Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально



Фото- и медиа-архив


 

ТЕРЕЗА АВИЛЬСКАЯ*

Автор: Спирина Наталия Дмитриевна



Теги статьи:  Тереза Авильская
Папазольи. СВ.  ТЕРЕЗА  АВИЛЬСКАЯ
Джорджо Папазольи. СВЯТАЯ  ТЕРЕЗА  АВИЛЬСКАЯ

СВЯТАЯ  ТЕРЕЗА. Фрагмент мозаики
СВЯТАЯ ТЕРЕЗА. Фрагмент мозаики

Николай Рерих. СЛАВА  ГЕРОЮ. 1933
Н.К. Рерих. СЛАВА ГЕРОЮ. 1933
Святая Тереза сказала о себе: «Господу было угодно, чтобы в моей душе с самого раннего детства запечатлелся путь истины». Каждый великий дух осуществляет этот путь истины по-своему, сообразно с его неповторимым духовным дарованием. В молодости Тереза любила и небо и землю, не понимая хорошенько, как можно примирить то и другое. Но потом, «перед лицом двух великих заповедей — заповеди любви к Богу всем сердцем и любви к ближнему — Тереза поняла, что на её духовном пути пришло время, когда Бога нужно поставить не на первое место, но на единственное место, возлюбив Его ''всем сердцем'', отказавшись от всех привязанностей, от всякой другой любви, чтобы потом получить всё, даже ближнего, которого надлежит возлюбить, из Его рук».

Тереза была с людьми, но пребывала с Богом. Это двойное состояние порождало эффект необычайный. Божественное распространялось на земное и проникало во все дела.

На любви золотое зерно
Прилетают небесные Птицы...
Всё, что сердцем с любовью дано,
Возвратится Судьбою сторицей.
Отдающий безмерно богат —
Умножается огненный клад
Всемогущей и щедрой Десницей1.

Тереза создавала духовные общины, писала письма и богословские труды, но главным, внутренним её делом была молитва. Если признать, а признание это закономерно по законам Высшего Мира, то молитва — это действие или действо, силу и значимость которого можно оценить по-настоящему только сверху. Снизу же, от земли, об этом можно только отчасти догадываться.

Как расцвело соприкоснувшееся с отлетающей душой Терезы сухое дерево, так расцветают и плодоносят людские души, усохшие было в своих мирских делах, соприкоснувшись с Высшим Миром через провод великой души.

Если молитва, в своём сокровенном значении, есть связь с Высшим и Превышним, то близость этого связующего Звена не может не приобщить к Высшему Источнику и находящихся вблизи него. Тереза создавала монастыри магнитом связи своей с Богом, находясь, по существу, в непрестанной молитве. И вокруг этого неземного магнита, по закону соответствия, начинали группироваться созвучные ангельской гармонии души.

Страна, задыхавшаяся в клещах железного террора инквизиции, не терпевшей ни малейшего отклонения от её жесточайших норм и канонов, боявшейся этих отклонений гораздо больше, чем дьявола, с которым она якобы боролась, но которому верно служила; церковь, в которой не было Христа и которая Его не знала; и в то же время народ, по существу религиозный, но не знавший пути к Богу, и вдруг получивший живительный глоток воздуха, которого искал, не зная того сам.

Шестнадцать монастырей и частые путешествия Терезы по стране, оставлявшие светлые трассы за собой, оживляли и пробуждали заглохшие ростки душ.

Не было ли это главным чудом из тех чудес, которые она совершала во множестве?

Тереза говорила: «Кто делает упорные усилия, чтобы взойти на вершину совершенства, — тот никогда не восходит на эту вершину один, но всегда ведёт за собой, как доблестный вождь, бесчисленное воинство...» И Учение Живой Этики подтверждает: «...усовершенствование своего Я для других будет достойным решением»2.

«Жизнь моя кончилась — началась жизнь Бога во мне», — сказала Тереза.

«Мне кажется, что Иисус всегда идёт рядом со мной. (...) Я ясно чувствовала, что Он находится по правую сторону от меня и видит то, что я делаю, и я никогда... не могла забыть, что Он рядом со мной».

Имеет доступ к сладостной беседе
С Вершиной высочайшей, Солнцем Духа
Лишь тот, кто любит...
Но Любовь должна быть
Сильнее смерти
                  и сильнее жизни3.

Тереза прозревала Бога во всём. «Надо искать Бога в твари», — говорила она. «В твари ничтожнейшей, вызванной Богом из небытия, даже в муравье — больше чудес, чем ум человеческий может постигнуть».

Тереза являла совмещение постоянного духовного единения с Христом и очень активной земной деятельности, которую ставили перед ней её долг по отношению к ближним и обстоятельства её личной жизни. Это поразительное совмещение решало проблему пребывания в Боге и служения людям одновременно. Живая Этика указует тот же путь. Она говорит: «...современная Йога — связь с Высшим — должна осуществляться среди обыденности жизни. Не уход от жизни, но претворение её заповедано»4.

И Будда, имея в виду тех, кто предпочитал в поисках духовных достижений жить в уединении, говорил: «Одинокая жизнь в лесу полезна для того, кто следует ей, но она мало способствует благу людей»5.

Одновременно пребывая в непрестанной молитве и в служении людям, Тереза активно работала и по очищению религии.

Она видела, что церковь и её служители отдалились от Христа и Его заповедей и пошли по «лёгкому пути», ведущему к погибели; и она, как и Франциск Ассизский, полностью предалась «тесному пути», ведущему в жизнь вечную, чтобы этим крайним способом отрешения от всего земного хотя бы отчасти заставить задуматься христиан без Христа, оглянуться и на себя, и на заветы Того, Кому они на словах служили, а на деле не следовали.

Тереза стала с несколькими близкими ей по духу монахинями создавать обители полной нищеты и духовного счастья, где царила бы подлинная бедность и которые были бы, по её словам, «уголком рая». Тем самым она хотела показать, что, как говорит Живая Этика, «счастье в духе».

Подобные же обители, в которых люди пребывали бы в Боге сами и несли этот неземной Свет людям своими проповедями и своим примером, строил в своё время и святой Франциск, и в деле своей реформы Тереза продолжала путь его.

Всё её великое дело реформы монастырей строилось на двух основаниях — на любви и на радости. Мало основать обитель, надо, чтобы она жила. В о

снову управления ею Тереза заложила простую истину: «Всё — ничто без любви». Любовь являлась основанием её деятельности. «Главное, не много думать, а много любить», — утверждала она.

Второй основой её обители была радость. «Да избавит нас Бог от унылых святых», — писала она. «Наша Мать Тереза хотя и святая, но такая же простая, как все люди!» — не могли на неё нарадоваться сёстры её монастыря, помня завет святого Франциска и апостола Павла: «Всегда радуйтесь». «Часто уныние доводит людей до настоящего сумасшествия». «Следует считать уныние очень опасной болезнью и лечить его, как болезнь», — считала Тереза.

Живая Этика по этому поводу говорит: «Уныние есть враг каждого совершенствования»6. «Невозможен подвиг в унынии. Уныние есть смерть, как прорванный кошель! Самое драгоценное высыпается в унынии, и можно назвать уныние смертью»7, в то время как «радость есть здоровье духа»8. «Поистине лучший Огонь вспыхивает от радости»9.

Как человек Тереза была «уравновешенной, обаятельной, доброй, способной ободрить других, терпеливой и мягкой даже тогда, когда она жестоко страдала. Она была свободна от плотских вожделений и искушений, которым так часто подвергались по­движники». «Одной своей послушнице, спрашивавшей её об искушениях пола, Тереза простодушно отвечала, что не знает, что это такое». «Она стала муд­рой, зрелой монахиней, её любили и к ней тянулись люди в монастыре и за его стенами — в особенности те, кто хотел идти путём святости. Вокруг неё сформировался круг друзей, очарованных её мужественной мягкостью и мягкой суровостью».

Облик Терезы был прекрасен в совмещении лучших человеческих качеств. Она излучала свет небесный, и тьма отступала, и расцветали сияющие цветы духа. И мы, думая и говоря о ней, тоже имеем счастье, как и её современники, соприкасаться с этим надземным Светом.

Думая о ком-то — незримо знакомимся. Велика радость от таких благословенных встреч.

22 мая 1994 г.

Из радиопередачи (цикл «Светочи Мира»)


* Тереза Авильская (1515 – 1582) — великая подвижница, святая покровительница Испании. Представительница древнейшего рода, оставила аристократическую среду, чтобы посвятить себя служению Богу. Основательница монастырских обителей по образу первохристианских общин. Единственная женщина, приравненная к Учителям Церкви, доктор богословия, автор сочинений о путях духовного самосовершенствования.

1 Спирина Н.Д. Капли. Новосибирск, 2010. С. 129.

2Мир Огненный. I. 635.

3 Спирина Н.Д. Капли. С. 317.

4 Надземное. 812.

5 Рокотова Н. Основы буддизма. Таллинн, 1990. С. 11.

6 Община. 2.

7 Мир Огненный. I. 377.

8 Там же. 298.

9 Там же. 10.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Имена, вошедшие в историю эволюции человечества




 

 

 
Мысли на каждый день

Пусть будет каждое ваше снисхождение и вашим восхождением.

Надземное, § 847
Неслучайно-случайная
статья для Вас: