Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально


Подписаться
Другие сайты СибРО


 

«ВЕЛИКИЙ ЗАКОН ЧЕЛОВЕЧНОСТИ»

Автор: Цыганкова Ю.В.




Занятие в Музее Н.К. Рериха в селе Верхний Уймон


Игра «пирамида любви»

Была у человека земля. И послал он сына обрабатывать её.

Сын пошёл. Когда он обозрел поле, то пал духом и сказал сам себе: «Не скоро я очищу землю...»

С этими словами он лёг на землю и предался сну; так поступал он в течение многих дней. Однажды отец пришёл посмотреть работу сына. Увидев, что ничего не сделано, он сказал ему: «Почему ты до сих пор ничего не сделал?»

Юноша ответил отцу: «Я пришёл было на работу, но, увидев сколько предстоит сделать, смутился, лёг на землю и заснул».

«Сын, — сказал ему отец, — если бы ты каждый день обрабатывал такое пространство земли, какое занимаешь, лёжа на ней, то твоя работа уже подходила бы к концу».

Услышав это, юноша поступил, как сказал ему отец, и в короткое время поле было очищено и обработано.

* * *

Один старец призвал однажды к себе своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла чёрная точка.

«Что вы здесь видите?» — спросил старец.

«Точку», — ответил один.

«Чёрную точку», — подтвердил другой.

«Жирную чёрную точку», — уточнил третий.

«Отче, о чём ты так горько плачешь?» — удивились ученики, когда учитель заплакал.

«Все вы увидели только маленькую чёрную точку, и никто не заметил чистого белого листа...»

Так и мы часто замечаем в человеке только его недостатки и не видим его достоинств.

* * *

У ворот города сидел старик. К нему подошёл путешественник. Было видно, что юноша пришёл издалека.

«Я никогда не бывал в этих местах. Скажи, дедушка, какие люди живут в этом городе?» — спросил юноша у старика.

«А какие люди жили в городе, который ты покинул?» — спросил у него старик.

«Это были злые, эгоистичные люди, и я без сожаления расстался с ними».

«Здесь ты, юноша, встретишь таких же».

Некоторое время спустя другой путешественник задал старику тот же вопрос: «Скажи, добрый человек, что за люди живут в этом городе? Я только что приехал и не знаю местных обычаев».

Старик ответил: «Скажи, сынок, что за люди жили в городе, откуда ты пришёл?»

«Это были замечательные люди, добрые и гостеприимные. Многие стали моими друзьями, и мне нелегко было оставлять их».

«Здесь ты найдёшь таких же».

Купец, который привёз в город свои товары, слышал оба разговора и в недоумении обратился к старику: «Как же так? Ты двум людям на один и тот же вопрос дал совершенно разные ответы...»

«У каждого в сердце свой мир. Если кто-то не нашёл ничего хорошего там, откуда пришёл, он и здесь его не найдёт. А у кого были друзья, он и здесь без добрых людей не останется. Ведь мы видим в окружающих нас людях только то, что имеем внутри себя».


Первая в новом году встреча участников педсекции СибРО, прошедшая в январе, началась с краткого экскурса в историю педагогики. Ведущий заседание Сергей Реомирович Сапунков рассказал: «В XVI веке в Западной Европе в своей "Великой дидактике" Ян Амос Коменский, чешский педагог-гуманист, говорил о принципе природосообразности в образовании. Давайте ещё раз посмотрим на знакомое с детства слово "образование". Это понятие гораздо шире, чем просто организация работы в школе. Мы говорим: "Образование галактики, образование города" и т.п., также и образование человека можно рассматривать как процесс становления человеческой личности. Принцип природосообразности — это попытка обратиться к природе за помощью, за советом в деле построения процесса образования. Ведь многие науки и изобретения основаны именно на гениальности матушки-природы, на её решениях.

Коснёмся идеи воспитания детей с помощью коллектива — так называемых коммун. Слово "коммуна" появилось в средневековье, это были горожане, которые поклялись стоять насмерть, но добиться для своего города свободы от власти феодала. То есть "коммуна" — это союз людей, верных друг другу и какой-то высокой цели.

Мы знаем примеры коллективного воспитания детей — конечно, прежде всего вспоминается А.С. Макаренко. Но подобные примеры были и до него, в частности деятельность русского педагога В.Н. Сороки-Росинского. Учась в университете, он увлёкся лекциями по психологии и в 1920-е годы со­здал колонию-школу для детей-беспризорников. Он не пошёл по пути трудового воспитания, он рассуждал как психолог и считал, что все дети талантливы, но их таланты не могут выявиться из-за неблагоприятных условий жизни. В его школе проводилось по десять уроков в день, там были и театрализации, и художественные занятия, и выпуск стенгазет — весь день у ребят был наполнен интеллектуальным, творческим, разносторонним гуманитарным трудом. Дети, которые никогда не видели к себе доброго и внимательного отношения, откликнулись с благодарностью и трудились упоённо и вдохновенно. Из этой школы впоследствии вышли выдающиеся учёные, поэты, художники и просто образованные люди.

