Видеть глазами сердца; слышать гул мира ушами сердца; прозревать будущее пониманием сердца; помнить прошлые накопления сердцем – так нужно стремительно идти путем восхождения. Сердце, 1 |
Занятие в Музее Н.К. Рериха в селе Верхний Уймон
Игра «пирамида любви»
* * *
* * *
|
Коснёмся идеи воспитания детей с помощью коллектива — так называемых коммун. Слово "коммуна" появилось в средневековье, это были горожане, которые поклялись стоять насмерть, но добиться для своего города свободы от власти феодала. То есть "коммуна" — это союз людей, верных друг другу и какой-то высокой цели.
Мы знаем примеры коллективного воспитания детей — конечно, прежде всего вспоминается А.С. Макаренко. Но подобные примеры были и до него, в частности деятельность русского педагога В.Н. Сороки-Росинского. Учась в университете, он увлёкся лекциями по психологии и в 1920-е годы создал колонию-школу для детей-беспризорников. Он не пошёл по пути трудового воспитания, он рассуждал как психолог и считал, что все дети талантливы, но их таланты не могут выявиться из-за неблагоприятных условий жизни. В его школе проводилось по десять уроков в день, там были и театрализации, и художественные занятия, и выпуск стенгазет — весь день у ребят был наполнен интеллектуальным, творческим, разносторонним гуманитарным трудом. Дети, которые никогда не видели к себе доброго и внимательного отношения, откликнулись с благодарностью и трудились упоённо и вдохновенно. Из этой школы впоследствии вышли выдающиеся учёные, поэты, художники и просто образованные люди.
Уважать ребёнка, научиться любить ребёнка — это принцип работы талантливого педагога поляка Януша Корчака, который трагически погиб в фашистском концлагере, не захотев бросить своих детей. Он мог спастись, его отпускали, как великого педагога, но он остался и вместе со своими воспитанниками вошёл в газовую камеру. Он не предал своих детей.
В середине 1950-х годов, в период "оттепели", начинается так называемое коммунаровское движение. Ряд педагогов публикует научные труды, очень похожие по сути. Это и опыт движения, возникшего в пионерском лагере "Орлёнок", и труд И.П. Иванова "Коммунаровская методика", и др. Мне в своё время пришлось быть участником этого движения, в котором не было принципа демократического централизма, там всё решал коллектив, и если хотя бы один человек воздержался или был против, то большинство не настаивало, обсуждение продолжалось, пока не принималось единогласное решение. Самыми главными считались такие понятия, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание, забота о людях и улучшение жизни вокруг. Провозглашался принцип тимуровского движения — творить добрые дела тайно.
К сожалению, чтобы решить современные проблемы, у этих методик уже не хватает потенциала. Нужна Живая Этика».
Во второй части заседания педагогической секции сотрудники Музея Н.К. Рериха рассказали присутствующим о занятиях, проведённых ими в школе Верхнего Уймона в ноябре прошлого года, которые строились на основе просмотра и обсуждения фильма «Великий закон человечности» студии СибРО.
Участники педагогической секции должны были выступить сначала в роли учеников старших классов, а затем — начальной школы.
Вначале Юлия Викторовна Цыганкова поделилась своими мыслями о необходимости строить беседы с детьми только на основе уважения и любви к ним: «Фильм "Великий закон человечности" направлен на нравственное воспитание учащихся. А как говорить с подростками о таких важных понятиях, как добро, человечность, если они тебя видят впервые? Возможно ли стать их другом и построить разговор от сердца к сердцу? Подростки уже подвергают сомнению авторитет старших, они бывают очень критичны по отношению к взрослым, оценивая их: кто они, с чем пришли, имеют ли право их учить? Нравоучений "будьте добрыми, внимательными, заботливыми" за свою жизнь они слышат достаточно много и от родителей, и от учителей. Как превратить занятие не в высокомерное поучение, а в сердечный разговор, сделать так, чтобы дети раскрылись и услышали нас? И здесь я нашла для себя опору именно в любви и уважении к ним. Они должны почувствовать, что в них видят мыслящих людей, что их мнение уважают и их любят. Надо идти к ним как к друзьям, ведь мы хотим поделиться тем сокровищем, которое любим сами, оставляя за ними полное право принять это или не принять. То есть должен быть простой и живой разговор».
Для занятий с учениками 8 – 11 классов использовались определения, данные в «Первом толковом большом энциклопедическом словаре» (М.; СПб., 2006) и в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова. Понятие «человечность» в них объясняется так: «Человечность — достойное человека внимательное, отзывчивое, чуткое отношение к другим людям. Синоним — гуманность»; «Человечный — достойный человек, отзывчивый, гуманный». Обращалось внимание детей на то, что слово «человечность» одного корня со словом «человек». Приводилась цитата из книги «Надземное» (883): «Мыслитель, спрошенный об основе земной жизни, отвечал: "Человек, будь человечнее!"».
