Мысли на каждый день

Два признака подлинности Учения: первый – устремление к Общему Благу; второй – принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку.

Озарение, ч. 3, гл. 5, п. 13

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

О Елене Блаватской и екатеринославской усадьбе, в которой она родилась*

Автор: авторы одной статьи   Аливанцева Елена



Теги статьи:  Елена Блаватская

 

Дом в Днепропетровске, где родилась Е.П. Блаватская




А.М. Фадеев



Е.П. Фадеева



Е.А. Ган


Елена Петровна Блаватская

Елена АЛИВАНЦЕВА, автор проекта и научный руководитель
Музейного Центра Е.П. Блаватской и её семьи
Днепропетровского национального исторического музея им. Д.И. Яворницкого (Украина)

В начале ХІХ столетия в Екатеринославе (Днепропетровске), на улице Петербургской (ныне Ленинградская, 11), была создана усадьба, которой было предопределено судьбой прославиться благодаря семье, три поколения членов которой — государственные и общественные деятели, учёные и писатели — уникальное явление в отечественной культуре, а одна из её представителей — личность планетарного масштаба. Усадьба эта, пережившая в течение первого своего века нескольких владельцев, а в течение второго — целый ряд учреждений, вошла в историю и останется в ней как усадьба Фадеевых, где в 1831 году родилась Елена Петровна Блаватская.

Усадьба Фадеевых типична для провинциального Екатеринослава, дома в котором двести лет назад ставились вольно: с окнами на четыре стороны, с большими садами вокруг. Великолепный сад, в глубине которого протекала маленькая речушка, был её главным украшением. Семья Фадеевых, ставшая историческим феноменом, жила здесь с 1815 по 1834 год.

Глава семьи дворянин Андрей Михайлович Фадеев (1790 – 1867) был назначен на службу в Новороссийскую контору Опекунства иностранных поселенцев младшим товарищем главного судьи. Прослужив в Опекунстве три года, в 1818-м, после его преобразования в Попечительный Комитет колонистов южного края России, он стал начальником канцелярии. Как член Екатеринославского помологического1 общества внёс значительный вклад в развитие садоводства в крае. Позже занимал высокие посты в Астрахани, был губернатором Саратова. С 1846 года и до конца жизни — руководитель Экспедиции государственного имущества Закавказского края в Тифлисе (Тбилиси). Современник напишет: «...имя Андрея Михайловича Фадеева не произносилось иначе, как с глубокою благодарностью и любовью за его высокую справедливость, за строгую внимательность... и за безукоризненную честность и бескорыстие, довольно редкие в то время». Действительный член Русского географического общества, Фадеев оставил свой след и в литературе, написав в последние годы жизни обширные мемуары. Его «Воспоминания» стали ныне важным историческим и бесценным краеведческим источником.

Хозяйка усадьбы на Петербургской — Елена Павловна Фадеева (1788 – 1860) — была одной из самых образованных женщин Европы начала ХІХ ве­ка. Представительница знатного рода Долгоруких, она владела пятью иностранными языками, была музыкально одарена, хорошо рисовала. В 1813 году вопреки воле родителей вышла замуж за А.М. Фаде­ева. Глубокое чувство взаимной любви супруги пронесли через всю жизнь. В центре научных интересов Е.П. Фадеевой стояли ботаника, зоология, орнитология, палеонтология, минералогия, археология. Кроме того, эта удивительная женщина была известным нумизматом, фалеристом2, но главное — она была прекрасной матерью и бабушкой — педагогом, воспитавшим блестящую плеяду выдающихся людей.

Старшая дочь четы Фадеевых — Елена Андреевна, в замужестве Ган (1814 – 1842) — выросла на Петербургской, отсюда ушла под венец, здесь, в доме родителей, родила своего первенца (Е.П. Блаватскую). Природа одарила Елену Андреевну литературным и музыкальным талантом, изысканной красотой и тонкой, чувствительной душой. В 16 лет она стала женой 32-летнего капитана конной артиллерии, выходца из знатного немецкого рода, барона Петра Алексеевича Гана (1799 – 1875). Юная женщина, считавшая любовь, супружество, душевное и духовное взаимопонимание неразделимыми, пережила крушение «светлой идеи». Со смертью сына Саши её переживания стали перерастать в трагедию, что не замедлило отразиться на здоровье. В 1835 году в семье родилась вторая дочь, Вера (В.П. Желиховская (1835 – 1896), в будущем тоже известная писательница).

Несмотря на жизненные коллизии, творческая натура Елены Андреевны требовала реализации, и в 1836 году она попробовала себя в качестве переводчика, а затем написала свою первую романтическую повесть — «Идеал», опубликовав её под псевдонимом Зенеида Р-ва. В основе сюжета повести — история неудачного брака и осмеянной женской любви. В течение последующих пяти лет в Петербурге были изданы 11 её повестей, среди них «Утбалла», «Медальон», «Теофания Аббиаджио» и другие. Все произведения Елены Ган в значительной мере автобиографичны. Ещё при жизни её стали называть «русской Жорж Санд», «Лермонтовым среди писательниц». Весной 1842 года состояние здоровья Е.А. Ган резко ухудшилось, а 24 июня она умерла на руках у матери, оставив на попечении Фадеевых дочерей и сына Леонида. В.Г. Белинский посвящал ей статьи, а И.С. Тургенев писал: «В этой женщине было и горячее русское сердце, и опыт жизни женской, и страстность убеждений, и те "простые и сладкие" звуки, в которых счастливо выражается внутренняя жизнь...»

В доме на Петербургской родился единственный сын четы Фадеевых. Ростислав Андреевич Фадеев (1824 – 1883) избрал военную карьеру. Служил на Кавказе. О героизме, патриотизме, особенностях характера генерала Фадеева ходили легенды. Эпизоды из его жизни легли в основу сюжетов в «Очарованном страннике» Н.С. Лескова и «Современной идиллии» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Ростислав Андреевич был и военным историком, публицистом. В предисловии к вышедшему уже после его смерти трёхтомному собранию сочинений сказано: «У него было прекрасное сердце и блестящий ум, которые он всецело посвятил на служение родине. На литературном поприще, как и на боевом, во благе отечества он видел цель. Она же была силой, создавшей в нём замечательный талант и тот превосходный точный и богатый русский язык, которым говорят и пишут только люди глубоко убеждённые».

В екатеринославской усадьбе Андрея Михайловича и Елены Павловны Фадеевых родились и две их младшие дочери — Надежда и Екатерина. Надежда Андреевна Фадеева (1829 – 1919) была общественным деятелем, коллекционером. Она унаследовала уникальные библиотеки и архивы предков, коллекции матери и всю жизнь пополняла их (значительный вклад в эту работу внесли её брат — Р.А. Фадеев и племянница — Е.П. Блаватская). Её собрание раритетов поражало современников. Очевидец свидетельствует: «Это был один из самых замечательных частных музеев. Там были собраны гербы и оружие со всех стран света, старинная посуда, китайские и японские статуи богов, византийская мозаика, персидские и турецкие ковры, картины, портреты и очень редкая и большая библиотека». Судя по всему, Н.А. Фадеева могла стать и писателем, но предпочла быть хранителем наследия семьи. Она подготовила к публикации мемуары отца и сочинения брата, написала ряд статей, посвящённых старшей сестре, передала в Академию наук исследования и часть коллекций матери, многие годы была «голосом родины» для старшей племянницы. Значительную часть своей жизни она прожила рядом с сестрой Екатериной Андреевной, в замужестве Витте (1819 – 1898), помогая ей воспитывать пятерых детей. Имя одного из них можно найти в любой энциклопедии. Речь идёт о знаменитом государственном деятеле, министре-реформаторе рубежа веков Сергее Юльевиче Витте (1849 – 1915). «Если бы у меня был хотя бы один такой министр, я бы сделал в Германии чудеса», — любил повторять Вильгельм ІІ.

В усадьбе Фадеевых родилась и была крещена старшая дочь П.А. и Е.А. Ган — Елена Петровна Блаватская (1831 – 1891). Она вошла в мировую историю как выдающийся знаток древних религиозных, философских и эзотерических учений, исследователь, как высокодуховный человек. Е.П. Блаватская известна и как талантливая писательница, публицистка, путе­шественница, художница, музыкант. Свои исследования она вела на стыке науки, религии и философии. В них мудрость древних знаний соединена с современными ей научными исследованиями и смелыми научными прогнозами перспектив развития человечества. Е.П. Блаватская основала движение, воплотившееся в целом ряде обществ и духовных общин во всём мире. Созданное ею Международное Теософское общество насчитывает сегодня около семидесяти отделений, не считая множества иных объединений, возникших и возникающих на базе её идей вот уже полтора столетия. Наследие Е. Блаватской имело огромное влияние на А. Эйнштейна и Т. Эдисона, К. Циолковского и В. Вернадского, А. Скрябина и М. Чюрлёниса, М. Ганди и Д. Неру, семью Рерихов, М. Волошина, П. Гогена, В. Кандинского, Г. Гессе, Д. Лондона, Г. Уэллса и И. Ефремова.

Детство Е.П. Блаватской прошло на Приднепровье. Вольные степи, великая река с грозными, величественными порогами, край с древней неповторимой историей и юный город стали прологом в судьбе великой женщины-исследователя, принёсшей человечеству учение о Единстве всего сущего, женщины-странника, духовного объединителя всех людей «без различия расы, веры и социального положения».

С 11 лет, осиротев, она воспитывалась вместе с сестрой и братом в семье Фадеевых. В 1848 году, в 17 лет, в Тифлисе (Тбилиси) вышла замуж за уроженца Полтавской губернии, вице-губернатора Эривани (Еревана) Никифора Васильевича Блаватского (1809 – после 1877), который, как свидетельствует сама Елена Петровна, «происходил из аристократического украинского рода — гетманов Блаватко, став впоследствии Блаватским в России и графом Блаватским в Польше».

Через несколько месяцев, оставив мужа, Елена Петровна тайно, на английском торговом судне, покинула страну. В течение последующих двадцати лет странствовала по Европе, Северной Африке, Азии, Северной и Южной Америке, Индии, Китаю, изучая историю, культуру, философию, религию народов мира. Биографы рассказывают, что в этот период она зарабатывала себе на жизнь тем, что давала фортепианные концерты, выставляла свои картины, пыталась организовать продажу чернил и искусственных цветов. Воевала в отрядах Гарибальди, была ранена. Несколько лет провела в Тибете, его ашрамах и биб­лиотеках, где получила уникальные знания и право передать часть из них людям. Возвращалась на родину, чтобы повидаться с родными.

В 1875 году в США основала Теософское общество, провозгласившее своей целью восстановить утраченное современностью знание скрытых сил природы, понимание единого источника происхождения Вселенной и человечества, древних религиозных и философских доктрин и таким путём достичь братства всех народов. В 1878 году Блаватская с несколькими единомышленниками уехала в Индию, и в 1882 году в предместье Мадраса, где река Адьяр впадает в Бенгальский залив, они основали штаб-квартиру Теософского общества. Все эти годы Елена Петровна напряжённо работала. Написала и опубликовала в России под псевдонимом Радда-Бай несколько книг о путешествиях по Индии, создала серию повестей и рассказов, объединённых в сборник «Ночные видения». Главными её работами были труды по научно-философскому осмыслению и сравнительному анализу мифологических, естественно-научных, религиозных систем и оккультных теорий Запада и Востока: «Разоблачённая Изида» и «Тайная Доктрина». Эти грандиозные по объёму и значению книги являются синтезом науки, религии и философии и подтверждают, раскрывают главную мысль-эпиграф, великую и древнюю: «Нет религии выше истины». Эта мысль красной нитью проходит и через другие её книги, а также сотни статей и эссе.

Последние годы жизни Е.П. Блаватская провела в Европе. Умерла в 1891 году в Лондоне.

«Если не обманывает знамение — приближается тот день, когда мир убедится в том, что древние религии находятся в гармонии с Природой и что Наука древних охватывает все знания, которые может воспринять и вместить человеческий ум, — говорила Елена Петровна Блаватская, — мы входим в следующий временной цикл».

* * *

В 1834 году А.М. Фадеев в связи с переводом по службе вынужден был продать любимое родовое гнездо. Он рассказывал: «Приходилось переезжать на жительство в Одессу, продавать за бесценок дом с прекрасным огромным садом, со всеми почти двадцатилетними обзаведениями и приспособлениями для наших удобств, с огромной дворней... что, конечно, расстраивало нашу жизнь, составляло крупную неприятность». Так завершился период жизни семьи Фадеевых, принёсший им много счастливых и драматических событий. Фадеев продал свою усадьбу директору Екатеринославской казённой суконной фабрики В.И. Драгневичу, а в 1860-е годы усадьба перешла во владение его зятя — М.С. Клевцова.

С 1872 года усадьба принадлежала семье мещанки Р.А. Стани­славской. В 1890-е годы главный (барский) дом был сдан владельцами в аренду, и здесь разместилось 7-е городское женское училище. После революции усадьба была национализирована и превращена в коммунальное жильё для более двадцати (!) семей. Вероятно, в это время главный дом ещё раз (после 1870 – 1880-х годов) претерпел перестройки. Был окончательно уничтожен и сад, на месте которого появились вначале мастерские, а затем завод. С конца 1940-х в особняке разместилось заводоуправление «Днепростроймаша», затем — вечерняя школа. В 1980-е – 1990-е годы здесь располагались курсы машинописи и стенографии, затем ПТУ.

В 1987 году по инициативе Исторического музея им. Д.И. Яворницкого дом получил статус памятника истории ХІХ столетия, а в 1990 году музей выступил с ходатайством о создании в доме-памятнике Музейного центра Е.П. Блаватской и её семьи. Последующие годы были шагами на пути к утверждению проекта. В 2004 го­ду распоряжением Кабинета министров Украины большая часть дома (к сожалению, не весь дом) была передана Историческому музею с целью создания в нём Музейного центра Е.П. Блаватской и её семьи. В 2005 и 2010 годах специалистами были проведены комплексные историко-архитектурные исследования, позволившие выявить первоначальный облик здания, исторические границы усадьбы. Идут работы по подготовке экспозиции, сбору коллекции (сегодня она насчитывает свыше 10 000 экспонатов), формированию научной библиотеки. Создавая выставки, проводя экскурсии и лекции, конференции, семинары и клубные встречи, специалисты реализуют программу «Музей с нулевого цикла». Созданные экспериментальные экспозиции и выставки уже сегодня рассказывают о Е.П. Блаватской и её семье, отражают ход исследовательских работ специалистов. Работает здесь и библиотека. Научная концепция Музейного центра предполагает создание международного научного и культурологического центра нового типа. Главный раздел его экспозиции будет посвящён Е.П. Блаватской, её личности — масштабной, разносторонней, подвижнической, поражающей контрастами и внутренним драматизмом, и особо — её наследию, требующему сегодня нового осмысления.

Усадьба Фадеевых воспринимается специалистами как единый мемориальный комплекс, как историко-культурное и природное наследие в их единстве, важной задачей является воссоздание территории, возрождение уникального сада Фадеевых.

Особая ценность усадьбы Фадеевых как места рождения Е.П. Блаватской открывает возможности для создания в Днепропетровске Музейного центра, объединённого общим замыслом в целостную систему, которая будет нести значительный духовный потенциал.

Рассказывая о прошлом, Музейный центр будет устремлён в будущее. Он должен стать «Обителью всех родов Прекрасного, и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их» (Николай Рерих).


* Доклад на Торжественном собрании, посвящённом 180-летию со дня рождения Е.П. Блаватской. 28 августа 2011 г.

1 Помология — наука, изучающая сорта плодовых и ягодных растений; сортоведение.

2 Фалеристика — коллекционирование нагрудных значков, знаков отличия.


Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Е.П. Блаватская