Любите всякое расширение сознания, ибо это – первая цель. Озарение, ч. 3, гл. 6, п. 17 |
Не только художники, посвятившие себя искусству, но весь народ должен послать свои думы о творчестве. Пусть обиход творится руками семьи. Пусть досуг наполнится творчеством... Каждый должен попытаться послужить творчеству. Пусть народ полюбит спорт творчества, ибо марафон творчества будет неизмеримо выше марафона бегунов.
Надземное, 53
Надежда Георгиевна Бабкина
|
Много достопримечательностей на алтайской земле. Это и её чарующая природа: удивляющие многообразием красок горы, сияющие ослепительной белизной ледники, бурные, чистые с бирюзовым отливом реки, необычайное многоцветие алтайской степи, манящая, окутанная тайной величественная Белуха, — и множество сказаний и легенд. Всё это оставляет в душе неизгладимые впечатления. А ещё здесь живёт талантливый народ, бережно относящийся к традициям своих предков. Много веков алтайский и русский народы живут в дружбе и взаимопонимании. Ежегодно чередуясь между собой, на алтайской земле проходят марафоны творчества — праздники алтайской и русской культуры.
В дни празднования Святой Троицы, 23 и 24 июня, в Уймонской долине, на гостеприимной земле Усть-Коксинского района, состоялся 12-й Межрегиональный фестиваль русского народного творчества «Родники Алтая». На торжественном открытии с приветствиями выступили представители власти Республики и гости фестиваля.
Иван Итулович Белеков, председатель Государственного Собрания Эл Курултай Республики Алтай, сказал: «Сегодня мы собрались по зову своего сердца, как и тысячи лет назад наши предки приходили на эту древнюю уймонскую землю. Они собирались у подножия седой Белухи, Уч-Сумер, чтобы улыбнуться друг другу, порадоваться и спеть песни. Как замечательно, что эта многовековая традиция на уймонской земле набирает всё большую и большую силу.
"Родники Алтая" — очень точное, очень ёмкое определение возрождения нашей духовности. Почти четверть века пытаются заполнить наши души псевдо-культурой, но, наевшись досыта, российский народ сегодня всё больше и больше тянется к своим корням. Именно через возрождение духовности, через возвращение к своим народным корням набирает сегодня мощь наше великое Российское Отечество. Можно замутить воду на какой-то миг, но вода очистится, поскольку родник жив».
Сенатор Федерального Собрания России Виктор Алексеевич Лопатников отметил: «Не хлебом единым жив человек. Сегодняшний праздник показывает, что человек жив радостью общения через искусство, ремёсла, через песнопения. Республика Алтай занимает особое место в ожерелье замечательных российских народов. Это дивное единение представителей разных этносов, разных традиций, разных ремёсел. Искусство, мастерство, самобытное творчество народных коллективов Республики Алтай органично вливаются в общенародное движение за высокую, подлинную национальную культуру».
К собравшимся обратилась почётная гостья праздника, народная артистка России, советник президента Российской Федерации по культуре Надежда Георгиевна Бабкина:
«Здравствуйте, дорогие мои! Здравствуйте, мои коллеги! Коллеги — потому что вы собрались сегодня, чтобы продемонстрировать ярчайшие образцы русской культуры. Сколько здесь разных культур, но сегодня, как никогда, торжествует русская народная традиция, и это очень важно. Русский народ — государствообразующий народ, и культура его многообразна, особенно когда она сочетается
с национальными традициями других народов, населяющих эту землю. Я — руководитель московского государственного театра "Русская песня" — ценю и уважаю разные культуры, но к традициям своих дедов и прадедов отношусь с любовью и пониманием».
Под переливы колокольного звона звучит стихотворение, посвящённое дню Святой Троицы. И начинается праздничное театрализованное представление — яркое, красочное действо. На огромной поляне, выполняющей роль сцены, под звучание русских народных инструментов — дудочек, свирелей и гармоней — появляются юноши и девушки в национальных русских костюмах. Они играют, пляшут, водят хороводы. Это народные гулянья, празднование Святой Троицы.
Нет, не перевелись ещё богатыри на земле нашей,
Не оскудела в сердцах молодецкая удаль.
Сойдёмся, друзья и братья,
Восхвалим песней силу нашу,
Силу гордую, богатырскую.
Звучит песня «Добры молодцы», выходят парни удалые — померяться силушкой богатырской, в состязаниях прославить свой род.
Встречалися парни плечистые,
Состязалися в силе да ловкости.
Вдруг весёлые наигрыши гармониста прерываются пронзающими душу звуками пулемётной очереди. Чёрною тучей налетела война. «Пришла беда — отворяй ворота».
Русские люди всегда умели защищать родную землю, и каждый, кто приходил к нам с мечом, от этого меча и погибал, потому что русский воин воевал за правое дело.
