Утончение сознания и заключается, прежде всего, во внимании к окружающему. Мир Огненный, ч.2, 27 |
|
Мир Огненный. I. 83
Сегодня мы продолжим мысленное путешествие в прекрасную страну снегов — Гималаи. Прикоснёмся к благословенным вершинам и напитаем наш дух их величием, полюбуемся картинами Н.К. Рериха, которые открывают перед нами безбрежные дали и дарят ощущение счастья от соприкосновения с Высоким.
С.Н. Рерих писал: «Если у вас есть картина Николая Рериха, вы владеете не только прекрасным произведением искусства — прекрасным по замыслу, прекрасным по композиции, прекрасным по исполнению и цвету, но вы владеете чем-то много большим, чем всё это. Вы владеете запечатлёнными на полотне мыслями и аурой мастера, самим его присутствием, которое излучается на зрителя и подымает его в тот более высокий план бытия, на котором постоянно пребывал сам Николай Рерих»1.
Чем наполнена жизнь современного человека, какие образы привлекают его внимание, так ли они прекрасны, чтобы преобразить окружающее пространство? Ответ известен: мы редко осознаём красоту, которая присутствует и в повседневной жизни. Но наш дух в своём неизменном движении готов открывать для себя другие горизонты и устремляться в прекрасные сферы.
Размышляя об этом, вспомним беседу Готамы Будды с любимым учеником Анандой, который спросил Учителя: «Не правда ли, что половина нашей духовной жизни — это дружба с Прекрасным, соприкосновение с Прекрасным и познание Прекрасного?» На это Будда ему ответил: «Не говори так, Ананда, не говори так, не половина, но вся наша жизнь».
Начнём наше путешествие в мир гор с величественной Канченджанги. Ведь именно с этой вершины ещё в Изваре началось знакомство Николая Константиновича Рериха со страной снегов. Не раз в «Листах дневника» он приводит свои детские воспоминания: «Была у нас старая картина, изображавшая какую-то величественную гору и всегда особенно привлекавшая моё внимание. Только впоследствии... я узнал, что это была знаменитая Канченджунга»2.
Возможно, именно так — картиной на стене — Н.К. Рериху была послана весть из Белого Братства как напоминание о его предназначении и великой миссии. И именно Канченджанга была первой священной гималайской вершиной, которая приветствовала Рерихов на земле Индии, когда они поселились в Дарджилинге, приехав из Америки в конце 1923 г.
«Суждённое не случайно, и листы упадают во времени...»3 — говорится в книге «Зов».
«Почитание Канченджанги простым народом не удивит вас, — пишет Николай Константинович, — потому что в этом вы видите не суеверие, а реальную страницу поэтического фольклора. Это народное благоговение перед Красотой Природы находит отклик в возвышенном сердце впечатлительного странника, который, тронутый великолепием здешней красоты, всегда готов поменять город на Горные Вершины»4.
Канченджанга — это горный массив в Гималаях, расположенный на границе между Непалом и Индией. Название его происходит от тибетского «канг-чен-цзод-нга», что означает «Пять Сокровищ Великих Снегов». Высшая точка Канченджанги — 8586 м, её массив состоит из пяти вершин, причём высота четырёх из них превышает 8000 м.
Хотя среди высочайших вершин мира Канченджанга и занимает третье место, по сложности восхождения она одна из самых трудных. Об этом свидетельствует история попыток её штурма.
Первое успешное восхождение на главную вершину было совершено участниками британской экспедиции только 25 мая 1955 года, через 2 года после покорения Эвереста, высочайшей точки нашей планеты.
В 1989 году участники Советской гималайской экспедиции совершают первый в истории траверс всех четырёх восьмитысячных вершин Канченджанги. На главной вершине нашими альпинистами был оставлен портрет Н.К. Рериха.
Приведём ещё строки Н.К. Рериха о Канченджанге: «Отчего так зовётся эта величественная гора? Она хранит пять сокровищ мира. Какие это сокровища? — золото, алмазы, рубины?
Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Сказано: "Придёт время, когда голод охватит весь мир. Тогда появится Некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает всё человечество".
Конечно, вы понимаете, что Некто напитает человечество не физическою, но духовною пищей. (...) Шамбала напитает человечество духовною пищей познания великих энергий»5.
«На вершинах Сиккима, в Гималайских отрогах, среди аромата балю и цвета рододендронов опять лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин Канченджунги и сказал: "Там находится вход в священную страну Шамбалы. Подземными ходами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священное место. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там"»6.
«Здесь складывались вдохновляющие мифы творчества Шивы, выпившего яд мира для спасения человечества. Здесь из облачного бурления воздымалась блистающая Лакшми для счастья мира. (...) Здесь пребывал сам Падма Самбхава. Там учитель медитировал на скале, и если скала даёт новые трещины, это значит, что окрестная жизнь уклоняется от праведного пути»7.
«За Канченджангой находятся старинные менгиры великого культа солнца. За Канченджангой расположено место рождения священной Свастики, знака Огня»8.
«В одной из пещер находится статуя Падма Самбхавы, а за ней виднеется каменная дверь —
На полотнах Н.К. Рериха изображение этой величественной горы встречается довольно часто. Это и серия картин «Его Страна», на пяти из которых присутствует Канченджанга, и серии «Сикким» и «Святые горы». Канченджанга, как безмолвный свидетель, возвышается над многообразием земной жизни, напоминая о Несказуемом: вот ученик пришёл к Учителю в поисках «жемчуга исканий», вот скачет всадник, спешащий на спасение человечества, вот женщина поднимается на вершину, увлекая за собой мужчину, открывая ему новые горизонты, вот лама читает «книгу мудрости» перед Ликом священной Горы...
В серии «Его Страна» есть картина «Жар-цвет», на ней не изображена Канченджанга, но, читая слова Николая Константиновича, мы понимаем, что вершина невидимо присутствует: «Около Фалюта на путях к Канченджанге растёт драгоценное растение — чёрный аконит. Цветок его светится ночью. По этому свету и отыскивают это редкое растение. Легенда русского Жар-цвета, волшебного цветка исполнения всех желаний, ведёт не к предрассудку, а в тот же родник, где скрыто ещё так многое»10.
На картине «Помни» (существует два её варианта) на фоне священной Канченджанги изображён человек, прощающийся с родным домом. В сердце он сохранит память о нём, но стремление послужить Общему Благу зовёт в путь. Его не пугают трудности, которые подстерегают одинокого путника, он знает, что священная вершина — ручательство успеха.
Вершина едина, но много путей,
Ведущих к зовущей её Высоте.
По разным дорогам к ней люди идут,
А там, на Высотах, их Светочи ждут,
Готовые помощи руку подать,
Не дать оступиться иль ринуться вспять.
И тот, кто Надземных Друзей полюбил,
Не будет отринут, не будет забыт11.
Канченджанга была очень близка сердцу Елены Ивановны Рерих: «Кулу — прекрасное место, но лишённое чудесного вида Канченджанги»12. После ухода Н.К. Рериха ей было Указано двигаться в Калимпонг, в направлении прекрасной Канченджанги, где и прошли последние годы жизни Елены Ивановны.
«...Перед моим окном грандиозная панорама вершин Канченджунги с её пятью вершинами-сёстрами и длинной Тибетской грядой, — пишет она в ноябре 1952 года. — Сейчас самый лучший месяц для гор, и потому Вершины горят бесконечной гаммой тонов. Сколько радости в созерцании этой красоты!»13
В письме к З.Г. и Д. Фосдик в 1949 году Елена Ивановна приоткрывает значение этой вершины: «Лучи из Твердыни Света направлены поверх Канченджанги и действуют здесь сильнее, чем в других местностях Индии»14.
