Слова есть корабли мысли. Мир Огненный, ч.2, 147 |
Известно, что Пасха — это празднество иудеев в память исхода их из Египта. Для христиан — это ежегодное торжество в память восстания из мёртвых Спасителя (Светлое Христово воскресение). Всего яснее связь понятий огня и жизни в слове «воскресать». «Воскресать» происходит от славянского «крес» — огонь («кресало» — огниво). «Крес» — жизнь («кресу нет» означает нет житья). Вместо «воскресенье» в старину иногда говорили кресе'нье. «Кресать, кресить» — высекать, рубить огнивом из кремня; воскрешать, оживлять. В «Слове о полку Игореве» сказано: «Игорева храбраго полку не креси'ти».
«Воскрешать» означает возвращать жизнь, оживотворять, обновлять жизнию духовною, возрождать. «Воскресать» — возвращаться от смерти к жизни; возрождаться духом, нравственно. Есть пословица: «Злому — смерть, а доброму — воскресение». В Учении Живой Этики говорится: «Воскресение духа — какое великое понятие! Его нужно понять как зов Красоты»1. По верованиям славян душа человека представляется в образе Огня, с которым связывается верование в силу творческую. «Каждое творчество, которое будет насыщаться воскресшим духом, может быть залогом великой Эпохи»2. Вера в огненную суть души сливалась со стихией светлою — Огнём (после оставления тела). Так сказано: «...Огонь вездесущ»3. «Только подумайте, что каждый из нас носит в себе Огонь единый, неизменный для всей Вселенной»4. «...Самые древние Учения предупреждали о неминуемой Эпохе Огня»5. Ригведа, собрание священных текстов Древней Индии, содержит сотни вдохновенных гимнов Агни — Божественному Огню. И в тибетских доламаистских верованиях Огонь почитался как источник и символ чистоты. У западных славян (лужитан), исконно проживающих на территории Германии, в воскресенье четвёртой недели поста ходят с зажжёнными факелами и, помянув умерших, тушат факелы и возвращаются назад с песнями: «Смерть мы потушили, новую жизнь зажгли!»6
Иоанн Кронштадтский, в своё время напутствовавший Н.К.Рериха словами «придётся ещё много для Родины потрудиться», называл Пасху «праздником праздников» и говорил: «''Ведь праздники христианские не для того проходят своею чередою перед нами, чтобы оставлять наши души праздными, а для того, чтобы упразднять, освобождать нас от забот и дел житейской суеты... чтобы мы на время бросили думать, радоваться или скорбеть... о земном и скоропреходящем, а подумали, позаботились, порадовались о небесном, о вечном''. ''Всесветлый праздник Воскресения Христова для того Господь сподобил нас узреть, чтобы увидеть в нём начаток общего воскресения всего рода человеческого...''»7
Наблюдая картину массового и поверхностного обрядоверия, Иоанн Кронштадтский с возмущением писал о вседозволенности, проявляемой на Пасху после Великого поста и извращающей великий смысл этого праздника: «Не по плоти, как идолопоклонники, а по духу надлежит нам праздновать свои праздники... Через пресыщение, пьянство, буйство и другие пороки, до которых доводит пьянство и которым предавались многие из христиан... разве воскреснешь?! (...) Так-то христиане любят Христа; так-то празднуют они самый великий в году праздник! Что и пользы таким людям от имени христиан?! Многие язычники лучше их живут и, без сомнения, достойнее их в очах Божиих... (...) Радость духовная в праздник должна быть всегда выше телесной... (...) ...Помни воскресный день, не забывай его святости и своими добрыми делами старайся и сам освящать его»8.
«Духа не угашайте»9, — призывает нас апостол Павел. И в «Живой Этике» сказано: «Если бы люди поняли, что перед мощным огнём сердца склоняются все преграды!»10 «Потому воспитание сердца должно быть понято, как возжение всех огней»11. И пусть этот благодатный «огонь сердца освещает путь правды»12!
Круглый стол, 27 апреля 1997 г.
1 Мир Огненный. III. 142.
2 Там же. 186.
3 Мир Огненный. I. 16.
4 Там же. 7.
5 Мир Огненный. II. Вступление.
6 А.Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1869. Т. 3. С. 205.
7 I.И.Сергиев (Кронштадтский). Солнце Правды. СПб., 1909. С. 330-334.
8 Там же.
9 Первое послание ап. Павла к фессалоникийцам. 5:19.
10 Мир Огненный. III. 338.
11 Там же. 206.
12 Листы Сада Мории. Зов. 19.09.1922.