И вновь звучат народные мотивы:
Изба без печи сиротеет,
Без неё нет в доме тепла.
Она, словно символ России,
Была, есть и будет всегда.
Исполняется танец вокруг русской печи. С песнями и плясками испекли каравай, хлебом да солью встречают гостей.
Выступления гостей и участников фестиваля в этот день проходили одновременно на двух сценах, малой и большой, и продолжались до полуночи, закончившись праздничным фейерверком. Кроме того, состоялось несколько конкурсов: конкурс чтецов, посвящённый 80-летию со дня рождения выдающегося алтайского поэта и писателя Лазаря Кокышева; конкурс гармонистов «Играй и пой, гармонь», где большинством участников был продемонстрирован высокий уровень исполнительского мастерства в игре на народных инструментах; конкурс мастеров народных промыслов и ремёсел «К чему душа лежит, к тому и руки просятся».
Радовали глаз русские обрядовые куклы, разнообразные народные игрушки из дерева, цветных лоскутков и даже из лекарственных трав. Русские матрёшки, сувениры из соломки, изделия из войлока, резьба и роспись по дереву, макраме, сувениры из теста, гончарные изделия, бисероплетение — вот далеко не полный перечень того, что можно было здесь увидеть. Настоящий праздник для ценителей красоты.
Особенно хочется отметить конкурс русских горниц, где вас приветят, попотчуют и расскажут, как жили люди в старину, каких обычаев придерживались. В горнице Усть-Коксинского района роль хозяйки, как всегда, выполняла Раиса Павловна Кучуганова, создатель Музея истории и культуры Уймонской долины. Позже она рассказывала о своей горнице: «Изба, как и в давние времена, нарядно украшена. Здесь такие же предметы, которые когда-то окружали человека. Но самым главным всегда были тепло и уважение к людям, приходившим в дом. На Руси говорили: "Встречай гостя не с лестью, а с честью". Так мы и встречали всех — и простого человека, и членов правительства. Пирогами да квасом угощали и всё делали с любовью и радостью.
Весь день в нашей горнице великолепно пел усть-коксинский фольклорный коллектив "Галочка". До самого вечера мы принимали в горнице гостей. Всем всего хватило, и мы всё больше понимали: не важно, какое угощение, главное — любовь, добро и уважение».
Поздним вечером начались троицкие гуляния, прошли конкурсы, обряды. В старину на троицкие гуляния девушки плели венки на счастье и опускали их в реку — гадали.
Два дня на фестивальной поляне царил дух творчества. В сияющих радостью, наполненных светом лицах людей, в готовности к общению, которую выказали художники, с удовольствием делившиеся секретами своего мастерства, в неподдельном интересе зрителей — во всём была видна тяга народа к красоте, к искусству. Это и есть наше истинное достояние.
* * *
Вы знаете, как разнообразна была по своему составу наша школа, и в ней широко были представлены и прикладные ремёсла. Таким образом, мне довелось познакомиться с народным творчеством, и когда говорю о нём высоко, я утверждаю это на личном опыте. Пора быть там, где народное творчество расцветает. Как никогда, культурные силы должны быть вместе.
Н.К. Рерих
Сибирское Рериховское Общество приняло самое активное участие в фестивале русской культуры. Рядом со зрительскими трибунами, в эпицентре праздника, были развёрнуты две палатки, одна из которых служила выставочным павильоном, а другая — торговым салоном. В павильоне разместилось несколько выставок. «Живопись Николая Рериха» — художника, к которому на Алтае относятся с большим уважением. Интерес к творчеству Николая Константиновича и стремление понять, что Великий Мастер принёс человечеству через своё искусство, здесь растёт. Гости останавливались и подолгу рассматривали репродукции полюбившихся им картин, которые при желании можно было приобрести.
«Певец Алтая Г.И. Чорос-Гуркин». Художник этот — гордость алтайского народа. Григорий Иванович обращался к родной земле почтительно: «Великий Хан Алтай» — и всю свою жизнь воспевал красоты Алтая. Его картины, как магнит, притягивали гостей в нашу палатку.
Ещё одна выставка — «Алтайский эпос в творчестве М.П. Чевалкова», современного самобытного художника, глубоко изучившего историческое и культурное прошлое кочевых народов, в течение многих веков населявших алтайскую землю. Он создал яркие образы народных героев, проиллюстрировав мифы, легенды, народные сказания. Его творчество также вызвало большой интерес у посетителей.
В торговом салоне была представлена роспись по дереву. Здесь можно было приобрести изделия новосибирской художницы Нины Тимофеевны Черниковой и барнаульской мастерицы Тамары Ефимовны Наговицыной, имеющей звание народного художника Алтайского края. Это наши добрые друзья, с которыми мы давно и успешно сотрудничаем, обмениваемся опытом и разрабатываем совместные творческие проекты. Представленные ими работы были выполнены специально для этого праздника и вызвали у покупателей огромный интерес.