Значит, не случайное стечение обстоятельств, а мощь Лучей Братства позволила сделать известную фотографию, на которой запечатлелась аура Е.И. Рерих: «Снята эта карточка моим сыном в 25-м году, когда мы жили в Дарджилинге. Окна комнаты выходили прямо на север, на величественные Гималаи, на вершину Канченджунги. Конечно, аура моя, будучи лиловой, или, иначе говоря, пурпуровой, в силу быстроты своих вибраций трудно уловима, но Великий Владыка хотел запечатлеть её и помог этому»15.
На картинах Н.К. Рериха из серии «Гималаи» встречается изображение Нанда-Дэви — священной горы Индии.
Латвийский поэт Р.Я. Рудзитис писал, что Рерих всю жизнь был не только певцом вечной природы, но и её вдохновенным толкователем и защитником. Рихард Яковлевич приводит слова одного из посетителей выставки: «Рерих оживляет камни и скалы, и чем больше вглядываешься, тем более живыми они становятся».
Нанда-Дэви — высочайшая гора из тех, что целиком располагаются на территории Индии, она имеет две главы, высшая точка — 7816 м.
Несмотря на то что Нанда-Дэви не входит в число восьмитысячников, подъём на её вершину чрезвычайно сложен. Первое восхождение зарегистрировано в 1936 году. Узкие, как каньоны, ущелья, опасные перевалы, ведущие к плато, делают район, где расположена Нанда-Дэви, запретной зоной. Число альпинистов, получивших разрешение на восхождение, очень мало, а для простых смертных она практически недосягаема.Альпинистам приходится подниматься практически от подножия на высоту более чем 6500 м, не имея удобных подходов к вершине. Именно эта особенность горы хорошо видна на картине Н.К. Рериха из собрания Новосибирского художественного музея.
В Индии Нанда-Дэви очень почитаема. По местным преданиям, во времена Всемирного потопа на её вершине нашли спасение люди и животные. В индийских мифах она считается прибежищем богини Нанды и именуется Дочерью Гималаев. Вместе с Долиной Цветов Нанда-Дэви входит в состав одноимённого национального парка, который является охраняемым объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Горы имеют огромное значение для людей и планеты. Об этом говорится в книгах Учения Живой Этики и «Гранях Агни Йоги».
«Обращайте внимание на высокие места, подверженные ветрам от снежных вершин. На уровне двадцати четырёх тысяч футов можно наблюдать особые отложения метеорной пыли. Силою ветра и под лучами солнца эта пыль осаждается на низших уступах, чем не только качество снега, но и свойство почвы изменяются»16.
«Горы знаменательны как начало, выводящее из низших земных условий. ...Для земных тел каждая тысяча возносит в особенные условия»17.
«...Снежные горы стоят как маяки спасения»18.
«...Веду по вершинам, которые смотрят в Беспредельность и касаются Беспредельности»19.
«...Нет места на Вершине всему ненужному. (...) У подножия есть место всему житейскому, но Вершина остра и мала для всех житейских принадлежностей»20.
Вершина — это пик,
Взлетевший в Небеса;
Он созерцает Лик
И верит в чудеса,
Которые сойдут
С неслыханных Высот
И людям раздадут
Дары своих щедрот21.
Следующим пунктом нашего путешествия будет хребет Тангла.
Когда в конце 1927 года во время Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи направлялись в Тибет, им открылся прекрасный вид гор. «24 сентября. Продолжили переход в западном направлении и скоро вышли на обширную песчаную равнину, — читаем в дневниковых записях Ю.Н. Рериха. — К югу от неё поднималась величественная Танг-ла — массив вечных снегов, одна из высочайших и наиболее значительных горных систем Тибета»22.
Запись от 3 октября: «Воздух был необычайно прозрачен, и перед нами отчётливо вырисовывался весь горный массив Танг-ла, белые сверкающие очертания которого вздымались над лабиринтом гор, простиравшихся вокруг него»23.
Читая эти описания, мы неизменно вспоминаем белоснежные вершины этой горной гряды на полотнах Н.К. Рериха.
Ньенчен-Тангла — таково полное название горного хребта на юге Тибетского нагорья, составляющего восточную часть Трансгималаев. Он представляет собой непрерывную цепь заснеженных гор и служит водоразделом между бассейнами верховий рек Янцзы, Меконг и Салуин. Таким образом, в пределах этой области берут своё начало три великие реки Азии. Протяжённость хребта составляет 600 км. Максимальная высота — 7162 м. Перевал Тангла в своей верхней точке достигает 4993 м.
«Перевал Танг-ла считается обителью тридцати трёх богов, или небожителей, и наши монголы и тибетцы сказали, что переход через перевал в такой исключительно ясный день является благим предзнаменованием. Среди тибетских караванщиков существует твёрдое убеждение, что если в Тибет приходит нежелательное лицо, то над перевалом проносится свирепый ветер, и неудачные путешественники замерзают на ледяных склонах гор.
Вершина перевала была увенчана маленькой пирамидой из камней и мендангом, или каменной стеной, украшенной молитвенными флагами и церемониальными шарфами. Дойдя до этого места, все монголы и тибетцы спешились, и ламы затянули молитву, возжигая курения. В чистейшем воздухе их низкие звучные голоса высоко взлетали над высокогорным перевалом. Спуск оказался некрутым; перед нами расстилалось море гор и снежных пиков. Повсюду, на обозримом пространстве, высились снеговые горы»24.
В 20 км от северного подножия Ньенчен-Танглы расположено одно из крупнейших высокогорных озёр мира — Намцо (по-монгольски Тенгри-Нур, «Небесное озеро»). Бессточное и солёное, оно находится на высоте 4627 м, имеет площадь около 2000 км2 и глубину около 30 метров. Как отмечают геологи, такое озеро могло возникнуть при сдвигах тектонических плит на рубеже III и IV веков, когда происходили существенные изменения в рельефе гор. Озеро Намцо считается священным и, согласно легендам, может даровать очищение и благословение небес.
Рерих посвятил Тангле целую серию своих картин, одна из которых находится в Новосибирском художественном музее. В названиях их часто можно встретить определения «святейшая», «священная». Но, пожалуй, самой значительной картиной Н.К. Рериха, на которой изображена эта гряда, стала «Песнь о Шамбале».
Е.И. Рерих писала 9 апреля 1948 года: «Со мною останется одно из последних запечатлений его Мечты, его любви — "Песнь Шамбале". На фоне величественного заката, освещённая последним лучом, сверкает в отдалении Сокровенная Гряда, за ней расстилается непроходимая область, окружённая снеговыми гигантами. Впереди на тёмной пурпуровой скале сидит сам Певец... Весь смысл его жизни, его устремления, его творчества, его Знания и великого служения запечатлены в этой песне Шамбалы и о Шамбале»25.
Когда ты думаешь о Ней —
Замкнись в торжественном молчаньи;
Пускай ненужные слова
Не запылят великой тайны;
Пускай лишь сердце говорит
И в темноте ночей творит
Нерукотворное сиянье26.
В книге «Зов» читаем слова Великого Учителя: «Не думайте, что Братство Наше скрыто от человечества непроходимыми стенами. Снега Гималаев, скрывающие Нас, не препятствия для ищущих в правде, но не для исследователей»27. «Сумейте приблизиться чистым сердцем к Нашим Высотам»28.
«Странники могут постучаться. Странники могут сказывать о том, что за дальними пустынями, за горами, за снегами в несменном служении пребывают Великие Души.
Странники не скажут, были ли они в Обители. Странники не произнесут слова "Братство", но каждый слушатель поймёт, о каком Средоточии Знания говорится. Сеятели добрые идут по миру, когда содрогается человечество.
Люди хотят слышать об Оплоте, о Твердыне. Если они и недослышат об уставе, они всё же окрепнут
от одной вести, что жива Твердыня Знания. Лотос сердца трепещет от приближения сроков.
О существовании Братства радуйтесь!»29
Невозможно обойти вниманием высочайшую вершину мира — Эверест.
В Непале она известна под названием «Сагарматха» («Мать Богов»), а в Тибете её именуют «Джомолунгма» («Богиня-Мать Вселенной»). Гора находится на границе Непала и Тибета, и высота её составляет 8848 м.
На вершине Эвереста скорость ветра достигает 200 км в час, а температура ночью понижается до – 60оС. При восхождении на большие высоты человек попадает в совершенно особые условия — низкое атмосферное давление (до 300 мм рт. ст.), разрежённый воздух, сильная солнечная радиация, низкая температура и минимальная влажность. С большим трудом человеческий организм приспосабливается к такой среде, изменяются дыхание и работа сердца, кровь сильно густеет и может перестать циркулировать в конечностях, но человек этого не чувствует, что грозит обморожениями. Считается, что 8500 м — это предел для восхождения на вершину без кислородной маски. Но даже при её наличии некоторые альпинисты погибают уже после спуска, так как кислород почти не усваивается организмом. Большую опасность представляет усиление испарения воды с поверхности кожи: тело как бы высыхает, и приходится пить большое количество жидкости, хотя жажда совсем не ощущается.
Но ничто не останавливает альпинистов. Начиная с 1920-х годов делались попытки покорить Эверест, но первое успешное восхождение на вершину состоялось только в мае 1953 года.
Тенцинг Норгей, один из первых покорителей Эвереста, писал: «Я счастливый человек. У меня была мечта, и она осуществилась, а это не часто бывает с человеком. Взойти на Эверест... было сокровеннейшим желанием всей моей жизни. Семь раз я принимался за дело, я терпел неудачи и начинал сначала, снова и снова, не чувствуя ожесточения, которое ведёт солдата на врага, а с любовью, словно дитя, взбирающееся на колени своей матери»30.
Валерий Николаевич Першин, заслуженный мастер спорта по альпинизму, тоже взошёл на высочайшую вершину мира — это произошло 18 мая 1998 года, и тогда на ней было развёрнуто Знамя Мира.
Изучающие Учение Живой Этики часто смущаются, когда читают в книге «Агни Йога»: «Указала Матерь Мира: "Соберитесь ветры, соберитесь снега. Не являйтесь птицы и не подходите звери!
Не утвердится нога человеческая на Моей Вершине. Не утвердится основа дерзания тёмного. (...)
Сохрани, солнце, Вершину Мою, ибо где встану на страже? Никогда не взойдёт зверь и не удержится сила человеческая!"»31
Когда Елену Ивановну спросили, о какой вершине идёт речь, она ответила: «Вершина, упоминаемая здесь, есть вершина Эверест... Высочайшая точка на Земле, так же как и оба земных полюса, имеют огромное значение в силу того запаса электромагнитных сил, которые собраны на них. Когда наступит критический момент, быть или не быть нашей Земле, эти точки будут иметь решающее значение в спасении планеты»32.
Как относиться к словам из Учения? Может быть, ответ кроется в слове «не удержится», а может быть, это та область знания, которая нам пока недоступна, то, что ещё сокрыто от нашего сознания, как и сам Лик Матери Мира? Открытий в понимании данных текстов нам предстоит сделать ещё очень много — это напрямую зависит от нашего желания углубиться в них и осмыслить данные человечеству сокровища мудрости.
«Самые вершины Тонкого Мира почти соприкасаются с Миром Огненным. Так же как некоторые подробности плотного Мира близки Тонкому. Так поймём навсегда связь Миров, как ступени Беспредельности»33.
Стаи туч, и ливень грозовой,
И туман проходят под Вершиной;
Ей знаком пространственный покой,
Солнца луч не затемнится мглой,
Звёздный свет не скроет дым долины;
И миры в космической дали
Говорят с Вершиною земли34.
В 1972 году Б.Н. Абрамов записал слова Великого Учителя: «На вершине Горы Матери Мира можно утвердиться прочно и навсегда. Она возвышается над планетой как маяк спасения, как цель устремлений, как прибежище духа от шума и суеты материального мира. Много Ашрамов имеется в Мире Надземном. Этот Ашрам и земной и надземный, существующий во всех трёх мирах. Вершина недосягаема для вибраций долин и коричневого газа. Может там дух отдохнуть от удушающих условий человеческих скопищ»35.
У Н.К. Рериха есть картина «Сожжение тьмы». В путевом дневнике «Алтай — Гималаи» Николай Константинович описывает такой эпизод: «...Пришла вся экспедиция с Эвереста. (...) Между прочим добивались узнать, не подымались ли мы к Эвересту. На картине "Сжигание тьмы" они узнали точное изображение глетчера около Эвереста и не понимали, как этот характерный вид, виденный только ими, попал на картину»36.
Таким образом, Рерих действительно побывал на Эвересте, но не физически, а духовно. На его картине над вершиной сияет созвездие Орион, а «из горней Обители Света величественная фигура торжественно выносит заповедный сияющий Камень мудрости и знания, рассеивающий окружающий мрак. За Несущим Сокровище Мира следует шествие людей в благоговейном молчании, погружённых в глубокую молитву»37.
Гималаи — застывшее пламя,
Что нисходит на землю с Небес, —
Это людям напоминанье,
О священной Обители весть.
Вместо крыльев даны людям горы,
Чтоб они устремляться могли
От земной суеты на просторы,
Где Дом Духа сияет вдали.
* Окончание. Начало в № 12, 2012. Доклад также опубликован в журнале «Лига Культуры», № 2, 2013 (издание Института Лиги Культуры и социального содружества, Одесского Дома-Музея им. Н.К. Рериха, Украина – Израиль).
1 Рерих С.Н. Врата в высшую жизнь. М., 2009. С. 30.
2 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. М., 2000. С. 114.
3 Листы Сада Мории. Зов. Вступление.
4 Рерих Н.К. Шамбала. М., 1994. С. 47 – 48.
5 Рерих Н.К. Сердце Азии. Новосибирск, 2008. С. 137.
6 Там же. С. 100.
7 Там же. С. 17 – 18.
8 Рерих Н.К. Шамбала. С. 45.
9 Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига, 1992. С. 124.
10 Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. Рига, 1992. С. 60.
11 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 286.
12 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 1999. С. 49.
13 Там же. Т. 9. М., 2009. С. 227.
14 Там же. Т. 8. М., 2008. С. 300.
15 Там же. Т. 3. М., 2001. С. 106.
16 Агни Йога. 571.
17 Там же. 73.
18 Листы Сада Мории. Озарение. 3 – II – 20.
19 Грани Агни Йоги. 1954. 269.
20 Мир Огненный. III. 19.
21 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 180.
22 Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. М., 2012. С. 404.
23 Там же. С. 411.
24 Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. С. 411 – 412.
25 Рерих Е.И. Письма. Т. 8. С. 32.
26 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 143.
27 Листы Сада Мории. Зов. 17 июля 1922 г.
28 Там же. 2 июля 1921 г.
29 Братство. 610.
30 Цит. по: VI Рериховские Чтения. Новосибирск, 2004. С. 229.
31 Агни Йога. 315.
32 Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М., 2003. С. 306
33 Мир Огненный. III. 551.
34 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 62.
35 Грани Агни Йоги. Т. 13. 419.
36 Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. С. 36 – 37.
37 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 312