Утончение сознания и заключается, прежде всего, во внимании к окружающему. Мир Огненный, ч.2, 27 |
|
1 сентября. День Знаний. Насколько значителен этот праздник, известно всем. С него для малышей-первоклашек начинается новая, школьная жизнь, в этот день встречаются одноклассники, чтобы вместе за школьными партами провести ещё один учебный год, для старшеклассников наступает последний этап перед вступлением в самостоятельную жизнь.
1 сентября дарят цветы учителям. Пока жива эта традиция, живёт и надежда на то, что самая трудная и благородная профессия учителя будет поднята на должную высоту.
В этот солнечный сентябрьский день на территории Музея Н.К. Рериха царит радостная атмосфера, звучат песни, слова которых знакомы каждому: «Сейчас наша вахта у школьной доски», «Из чего же сделаны наши мальчишки?»... Возле арки «Колокол Мира» установлен баннер с красочным поздравлением школьникам с Днём знаний.
Весь день слышны детские голоса. Звучит и Колокол Мира... Детей так много, что каждому в отдельности не удаётся ударить в колокол. Ребята стайками подбегают к арке, несколько пар детских рук крепко берутся за шнур, раскачивают его, и вот уже плывёт над городом чистый и звучный голос Вестника Мира. Притихшие и замершие, ребята слушают его мощное звучание. Им известно, что колокол призывает к миру во всём мире.
И ещё звучит стихотворение Наталии Дмитриевны Спириной, которое напоминает о том, что мы причастны ко всему происходящему на планете:
«Пусть будет миру хорошо!»
И в нём найдём мы каплю счастья.
Ко всей Вселенной мы причастны.
И чтобы светлый век пришёл,
Мы повторяем в дни ненастья:
«Пусть будет миру хорошо!»
В холле музея гостей встречают экскурсоводы. В концертном зале школьники рассаживаются в кресла и с интересом осматриваются, ждут: что же сейчас будет? Сегодня особенный день, поэтому для детей звучат слова напутствия — и на весь учебный год, и на дальнейшую жизнь. Их произносит сотрудник музея Юлия Цыганкова:
«Сегодня по всей стране отмечается День Знаний. Перед каждым из вас открывается ещё одна страница нового, неизвестного вам будущего. Что готовит вам это будущее? Наверное, и успехи, и разочарования, и новые открытия, и достижения. Мы не будем предвосхищать события, а только пожелаем, чтобы новый учебный год подарил вам радость познания, крылья стремлений и силы для восхождения на свои вершины.
Во все времена на нашей планете рождались люди, которые опережали своё время. Они шли, прокладывая дорогу для тех, кто следовал за ними. Таким человеком был Николай Константинович Рерих. Всего 84 года тому назад он был в нашем городе, ходил по его улицам, прозревал великое будущее Сибири и Алтая, а сегодня здесь помнят и чтут его имя. С юных лет Николай Рерих был настойчив в достижении поставленных целей, требователен к себе и другим и много времени посвятил самосовершенствованию и самообразованию.
Хочется пожелать, чтобы вы ставили перед собой великие задачи и стремились достигать их, читали о жизни замечательных людей и хотели быть похожими на них, становились достойными людьми, которые будут строить прекрасное и светлое будущее и жить в нём. Закончу словами Н.К. Рериха из его завета:
''Я любил и люблю свою Родину, любите и вы. Я работал во имя её великого будущего, понимая, что настоящее — это ступень к нему. Так думайте и вы''».
Праздник продолжается. Дети знакомятся с музеем, слушают рассказ экскурсовода, смотрят фильмы о семье Рерихов, внёсших великий вклад в мировую культуру, о великих полководцах, совершавших ратные подвиги во имя родины, а также о международной акции «Колокол Мира».
Как известно, Генеральная Ассамблея ООН объявила 2010 год Международным годом молодёжи. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал молодёжь всех стран выступить в защиту мира под лозунгом «Молодежь за мир и развитие» — способствовать идеалам мира, уважению к правам человека и солидарности поколений, культур и различных вероисповеданий. 13 июня 2010 года Пан Ги Мун начал 100-дневный отсчёт времени до Международного дня мира, который отмечается 21 сентября, призывая молодёжь делиться своими историями о том, что она делает для обеспечения мира.
Мир — сколько ожиданий и надежд в этом коротком и простом слове! Оно имеет несколько значений: мир — это необъятная Вселенная, вмещающая в себя всё — от малой былинки до далёкой мерцающей звезды; мир — сообщество людей с их индивидуальными мирами; мир человеческой души, стремящейся к обновлению и познанию; мир — жизнь без войны, в счастье и спокойствии... «Если мы хотим достичь настоящего мира во всём мире, то начинать надо с детей», — сказал духовный вождь Индии Махатма Ганди.
В День знаний своими мыслями о мире поделились учащиеся новосибирской гимназии № 2 и новосибирского лицея информационных технологий.
В Музее Н.К. Рериха в этот день работала съёмочная группа студии СибРО, собирая видеоматериал для фильма под названием «Пусть всегда будет мир!». Нескольких ребят пригласили в Каминный зал для интервью. Размышления детей на темы мира и улучшения жизни на земле удивляют и поражают глубиной и искренностью.
Таня Синягина, 9 класс
— Что для тебя значит слово «мир»?
— Мир в первую очередь начинается с мира духовного. Сначала должен совершенствоваться человек, а уже потом он должен совершенствовать окружающий мир. Если человек будет верить в мир и сам будет мирным, то и мир вокруг него станет спокойным — без войн, без агрессии.
— Что бы ты хотела сделать для мира?
— Я бы избавила мир от агрессии — наверное, это самая важная проблема. Сейчас общество настроено очень агрессивно, и это порождает плохие отношения между людьми, какие-то ссоры, споры. Мне кажется, они абсолютно бесполезны и не нужны человечеству.
— Что могут сделать твои ровесники для того, чтобы земля стала более мирной?
— Возможно, мыслить не так, как все. Если бы человек мыслил не так, как все, то наша планета развивалась бы быстрее. Некоторые люди считают, что другие за них всё сделают. А если бы каждый человек мыслил по-особенному, шёл по тому пути, который выбирает он, а не который ему диктуют, — возможно, он много бы мог сделать для планеты.
Борис Мананов, 10 класс
— Что ты представляешь, когда слышишь слово «мир»?
— Для меня мир — это душевное состояние, то, что внутри человека, потому что всё начинается с малого: сначала мир в самом человеке, в его душе, потом в семье, городе, стране и во всём человечестве.
— На твой взгляд, духовное состояние человека решает всё?
— Да, потому что мысль материальна, и то, что мы можем задумать, — свершится, поэтому нужно быть осторожными в своих желаниях. Но это можно использовать и во благо. А если все люди будут думать о благе всего человечества, то эти маленькие ручейки сольются в один поток добра.
— Представим, что у тебя есть возможность руководить планетой. Что бы ты сделал для улучшения жизни людей?
— Для начала я бы отправился в какую-нибудь страну, чтобы понять других людей, другие народы, ведь понимание — это ключ к сердцу человека.
И, поняв, я бы постарался изменить их, не навязывая, а дав им путь, на котором они смогли бы измениться в лучшую сторону. Если нет храма, то нужно построить храм, потому что вера всегда помогает человеку, даже в самых тяжёлых ситуациях. Затем нужно создать библиотеку — как духовное хранилище, откуда люди могут черпать знания. А потом нужно создать условия для хорошей жизни, ведь одной духовной пищей не насытишься.
— Как ты думаешь, существуют ли другие миры?
— Конечно. Ведь всегда есть альтернатива чему-то, и должны быть другие миры. Даже может быть, они уже нашли нас. Возможно, именно они посылают к нам героев.
Даша Мустафина, 10 класс
— Как ты считаешь, что нужно изменить в первую очередь — мир или себя?
— Сначала нужно изменить, конечно же, себя. Если каждый человек изменится или хотя бы найдётся тот, кто изменится сам и найдёт в себе силы донести эту мысль до других людей, то, как следствие, мир сам собой начнёт меняться. Люди должны понимать, что им нужно и что они хотят исправить. Проблема в том, что мы ещё подрастающее поколение, не у всех, возможно, хватает мудрости или воспитания, чтобы уже сейчас понять — что нам нужно, а что не нужно. Чтобы научиться отделять плохое от хорошего, на это всегда нужны будут силы и время, всегда нужен опыт. Наверное, нужно взрослеть, прислушиваться и перерабатывать информацию, а не воспринимать её в том виде, в котором подают. Вся информация должна проходить обработку — душевную, моральную, но, к сожалению, это очень редко происходит. Я бы даже сказала, нас не учат этому.
— Что бы ты сделала для улучшения мира?
— Я не знаю, что нужно сделать для мира, чтобы всем стало хорошо, потому что нет панацеи, которая могла бы удовлетворить желания каждого. Но единственное, наверное, — нужно пожелать людям, чтобы мудрость к ним приходила раньше, чтобы понимание поступков, которые мы совершаем, откладывало в нашей памяти и в душе хорошие следы, чтобы человек сначала думал, а потом делал. Я думаю, этого будет достаточно.
Саша Гончарова, 9 класс
— Когда ты впервые задумалась о том, что такое мир и что такое война?
— Когда узнала из курса истории о Великой Отечественной войне. Именно тогда я начала задумываться о том, что война — это плохо. И постоянно думала, что в нашем мире никогда не должно быть войны.
— Что бы ты сделала в первую очередь для улучшения жизни?
— Сейчас многие люди на нашей планете страдают от бедности, живут в плохих домах, в плохих условиях. И хочется, чтобы всё это было устранено, чтобы в мире было счастье, чтобы людям жилось лучше — и взрослым, и маленьким; чтобы у детей были родители и не было бездомных детей.
— Что, на твой взгляд, может сделать обычный подросток для планеты?
— Наверное, важно уметь поддерживать хорошие отношения со всеми людьми, несмотря на то, как человек выглядит, сколько зарабатывают его родители. Важен не только внешний мир, но и мы сами, наши поступки и то, что внутри нас. Когда во внутреннем мире всё чисто, тебе самому будет лучше, ты будешь внешне выглядеть лучше, если тебе хорошо внутренне.
Мария Журова, 7 класс
— Что такое мир в твоём понимании?
— Мир — это когда покой. Мир — это значит нет ненависти, есть только доброта. В основном у всех такое представление о мире. Но, конечно, есть мысли, до которых я сама дошла, например: человек должен что-то делать, чтобы был мир, а не надеяться на кого-то другого; человеку не должно быть всё равно, как живёт мир вокруг него.
— Ты сама человек неравнодушный, тебе не всё равно?
— Почему-то я так устроена, что не могу к чему-то относиться равнодушно. Я не могу представить, чтобы я относилась равнодушно к такому явлению, как Великая Отечественная война. С тех пор, как я научилась читать книги, меня они очень сильно затрагивают, особенно о войнах. Я никогда не понимала, как допустили люди, чтобы в мире не было мира.
— Что можете сделать ты или твои сверстники для того, чтобы мир стал немного лучше?
— Прежде всего не быть равнодушными. Мне кажется, главной частью души человеческой является неравнодушие ко всем остальным. Каждый человек должен поддерживать другого, и тогда мир действительно станет лучше. Сегодня мы сажали деревья на школьном участке — это тоже что-то хорошее, мир стал зеленее, добрее. И когда сделаешь что-то хорошее, как будто светит ярче солнце. Это очень хорошее ощущение, и мне очень хочется, чтобы мы его пережили ещё раз. Особенно если ты делаешь с мыслью: «Да, я хочу сделать этот мир лучше». Просто я живу сейчас в таком мире, где не всё хорошо. Хочется, чтобы в будущем было лучше.
Кирилл Ульянов, 6 класс
— Какими должны быть люди, чтобы на земле установился мир?
— Дипломатичными и более разумными.
— Могут ли ребята твоего возраста что-то сделать, чтобы мир изменился?
— Конечно. Хотя бы самое минимальное — перестать мусорить, наладить с людьми взаимоотношения, той же самой дипломатией. Мне хочется, чтобы всё было спокойно и мирно и никто не истреблял животных, которые и так находятся на грани вымирания; заботились о растениях, о красоте нашей планеты. По-моему, это самое главное.
Алексей Вирясов, 7 класс
— Если бы у тебя была возможность изменить мир, с чего бы ты начал?
— Я считаю, что сегодняшний мир не идеален, потому что молодёжь пьёт, курит, и я бы ввёл в школах какие-то дисциплины, чтобы людей учили быть людьми, чтобы народ был лучше.
— Как ты думаешь, какие качества нужны людям?
— Дружелюбие, солидарность, чтобы люди помогали друг другу, были неравнодушными — такие качества нужны всем. Все об этом знают, но никто к этому серьёзно не относится.
— Встречал ли ты пример того, как твои сверстники сделали что-то для улучшения мира?
— Думаю, что каждый делает что-то для себя и для других, чтобы мир становился лучше. Никаких особых подвигов, но в повседневной жизни каждый может что-то сделать — бабушку перевести через дорогу, помочь кому-то. Если каждый день понемножку, то никто не обратит внимания, но мир от этого станет лучше.
Коля Александров, 7 класс
— Отличаются ли у людей представления о мире?
— Конечно отличаются, потому что все люди разные, у каждого свои представления. С моей точки зрения, мир — это когда нет военных конфликтов и все люди, даже если незнакомы, здороваются или, как бывает в каких-нибудь сёлах, — идёшь по улице, кивнул человеку — и он тебе в ответ кивнул.
— Как ты думаешь, влияют ли негативные эмоции на мир?
— Конечно влияют. Например, если ты злой — нахамишь другому человеку, у него тоже появится плохое настроение, и он тоже нахамит. И так получается, что заражаешь весь мир.
Наташа Гордиевская, 7 класс
— Когда ты впервые осознала, что есть такое понятие — мир?
— Наверное, с самого рождения, потому что каждый человек рождается и видит окружающий мир. Сначала он для него непонятный, неизвестный, а потом человек растёт, познаёт всё больше и больше, начинает открывать внешний мир, а с внешним миром открывается и внутренний. Мне кажется, каждый человек важен в жизни мира, потому что каждый приносит пользу, вкладывает что-то в мир, становится кем-то — юристом, писателем — неважно, какая профессия, главное, что он действительно вносит в мир что-то новое, делает новые открытия для всего человечества, и это очень-очень важно.
Наташа Кутяева, 7 класс
— Может ли кто-то из ваших сверстников изменить мир к лучшему? И важны ли малые изменения?
— Мне кажется, что важны. Как относиться к своим сверстникам или другим людям — это тоже влияет на мир. Если хорошо относиться — то будут происходить улучшения, и если много людей будут хорошо относиться друг к другу, то будут глобальные изменения к лучшему.
Наташа Крылова, 7 класс
— Я думаю, даже самые малейшие изменения вносят свои коррективы, и каждый человек может это сделать, то есть каждый может привнести какую-то частичку себя и улучшить мир. Например, помочь ближнему, помочь даже любому незнакомому человеку. Если ты ему поможешь, то он тебе ответит тем же, и это будет очень хорошо.
Марина Гусак, 6 класс
— Что ты можешь сделать, чтобы мир стал лучше?
— Мне бы хотелось решить экологические проблемы и проблему преступности — ведь когда никто друг другу не делает плохо, это тоже как-то украшает наш мир. Ещё можно было бы украсить наш город — сажать цветы, наводить порядок, построить детские площадки, детские сады, школы. И ещё я бы, наверное, открыла несколько музеев в нашем городе, чтобы в них были красивые картины. Мне кажется, нужно что-то делать, чтобы восстановились добрые и хорошие отношения, чтобы никто ни с кем не воевал, ведь война — это разрушение, война ведёт к разрушению многих городов, стран, и если будет много войн, то наша планета не будет красивой.
— Мы можем что-то сделать, чтобы было меньше страданий на земле?
— Можем — примириться. Если примирится класс, то все примирятся в нашей школе, потом последуют примеру другие школы. Так раз за разом, и, может быть, через много лет это наступит. И можно сделать к этому первый шаг.
Халил Ахмедов, 6 класс
— Для меня слово «мир» имеет два значения. Первое значение — мир во всём мире. Мы должны относиться друг к другу лучше, понимать друг друга, помогать каждому человеку. А ещё мир обозначает весь мир — всё общество нашей планеты. Мир — лучшее, что есть на земле.
В наше непростое время в адрес молодёжи зачастую можно услышать нелестные слова. Но, пообщавшись с юными философами из школ Новосибирска, мы убеждены: если есть такие дети, то будущее нашей страны светло и прекрасно!
Материал подготовили Татьяна Бугаева, Ирина Сереброва