Обращение к Высшему Миру должно вызывать восторг и увеличение сил к выражению прекрасного. Такие качества рождаются не страхом, но любовью. Мир Огненный, ч. 2, 292 |
В своих воплощениях Е.И. Рерих была спутницей Великих Учителей. Она помнила Их Облики, знала о Их деяниях. «Урусвати имеет записи о некоторых днях Великого Путника (как именуется Христос в книге "Надземное". — Н.С.). Она сохранила в памяти Облик Его» (Надземное, 146). «Урусвати может передать черты Великого Путника художнику, склонному к изображению человеческих ликов; хотя бы в общих чертах можно запечатлеть Изображение» (Там же, 159).
И она дала своему сыну Святославу, художнику уникального таланта, описание внешности Христа, подробное и красочное, и он создал изумительную картину «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Н.Д. Спирина. Свидетельница. 1994 г.
* * *
Наталия Дмитриевна, заповедь Христа гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»; поясните, что значит любовь к ближнему как к самому себе.
Себя мы очень любим, бережём, кормим, одеваем, всё для себя делаем. А Христос предлагает и к ближнему так же относиться — «как к самому себе», то есть любить другого и заботиться о другом так же, как мы заботимся о самих себе.
Как бороться человеку со своей самостью?
Это проблема для всех. Всё Учение Живой Этики и все религии в основном только об этом и говорят. Первая заповедь — «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем помышлением твоим». И вторая заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» — не меньше, чем самого себя, желая ему того же добра, как и себе, делая ему то хорошее, что ты хочешь сам получить. Таким образом мы избавляемся от самости. Надо принимать все заветы не отвлечённо, а на практике каждого дня. Тогда и все наши вопросы разрешатся, и мы сможем изжить то, что мучает нас. Ведь самость нас самих мучает.
Почему Святослав Николаевич Рерих в своей картине «Возлюби ближнего своего, как самого себя» сделал акцент именно на второй заповеди — о любви к ближнему, а не на первой — о любви к Богу?
Значит, он нашёл нужным сделать акцент именно на этом. Он считал, что на это надо обратить особое внимание, потому что нелюбовь к ближнему дошла уже до такой степени, что надо было написать эту зовущую, возвышающую, совершенно великолепную картину, чтобы обратить внимание на то, что уже пора возлюбить ближнего, как самого себя. Иначе, если этого не сделать, может прийти конец планете.
Н.Д. Спирина. Из собеседований. 1990-е гг.
* * *
С.Н. Рерих: ...Давайте попробуем устроить свою жизнь так, чтобы к концу её сказать: да, я счастлив. Есть, конечно, люди, умеющие удовлетворяться физическими благами, но если человек интеллектуален, развит и пойдёт по неверному пути, он будет несчастлив. Я снова повторю: при желании быть счастливым просто. Это ведь похоже на «возлюби ближнего своего, как самого себя»... То есть будь добр к нему, попытайся его понять и сделать так, чтобы ему было хорошо.
Корр.: Но значительная часть человечества уже 2000 лет пытается возлюбить, и пока, кажется, безуспешно.
С.Н. Рерих: К сожалению, нет, не пытается. И потом — что такое 2000 лет?
Корр.: Но раз Вы так говорите, стало быть, верите, что можно найти себя и в пределах традиционных, привычных для европейского человека установлений морали?
С.Н. Рерих: Конечно, дело не в том, чьи это установления, а какова их суть. Я, например, ценю и люблю истинное христианство. Не то, которое дошло к нам через сотни рук, а изначальное, истинное, которому учил Христос.
С.Н. Рерих. Мы ответственны в своих
мыслях. Литературная газета. 3.06.1987