Великие Владыки видят и оценивают каждое приношение на пользу Их Дела. А ведь важно лишь Их одобрение. Когда эта истина твердо живет в сознании, то никакие обиды не могут укорениться в сердце. Рерих Е.И. Письмо от 01.10.1937 |
Н.К. Рерих, Ю.Н. Рерих. Лахул, Индия. 1931 – 1932 На открытии выставки Н.К. Рериха в Третьяковской галерее. В центре: посол Индии в СССР К.П.Ш. Менон, директор ГТГ П.И. Лебедев, Ю.Н. Рерих. Москва, 1959 |
Но большинство картин Рериха — плод его увлечения Востоком: Монголией, Тибетом, Китаем, Индией. Об Индии надо сказать особо. В этой замечательной стране художник прожил около двадцати пяти лет. Многолетняя дружба связала его с Джавахарлалом Неру, Радхакришнаном, Рабиндранатом Тагором. Но даже в Индии, стране, которая тепло и бережно отнеслась к таланту русского художника, он мечтал вернуться домой. Всегда помня об этом его страстном желании, полностью разделяя его, я во время пребывания советской правительственной делегации в Индии обратился к Никите Сергеевичу Хрущёву с просьбой помочь мне вернуться на Родину с выставкой картин отца.
В августе 1957 года я поселился в Москве. А весной следующего года в залах Союза художников открылась выставка картин Николая Рериха. Хотелось, чтобы его творчество было представлено как можно полнее. Это оказалось не так легко. Картины, которые я привёз из Индии, относились к последним годам жизни художника. Пришлось собирать ранние работы отца по различным музеям и у частных владельцев. Особенно хотелось мне найти давно потерянную картину «За морями земли великие». Она отыскалась совершенно случайно. Кинорежиссёр Я. Миримов, снимавший фильм о жизни отца в Ленинграде, на Печоре и в других местах, где некогда жил художник, нашел её в экспозиции Новгородского музея.
В дни, когда в московских выставочных залах экспонировались картины, я смотрел на людей разных возрастов, профессий, заполнивших выставку, слушал их интересные суждения и испытывал за своего отца огромную радость.
"Советская женщина". 1958, № 9