После просмотра фильма беседа строилась с использованием специально подобранных притч на тему чуткого, внимательного отношения к друзьям, к своему внутреннему миру, умения видеть в других достоинства, а не недостатки. Все участники педагогической секции согласились, что притчи играют большую роль в нравственных беседах со школьниками, так как они очень ярко иллюстрируют какое-либо качество или проявление человека и лучше запоминаются. В завершение беседы с детьми приводились слова Святослава Николаевича Рериха о том, что нужно каждый день делать что-то лучше, чем вчера, — это принцип совершенствования человека. В конце занятия всем учащимся предлагалось закончить фразу «Человек не зря прожил жизнь, если...» или «Человек рождается для...». Приведём некоторые ответы детей:
«Человек рождается для того, чтобы достичь вершин науки и душевного равновесия, для того чтобы помочь другим» (9 кл.).
«Человек не зря прожил жизнь, если он оставил след на земле (что-то совершил, помог кому-то). Человек — это как частичка земли. И от этой частички должен остаться след. Будьте счастливы!» (8 кл.).
Занятие с младшими школьниками проводила Людмила Александровна Толстихина, которая также отметила, что важно выстраивать занятие как можно проще и доверительнее, чтобы дети охотно шли на разговор и им понравилось размышлять и высказывать свои мысли на такие трудные темы. Ставя перед младшими школьниками вопросы: «Что нужно человеку для счастья?», «Бывало ли в вашей жизни так, что вам не хватало чьей-то доброты?», «Был ли у вас такой случай, когда кому-то не хватило вашей доброты или заботы?», «Почему доброты иногда не хватает? Почему её мало в мире и откуда она берётся?», мы побуждаем их посмотреть на мир глазами сердца, стать более внимательными к окружающим и стараться сознательно творить добро. В занятие были включены две игры, которые оживили его и стимулировали активность ребят.
Первая игра называется «волшебный стул»: посреди комнаты ставится стул, на который садится любой желающий ребёнок, все остальные дети становятся вокруг и по очереди говорят что-нибудь хорошее о том, кто находится в центре.
Вторая игра — «пирамида любви». Дети стоят кружком, каждый кладёт руку на руку соседа и называет то, что он любит больше всего, и так растёт «пирамида любви». Дети уже хорошо понимают, что человек не может создать добрый и прекрасный мир только для себя одного, они осознают, что все мы взаимосвязаны, живём на одной планете и от нас зависит, какой будет жизнь в мире и станет ли в нём больше любви.
«На занятии я показала только фрагмент фильма, — продолжила свой рассказ Л.А. Толстихина, — где речь шла об идеальном человеке, а после просмотра обязательно обращала внимание на то, что дети, которые снимались в фильме, высказывали по сути те же мысли, что звучали в нашей беседе. Затем детям было предложено выразить одним словом, что нужно для того, чтобы мир был добрым и счастливым, и что самое главное должно быть соблюдено, чтобы все были счастливы. Дети написали много замечательных слов — и доброта, и дружба, и взаимопомощь, и сердечность, и другие. Подводя итог, нужно подчеркнуть, что всё это называется одним словом — "человечность".
По ходу занятий и в конце надо обязательно хвалить детей, всячески поощрять их мысли и высказывания».
Во время проведения этого занятия с детьми возникла ещё одна тема разговора: почему добрых людей часто обманывают, почему над ними смеются? Затронутая детьми тема вызвала активное обсуждение участников педсекции. Говорилось о том, что дети видят много зла в жизни и с экранов телевизоров; что такие понятия, как доброта, взаимопомощь, у нас часто искажены, и этими качествами пользуются мошенники. Важно разъяснять детям, что доброта — это не слабость.
В качестве примера можно привести образ «Настасьи Микуличны» с картины Рериха: художник изобразил русскую богатыршу без оружия, но в броне. Она добрая, но не слабая. Значит, добро тоже должно уметь постоять за себя, должно уметь бороться со злом, но способы этой борьбы особенные, не такие, какие используют злые, тёмные силы.
В завершение обзора работы педсекции приведём слова Н.К. Рериха: «Каждый шаг созидательного добра вызывает и особенную настороженность сил тёмных. (...) ...Если можно говорить о какой-то самоотверженности зла, рискующего даже на погибель, лишь бы сотворить преступление и мерзость, то во сколько же раз более должно быть организовано добро, чтобы не умалять соседа и соратника. (...) Люди очень легко произносят такие слова, как "дружба", "содружество", "сотрудничество". И всё это в основе своей с необычайной лёгкостью подвергается воздействиям зла. (...) Каждое добро само в себе уже активно и наполняет собою неизмеримо далёкие пространства. Если зло поражает и заражает атмосферу, то добро является истинным целителем и восстановителем растленных тканей. Также, казалось бы, совершенно естественно, что созидательное добро должно бы особенно обостряться и настораживаться в моменты так называемого Армагеддона — в час натиска сил тёмных. Между тем мы видим, что и в этот великий по последствиям час добро преисполняется неуместной скромностью, предоставляя активность силам тьмы. (...) Примеры прекрасных подвижников и героев, казалось бы, достаточно реальны. Казалось бы, не для абстрактных и туманно отвлечённых проблем, но для истинного строительства трудились здесь, на этой самой земле, великие души, подтверждая мысли и слова свои каждодневным, неустанным действием. Словарь самоотверженности добра поистине прекрасен...» (Н.К. Рерих. Самоотвержение зла).
Материал подготовила Ю.В. Цыганкова