Дать себе отчёт в направлении мышления уже поможет сдвинуть сознание. Мир Огненный, ч.3, § 262 |
Не только художники, посвятившие себя искусству, но весь народ должен послать свои думы о творчестве. Пусть обиход творится руками семьи. Пусть досуг наполнится творчеством... Каждый должен попытаться послужить творчеству. Пусть народ полюбит спорт творчества, ибо марафон творчества будет неизмеримо выше марафона бегунов.
Надземное, 53
|
Много достопримечательностей на алтайской земле. Это и её чарующая природа: удивляющие многообразием красок горы, сияющие ослепительной белизной ледники, бурные, чистые с бирюзовым отливом реки, необычайное многоцветие алтайской степи, манящая, окутанная тайной величественная Белуха, — и множество сказаний и легенд. Всё это оставляет в душе неизгладимые впечатления. А ещё здесь живёт талантливый народ, бережно относящийся к традициям своих предков. Много веков алтайский и русский народы живут в дружбе и взаимопонимании. Ежегодно чередуясь между собой, на алтайской земле проходят марафоны творчества — праздники алтайской и русской культуры.
В дни празднования Святой Троицы, 23 и 24 июня, в Уймонской долине, на гостеприимной земле Усть-Коксинского района, состоялся 12-й Межрегиональный фестиваль русского народного творчества «Родники Алтая». На торжественном открытии с приветствиями выступили представители власти Республики и гости фестиваля.
Иван Итулович Белеков, председатель Государственного Собрания Эл Курултай Республики Алтай, сказал: «Сегодня мы собрались по зову своего сердца, как и тысячи лет назад наши предки приходили на эту древнюю уймонскую землю. Они собирались у подножия седой Белухи, Уч-Сумер, чтобы улыбнуться друг другу, порадоваться и спеть песни. Как замечательно, что эта многовековая традиция на уймонской земле набирает всё большую и большую силу.
"Родники Алтая" — очень точное, очень ёмкое определение возрождения нашей духовности. Почти четверть века пытаются заполнить наши души псевдо-культурой, но, наевшись досыта, российский народ сегодня всё больше и больше тянется к своим корням. Именно через возрождение духовности, через возвращение к своим народным корням набирает сегодня мощь наше великое Российское Отечество. Можно замутить воду на какой-то миг, но вода очистится, поскольку родник жив».
Сенатор Федерального Собрания России Виктор Алексеевич Лопатников отметил: «Не хлебом единым жив человек. Сегодняшний праздник показывает, что человек жив радостью общения через искусство, ремёсла, через песнопения. Республика Алтай занимает особое место в ожерелье замечательных российских народов. Это дивное единение представителей разных этносов, разных традиций, разных ремёсел. Искусство, мастерство, самобытное творчество народных коллективов Республики Алтай органично вливаются в общенародное движение за высокую, подлинную национальную культуру».
К собравшимся обратилась почётная гостья праздника, народная артистка России, советник президента Российской Федерации по культуре Надежда Георгиевна Бабкина:
«Здравствуйте, дорогие мои! Здравствуйте, мои коллеги! Коллеги — потому что вы собрались сегодня, чтобы продемонстрировать ярчайшие образцы русской культуры. Сколько здесь разных культур, но сегодня, как никогда, торжествует русская народная традиция, и это очень важно. Русский народ — государствообразующий народ, и культура его многообразна, особенно когда она сочетается
с национальными традициями других народов, населяющих эту землю. Я — руководитель московского государственного театра "Русская песня" — ценю и уважаю разные культуры, но к традициям своих дедов и прадедов отношусь с любовью и пониманием».
Под переливы колокольного звона звучит стихотворение, посвящённое дню Святой Троицы. И начинается праздничное театрализованное представление — яркое, красочное действо. На огромной поляне, выполняющей роль сцены, под звучание русских народных инструментов — дудочек, свирелей и гармоней — появляются юноши и девушки в национальных русских костюмах. Они играют, пляшут, водят хороводы. Это народные гулянья, празднование Святой Троицы.
Нет, не перевелись ещё богатыри на земле нашей,
Не оскудела в сердцах молодецкая удаль.
Сойдёмся, друзья и братья,
Восхвалим песней силу нашу,
Силу гордую, богатырскую.
Звучит песня «Добры молодцы», выходят парни удалые — померяться силушкой богатырской, в состязаниях прославить свой род.
Встречалися парни плечистые,
Состязалися в силе да ловкости.
Вдруг весёлые наигрыши гармониста прерываются пронзающими душу звуками пулемётной очереди. Чёрною тучей налетела война. «Пришла беда — отворяй ворота».
Русские люди всегда умели защищать родную землю, и каждый, кто приходил к нам с мечом, от этого меча и погибал, потому что русский воин воевал за правое дело.
