Мысли на каждый день

Что же чище омоет дух, нежели мысли о благе других?

Озарение, ч. 3, гл. 3, п. 10

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

ДОСТОИНСТВО ДУХА

Автор: Башкова Наталья  



Теги статьи:  о качествах, достоинство
Наталья БАШКОВА, кандидат философских наук, г. Тула

...Достоинство духа есть огонь сердца, есть крылья к солнцу.
Сердце, 262

Достоинство духа — это нравственное качество сознания, свидетельствующее об осознании человеком высшей духовной природы — своей и других людей, являющейся источником беспредельного потенциала ментального и психического развития.

Очень важно понимание истинной основы человеческого Достоинства, — а это не общественное положение, не богатство, не «связи», не «умение жить», не сильная, но эгоистическая воля и т. п., — а именно дух, божественное ядро (искра, луч) личности, единственно нерушимая, подлинная основа её развивающегося сознания. Поэтому название этого качества лучше уточнять — «Достоинство духа».

Достоинство духа близко к самоуважению и чести, но противоположно гордыне, самолюбию, высокомерию, надменности. Что человек может уважать в себе? Высшее и лучшее, творческие достижения сознания, накопленные знания, жизненный опыт, самые сердечные и чистые проявления. Значит, именно они и будут основой Достоинства духа.

Понятие чести в современном менталитете часто условно по содержанию, несёт на себе отпечаток сословности и корпоративности (честь мундира, честь вуза и т.п.). В этом смысле Достоинство лучше и ярче выражает глубинный, духовный смысл этих близких по своей сущности понятий.

Характер кармических накоплений человека обус­ловливает предназначение и задачи, с которыми он приходит в эту жизнь, задаёт диапазон возможностей для самореализации. Важно, чтобы человек принимал и уважал свой особый путь жизни, со своими горестями и радостями, ошибками и удачами. Мы призваны работать над выполнением своей миссии и потому не должны завидовать, «покушаться» на чужой путь, переживать и сравнивать продвижения и успехи свои и других людей. Достоинство духа подразумевает большую степень самодостаточности, осознания собственных смыслов и целей, соизмеримых с особенностями нашего жизненного пути. Это никак не противоречит другой важной идее о том, что стержневой основой духовного Достоинства человека являются любовь и уважение к стране, народу и культуре, в которой происходит становление его как личности.

Признание Достоинства духа в себе закономерно приводит к уважению и пониманию ценности Достоинства других людей. Тогда человек готов к самоограничению, терпелив, чуток. Он побуждаем идеей служения на благо других людей, видя в этом не унижение своей личности, а прямой путь её восхождения.

Достоинство духа воспитывается и вырабатывается человеком, оно всегда сознательно. В самой природе человека как разумного, мыслящего существа заложено стремление к размышлению о смысле и принципах своей жизни, поведения, отношения к людям и миру. Чем чётче и глубже он понимает их, тем выше степень осознания им своего достоинства. Собственно, из этого и складывается естественный путь развития этого качества.

Другими словами, Достоинство человека тем «достойнее», чем выше и одухотворённее те идеалы, ценности и принципы, которые он почитает, и чем ярче горит в нём готовность их воплощать и отстаивать в жизни.

Достоинство человека повышает степень его сопротивляемости стандартизации, унификации, «толпе», моде, навязыванию извне ценностей и способов жизни, нивелированию индивидуальности. Достоинство духа — это основа выживания человека в бесчеловечном обществе периода Кали-юги, когда чёрное выдается за белое, пропагандируется путь неконтролируемого роста потребностей и желаний, расшатывается иерархия ценностей, корысть и личная выгода признаются главными мотивами деятельности, богатство и общественное положение измеряют ценность личности. Утверждение Достоинства духа побуждает человека к самостоятельности, самодеятельности, к отстаиванию прав личности и лучших, более справедливых и гуманных условий жизни.

Достоинство очищает и усиливает в человеке его исконное чувство духовной свободы. Именно развитое чувство духовного Достоинства помогало людям проходить через самые тяжкие испытания в лагерях, тюрьмах, во время войн и революций, когда резко изменялись социальная ситуация и социальный «вес» личности, исчезала внешняя «мишура», влияние окружения было сугубо негативным и человек мог найти опору прежде всего, а порой и только — в себе самом, в своём духе.

Достоинство духа антагонистично самоумалению и самоуничижению, когда человек отказывается от совершения значительных дел, оправдываясь своей неспособностью, неумением, недостойностью, малостью и ссылаясь на то, что «только большие и великие» могут совершить такие дела, «пусть они и борются»... В Учении Живой Этики приводится противоположный пример: «Мальчик молился: "Гос­поди, мы готовы помочь Тебе". Прохожий очень возмутился и назвал ребёнка гордецом. Таким образом, первое чувство самоотверженности было поругано»1. В молитве мальчика проявилось тонкое сердечное понимание Трудов и Забот Высших Сил, несущих Ношу всего мира, и самоотверженное желание со-участия и со-трудничества в делах Общего блага, готовность привнести свою лепту, свой вклад, каким бы малым он ни был... Этот самозабвенный порыв, волна энту­зиазма мальчика дополняется у духовно устремлённого взрослого человека глубоким переосмыслением на уровне как чувств, так и разума.

Осознание личностью собственного Достоинства является формой её самосознания и самоконтроля. На этом качестве основывается требовательность, суровость человека к самому себе. Поддержание Достоинства духа, а это каждодневный напряжённый труд, предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков и, наоборот, не позволяет человеку поступать ниже своего Достоинства.

Утверждение своего Достоинства выражает ответственность человека перед самим собой, то есть своей духовной сущностью.

Российское общество и государство, с одной стороны, имеют многовековой опыт выработки жизненных ценностей — народных, христианских, светских (в том числе советских), но, с другой стороны, очень повинны в многовековом унижении человеческого Достоинства, удушении свободы мысли и слова. Яркие примеры последнего мы видим в затянувшемся крепостном праве, самовластии и произволе власть предержащих, навязывании единоверия — государственного православия или советской идеологии, строжайшей цензуре и т. п. Но любое насилие, тем более духовное, грозит революционными переворотами, восстаниями и смутой. Это, к сожалению, происходит с устрашающей регулярностью в российской истории, где один исторический период со своим мироощущением и ценностями полностью стремится низвергнуть и отринуть предыдущий. А ведь это в корне подрывает культурную преемственность, устои и Достоинство общества, нации и государства.

Стремясь понять сущность и причины произошедших в России трагических революционных событий 1917 года и Гражданской войны, Елена Ивановна Рерих с болью писала: «Я недоумевала, почему на долю России выпала такая ужасная карма, ибо если просмотреть историю всех стран, то много больше кровавых преступлений совершалось в других странах, нежели в России. Теперь же мне ясно: именно, когда в других странах уже была допущена свобода совести и исповедания, в России каждое несогласие с узким догматизмом приравнивалось к государственному преступлению. Запрещено было мыслить, и вот это запрещение и насилие над Духом и породило эту страшную карму. Ибо, истинно, нет большего преступ­ления, как против Духа. Потому нужно понять, что Новое воскрешение Духа не примет старых рамок»2. «...Не доросли мы (русские. — Н.Б.) до свободы мышления, — с горечью размышляла она. — Мы ещё в младенчестве, и нам нужны заборчики и повода — так решают за нас наши духовные водители. (...) Но давно сказано, что не хулители от малого сознания спасут Россию, но здравый рассудок наших Иванов. Именно "Иван Стотысячный спасёт Россию"»3.

С парадоксальной ситуацией мы сталкиваемся и в культуре Индии. Испокон веков индийская мифологическая и религиозная мысль признавала наличие высшего начала — Атмана — во всём сущем, наиболее ярко выраженного в человеке. Однако воплощение этой идеи в жизненной практике замедлилось на тысячелетия, столкнувшись с тяжело преодолеваемым человеческим эгоизмом, для которого кастовость оказалась одним из главных путей самовозвеличивания.

Эти примеры ярко показывают, какой долгий, многострадальный путь должны пройти человечество и каждый человек в отдельности, чтобы «дойти» до высоких истин и научиться по-настоящему ценить суверенность и Достоинство другого.

Эволюционность исторического процесса возможна, согласно Учению Живой Этики, только путём постепенных социальных преобразований и сознательного воспитания всесторонне развитой духовной личности, согласующей свои стремления и принципы жизни с высшими Законами Космоса, признающей иерархию ценностей, уважающей знание и творчество и, что очень важно, — Достоинство духа каждого человека.

* * *

«Сын Мой, Владыка Хочет, чтобы яро являл достоинство духа. Большинство подчиняется среде и своим переживаниям момента и о достоинстве своём забывает. Но должно оно стать постоянным и естественным выражением внутреннего достижения духа, осознания ценности и значимости своей как вечной и нерушимой сущности духа. Можно ли пресмыкаться в духе перед чем бы то или кем бы то ни было? Не будет ли это ярым попранием достоинства своего. Сына видеть Хочу достоинство духа уявляющим. (...) Они, прохожие и встречные, уйдут из жизни твоей, но качества твои, на них закалённые, останутся с тобою. Потому не считайся с настроениями проходящих, но сам создавай их у них. Если ты говоришь, и вместе со Мною, то кто же может сказать сильнее и огненнее тебя? Так умение действовать совместно со Мною и в слиянии сознаний научит тебя мощи действия. Жизнь даёт необходимые условия для того, чтобы этому научиться. Но и ты должен приложить устремление ярое исполнить желание Моё видеть тебя сильным и осознавшим достоинство духа. Достоинство духа умейте хранить!»4