Т.Е. Наговицына приняла участие в конкурсной программе «Город мастеров» и была награждена специальным призом. Она получила кубок и денежную премию, что оказалось как нельзя кстати: через несколько дней художница уезжала в Китай для участия в международной выставке.
«Что помогает вам творить?» — спросили мы Тамару Ефимовну. «Мы божественные проводники, — ответила она, — сами мы никогда не сделаем так хорошо. Чтобы работа получалась, надо и душой, и помыслами поймать божественную нить. Я, например, перед серьёзной работой всегда обращаюсь: "Благослови меня, Господи, на начинаемое мною дело во Славу Твою"».
Сотрудница СибРО Ирина Ивановна Сереброва, которая ведёт кружок художественной росписи в Верх-Уймонской средней школе, представила на выставку свои работы, а также работы учеников.
Во второй день фестиваля Ирина Ивановна провела для всех желающих мастер-класс по урало-сибирской росписи. Это было очень оживлённое, вызвавшее неподдельный интерес мероприятие. «Можно всего двумя движениями кисти нарисовать целый бутон, — поясняла Ирина Ивановна. — Научиться этому достаточно легко, даже если вы не умеете рисовать, но у вас хороший почерк. Нужно просто освоить некоторые приёмы».
Отвечая на вопрос корреспондента алтайского телевидения о технике исполнения, И.И. Сереброва пояснила: «Это современное направление урало-сибирской росписи — техника двойного мазка, когда на кисть берётся краска сразу двух цветов». «А для чего вам всё это? — таким был следующий вопрос. —
Зачем человечеству вся эта красота?» «А вы думаете, что без красоты можно прожить? Даже в старину люди украшали свои жилища. В прошлом веке в Верхнем Уймоне жила художница, которая разрисовывала печи, наличники и даже целые дома, чтобы было красиво, чтобы глаз радовался. Красота питает душу и приносит радость».
Мастер-класс длился несколько часов, и время от времени кто-нибудь из наблюдающих или самих участников восхищённо произносил: «Как красиво!», «Красиво-то как!».
Алиса Павловна Усова, участница мастер-класса, поставила себе серьёзную цель: «Я работаю художественным руководителем Тихоньского сельского клуба. Пришла посмотреть, поучиться — может быть, детей этому научу».
Лариса Трубицына, принимавшая участие в мастер-классе вместе с внуком, в течение часа уверенно осваивала основные приёмы росписи. Прощаясь, Лариса сказала: «Считаю, что Ирина открыла во мне художника. Я подозревала, что он во мне есть. Теперь я буду рисовать всю оставшуюся жизнь. В Катанде разрисую свою избу такими же цветами».
Ещё одна участница, Светлана из посёлка Манжерок, по окончании занятия сказала: «Большое спасибо за то, что подарили частицу творчества. Здоровья вам, успехов, удачи и, конечно, творческих работ. Меня "зарядили", и я ухожу радостная, чтобы делиться и хвалиться».
Настоящим украшением выставочного павильона явилась коллекция декоративных тарелок художника А.П. Веселёва, инкрустированных поделочными камнями и расписанных в том особом стиле, который сложился у Анатолия Петровича в течение многих лет жизни в Верхнем Уймоне. «Это звериный стиль с элементами алтайского орнамента, творчески трансформированный в моих работах, а сочетание с камнем придаёт им необычность», — ответил художник на просьбу охарактеризовать стиль его работ.
Анатолий Петрович поделился своими планами — к следующему фестивалю подготовить выставку живописных картин, выполненных маслом.
В течение всего праздника в выставочную палатку СибРО несколько раз заходил известный алтайский художник Валерий Герасимович Тебеков, член жюри фестиваля. Знакомясь с выставками, он особо выделил работы А.П. Веселёва. Характеризуя «Родники» этого года, В.Г. Тебеков отметил творческий рост мастеров народных промыслов. Валерий Герасимович оставил автограф в альбоме «100 работ алтайских художников» на страничке, посвящённой его творчеству.
Участники и гости фестиваля могли купить себе на память в киоске СибРО прекрасные сувениры: расписные или украшенные резьбой деревянные изделия, уникальные по звучанию колокольчики с алтайской символикой и, конечно же, книги и репродукции картин Н.К. и С.Н. Рерихов и других художников.
Закончился очередной фестиваль русской культуры на алтайской земле. Почему после таких праздников надолго сохраняется чувство радости и обновления, почему продолжают звучать в душе старинные русские распевы и не угасают в памяти яркие краски народных костюмов и орнаментов? Праздник несёт в себе радость встречи с красотой народного творчества, которое никогда не иссякнет, а будет вновь и вновь выявлять из бесконечных глубин народного духа всё самое светлое и прекрасное.