Начиная что-либо, всегда предпосылайте удачу, страшная разрушительная сила заключается в сомнении и недопущении. Рерих Е.И. Письмо от 23.02.1937 |
|
«Рериховский век» — так называлась выставка, которая проходила с 15 апреля по 16 мая в Санкт-Петербурге. Такое название невольно заставляет задуматься: возможно ли осветить в рамках одной выставки всю многогранную деятельность как самого Николая Константиновича и членов его семьи, так и его учеников и последователей?
Реализовать эту трудную задачу решились в Музее-институте семьи Рерихов г. Санкт-Петербурга совместно с городским Комитетом по культуре, Государственным Эрмитажем и Центральным выставочным залом «Манеж».
Знаменательно, что именно в культурной столице нашей родины в разгар мирового кризиса торжественно зазвучало имя Николая Константиновича Рериха — Водителя Культуры. И то, что в такое время выставка состоялась, уже подтверждает высказывания Н.К. Рериха: «Культура и мир являются священным оплотом человечества. В дни больших потрясений и материальных и духовных именно к этим светлым прибежищам устремляется дух смущённый»1. «Как чудесно, что и сейчас, среди всяких духовных и материальных кризисов, мы можем утверждать царство Прекрасного»2
Международный проект «Рериховский век» был приурочен к 75-летию подписания Пакта Рериха. «Впервые в истории человечества он [Николай Константинович] провозгласил на весь цивилизованный мир абсолютную необходимость спасения созданий человеческого гения во время войн и вооружённых конфликтов путём заключения конвенции по охране их и создал великий памятник культуры — Пакт и Знамя Мира. Он так поднял в своих провозглашениях значение Культуры, как это никто до него не делал. Его формулы определения культуры и искусства останутся на века»3.
Можно с уверенностью сказать, что проект «Рериховский век» — явление совершенно особенное в современной музейной практике. Выставка объединила усилия и возможности более 70 музеев, научно-образовательных центров и частных собраний из 33 городов России и зарубежья.
На открытии, которое состоялось 15 апреля, присутствовали члены Правительства Санкт-Петербурга, представители общественных, научных и культурных организаций города, дипломатического корпуса, участники выставки и гости из разных городов как нашей страны, так и зарубежья. Звучало много слов благодарности устроителям выставки, выступающие говорили о великом значении для всего мирового сообщества Пакта, предложенного Рерихом, и отмечали уникальность данной выставки.
«Выставка изумительная, очень красивая и является образцом взаимодействия многих институций культуры, — сказал М.Б. Пиотровский. — Я позволю себе выступить не только в качестве директора Эрмитажа, но и в качестве президента Всемирного клуба петербуржцев... Однажды мы решили, что для нас одним из идеалов петербуржца является Николай Константинович и вся семья Рерихов. Сохранение памяти этой семьи очень важно для нас. И ещё: для нас величайшим является знак Пакта Рериха — три круга в окружности, — смысл которого в том, что существуют права культуры, которые могут быть выше разных других прав. Эти права Рерих сумел в какой-то мере воплотить в жизнь».
Помощник заместителя председателя Комитета Государственной Думы России по культуре Л.Л. Секачёва отметила: «Проведение этой выставки является культурно-просветительской, духовной и научной миссией во имя сохранения достояния человечества, его души и разума, осознания тезиса Н.К. Рериха "Мир через культуру". Желаю бесконечной жизни идеям и наследию семьи Рерихов, успеха и терпения всем, вставшим на путь совершенствования».
Заслуженный художник России Б.А. Мессерер передал привет от московских почитателей таланта Рериха и признался: «Когда я думаю о Рерихе, я поражаюсь тому, как он мог, находясь столько времени за пределами своей Родины, не утратить острой любви к ней. То, что он, находясь в Гималаях, сохранил эту любовь, — это феномен русского духа. Я приношу ему благодарность за это и хочу служить его памяти».
Генеральный консул Индии в Санкт-Петербурге госпожа Радха Локеш в приветственном слове сказала: «75-летие Пакта Рериха отмечается во всём мире — везде, где народы и правительства озабочены сохранением культурных ценностей. Николай Рерих был выдающейся фигурой своего времени, и в своём поиске знаний он шёл различными путями — искусства, философии, религии, археологии, этнографии и общественной деятельности. Он добился превосходных результатов во всех этих областях и оставил после себя огромный объём знаний. Определённо его душа ощутила созвучие с Индией, и он сделал её своим домом... Будучи уверенным в преобразующей силе культуры, Николай Рерих посвятил себя не только творчеству, но и общественной деятельности. Пакт Рериха обеспечил защиту культурных памятников всего человечества и сыграл важную роль в упрочении дружбы и сотрудничества между странами. Я благодарна организаторам этой замечательной выставки. Для меня является большой честью находиться сейчас с вами.
Хочу закончить словами Рабиндраната Тагора из письма Николаю Рериху: "Я внимательно следил за Вашими замечательными достижениями в области искусства и за Вашей великой гуманитарной деятельностью на благо всех народов, а Ваша идея Пакта Мира с особым знаменем, защищающим сокровища культуры, является уникальной по своей действенности... Я очень рад, что Пакт принят Лигой Наций, и убеждён, что он будет иметь далеко идущее влияние на гармонию культур разных народов"».
А.А. Бондаренко, директор Музея-института семьи Рерихов, поблагодарил всех участников проекта и объявил выставку открытой.
В тематических блоках выставки представлен весь спектр жизни и творчества Рерихов в области науки и искусства, философии и литературы, педагогики и просветительства, общественных инициатив, в деле сохранения мирового культурного наследия. Одно из центральных мест в экспозиции занимают художественные произведения Н.К. Рериха и художников его круга из петербургских, московских, региональных музеев и частных собраний. В развёрнутых экспозициях можно увидеть архивные документы, рукописи, книги, фотографии, коллекции, предметы обстановки и быта, личные вещи и материальные ценности, принадлежавшие членам семьи Рерихов, их ближайшим родственникам и сотрудникам. Отдельный блок посвящён организациям и обществам имени Н.К. Рериха, а также особо отмечены маршруты экспедиций и памятные места, связанные с этой великой семьёй.
Переходя от экспоната к экспонату, от одного тематического блока к другому, посетитель получает целостное представление о творчестве Рерихов, ставшем выражением идей культурного роста, духовного совершенствования и доброжелательного сотрудничества на благо всего человечества.
Сибирское Рериховское Общество участвовало в выставке «Рериховский век» в разделе, посвящённом ученикам и последователям Рерихов, и представило деятельность Б.Н. Абрамова и Н.Д. Спириной. Жители и гости Санкт-Петербурга смогли увидеть акварели Бориса Николаевича, его письма и главный труд его жизни — Записи его Высоких собеседований, изданные под названием «Грани Агни Йоги». О Наталии Дмитриевне рассказывают архивные документы: её переписка с разными деятелями рериховского движения, материалы конференций, которые проводились в Сибири с 1970-х годов, и др. И конечно, здесь представлено её творчество — тематические подборки из книг Учения Живой Этики, сборники стихов, записи бесед с её учителем, Б.Н. Абрамовым.
О деятельности Музеев Н.К. Рериха в Новосибирске и на Алтае можно узнать из материалов, размещённых на баннере. Часть экспонатов, предоставленных Сибирским Рериховским Обществом, располагается в тематических блоках, посвящённых Е.И. Рерих, С.Н. Рериху, З.Г. Фосдик и П.Ф. Беликову. В оформлении выставки использованы карты, подготовленные сотрудниками новосибирского Музея Н.К. Рериха, а также многочисленные издания СибРО.
Очень радостно, что на выставке было много посетителей, в том числе и детей, которые приходили сюда целыми классами. Сотрудники Музея-института проводили экскурсии по выставочным залам.
Масштаб экспозиции таков, что невозможно сразу осмотреть все экспонаты, а тем более осмыслить увиденное, и хочется приходить сюда ещё и ещё. Охвачены все этапы творчества Н.К. Рериха — от ранних ученических работ до последней картины «Завет Учителя» 1947 года. Поражает богатство тематических блоков, многие документы и художественные произведения представлены впервые. Например, реконструированный Пермский иконостас для фамильной церкви Каменских в женском монастыре в Перми, созданный Н.К. Рерихом в 1907 году. В 1920-е годы Казанская церковь была закрыта, а иконы спрятаны. Кроме того, иконостас оказался разрозненным: икона Архангела Гавриила теперь находится в Екатеринбурге. На этой выставке Пермский иконостас впервые предстал перед зрителем в том виде, как его задумал Н.К. Рерих.
Искусствовед Е.П. Маточкин, исследовавший эту тему, писал: «Пермский иконостас одноярусный — как в ранних храмах Византии и Древней Руси... В центре его расположены высокие Царские врата с надвратной сенью, справа образ Спаса Нерукотворного, слева храмовая икона Казанской Божией Матери с Богородичными Праздниками, написанными Рерихом на её раме. На дьяконских дверях нарисованы Архангелы, а за ними по обеим сторонам завершают ансамбль иконы Предстоящих»4.
На выставке можно увидеть много архивных материалов и графических изображений, которые нельзя назвать «зрелищными», и поэтому музеи редко их выставляют, но, объединённые с другими экспонатами, они обогащают наше представление о многогранном творчестве великого мастера.
Придя на выставку, посетители попадают в особый мир образов Н.К. Рериха — любуются величественными Гималаями, всматриваются в лики Святых и подвижников, погружаются в мир Запада и Востока, объединённых единым куполом Культуры. «...Каждое действие во имя Культуры, необходимое всегда, — писал Н.К. Рерих, — сейчас становится истинным спасательным кругом во время гибельной бури»5. «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце»6.
1 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1992. С. 107.
2 Там же. С. 9.
3 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 508 – 509.
4 Пермский иконостас Николая Рериха. Самара, 2003. С. 36 – 37.
5 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. С. 223.
6 Там же. С. 63.