Уважать ребёнка, научиться любить ребёнка — это принцип работы талантливого педагога поляка Януша Корчака, который трагически погиб в фашистском концлагере, не захотев бросить своих детей. Он мог спастись, его отпускали, как великого педагога, но он остался и вместе со своими воспитанниками вошёл в газовую камеру. Он не предал своих детей.

В середине 1950-х годов, в период "оттепели", начинается так называемое коммунаровское движение. Ряд педагогов публикует научные труды, очень похожие по сути. Это и опыт движения, возникшего в пионерском лагере "Орлёнок", и труд И.П. Иванова "Коммунаровская методика", и др. Мне в своё время пришлось быть участником этого движения, в котором не было принципа демократического централизма, там всё решал коллектив, и если хотя бы один человек воздержался или был против, то большинство не настаивало, обсуждение продолжалось, пока не принималось единогласное решение. Самыми главными считались такие понятия, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание, забота о людях и улучшение жизни вокруг. Провозглашался принцип тимуровского движения — творить добрые дела тайно.

К сожалению, чтобы решить современные проб­лемы, у этих методик уже не хватает потенциала. Нужна Живая Этика».

Во второй части заседания педагогической секции сотрудники Музея Н.К. Рериха рассказали присутствующим о занятиях, проведённых ими в школе Верхнего Уймона в ноябре прошлого года, которые строились на основе просмотра и обсуждения фильма «Великий закон человечности» студии СибРО.

Участники педагогической секции должны были выступить сначала в роли учеников старших классов, а затем — начальной школы.

Вначале Юлия Викторовна Цыганкова поделилась своими мыслями о необходимости строить беседы с детьми только на основе уважения и любви к ним: «Фильм "Великий закон человечности" направлен на нравственное воспитание учащихся. А как говорить с подростками о таких важных понятиях, как добро, человечность, если они тебя видят впервые? Возможно ли стать их другом и построить разговор от сердца к сердцу? Подростки уже подвергают сомнению авторитет старших, они бывают очень критичны по отношению к взрослым, оценивая их: кто они, с чем пришли, имеют ли право их учить? Нравоучений "будьте добрыми, внимательными, заботливыми" за свою жизнь они слышат достаточно много и от родителей, и от учителей. Как превратить занятие не в высокомерное поучение, а в сердечный разговор, сделать так, чтобы дети раскрылись и услышали нас? И здесь я нашла для себя опору именно в любви и уважении к ним. Они должны почувствовать, что в них видят мыслящих людей, что их мнение уважают и их любят. Надо идти к ним как к друзьям, ведь мы хотим поделиться тем сокровищем, которое любим сами, оставляя за ними полное право принять это или не принять. То есть должен быть простой и живой разговор».

Для занятий с учениками 8 – 11 классов использовались определения, данные в «Первом толковом большом энциклопедическом словаре» (М.; СПб., 2006) и в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова. Понятие «человечность» в них объясняется так: «Человечность — достойное человека внимательное, отзывчивое, чуткое отношение к другим людям. Синоним — гуманность»; «Человечный — достойный человек, отзывчивый, гуманный». Обращалось внимание детей на то, что слово «человечность» одного корня со словом «человек». Приводилась цитата из книги «Надземное» (883): «Мыслитель, спрошенный об основе земной жизни, отвечал: "Человек, будь человечнее!"».

После просмотра фильма беседа строилась с использованием специально подобранных притч на тему чуткого, внимательного отношения к друзьям, к своему внутреннему миру, умения видеть в других достоинства, а не недостатки. Все участники педагогической секции согласились, что притчи играют большую роль в нравственных беседах со школьниками, так как они очень ярко иллюстрируют какое-либо качество или проявление человека и лучше запоминаются. В завершение беседы с детьми приводились слова Святослава Николаевича Рериха о том, что нужно каждый день делать что-то лучше, чем вчера, — это принцип совершенствования человека. В конце занятия всем учащимся предлагалось закончить фразу «Человек не зря прожил жизнь, если...» или «Человек рождается для...». Приведём некоторые ответы детей:

«Человек рождается для того, чтобы достичь вершин науки и душевного равновесия, для того чтобы помочь другим» (9 кл.).

«Человек не зря прожил жизнь, если он оставил след на земле (что-то совершил, помог кому-то). Человек — это как частичка земли. И от этой частички должен остаться след. Будьте счастливы!» (8 кл.).

