., 1993. С. 42, 44.
4 Письма Елены Рерих. Т. 1. Новосибирск, 1992. С. 60 (17.12.1930).
5 Там же. С. 119 (21.10.1931).
6 Грани Агни Йоги. 1952 (II). 462.
7 Там же. 1953 (II). 495.
8 Там же. 1958 (I). 463.
9 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 66.
10 Там же. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 87.
11 Там же. С. 91.