«Настроим сознание на волне достоинства духа. Достоинство означает быть достойным. Чего? Близости Владыки. Достоинство означает и самоуважение. Уважать себя может человек, который достоинства своего не запятнал ничем: ни ложью, ни страхом, ни раздражением, ни каким-либо другим недостойным действием. Знает проступки свои человек, и если допущены они, то дух сам себя лишает самоуважения, то есть достоинства. Достоинство духа — качество ценное. Именно внутри себя, перед самим собою поступая наедине, утверждает человек достоинство своё. Совместимо ли достоинство духа с суетливостью, или заискиванием, или робким и трусливым лепетанием? Правду и силу утверждения достоинства своего дух должен в себе самом обрести. Не перед людьми оно утверждается, но перед собою и в самом себе. Оно утверждается целым рядом соответствующих действий, о которых другие люди могут даже и не подозревать. Но, не подозревая, будут чувствовать они силу достоинства духа и соответственно на неё реагировать. Если бы знали, как много теряет человек, попирая достоинство своё. Пусть об этом никто не знает, но следствия налицо. Согбенным через жизнь идёт человек, поправший достоинство духа. Да! Да! Да! Мы Говорим о гордости духа, о гордости не богатством, не положением, не тем, или этим, или чем-либо другим, но о гордости правом первородства своего, о гордости достоинством духа и приматом его. Достоинство духа полною мерою может явить человек, никогда и ничем его не запятнавший. Это ценное качество можно утверждать, пятна позора смыть и грани достоинства духа сделать сияющими. Настроив себя на волне достоинства духа, к этому редкому качеству можно приблизиться и начать его в себе утверждать. Яро созвучен будет отклик Учителя на ключе этого ценного качества. И надо понять, что истинное достоинство духа утверждается тогда, когда человек поступает наедине. Внутри и не для посторонних глаз оно утверждается. И это даёт особую силу и мощь этому качеству. Утверждение происходит наедине, но огни его ярко сияют, и не скрыть сияния их от людей. Люди не будут знать, но чувствовать будут и бессознательно на него созвучать. Так носитель этого ценного качества не только себя поднимает, но и окружающих. О достоинстве духа следует крепко помыслить»5.

«Курица может кудахтать без толку и носиться по двору. Не уподобимся. Обезьяна постоянно в движении и строит гримасы. Не уподобимся. Достоинство духа пусть будет мерилом поведения. Кто над собою не властен, не может мечтать ни о какой власти над чем и над кем бы то ни было. Власть, данная человеку в силу внешних обстоятельств или положения, не есть настоящая власть, ибо кончается с изменением положения или условий. Говорю об истинной власти над материей и её элементами, которая приобретается путём утверждения власти над материей и элементами, входящими в микрокосм человеческий, эту вселенную в миниатюре, в которой заключено всё. К утверждению этой власти над собой Ведёт Владыка»6.

«Урусвати знает, что человек познаётся в каждо­дневном обиходе. (...)

Мы прежде всего ценим достижения гармонии среди обиходной жизни. Большая часть жизни протекает среди обихода, и нужно наблюдать человека, как он проходит испытание обихода: может ли он сохранить гармонию дома, может ли устоять против мелких раздражений, сумеет ли избежать скуки? Много тайных условий хранит обиход, но нужно в них найти ту радость, которая вознесёт в надземное бытие. Пусть люди помнят, что они слагают своё достоинство среди обихода, — такое достижение будет прочным. Мы радуемся гармонии жизни, но каждый день уже есть камень такого здания»7.

«Главное не в том, чтобы избежать неприятности, а в том, чтобы вопреки ей равновесие сохранить. Испытания не в том, чтобы от них избавиться и их отстранить, а в том, чтобы пройти через них с честью, с достоинством и красиво. Ссориться, сердиться, волноваться, горячиться умеют все по поводам всевозможным, но остаться спокойным, несмотря на все поводы, и достоинство духа сохранить будет уже победой над тьмою»8.

«Достоинство духа сочетается со спокойствием и равновесием. Без них оно теряет свойство устойчивости, ибо это качество синтетическое»9.


1 Аум. 69.

2 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 452.

3 Там же. С. 515.

4 Грани Агни Йоги. 1956. 611.

5 Грани Агни Йоги. 1955. 358.

6 Там же. 122.

7 Надземное. 324.

8 Грани Агни Йоги. 1955. 23.

9 Грани Агни Йоги. 1966. 372.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Доклады