Занятие с младшими школьниками проводила Людмила Александровна Толстихина, которая также отметила, что важно выстраивать занятие как можно проще и доверительнее, чтобы дети охотно шли на разговор и им понравилось размышлять и высказывать свои мысли на такие трудные темы. Ставя перед младшими школьниками вопросы: «Что нужно человеку для счастья?», «Бывало ли в вашей жизни так, что вам не хватало чьей-то доброты?», «Был ли у вас такой случай, когда кому-то не хватило вашей доброты или заботы?», «Почему доброты иногда не хватает? Почему её мало в мире и откуда она берётся?», мы побуждаем их посмотреть на мир глазами сердца, стать более внимательными к окружающим и стараться сознательно творить добро. В занятие были включены две игры, которые оживили его и стимулировали активность ребят.

Первая игра называется «волшебный стул»: посреди комнаты ставится стул, на который садится любой желающий ребёнок, все остальные дети становятся вокруг и по очереди говорят что-нибудь хорошее о том, кто находится в центре.

Вторая игра — «пирамида любви». Дети стоят кружком, каждый кладёт руку на руку соседа и называет то, что он любит больше всего, и так растёт «пирамида любви». Дети уже хорошо понимают, что человек не может создать добрый и прекрасный мир только для себя одного, они осознают, что все мы взаимосвязаны, живём на одной планете и от нас зависит, какой будет жизнь в мире и станет ли в нём больше любви.

«На занятии я показала только фрагмент фильма, — продолжила свой рассказ Л.А. Толстихина, — где речь шла об идеальном человеке, а после просмотра обязательно обращала внимание на то, что дети, которые снимались в фильме, высказывали по сути те же мысли, что звучали в нашей беседе. Затем детям было предложено выразить одним словом, что нужно для того, чтобы мир был добрым и счастливым, и что самое главное должно быть соблюдено, чтобы все были счастливы. Дети написали много замечательных слов — и доброта, и дружба, и взаимопомощь, и сердечность, и другие. Подводя итог, нужно подчеркнуть, что всё это называется одним словом — "человечность".

По ходу занятий и в конце надо обязательно хвалить детей, всячески поощрять их мысли и высказывания».

Во время проведения этого занятия с детьми возникла ещё одна тема разговора: почему добрых людей часто обманывают, почему над ними смеются? Затронутая детьми тема вызвала активное обсуждение участников педсекции. Говорилось о том, что дети видят много зла в жизни и с экранов телевизоров; что такие понятия, как доброта, взаимопомощь, у нас часто искажены, и этими качествами пользуются мошенники. Важно разъяснять детям, что доброта — это не слабость.
В качестве примера можно привести образ «Настасьи Микуличны» с картины Рериха: художник изобразил русскую богатыршу без оружия, но в броне. Она доб­рая, но не слабая. Значит, добро тоже должно уметь постоять за себя, должно уметь бороться со злом, но способы этой борьбы особенные, не такие, какие используют злые, тёмные силы.

В завершение обзора работы педсекции приведём слова Н.К. Рериха: «Каждый шаг созидательного добра вызывает и особенную настороженность сил тёмных. (...) ...Если можно говорить о какой-то самоотверженности зла, рискующего даже на погибель, лишь бы сотворить преступление и мерзость, то во сколько же раз более должно быть организовано доб­ро, чтобы не умалять соседа и соратника. (...) Люди очень легко произносят такие слова, как "дружба", "содружество", "сотрудничество". И всё это в основе своей с необычайной лёгкостью подвергается воздействиям зла. (...) Каждое добро само в себе уже активно и наполняет собою неизмеримо далёкие пространства. Если зло поражает и заражает атмосферу, то добро является истинным целителем и восстановителем растленных тканей. Также, казалось бы, совершенно естественно, что созидательное добро должно бы особенно обостряться и настораживаться в моменты так называемого Армагеддона — в час натиска сил тёмных. Между тем мы видим, что и в этот великий по последствиям час добро преисполняется неуместной скромностью, предоставляя активность силам тьмы. (...) Примеры прекрасных подвижников и героев, казалось бы, достаточно реальны. Казалось бы, не для абстрактных и туманно отвлечённых проблем, но для истинного строительства трудились здесь, на этой самой земле, великие души, подтверждая мысли и слова свои каждодневным, неустанным действием. Словарь самоотверженности добра поистине прекрасен...» (Н.К. Рерих. Самоотвержение зла).

Материал подготовила Ю.В. Цыганкова

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Дети и Живая Этика

Статьи по теме, смотреть список


Новости по теме, смотреть список



 

 

 
Мысли на каждый день

Желание не есть подвиг. Подвиг есть осознание необходимости.

Озарение, ч. 2, гл. 7, п. 16
Книги - почтой

Знамя Преподобного Сергия Радонежского (оформление подобно изначальному изданию)



Неслучайно-случайная
статья для Вас: