Начиная что-либо, всегда предпосылайте удачу, страшная разрушительная сила заключается в сомнении и недопущении. Рерих Е.И. Письмо от 23.02.1937 |
1. Какая разница, по Вашему мнению, между службой в армии по контракту и защитой Родины по зову сердца?
Защищать Родину должны все, и мужчины и женщины, каждый в своей мере, потому что Родина у нас одна и Родина у нас великая. Возьмите книгу «Зов» — как много там сказано о значении России! «В Новую Россию Моя первая весть». И когда мы поймём значение России через книги Учения, тем более надо понять, что каждый в своей мере должен её защищать. По контракту воевать — это не совсем убедительно, это не так, как воевать из любви к Родине, как воевали все наши великие русские полководцы и те, кого они вели. Разве у Суворова его войска по контракту воевали, когда они шли на штурм Альп? Всё было из любви к Родине. И когда Кутузов отдавал Москву, его сначала не поняли, но он её любил и понимал, что этим самым она будет спасена. Таким образом он завёл врага в ловушку.
2. «Уже вы достаточно знаете об умеренности некоторых лиц. Что же делать, когда умеренность вползла в самые широкие круги! Те, которые являются как бы поборниками добра, предаются духовно умеренности. Можно видеть, как часто тёмные не страдают этим недостатком» (Мир Огненный, II, 193). Что такое умеренность?
Тут под умеренностью подразумеваются умеренные чувства. Скажет человек: «Я люблю Родину», но любит он её умеренно, до поры до времени, пока это ему ничем не грозит. Он её, в общем-то, любит, но без того чтобы отдать за неё яро жизнь, вступиться или что-то делать для неё, — это всё умеренность. Этой умеренности у нас очень много в обиходе. Умеренно добрый — то есть человек незлой. И когда это ему не в ущерб, он будет помогать, но эта помощь пойдёт в умеренном количестве. Это очень бытующее, к сожалению, свойство — умеренность. Умеренность в любви, в помощи ближнему, в любви к Высшему. В религии умеренность — исполнение обрядов, которые «гарантируют» царство Божие. В «Апокалипсисе» Ангел взвешивает и говорит: «О, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, то извергну тебя из уст моих», то есть из эволюции. То есть он — серединка на половинку, ни добрый, ни злой. Как говорится, ни Богу свечка, ни чёрту кочерга. И кому такой нужен? Поэтому он извергается. И Ангел даже предпочёл холодного, потому что холодного можно повернуть на горячее, то есть там есть куда поворачивать на 180 градусов. А тёплого куда повернёшь? Такое тёплое безразличие — умеренность. А если предан в любых обстоятельствах, даже когда не выгодно, как в Учении говорится, вот это — преданность.
3. Почему Святослав Николаевич Рерих в своей картине «Возлюби ближнего, как самого себя» сделал акцент именно на второй заповеди — о любви к ближнему, а не на первой — о любви к Богу?
Значит, он нашёл нужным сделать акцент именно на этом. Он считал, что на это надо обратить особое внимание, потому что нелюбовь к ближнему дошла уже до такой степени, что надо было написать эту зовущую, возвышающую, совершенно великолепную картину, чтобы обратить внимание на то, что уже пора возлюбить ближнего, как самого себя. Иначе, если этого не сделать, может прийти конец планете.
4. Если раньше рекомендовалось перечитывать «Общину», то на какую книгу в настоящее время следует обратить внимание? Что сейчас самое главное?
Во всех книгах повторяются те же положения в разных формах, в разных высказываниях. Но всё-таки какие-то определённые лейтмотивы есть во всех книгах. Я думаю, что надо читать любую книгу. Книга «Община» — потому что мы приближаемся к общине; книга «Братство» — это уже высокая степень общины, это идеал. Сначала содружество, сотрудничество, община, и потом Братство. Ведь к этому мы тоже должны готовиться, но начать надо с общины. Я думаю, что эта книга остаётся у нас в числе первых. Книга «Братство» тоже должна быть, особенно сейчас на неё надо обратить внимание. В первой книге «Зов» всё дано в кратких формулах, всё Учение изложено в этой книге, но именно в формулах, в изречениях. «Я — вы, вы — Я — частицы Божественного Я» — вот вам и Братство, и община. Мы все едины, мы все частицы Божественного Я. Если вдуматься — это уже концепция понимания мироздания, как создан мир. И тогда из этого проистекает и всё остальное, и вся Живая Этика из этого исходит. И «Иерархия» очень сейчас важна, потому что пришло время сближения Миров, и к нам обращены наши Старшие Братья с призывом идти Им навстречу. «Действуйте, а Мы вам поможем», — всё время повторяется.
5. В Учении Живой Этики сказано о том, что надо заменить куцее «я», творящим «мы». Поясните эти слова.
Нужно перенести центр тяжести со слова «я» на слово «мы». Если «я» — то сговориться очень трудно. Но когда «мы» — это уже очень помогает, но к этому надо идти, и нас в школе этому не учили и дома не приучали. Не «я», но «мы». Куцее «я» и творящее «мы». Значит, слово «мы» творит. Нужно стараться прислушиваться к другому, считаться с ним и согласовывать. И конечно, всё на базе Учения. Говорится о тёмных воздействиях, что они работают на разъединение. Всё это так. Но тёмные могут тогда на нас воздействовать, когда у нас с ними есть какое-то созвучие, когда у нас есть та слабинка, на которую они могут воздействовать. Если же в нас этого нет — они ничего сделать не могут. Когда они успешно работают? — когда «я», «моё», «мне», «меня». Вот тут они и начинают вдохновлять. А если мы переключились на общее благо, на общее дело, — что они могут сделать, какие мысли могут насылать? Мы их просто отвергнем, потому что это нам не соответствует. Поэтому тёмные только тогда действуют, когда есть поле деятельности. Поэтому указывается самосовершенствование. Если мы усовершенствовались, тёмные ничего с нами не сделают; что бы они ни подбрасывали, мы просто не принимаем.
У Иуды была слабинка — любовь к деньгам, корысть, тёмные на ней сыграли. Бес вошёл в него, и он продал Учителя. А не будь у него слабости к деньгам, к монетам, никакой бес ничего бы с ним сделать не мог. К Христу подходил сам сатана и ушёл, потому что он не имел в нём ничего и не мог никак к нему пробраться, как он ни старался, и удалился с позором. Точно так же и в нашем малом. Так что мы не будем ссылаться на тёмных, а будем просто следить за тем, на чём мы делаем упор: на себе или на деле. Если ради дела — то о себе и не думаешь, а думаешь: как бы это было полезнее. И тогда идёт и дружба, и взаимопонимание, и взаимопомощь и т.д.
Община в действии — кто чем может, тот тем и делится. Так создаётся община, которая потом такую мощь будет иметь, что её ничто не сокрушит. Мощь Нового Мира. Никакие происки, никакие попытки не смогут нас разъединить, сокрушить наш монолит, потому что мы уже знаем козни вражеские — на чём они играют, каким образом стараются повредить. Их повадки и приёмы надо изучать, чтобы им противостать. Это уходящее. Они ещё не совсем ушли, хотя скоро уйдут, потому что сказано, что ярые Лучи могут убрать весь сор с планеты. Но пока он ещё не убран, надо очень бдеть, никак не поддаваться ни на какие разъединения. Могут быть разъединения в мыслях, в словах, в действиях. Но мы победим только единением. И только произнесено слово «община» — и она уже на наших глазах созидается, она уже видна.