Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально



Фото- и медиа-архив


 

«Доверенная Наша — и Предстательница за вас»*

Автор: Горская Елена



Теги статьи:  Елена Рерих

Сами осознаем Величие, то счастье, которое дано нам, и поможем людям подойти к первым ступеням Великого Провозвестия от Иерархии Света.

Из Писем Е.И. Рерих

12 февраля на торжественном мероприятии, посвящённом Елене Ивановне Рерих, в Музее Н.К. Рериха было много гостей. После просмотра программы о Е.И. Рерих, которая проходила в концертном зале музея, гости собрались в центральном выставочном зале второго этажа, заполнив его так, что некоторым сотрудникам и друзьям музея пришлось стоять на лестничных площадках, чтобы все гости могли разместиться в зале, где состоялось долгожданное открытие выставки картины «Урусвати» кисти Л.Р. Цесюлевича, которую художник посвятил Е.И. Рерих. Как и предыдущая его картина «Николай Рерих», эта работа мастера обрела своё постоянное место в новосибирском Музее Н.К. Рериха.


В зале Музея Н.К. Рериха. 12 февраля 2013 г.

Представляя картину, Ольга Андреевна Ольховая сказала: «К изображению Матери Огненной Йоги Л.Р. Цесюлевич в своём творчестве обратился впервые. Эту работу он тоже подарил музею. Мы все понимаем, что достижение внешнего сходства с изображаемым — далеко не единственная цель любого художника, намного лучше живописца это запечатлеет фотография. Произведением искусства портрет становится тогда, когда средствами живописи передаётся то неповторимое, что является внутренней сутью изображаемого человека. На открытии экспозиции картины Леопольда Цесюлевича "Николай Рерих" мы уже касались вопроса о том, что даже при наличии большого таланта писать портреты членов семьи Рерихов, не разделяя философии, которую принесла в мир эта семья, — бессмысленно. Эти знания Леопольд Романович получил ещё в юности, и это решило всю его дальнейшую судьбу. Его духовным учителем был Рихард Яковлевич Рудзитис — руководитель Латвийского общества Рериха, человек, тесно связанный духовными узами с семьёй Рерихов, без которого исследование Рериховского наследия представить невозможно.

В каком бы жанре ни работал Л.Р. Цесюлевич, какой бы ни была тематика его полотен, главными в его творчестве остаются вопросы духа — именно это определяет его отношение ко всем явлениям жизни. Это мастер, создавший собственный стиль в живописи, его картины сразу узнаваемы, их не спутаешь с работами других авторов».

Когда была снята драпировка, закрывающая портрет, присутствующие замерли — трудно было отвести взгляд от лица Елены Ивановны, от её живых глаз, от удивительного свечения красок. «Кто же может обозначить грань между вдохновением и Иеровдохновением. Неразличима такая грань между вдохновениями», — сказано в книге «Аум» (300).


Леопольд Романович Цесюлевич

О том, что автор хотел поведать зрителю в этом полотне, он сказал, передавая его музею: «Идея картины родилась мгновенно. Мне прислали фотографию из Риги, на которой Елена Ивановна стоит у картины Н.К. Рериха "Fiat Rex". И в этом сочетании я почувствовал — вот это и есть тот образ, что выражает её суть. Можно было изобразить Елену Ивановну среди книг и рукописей, или в саду среди лилий — тоже очень красиво, или на фоне Гималаев, но это не была бы полнота образа. А когда я увидел эту фотографию, я понял — это путь к образу, в этом сочетании — полнота её сути. Я понял, что она есть Колонна Света. Это не личность, это есть Свет. Она сама излучает Свет. Её тело гранулирует Свет... Я представил, что, если, смотря на эту картину, мы увидим Свет, мы увидим Истину, мы увидим путь, путь к вершинам.

Л.Р. Цесюлевич. Урусвати (портрет Елены Рерих).Она вся стоит в Лучах Света. Ведь её великое достижение было в том, что она воспринимала все новые Лучи, которые идут теперь на Землю. Люди не воспринимают, а она воспринимала их, все ассимилировала, притом Лучи самых разных оттенков, самых разных вибраций, самых разных качеств. Очень мучительная, очень трудная, очень жертвенная миссия, которую она героически свершила... И если мы зададимся вопросом, где она изображена, то, рассуждая просто, скажем — в Кулу, у картины Николая Константиновича, возле книжной полки. Но на самом деле она стоит в космических Лучах. Она стоит в Лучах Света, и этот Свет гранулируется.