И вновь звучат народные мотивы:
Изба без печи сиротеет,
Без неё нет в доме тепла.
Она, словно символ России,
Была, есть и будет всегда.
Исполняется танец вокруг русской печи. С песнями и плясками испекли каравай, хлебом да солью встречают гостей.
Выступления гостей и участников фестиваля в этот день проходили одновременно на двух сценах, малой и большой, и продолжались до полуночи, закончившись праздничным фейерверком. Кроме того, состоялось несколько конкурсов: конкурс чтецов, посвящённый 80-летию со дня рождения выдающегося алтайского поэта и писателя Лазаря Кокышева; конкурс гармонистов «Играй и пой, гармонь», где большинством участников был продемонстрирован высокий уровень исполнительского мастерства в игре на народных инструментах; конкурс мастеров народных промыслов и ремёсел «К чему душа лежит, к тому и руки просятся».
Радовали глаз русские обрядовые куклы, разнообразные народные игрушки из дерева, цветных лоскутков и даже из лекарственных трав. Русские матрёшки, сувениры из соломки, изделия из войлока, резьба и роспись по дереву, макраме, сувениры из теста, гончарные изделия, бисероплетение — вот далеко не полный перечень того, что можно было здесь увидеть. Настоящий праздник для ценителей красоты.
Особенно хочется отметить конкурс русских горниц, где вас приветят, попотчуют и расскажут, как жили люди в старину, каких обычаев придерживались. В горнице Усть-Коксинского района роль хозяйки, как всегда, выполняла Раиса Павловна Кучуганова, создатель Музея истории и культуры Уймонской долины. Позже она рассказывала о своей горнице: «Изба, как и в давние времена, нарядно украшена. Здесь такие же предметы, которые когда-то окружали человека. Но самым главным всегда были тепло и уважение к людям, приходившим в дом. На Руси говорили: "Встречай гостя не с лестью, а с честью". Так мы и встречали всех — и простого человека, и членов правительства. Пирогами да квасом угощали и всё делали с любовью и радостью.
Весь день в нашей горнице великолепно пел усть-коксинский фольклорный коллектив "Галочка". До самого вечера мы принимали в горнице гостей. Всем всего хватило, и мы всё больше понимали: не важно, какое угощение, главное — любовь, добро и уважение».
Поздним вечером начались троицкие гуляния, прошли конкурсы, обряды. В старину на троицкие гуляния девушки плели венки на счастье и опускали их в реку — гадали.
Два дня на фестивальной поляне царил дух творчества. В сияющих радостью, наполненных светом лицах людей, в готовности к общению, которую выказали художники, с удовольствием делившиеся секретами своего мастерства, в неподдельном интересе зрителей — во всём была видна тяга народа к красоте, к искусству. Это и есть наше истинное достояние.
* * *
Вы знаете, как разнообразна была по своему составу наша школа, и в ней широко были представлены и прикладные ремёсла. Таким образом, мне довелось познакомиться с народным творчеством, и когда говорю о нём высоко, я утверждаю это на личном опыте. Пора быть там, где народное творчество расцветает. Как никогда, культурные силы должны быть вместе.
Н.К. Рерих
Сибирское Рериховское Общество приняло самое активное участие в фестивале русской культуры. Рядом со зрительскими трибунами, в эпицентре праздника, были развёрнуты две палатки, одна из которых служила выставочным павильоном, а другая — торговым салоном. В павильоне разместилось несколько выставок. «Живопись Николая Рериха» — художника, к которому на Алтае относятся с большим уважением. Интерес к творчеству Николая Константиновича и стремление понять, что Великий Мастер принёс человечеству через своё искусство, здесь растёт. Гости останавливались и подолгу рассматривали репродукции полюбившихся им картин, которые при желании можно было приобрести.
«Певец Алтая Г.И. Чорос-Гуркин». Художник этот — гордость алтайского народа. Григорий Иванович обращался к родной земле почтительно: «Великий Хан Алтай» — и всю свою жизнь воспевал красоты Алтая. Его картины, как магнит, притягивали гостей в нашу палатку.
Ещё одна выставка — «Алтайский эпос в творчестве М.П. Чевалкова», современного самобытного художника, глубоко изучившего историческое и культурное прошлое кочевых народов, в течение многих веков населявших алтайскую землю. Он создал яркие образы народных героев, проиллюстрировав мифы, легенды, народные сказания. Его творчество также вызвало большой интерес у посетителей.
В торговом салоне была представлена роспись по дереву. Здесь можно было приобрести изделия новосибирской художницы Нины Тимофеевны Черниковой и барнаульской мастерицы Тамары Ефимовны Наговицыной, имеющей звание народного художника Алтайского края. Это наши добрые друзья, с которыми мы давно и успешно сотрудничаем, обмениваемся опытом и разрабатываем совместные творческие проекты. Представленные ими работы были выполнены специально для этого праздника и вызвали у покупателей огромный интерес.
Т.Е. Наговицына приняла участие в конкурсной программе «Город мастеров» и была награждена специальным призом. Она получила кубок и денежную премию, что оказалось как нельзя кстати: через несколько дней художница уезжала в Китай для участия в международной выставке.
«Что помогает вам творить?» — спросили мы Тамару Ефимовну. «Мы божественные проводники, — ответила она, — сами мы никогда не сделаем так хорошо. Чтобы работа получалась, надо и душой, и помыслами поймать божественную нить. Я, например, перед серьёзной работой всегда обращаюсь: "Благослови меня, Господи, на начинаемое мною дело во Славу Твою"».
Сотрудница СибРО Ирина Ивановна Сереброва, которая ведёт кружок художественной росписи в Верх-Уймонской средней школе, представила на выставку свои работы, а также работы учеников.
Во второй день фестиваля Ирина Ивановна провела для всех желающих мастер-класс по урало-сибирской росписи. Это было очень оживлённое, вызвавшее неподдельный интерес мероприятие. «Можно всего двумя движениями кисти нарисовать целый бутон, — поясняла Ирина Ивановна. — Научиться этому достаточно легко, даже если вы не умеете рисовать, но у вас хороший почерк. Нужно просто освоить некоторые приёмы».
Отвечая на вопрос корреспондента алтайского телевидения о технике исполнения, И.И. Сереброва пояснила: «Это современное направление урало-сибирской росписи — техника двойного мазка, когда на кисть берётся краска сразу двух цветов». «А для чего вам всё это? — таким был следующий вопрос. —
Зачем человечеству вся эта красота?» «А вы думаете, что без красоты можно прожить? Даже в старину люди украшали свои жилища. В прошлом веке в Верхнем Уймоне жила художница, которая разрисовывала печи, наличники и даже целые дома, чтобы было красиво, чтобы глаз радовался. Красота питает душу и приносит радость».
Мастер-класс длился несколько часов, и время от времени кто-нибудь из наблюдающих или самих участников восхищённо произносил: «Как красиво!», «Красиво-то как!».
Алиса Павловна Усова, участница мастер-класса, поставила себе серьёзную цель: «Я работаю художественным руководителем Тихоньского сельского клуба. Пришла посмотреть, поучиться — может быть, детей этому научу».
Лариса Трубицына, принимавшая участие в мастер-классе вместе с внуком, в течение часа уверенно осваивала основные приёмы росписи. Прощаясь, Лариса сказала: «Считаю, что Ирина открыла во мне художника. Я подозревала, что он во мне есть. Теперь я буду рисовать всю оставшуюся жизнь. В Катанде разрисую свою избу такими же цветами».
Ещё одна участница, Светлана из посёлка Манжерок, по окончании занятия сказала: «Большое спасибо за то, что подарили частицу творчества. Здоровья вам, успехов, удачи и, конечно, творческих работ. Меня "зарядили", и я ухожу радостная, чтобы делиться и хвалиться».
Настоящим украшением выставочного павильона явилась коллекция декоративных тарелок художника А.П. Веселёва, инкрустированных поделочными камнями и расписанных в том особом стиле, который сложился у Анатолия Петровича в течение многих лет жизни в Верхнем Уймоне. «Это звериный стиль с элементами алтайского орнамента, творчески трансформированный в моих работах, а сочетание с камнем придаёт им необычность», — ответил художник на просьбу охарактеризовать стиль его работ.
Анатолий Петрович поделился своими планами — к следующему фестивалю подготовить выставку живописных картин, выполненных маслом.
В течение всего праздника в выставочную палатку СибРО несколько раз заходил известный алтайский художник Валерий Герасимович Тебеков, член жюри фестиваля. Знакомясь с выставками, он особо выделил работы А.П. Веселёва. Характеризуя «Родники» этого года, В.Г. Тебеков отметил творческий рост мастеров народных промыслов. Валерий Герасимович оставил автограф в альбоме «100 работ алтайских художников» на страничке, посвящённой его творчеству.
Участники и гости фестиваля могли купить себе на память в киоске СибРО прекрасные сувениры: расписные или украшенные резьбой деревянные изделия, уникальные по звучанию колокольчики с алтайской символикой и, конечно же, книги и репродукции картин Н.К. и С.Н. Рерихов и других художников.
Закончился очередной фестиваль русской культуры на алтайской земле. Почему после таких праздников надолго сохраняется чувство радости и обновления, почему продолжают звучать в душе старинные русские распевы и не угасают в памяти яркие краски народных костюмов и орнаментов? Праздник несёт в себе радость встречи с красотой народного творчества, которое никогда не иссякнет, а будет вновь и вновь выявлять из бесконечных глубин народного духа всё самое светлое и прекрасное.