Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально



Фото- и медиа-архив


 

«Наша главная задача — формировать человека Будущего»

Автор: Цыганкова Ю.В.



Теги статьи:  работа с детьми

Заседание педагогической секции, прошедшее 22 декабря, было итоговым в 2012 году. Первая часть встречи была посвящена школе будущего: каким будет человек новой эпохи, какая система воспитания сможет подготовить к ней детей — эта тема волнует сегодня всех.

Ведущая Людмила Александровна Толстихина открыла встречу такими словами: «Говоря о школе будущего, мы пытаемся приложить наши мечты к жизни и понимаем, что в этих школах будут обучаться совсем другие дети. Их воспитание и обучение потребуют новых методов — старые приёмы, вроде бы проверенные, сейчас уже не срабатывают или не дают желаемых результатов. Авторитарные методы уходящего века не годятся, нам нужно искать новое в методике, взяв из прошлого всё лучшее. Мы говорим о педагогике Света, значит, и методы нужно найти исключительно светлые.

В "Гранях Агни Йоги" (1955, 117) сказано: "Новый Мир требует новых людей, то есть нового сознания". Об этом же говорит в своих Словах Н.Д. Спирина: "Мы сможем начать готовиться к новой эпохе, только понимая все её требования и особенности" (Начнём готовиться!..). "Когда наступает новая эпоха, она подразумевает и тех, кто будет составлять эту эпоху, то есть людей, олицетворяющих её. Эпоха — это прежде всего люди..." (Последний отбор).

И наша задача, а она совсем не лёгкая, — подготовить детей к новому миру, несмотря на то что мы сами вышли из старого мира. Конечно, благодаря Учению наше сознание обновляется, тем не менее мы росли и воспитывались ещё в условиях прошлой эпохи, и, хотя мы понимаем несостоятельность старых методов воспитания, но от них трудно отойти, они нам привычнее. Мы, например, прекрасно знаем, какую мощную силу воспитательного воздействия имеет "глаз добрый", но пользуемся ли мы им постоянно? Далеко не всегда.

Нам проще сказать ребенку: "делай так" или "не делай этого". И кажется, что это самое быстрое и действенное, так как результат достигается сразу. Но сейчас дети часто ставят нас в тупик своими вопросами или аргументами, почему они не будут делать так, как им указывают.

Предлагаем наши ближайшие встречи посвятить поиску новых, исключительно светлых методов воспитания. Может быть, они будут взяты из хорошо забытых старых или из Учения Живой Этики. Но для того, чтобы нам приступить к этому важному делу, нужно сначала хорошо представить цель. С.Н. Рерих говорил: ''Воспитание человека — самое трудное. Наша главная задача — формировать человека Будущего. (...) И нам, воспитателям нового поколения, нужно сначала ясно себе представить тот идеал человека, к которому стремиться'' (С.Н. Рерих. Стремиться к Прекрасному. М., 1993. С. 89).

Мы знаем, что Новый Мир будет эпохой сотрудничества, красоты, творчества, овладения психической энергией. Давайте мы с вами сейчас и попробуем вместе набросать черты нового человека. Зная цель, мы сможем подбирать и средства».

Затем началось обсуждение качеств человека Будущего. Эпиграфом к этому разговору стали слова из Учения Живой Этики: «...Каждая новая форма, хотя бы несовершенная, ценнее полированной старой» (Листы Сада Мории. Озарение. 3 – V – 16).

Много говорилось о том, что для Нового Мира нужны не рабы и послушные исполнители, а творцы и исследователи. Нынешняя система образования и воспитания отнюдь не способствует развитию творчества и часто подавляет инициативу, не способствует развитию чувства ответственности. На первый план должны выйти поисковые и исследовательские методы, очень важно давать так называемые «живые знания», то есть такие, которые дети смогут применять в жизни.

К веку общины мы должны воспитать и подготовить сотрудников и общинников, для этого потребуется соответствующая педагогика, основу которой составит дружелюбие, терпение, взаимопомощь и взаимопонимание. Но это будет сотрудничество, при котором сохранится индивидуальность, как в Общине Сергия, где при суровой дисциплине люди не обезличивались.

Наступающая эпоха будет и эпохой сердца. Если сейчас «сердце в загоне», то в новой эпохе воспитанию его будет уделяться должное внимание, и дети будут обращаться к сердцу, учиться понимать его, слышать его голос. Их будут учить «искусству мышления», устремлять к самосовершенствованию.

С самого раннего возраста детям будут даваться основы Космических Законов, конечно, по сознанию. Сейчас человек всё больше удаляется от природы и гармоничной жизни в ней; в будущем дети станут ближе к природе, дальним мирам, Космосу. Они полюбят и научатся ценить всё, что их окружает. Дети научатся мечтать и воплощать свои мечты в жизнь.

Все участники встречи высказались также за необходимость возвращения в школу астрономии.

В Учении Живой Этики есть прекрасный призыв: «Творите героев!». Сейчас мы только пытаемся заронить в сознание детей ростки героизма и патриотизма, а в будущем это станет одной из главных задач воспитания. При обсуждении участники педсекции пришли к выводу, что, прежде чем воспитывать детей в новом духе, воспитатели и учителя сами должны овладеть всеми перечисленными качествами, — ведь только живой пример может зажечь учеников.

Во второй части заседания разговор шёл непосредственно о работе с детьми. Педагоги и сотрудники Рериховских обществ поделились своими наработками, рассказали о достижениях и возникающих сложностях.

Нина Ивановна Бутурлакина (г. Мыски, Кемеровская обл.) поделилась своим опытом проведения с детьми начальных классов занятий, посвящённых космической теме. «При подготовке я использовала материалы серии книг Е.П. Левитана "Астрономия для умненьких". Планируя свои занятия, я стараюсь приурочивать к ним выставки, это хороший наглядный материал. К этому занятию была оформлена выставка фотографий Космоса и космонавтов.

Сколько тысячелетий человечество живёт на Земле, столько и интересуется ночным звёздным небом, я обязательно говорю детям о беспредельности Космоса, о замечательных учёных, которые, опережая время, делают удивительные открытия. Космос — это наш дом, в котором находится Земля, — там царит красота и чистота неземных красок. Дети хорошо понимают, что жизнь на нашей планете напрямую зависит от людей. И мы вместе мечтаем — какой мы хотим видеть нашу Землю. Вопрос о том, сколько звёзд на небе мы видим в солнечный день, часто ставит детей в тупик, но всегда найдётся ребёнок, который назовёт Солнце. Такие вопросы расширяют кругозор детей и дают им новые знания о звёздном небе.

В беседе я обязательно рассказываю об учёном Вильяме Гершене. Он был музыкантом, но мечта детства привела его к тому, что сначала он приобрёл маленький телескоп, а со временем стал изготавливать более мощные телескопы. В 1780 году Вильям Гершен повторил открытие Галилео Галилея: Млечный Путь — это скопление звёзд, а не туманность. А в 1781 году он открыл планету Уран».

Татьяна Павловна Осипова, Людмила Александровна Толстихина рассказали о занятиях со школьниками села Верхний Уймон на тему о Бородинском сражении. Перед выступлением был продемонстрирован 20-минутный видеофильм, сделанный студией СибРО на основе телевизионных сюжетов, посвящённых 200-летнему юбилею битвы.

Т.П. Осипова: «Тема подвига и героизма никогда не оставляет детей равнодушными, такие фильмы пробуждают патриотические чувства, которые скрыты в глубине и не всегда видны. В детях живёт большое желание подражать героям. Посмотрев фильм, они почувствовали трагизм этого сражения, восхитились героизмом и самоотверженностью солдат, которые шли на врага, зная о своей гибели.

После просмотра детям задавались вопросы: чем объяснить мужество русских солдат, с которым они защищали Родину? почему французы потерпели поражение, хотя их армия по численности вдвое превосходила русскую? Ответы школьников показали, что они прекрасно понимают, где лежат истоки мужества и самоотверженности, дети говорили о том, что исход любого сражения всегда решает дух воинства. Их размышления я подтвердила словами Кутузова из донесения Александру I: "Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходящих силах, не превозмогла крепость духа русского солдата"».

Л.А. Толстихина: «Я проводила занятия с учениками начальной школы, для малышей этот фильм показывать было рановато, а сделать новый не удалось, и мы нашли очень хороший рассказ С.П. Алексеева ''Птица Слава'', который читали детям, показывая слайды. Занятие провели очень просто, было радостно наблюдать большую заинтересованность детей. Когда я спрашивала у них, кто победил в этой войне, они уверенно говорили: конечно, Россия. Но ещё меня поразило то, что дети обязательно прибавляли: "Но больше войны никогда не будет"».

Галина Фёдоровна Жданова (г. Мыски, Кемеровская обл.) рассказала о том, как она провела беседу с подростками о единстве мировых религий в рамках дня толерантности. «Толерантность — это терпимость в том числе к другим религиям. Для проведения беседы я решила взять за основу картины Н.К. Рериха из серии "Знамёна Востока", организовала выставку, назвала её как в Новосибирском музее — "Лучи единого Солнца".

На подготовку у меня было полтора месяца, за это время я прочитала статьи Наталии Дмитриевны Спириной на эту тему, просмотрела много художественных и документальных фильмов. С ребятами мы говорили, что каждый из нас является членом семьи, затем — гражданином города, потом — планеты. Посмотрели мультфильм о Вавилонской башне, узнали, почему люди стали говорить на разных языках. Обязательно рассказываю об основателях мировых религий. Детям особенно запомнился эпизод из мультфильма, где пророк Магомет, указывая на отверстие в крыше, куда светило солнце, говорит царю Абиссинии: "Все религии — это как лучи одного солнца, лучи льются разные, а солнце-то одно"».

Материал подготовлен Ю.В. Цыганковой

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Дети и Живая Этика

Статьи по теме, смотреть список




 

 

 
Мысли на каждый день

Радость есть особая мудрость.

Община, 163
Неслучайно-случайная
статья для Вас: