Грязь – не от бедности, но от невежества. Чистота в жизни есть преддверие чистоты сердца. Община, 106 |
|
Жизнь великого мастера гор, певца священных Гималаев прошла в служении людям. Елена Ивановна Рерих писала о Николае Константиновиче, что у него не было ни одной личной мысли, все его думы посвящены человечеству. Знаем мы и о том, что случайного в его творчестве тоже нет, всё имеет значение и наполнено глубоким смыслом. Ему было Сказано Великим Учителем: «Много пользы принесёшь миру. Картины твои имеют значение для будущего. (...) Пиши безбоязненно свои картины — в них сила!»1.
Николай Константинович «дал миру образы сурового, чистого, непревзойдённого искусства, и его картины, как огненные вестники, разлетелись по всей планете, неся с собой свет и озарение»2.
В сложное переходное время, когда силы Света и тьмы борются за души людей, когда «идёт отбор необратимый», время ли думать о Прекрасном? Именно самое время, ибо мы должны напитать свой дух Светом, которым он жив, и тем самым не дать волнам тьмы затопить наше сознание. В книге «Зов» говорится: «Тверди: красота, даже со слезами, пока дойдёшь до назначенного»3.
Данное через семью Рерихов Учение Живой Этики подобно верёвке спасательной в горах, да и сами горы даны людям для спасения.
«Вспомним миф "О происхождении Гор". Когда планетный Создатель трудился над оформлением тверди, он устремил внимание на плодоносные равнины, которые могли дать людям спокойное хлебопашество. Но Матерь Мира сказала: "Правда, люди найдут на равнинах и хлеб, и торговлю, но когда золото загрязнит равнины, куда же пойдут чистые духом для укрепления? Или пусть они получат крылья, или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота". И Создатель ответил: "Рано давать крылья, они понесут на них смерть и разрушение, но дадим им горы. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением"»4.
Гималаи появились в жизни Николая Константиновича ещё в детском возрасте. В одном из своих очерков он писал: «Вот бы припомнить самое первое. Самое раннее. ...Старинная картина — гора при закате. Потом оказалось не что иное, как Канченджунга»5. Эта картина находилась в имении Рерихов в Изваре.
Затем — устремление в Индию, задумывается экспедиция, которая осуществилась в 1923 г. А после экспедиции семья Рерихов поселилась в долине Кулу, окружённой священными Гималаями, где художник оставался до конца своей земной жизни.
Вся жизнь Николая Константиновича прошла перед несравненными Гималаями, которые своим величием питали его дух, а теперь через его картины дают пищу нашему духу.
«Действительно, в каждом стремлении к вершинам, в каждом восхождении есть несказанная радость, — пишет Н.К. Рерих. — Внутренний порыв непреодолимо зовёт людей к высотам.
Если бы кто-нибудь задался целью исторически просмотреть всемирное устремление к Гималаям, то получилось бы необыкновенно знаменательное исследование. (...) Даже в тёмные времена средневековья, даже удалённые страны мыслили о прекрасной Индии, которая кульминировалась в народных воображениях, конечно, сокровенно таинственными снеговыми великанами. "Гималаи" на санскрите — "страна снегов"»6. «Нигде нет такого сверкания, такой духовной насыщенности, как среди этих драгоценных снегов»7. «Я горд, что мне было предназначено прославить во многих картинах величавые, священные Гималаи»8.
Гималаи — чудо на планете!
Нет прекрасней гор на белом свете.
Зов вершин их к небу устремлён —
От земли людей уводит он.9
Уже при жизни Николая Рериха стали называть Мастером Гор, певцом священных Гималаев, а Джавахарлал Неру говорил, что индийцы в долгу перед Рерихом, который выявил дух Гималаев на своих великолепных полотнах.
И не важно, физически ли мы восходим на вершины или в мечтах. «Не в этом причина счастья, ведь главное, что мы там», — сказано в стихотворении Н.Д. Спириной «Горы».
Н.К. Рерих в статье «Химават» приводит слова одного ламы: «Странные люди эти пелинги-иностранцы. Для чего они принимают на себя такие трудности по восхождению на физическом плане, когда мы можем бывать на вершинах в тонком теле?»10 И дальше Николай Константинович как бы отвечает на этот вопрос: «Человеческий дух, жаждущий преодолеть все препятствия, наполняется стремлением, которое неукротимо влечёт его вперёд, к покорению этих вершин. И сами трудности, порою сопряжённые с риском, становятся лишь нужнейшими и желаннейшими ступенями восхождения для понимания земных условностей»11.
Заслуженный мастер спорта по альпинизму Валерий Николаевич Першин, посвятивший свою жизнь покорению высочайших вершин мира, так описал состояние человека на больших высотах: «В горах мозг освобождается от всего земного; конечно, есть и цель, и озабоченность, но не зря отшельники уходили в горы, где и время течёт по-другому, нет ни власти денег, ни влияния людей и всё земное остаётся там, внизу, в долинах»12.
Заботы земные как камни с горы —
Чем ниже, тем натиск обвала сильней.
Взойди на вершину. Привольно на ней!
Там солнца лучистые льются дары,
Там синее небо и дали видней...
А каменный дождь из житейских забот
Тогда у тебя под ногами пройдёт.13
В одной только Центрально-Азиатской экспедиции Рерихом было создано более 500 гималайских этюдов. Каждая картина переносит нас в загадочный горный мир, но сегодня хотелось бы поговорить об одной из вершин Трансгималаев — священной горе Кайлас.
Кайлас (Кайласа, Кайлаш) — это название горного хребта на юге Тибетского нагорья. Одноимённая вершина Кайлас считается обителью бога Шивы и является в Тибете одним из главных мест паломничества. Высота её в разных источниках указывается в диапазоне от 6638 до 6890 м, но чаще можно встретить цифру 6714 м.
Четыре ребра горы Кайлас почти точно соответствуют сторонам света, а трещины на её южной стороне по форме напоминают свастику, буддийский солярный знак — символ духовной силы. С тибетского «Кайлас» переводится как «Драгоценный камень снегов».
Ни географически, ни геологически Кайлас не принадлежит основной Гималайской гряде. Согласно официальной версии геологов, он поднялся вместе с плато со дна океана и существовал задолго до появления Гималаев.
Вершина горы остаётся непокорённой до наших дней. Это связано в первую очередь с её священным значением для тибетцев. Когда предпринимались попытки совершить на неё восхождение и экспедиции даже получали разрешение от китайских властей, тысячи паломников преграждали путь альпинистам и тем приходилось отказываться от своего намерения.
С горой Кайлас связаны таинственные древние легенды, на протяжении многих веков она является местом поклонения для последователей четырёх религий — буддизма, индуизма, джайнизма и религии бон-по.
В Азии распространён миф о центре мира — священной горе, на склонах которой берут начало четыре великие реки, дающие жизнь землям, по которым они протекают. Согласно индийским источникам, эта гора расположена в Гималаях, и со временем сказание о мифической горе Меру всё более ассоциировалось с горой Кайлас.
Здесь действительно берут своё начало четыре великие реки Азии, хотя это и кажется невероятным с географической точки зрения. На южном склоне начинается Карнали, один из основных притоков Ганга. Истоки Инда — на северном склоне, Сатледжа — на западном, Брахмапутры — на восточной стороне вблизи озера Манасаровар.
Гора Кайлас и озеро Манасаровар оставались неизвестными для западного мира вплоть до XVIII века. Первым европейцем, побывавшим в этих местах, оказался итальянский монах. Зимой 1715 года его путь проходил мимо озера Манасаровар и скрытой в облаках горы, которая, по его сообщению, была посвящена Падма Самбхаве. Это и была гора Кайлас. Известный исследователь Свен Гедин стал первым европейцем, который прошёл паломническим путём к Кайласу.
Рихард Яковлевич Рудзитис в книге «Братство Грааля» пишет: «Для индусов местом пребывания богов были высоты Гималаев — Кайласа, или, как именует его "Махабхарата", легендарная Меру. На мифической горе Меру обитали святые. Чем духовно-светозарнее было их сознание, тем выше им отводились обители... Ни одна грешная мысль смертных не может достичь этих вершин, всегда окутанных облаками»14. «И по сей день немало паломников, приближаясь к святой горе Кайласа, или "Раю Шивы", которая для сердца их есть самое сокровенное место на земле, — последний участок своего пути вокруг закованной в лёд горы в великом своём фанатизме нередко проходят на коленях. В пещере над пропастями Кайласа некогда медитировал Миларепа, там погружались в духовное созерцание ученики Будды»15.
После трагической пятимесячной зимовки на плато Чантанг Центрально-Азиатской экспедиции разрешили двигаться по Тибету путём Великих Озёр. Этот маршрут совпадал с путём паломников, идущих к Кайласу. Тогда экспедицией были открыты уникальные мегалитические сооружения в Тибете. Вот что записал в своём путевом дневнике Юрий Николаевич Рерих: «Интересно отметить, что большинство открытых мегалитических памятников встречается вдоль великого паломнического пути, проходящего южнее Великих Озёр и ведущего к горе Кайласе, обители богов, и к святым местам на непальской границе. В своей будущей публикации о религии бон я надеюсь показать, что этот паломнический путь был в прошлом кочевым путём и, как таковой, приобрёл культовое значение, которое сохраняется и поныне»16.
Сегодня нам известны шесть картин и один эскиз с названием «Путь на Кайлас». Все они написаны между 1931 и 1933 годами, то есть уже после окончания Центрально-Азиатской экспедиции. В эти годы институтом «Урусвати» были организованы несколько недолгих экспедиций по Тибету и Индии. Саму вершину Кайласа Н.К. Рерих изобразил только в 1946 году, за год до своего ухода.
«Перед нами путь на Кайлас, — писал Н.К. Рерих. — Высится одно из пятнадцати священных чудес, исчисленных в книгах Тибета. Гора Колокола! По острым кряжам ходят к вершине её. Стоит она поверх последнего можжевельника, поверх всех жёлтых и белых складок нагорных. Тут ходил и Падма Самбхава, о том говорит древний монастырь Гандо-Ла. Именно здесь пещеры Миларепы. И не одна, но многие, освящённые именем отшельника, слушавшего перед зарёю голоса дэв. Здесь же и духовные твердыни Гаутамы Будды. Недалеко и легенды, сложенные около Пахари Баба. Ходили тут многие Риши»17.
Помимо упомянутых картин у Рериха есть также картина и эскиз с названием «Гора Колокола».
Рерих часто пишет варианты картин с одним и тем же названием, это и «Труды Мадонны» (две картины), и «Ведущая» (пять картин), и «Чинтамани» (две картины), и многие другие. Их объединяет один сюжет, меняются пейзаж, колорит или другие детали.
С картинами «Путь на Кайлас» дело обстоит иначе, ни одна из них не повторяет другую, объединяющим является лишь название. Но если рассматривать их в определённой последовательности, то возникает чувство приближения к этой священной вершине, как будто мы вместе с паломниками идём к заветной горе. И пейзаж, и цветовая палитра становятся всё более неземными и поднимающими нас над всем обыденным.
Одна из картин имеет второе название — «Твердыня духа». Трое путников на яках приближаются к монастырю, который стоит на абсолютно отвесной скале; там они найдут и отдых, и пищу, и духовное ободрение для дальнейшего пути. Стоят такие монастыри среди скалистых утёсов как напоминание о Высшем, как действенная помощь для всех ищущих Блага.
На другой картине мы видим паломников — здесь и мужчина, и женщина, и лама с трезубцем. Они
в разных одеждах, может быть, принадлежат к разным народностям, но их объединяет стремление к Знаниям. Устремляясь к Высшему поверх рас и народов, поверх религий и социального положения, мы освобождаемся от условностей жизни. И простой человек-труженик, и священнослужитель — перед Высшим мы все равны.
В книге «Братство» сказано: «Народы Азии сохранили память о Братстве. Каждый по-своему, на своём наречии, своими возможностями, народы в глубине сердца хранят мечту о Прибежище верном. Не выдаст сердце свою думу о спасительной Общине, но среди горестей вспомнит, что где-то за вершинами живут Предстатели о народах. Одна дума о Них уже очищает мышление и наполняет бодростью»18.
«В стане некоторое волнение, — записывает во время Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рерих. — Мы подходим к Брамапутре, той самой, которая берёт исток из священного Манасаровара — озера великих Нагов. Здесь родилась мудрая Ригведа, здесь близок священный Кайлас, куда ходят пилигримы, предчувствуя, на каком великом пути лежат эти места»19. «Когда нам оставался один день пути до Манасаровара, весь караван воспрял духом — так далеко воздействует аура священного действующего ашрама»20.
Название озера Манасаровар переводится с тибетского как «Победоносное озеро». Оно находится в 20 км от горы Кайлас; тибетцы считают, что его освятил сам Будда. Индуисты уверены, что озеро — это душа бога Брахмы, а также место, где купались бог Шива и его жена Парвати. Озеро, глубиной более 70 м и площадью 520 км2, лежит в долине на высоте 4560 м над уровнем моря, по форме напоминает восьмилепестковый лотос. Часть праха великого индийского деятеля Махатмы Ганди была развеяна на его берегах. Известно, что пламенной мечтой Джавахарлала Неру было посетить озеро Манасаровар и гору Кайлас. К сожалению, эту мечту он так и не смог осуществить.
В монографии, изданной в 1939 году в Риге, обнаружилось чёрно-белое изображение ещё одной, восьмой картины с названием «Путь на Кайлас». К сожалению, год её написания не указан.
На тёмном фоне пещеры выделяется фигура отшельника, два пилигрима почтительно склонились перед ним. В правой части картины видна вершина Кайласа.
Н.К. Рерих в статье «Радуйся» описывает беседу с одним из духовных лиц Востока:
«Лама спешит.
— Почему торопишься?
— Учитель зовёт; очень болен, надо поспешить.
— А где же твой учитель?
— На Кайласе в пещере.
— Когда же ты получил весть, ведь до Кайласа многие сотни миль?
— Сейчас получил.
Так в простоте произносятся слова знаменательного характера. В этот миг не то важно, что пришла весть, которая через месяцы подтверждается, но важно лишь то, что нужно спешить»21.
Фигура старца, встречающего путников, вызывает в памяти слова Н.К. Рериха: «Не в предании, но в яви жили Риши. Их присутствие оживляет скалы, увенчанные ледниками, и изумрудные пастбища яков, и пещеры, и потоки гремящие. Отсюда посылались духовные зовы, о которых через все века помнит человечество. В школах заучивают их, на многие языки переводят, и кристалл накоплений их наслоился на скалах Гималайских.
"Где же найти слова о Творце, если вижу несравненную красоту Гималаев?" — так поёт индус. По путям Гуру, по высотам Риши, по перевалам путников духа наслоилось то, что не смоют ливни и не испепелят молнии. Идущий к добру благословен на всех путях. (...)
Каждый из Риши на своём языке произносил священную клятву о построении мира обновлённого, возвышенного, утончённого, прекрасного!
Ради одного праведника целый Град бывал помилован. Этими маяками, громоотводами, твердынями Блага стояли Риши. Разных народов, разных вер, разных веков, но Единого Духа, во спасение и восхождение всех!
По огню ли пришёл бы Риши, приплыл ли на камне, прилетел ли в вихре, но всегда поспешал во Благо Общее. Молился ли Риши на вершинах, или на высоком берегу реки, или в пещере укромной, он посылал молитвы о всех неведомых, незнаемых тружениках, болеющих и страждущих!
Посылал ли Риши белых коней во спасение незнаемых путников, или благословлял неведомых мореходов, или хранил Град во нощи, он всегда стоял столпом светоносным для всех, без осуждения, без утушения огня.
Без осуждения, без взаимоподозрения, без взаимоослабления шли Риши на гору, на вечную гору Меру»22.
На нескольких картинах, посвящённых Кайласу, Рерих изобразил камни со священной буддийской мантрой «Ом мани падме хум». Встречаются два написания этой мантры — полное и краткое. Е.П. Блаватская так объясняла это изречение: «..."Ом мани падме хум" — при правильном его понимании — не состоит из полубессмысленных слов "О Сокровище в Лотосе", но говорит о нерасторжимой связи между человеком и Вселенной...»23 Эта мантра — самая популярная во всех буддийских странах. Её произносят, перебирая чётки, буддисты всех национальностей. Камни, на которых она написана, встречаются повсюду от Непала до Южной Сибири.
Есть и другие картины, на которых встречается эта мантра, они написаны в те же годы — это картина «Белый камень» (1933) с изображением коня, несущего Чинтамани, и «Ом мани падме хум» (1932), на которой запечатлён тибетский монастырь.
Как вехи духовного пути стоят камни с молитвами. Они были оставлены пилигримами, которые в течение многих веков устремлялись по этому пути к святыне Тибета в поисках Высшей Мудрости. Эти молитвы служили для путников и напоминанием о цели пути, и духовной поддержкой в минуты переживаемых трудностей и опасностей.
В своих картинах Н.К. Рерих хотел не только показать реально существующий путь на Кайлас, но и оставить свидетельства извечного устремления человеческого духа к самому Высшему. Именно это стремление является тем двигателем, которое помогает человечеству вступить на путь эволюции и выйти из замкнутого круга обыденной жизни, на просторы духовной Чистоты и Праведности. В Гималаях, в кристальной атмосфере страны снегов, искренне стремящиеся получают откровения о смысле жизни, о существовании Божественной Любви и Мудрости.
«Гималаи, разрешите ещё раз послать вам сердечное восхищение, — пишет Николай Константинович. — Также, вся прекрасная Индия, позволь ещё раз послать тебе привет за всё то влекущее и вдохновляющее, которым наполнены твои и луга, и рощи, и старинные города, и священные реки, и великие люди.
Кайлас, Манасаровар, Бадринат, Кедарнат, Трилокнат, Равалсар — эти великолепные жемчужины Всевышнего всегда наполняют сердце особенно благоговейным трепетом»24.
В Учении Живой Этики сказано: «Пусть высоты Кавказа, Алтая и Гималаев будут обителями Прекрасного Братства»25.
По гладкому камню подняться к Высотам —
Таков предуказанный путь;
Оставив в низинах земные заботы,
В глубины небес заглянуть.
Взглянувший назад — превращается в камень;
Вперёд увлечённый — на крыльях летит;
Стремленье к Основам слагая веками,
До цели мы сможем дойти.
И мы не отступим. Нас ждут в поднебесье
Иные, родные миры;
И жизнь превратится в чудесную песню —
В единый к Вершинам порыв.26
Продолжение следует
1 Из Записей Е.И. Рерих.
2 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Новосибирск, 2012. С. 39.
3 Листы Сада Мории. Зов. 1.05.1922 г.
4 Мир Огненный. II. 5.
5 Рерих Н.К. Самое первое // Листы дневника. Т. 2. М., 2000. С. 98.
6 Рерих Н.К. Восхождение к вершинам // Гималаи — Обитель Света. Адамант. Самара, 1996. С. 20 – 21.
7 Рудзитис Р. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Минск, 2009. С. 114.
8 Там же.
9 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 104.
10 Рерих Н.К. Химават // Химават. Самара, 1995. С. 7.
11 Там же. С. 8.
12 Восход. 2009, № 5. С. 14.
13 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 41.
14 Рудзитис Р. Братство Грааля. Рига, 1994. С. 14.
15 Там же. С. 56
16 Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. М., 2012. С. 574.
17 Рерих Н.К. Химават. С. 11.
18 Братство. 593.
19 Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. Рига, 1992. С. 312.
20 Рерих Н.К. Химават. С. 10.
21 Рерих Н.К. Радуйся // Врата в Будущее. Рига, 1991.С. 20.
22 Рерих Н.К. Химават. С. 10 – 11.
23 Блаватская Е.П. Инструкция для учеников внутренней группы. М., 2001. С. 199.
24 Рерих Н.К. Химават. С. 9 – 10.
25 Братство. 361.
26 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 224.