Мудрее, чем в жизни, не бывает, и жизненные уроки очень болезненны, но, вероятно, потому они все же в конце концов заучиваются. Рерих Е.И. Письмо от 21.09.1937 |
«Культура есть почитание Света»1, — говорит Рерих. Что есть Свет? Прежде всего — антипод тьмы. Значит, почитая Свет, мы отходим, отделяемся от всего тёмного, злого, невежественного, разрушительного, что губит нашу жизнь и доводит человечество до края пропасти.
Все лучшие качества в человеке светоносны. Когда начнутся съёмки наших излучений (аур), станет наглядно видно, что несёт в себе каждый, к чему прилежит, чему служит. Совершенствуясь, он умножает свет в себе и распространяет его вокруг. Святые подвижники — краса и гордость планеты — были представителями Культуры в высочайшем смысле этого слова. Культура их духа так велика, так светоносна, что оставляет на века свет на тёмном пути человеческом для томимых духовной жаждою.
Ты — свет очей. Им без Тебя темно.
Не различить, что было и что будет,
Происходящее в туман погружено,
И ложно люди о явленьях судят.
Но Ты явил прозрение очам,
Чтобы во тьме не заблудиться нам.2
И совсем не случайно изображают этих Светоносцев в нимбах и сияниях. Культура есть почитание Света и возжжение этого Света. Мало только почитать Свет. Надо и самим стремиться стать, каждому в своей мере, носителями его, пособниками Культуры. К этому призывает Живая Этика и указывает прямые, практические пути этого эволюционного процесса.
Следующее положение — «Культура есть любовь к человеку» — даёт понять, что без любви к ближнему, без сочувствия к нему, без понимания его нужд и бед, без стремления помочь ему нет Культуры.
Далее: «Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты». Благоухание противостоит зловонию, которое происходит от разложения. Чувства могут быть благоуханны и зловонны. Мы применяем к нашим проявлениям определения цветовые и звуковые, но ароматический аспект Вселенной ещё мало осознан. Мы говорим о розовых мечтах или чёрных умыслах; о диссонансах или созвучиях в отношениях и так далее, но редко представляем себе их запах. Положение о Культуре как о благоухании расширяет наши восприятия и заставляет задуматься. Мы слышим запах цветов, но не обоняем наших мыслей, чувств, поступков и их взаимодействий. Ведь не случайны благовония в храмах, они способствуют возношению духа. Это знали с древнейших времён. Для того, кто сказал: «Добро есть благоухание, зло есть ядовитое зловоние», — это изречение отнюдь не было метафорой.
«Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений», — утверждает Рерих. Значит, всё лучшее, что достигнуто человечеством на протяжении его истории, содержится в понятии Культуры.
За Свет надо сражаться, Свет в нашей жизни надо отстаивать, и оружием в этой борьбе является Культура, как определяет её Рерих: «Культура есть оружие Света».
Культура и этика, Культура и нравственность едины. Экология, движение высоконравственное, возникла как ветвь на великом древе Культуры. Она не только формальный свод законов по охране природы, она включает в себя и любовь ко всем творениям Великой Матери, каждое из которых живёт своей, непредставимой нами жизнью, в каждом из которых пульсирует и бьётся единая жизнь.
«Невозможно было оторвать внимание от разложения клетки гранита, когда она достигает явления сравнения с клеткою беспозвоночных, почти тот же пульс»3, — рассказывается в книге «Агни Йога».
«Культура есть двигатель», — продолжает Рерих. Двигатель к подвигам, к созидательному, творческому труду, к добрым делам, к борьбе за достойную жизнь. Всё это входит в понятие Культуры.
И заканчивает эти утверждения Рерих словами «Культура есть Сердце», и пишет слово «Сердце»
с заглавной буквы. Бессердечие — антипод Культуры. В Живой Этике сказано: «...Без сердца мы шелуха погибшая»4.
Любовь есть дыхание сердца;
Уйдёт она — сердце умрёт...
Что мёртвому камню Восход?
Ему и в Лучах не согреться...
Люби — и вся радость придёт!
Любовь есть Бессмертие сердца.5
В нашей стране возродилось светлое слово «милосердие». В сердце лежит основа любви. Какое благое созидание может быть без любви? Что хорошее создаёт бессердечие? Оно может только разрушать.
Потому Культура, которая основана на сердце, определяется Рерихом как спасение. В Живой Этике этому великому понятию сердца посвящена целая книга.
И заканчивает Рерих эти определения, как бы подводя им итог, словами: «Если соберём все определения Культуры, мы найдём синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты».
Рерих подчёркивает особое значение Культуры в эпоху кризисного состояния человечества. В эти эпохи крайнего нравственного разложения, человеческого разъединения, засилья механического, технократического мышления, Культура является единственной опорой, тем противовесом хаосу и разрушению, который позволяет удержать человечество в состоянии равновесия. Именно Культура — то объединяющее понятие, которое стоит поверх национальных, расовых, религиозных различий. Ведь «средоточие Культуры», «Держава Света», по словам Рериха, — сердце. И если интеллект разъединяет, то сердце объединяет человечество.
Я мыслю о немыслимом — о том,
Что люди прекратят вражду и ссоры
И будут над рекою строить дом
С окном на безмятежные просторы. (...)
Живи, обожествлённый Человек,
К величественной участи готовься!
О, будет век — я знаю, будет век! —
Когда твоих грехов не будет вовсе...
И. Северянин. Солнечный дикарь
Понятие Культуры включает и вмещение разнообразия её проявлений, как у сотрудников культурных организаций, так и в отдельных людях, народностях и странах.
Н.К. Рерих пишет в статье «Разнообразие»: «Широкообъятность понятия Культуры уже предполагает в самом себе необыкновенное разнообразие. (...) Будут единообразные сердечные устремления. Будет единоподобное ощущение достоинства человеческого, но внешние формы, конечно, будут разнообразны.
Научиться ценить разнообразие есть уже верный подступ к Культуре»6.
Что противостоит этому? Такие акультурные проявления, как ссоры, тирания, деспотизм, стремление заставить других мыслить по-своему, подавление творческий инициативы в угоду своим стандартам, канонам и вкусам; неуважение к верованиям и традициям своих близких. Всё это ведёт к разъединению со всеми вытекающими отсюда жестокими и разрушительными последствиями.
Но «стремление к высокому качеству, сердечная преданность ко всему эволюционно-строительному, творческий труд, преклонение перед Красотою и почитание Знания — вот что свяжет всех этих светлых путников духа. (...)
...Сердечная искренность является... одним из первых знамён Культуры»7, — пишет Рерих.
«Не мечтать во снах, но выявлять в жизни обязывает нас ответственность перед Культурою»8, — призывает нас Николай Константинович Рерих. И продолжает: «Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она ещё не перестроит жизнь. (...)
Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход как хижины, так и дворца»9.
«Благородное стремление создаёт и неиссякаемость сил и растит тот светлый энтузиазм, о котором горят глаза и звучит сердце человеческое. Во имя бездонной Красоты сердца человеческого и сойдёмся и укрепимся в светлой победе Культуры»10.
Свет — один. Внесение Света рассеивает тьму.
Радиопередача из цикла
«Беседы о Живой Этике».
2 декабря 1990 г.
Репродукция: Н.К. Рерих. ГИМАЛАИ
1 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 63.
2 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 121.
3 Агни Йога. 78.
4 Сердце. 389.
5 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 59.
6 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. С. 44.
7 Там же. С. 44, 46.
8 Там же. С. 55.
9 Там же. С. 4.
10 Там же. С. 57.