Мне пришлось однажды в горах у Белухи видеть грануляцию света. Это что-то изумительное. Это как бы прозрачные кристаллики, которые осаждаются на хвое, на стволе кедра, даже на лице человека, который стоит рядом. Свет корпускулярен и может кристаллизоваться.

В самом верху картины — Священные Врата. Из Священных Врат, с Вершины идут ступени вниз. По ступеням спускается Великий Свет. Если мы присмотримся к ступеням, то они очень похожи на сложенные в ряд книги. Елена Ивановна кристаллизовала Свет в книгах. Она принесла этот Свет, и здесь он присутствует. Она стоит будто бы неподвижно, но внутреннее движение в ней есть. Ещё когда Валентин Серов писал её портрет в молодости, он говорил, что её суть — движение. Присмотревшись, мы увидим это внутреннее движение в картине. Вот она стоит, смотрит на нас, руку положила на книги, но через какое-то время, очень скоро, она сделает шаг вперёд, навстречу нам. Снимет руку с книг, подойдёт к нам и скажет то единственное, что может сказать только она. Она едина с этим Светом, она несла людям огонь, и этот огонь делал людей счастливыми. Это вы знаете».

После просмотра видеоинтервью с Л.Р. Цесюлевичем О.А. Ольховая продолжила: «Художник назвал свою картину "Урусвати". Как он сказал нам, "именно такое название содержит в себе смысл произведения". В переводе с санскрита Урусвати означает Свет Утренней Звезды. Так называли Елену Ивановну Учителя. Так же назван и Гималайский институт научных исследований, который Рерихи основали в Индии, — Елена Ивановна являлась его Почётным президентом-основателем. Вся семья Рерихов участвовала в организации и работе института. Это научное учреждение стало известным далеко за пределами Индии.

Биографию Елены Ивановны Рерих мы знаем хорошо, свидетельства о встречах и контактах с нею оставили ученики и близкие ей люди. Всё это более или менее полно обрисовывает внешний контур её жизни, её земной подвиг. О другой стороне её жизни, которая была скрыта от внешнего мира, знал только небольшой круг её учеников. Миссия Елены Ивановны была сокровенной, и потому человечество узнало об этой Доверенной Великого Учителя и Посланнице Высших Сил лишь после того, как она покинула Землю. Именно эту сторону её жизни отразил Леопольд Цесюлевич в своей картине.

Долгие годы Елена Ивановна воспринимала от Великого Учителя Сокровенные Знания, хранящие­ся веками в Твердыне, записывая их для передачи человечеству Земли. Книги Учения Живой Этики, или Агни Йоги, навсегда обессмертили её имя. Первая из них под названием ''Листы Сада Мории. Зов'' была начата 24 марта 1920 года, последняя книга была закончена в начале 1939 года. Обращаясь к нам, Учителя задают вопрос: ''Ваши книги стоят в Наших хранилищах. Так ли стоит дело с Нашими книгами у вас? Мы можем ответить о ваших книгах. Читали ли вы Наши?''1

Учение венчает книга ''Надземное''. Она состоит из 955 параграфов, каждый из которых начинается обращением к Урусвати. Предваряя тексты о Силах Надземных, Учитель спрашивает: ''Друг, можно ли беседовать о Надземном, если не осознана энергетическая основа Сущего?''. Без этого осознания понять сокровенную миссию Е.И. Рерих невозможно. Её подвиг лежал именно в этой сфере — в области Тонких энергий, признавать и изучать которые чиновники от науки, в лучшем случае, не торопятся.

Незадолго до своего ухода в письме к друзьям Елена Ивановна говорила: ''...мало доросших сознанием, что Учение Живой Этики и есть Новое Провозвестие. Но и это придёт. Будет время, когда Учение это станет мировым и ляжет основанием воспитания и появления нового человечества, нарождение которого ускорит мечту человечества об уничтожении смертельных заболеваний и достижения долголетия земного и появления человека в новой утончённой оболочке''2.

Бесценным дополнением для лучшего понимания и усвоения Учения Жизни являются Записи Бориса Николаевича Абрамова, в которых Учитель раскрывает для нас и величие подвига Елены Ивановны Рерих. ''Матерь Агни Йоги'' и ''Наш Посол'' — такие определения даёт Ведущий Иерарх Елене Ивановне и Николаю Константиновичу Рерихам. ''Доверенные Мои'', ''Творчество Доверенных Моих'', — говорит Он об их деятельности.

Триптих Н.К. Рериха ''Fiat Rex'' общеизвестен. Центральная его часть — это изображение Учителя. На своём полотне Л.Р. Цесюлевич тоже даёт образ Того, Кто дал через Елену Ивановну Учение Живой Этики, под чьим Руководством она прошла Огненный Опыт, Кто руководил деятельностью всех членов семьи Рерихов. К сонму Бессмертных относит Великий Учитель Матерь Агни Йоги, подчёркивая, что не было и нет среди землян тех, кто мог бы сравниться с нею по степени высоты духа и раскрытию сокровеннейших сил и способностей. Великий труд по принятию Учения у Елены Ивановны шёл параллельно с внутренним процессом, который нам пока невозможно даже представить: ''Раскрытие центров и самоотверженное предоставление себя на испытание пространственному огню представляет собою подвиг, вся глубина и величие значения которого не понимаются человечеством. Собою явила она сущность того преображения, которое суждено и которого достигнут люди в будущем. (...) В веках, когда Учение Жизни дойдёт до сознания многих и наука об огненных центрах человека получит признание, подвиг Матери Агни Йоги будет оценён по справедливости''3.

''Тебе назначены дороги в чертоги Огненных Миров'', — напишет позднее Наталия Дмитриевна Спирина, обращаясь к каждому из нас.

''Современная наука, — отмечала в 1935 году Е.И. Рерих, — быстрыми шагами идёт навстречу всем великим Истинам, изложенным в восточной философии и религиях, и скоро, очень скоро они встретятся и протянут друг другу руку. Будем надеяться, что и наша церковь просияет новым сознанием и не останется заштатным зрителем этого союза. Так наука уже поняла, что материи нет, но есть лишь энергия, и обратно. Таким образом, она подошла к одухотворению Единого Начала. Также передовые умы начинают отдавать должное силе мысли и даже запечатлевать и измерять её физически, так духовное сливается с материальным. И как может быть иначе, когда Материя есть лишь качество Духа!''4

5 октября 1955 года земная миссия Елены Ивановны Рерих была окончена. ''Не через физическое, но через духовное соприкоснётесь''5, — записал после ухода Елены Ивановны Борис Николаевич Абрамов. А Наталия Дмитриевна Спирина посвятила Матери Агни Йоги такие строки:

Примет всё наследие Твоё
Дух, идущий следом за Тобою;
Примет всё страдание Твоё
От невежества людей, и боли
Тех сердец, затерянных во мгле;
Примет радость бытия в Огне,
Счастье исполненья Высшей Воли6.

''...Мы постараемся, — сказала Наталия Дмитриевна в одном из своих выступлений, — все на своих местах — сделать как можно больше в деле распространения Учения, без которого наша жизнь не преобразится и останется бессмысленной и бесцельной''7.

Закончим словами Учителя, которые можно отнести ко всем, кто серьёзно изучает Учение Жизни, кто твёрдо решил встать на путь духовного преображения: ''Кто-то идёт впереди, продвигая эволюцию. Эти пионеры эволюции существуют во всех царствах природы, и на всех планах, и, прежде всего, в гуще самого человечества. (...) Не говоря о Братьях человечества, стоящих очень высоко, эти пионеры, или ведущие, составляют тоже своего рода братство, члены которого, служа общей цели, часто не знают друг друга, ибо объединены не формально, но энергетически. Как бы отдельные энергетические точки включены в общую силовую систему. Мы, Братья человечества, их невидимо Объединяем''»8.

После открытия выставки состоялся концерт ансамбля скрипачей «Ноктюрн» Новосибирского музыкального колледжа им. А.Ф. Мурова (художественный руководитель — Т.А. Гусева). Шестнадцать юных скрипачей исполнили произведения Г. Генделя, И. Брамса, С. Прокофьева, В. Гаврилина и других композиторов столь вдохновенно, что зрители долго не отпускали музыкантов, аплодируя им стоя.

Этот прекрасный праздник Духа запомнится всем, кто был в этот день в новосибирском Музее Н.К. Рериха.


* Грани Агни Йоги. 1955. 549.

1 Община. 266.

2 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М., 2009. С. 529 (19.04.1955).

3 Грани Агни Йоги. X. 500.

4 Письма Елены Рерих. Т. 1. Новосибирск, 1992. С. 392 (1.02.1935).

5 Грани Агни Йоги. 1955. 549.

6 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 64.

7 Там же. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 242.

8 Грани Агни Йоги. 1955. 261.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске

Статьи по теме, смотреть список




 

 

 
Мысли на каждый день

Радость борьбы есть основная нота Бытия.

Рерих Е.И. Письмо от 13.05.1931

Неслучайно-случайная
статья для Вас: