Каждый Учитель должен оставаться и учеником, – в этом высокая соизмеримость. Надземное, 47 |
В начале этого года мне представилась возможность осуществить поездку в Ярославль к давним друзьям, работающим в тесном контакте с Сибирским Рериховским Обществом и фактически являющимся нашими представителями в своём городе. Краткие публикации о работе этой группы уже появлялись в журнале «Восход», а сейчас, побывав у них и «один раз увидев», мы понимаем, что необходимо рассказать полнее об их очень результативной культурно-просветительной деятельности. Думаем, что опыт ярославцев будет полезен многим, и в первую очередь тем, кто подобную работу только начинает или стремится к этому.
Немного предыстории. Одиннадцать лет назад из Нягани в Ярославль переехали супруги Валерий Иванович Кожевин и Людмила Алексеевна Филиппова. Как и все рериховцы, ранее работавшие в дружных спаянных группах и поменявшие место жительства, они стали искать единомышленников; со временем около них начал складываться определённый круг людей.
Становление рериховской группы в Ярославле, как и во многих городах, шло непросто. У кого-то вспыхивал интерес к другим духовным течениям, для кого-то бескомпромиссность супругов в выбранных ориентирах была неприемлема. Но были и другие — те, кто пришёл и все годы трудится рядом; несколько сотрудников переехали в Новосибирск.
Начиная с самых первых, самых трудных лет строительства Музея Н.К. Рериха в Новосибирске все мужчины ярославской группы на длительное время приезжали помогать. Как и все, они трудились, выполняя самые разные, как правило тяжёлые, работы. Помимо работ, не требующих специальной квалификации, мастер художественной ковки В.И. Кожевин вместе со своим помощником А.Н. Писаревым изготовили ограждение для балкона музея. А сейчас на музейной территории стоят красивые кованые скамейки, сделанные ими уже в Ярославле и доставленные в Новосибирск. Строительство музея завершилось, но по-прежнему в работах, ведущихся на Алтае, на усадьбе Мемориального дома-музея Н.К. Рериха, весомой составляющей является труд ярославцев.
Валерий Иванович и Людмила Алексеевна живут на окраине Ярославля, в посёлке Норском, откуда рукой подать до Волги; их квартира — место встреч группы; здесь они занимаются, готовятся к мероприятиям, здесь же хранятся и все их фонды. Все выставки и наглядные пособия они изготавливают сами. Работа ярославцев заключается в проведении выставок в различных учреждениях города, в школах и библиотеках.
В настоящее время группа состоит из четырёх человек. Функции у сотрудников маленького, но активно работающегодружногоколлектива распределяются следующим образом: главную задачу — проведение выставок, экскурсий и занятий в школах — выполняет Людмила Алексеевна, единственная женщина в группе, педагог по специальности. Трое мужчин — А.М. Коршунов, А.Н. Писарев и В.И. Кожевин — занимаются подготовкой выставок. Приобретается рейка, высушивается, после чего начинается изготовление рам. Не имея мастерской, сделать это очень непросто, для работы используются собственные квартиры, выручает и помещение гаража, который, правда, не отапливается. Основная нагрузка ложится на Валерия Ивановича, который шлифует рамы, скругляет углы, красит — то есть доводит их до полной готовности. «Сейчас-то легко, — говорит Людмила Алексеевна, — а раньше как было? Профиль багета Валерий Иванович делал вручную, фреза появилась только полгода назад».
Вся деятельность ярославцев осуществляется на общественных началах, необходимые материалы закупаются на личные средства. Людмила Алексеевна рассказала, что только недавно они смогли наконец полностью погасить долг за репродукции, и тут же радостно добавила: «Как хорошо, что успели до кризиса закупить багет под будущие выставки и 16 листов ДВП. Теперь только работать и работать. Сейчас готовим новые репродукции большого формата — 86 работ!»
Выставочный фонд ярославцев постоянно растёт, но того, что они имеют уже сейчас, хватило бы для работы крупного общества: 138 больших репродукций картин Николая Константиновича Рериха и 37 — Святослава Николаевича; около 400 слайдов (они ещё нужны, так как далеко не во всех школах есть видеопроекторы); альбомы, книги, обширная коллекция аудиозаписей и видеоматериалов.
Тематика выставок различна: «Рерих и Индия», «Рерих и Россия», серия картин Н.К. Рериха «Санкта», «Портретная живопись С.Н. Рериха», «Пейзажи С.Н. Рериха» и др. Постоянные места выставок — это областная филармония, ДК «Энергетик», школы и библиотеки города, а сейчас ещё и мэрия Ярославля.
За годы работы накоплен значительный опыт по организации выставок. Давно сделаны чертежи залов с указанием размеров стен, на которых развешиваются экспонаты. Вся схема размещения продумывается дома: репродукции раскладываются на полу, подыскиваются нужные решения, обсуждается и уточняется каждое предложение. Благодаря этому очень экономится время при монтаже даже больших выставок.
В постоянных местах выставок мужчинами сделано всё необходимое, основательно закреплены окрашенные в тон стен металлические подвесные системы для крепления репродукций. Когда выставка заканчивается, система остаётся, её можно использовать и в дальнейшем.
В настоящее время одновременно работают семь выставок: в трёх школах, трёх библиотеках и одна — в 120 км от Ярославля, в г. Приволжске Ивановской области.
Регулярно вся группа ярославцев посещает концерты в филармонии. Видя, как люди обмениваются впечатлениями о развёрнутой в фойе выставке и задают вопросы друг другу, они подходят и дают пояснения, и такие незапланированные экскурсии бывают практически каждый раз.
Работа в школах строится по следующему принципу: вначале Л.А. Филиппова выступает перед педсоветом, рассказывая о темах, которые предлагается рассмотреть в беседах с учениками во время работы выставки. На такие встречи Людмила Алексеевна берёт журналы СибРО «Восход», фотоальбомы, портреты членов семьи Рерихов. Первая реакция и у педагогов, и у работников библиотек одинакова: «Мы же ничего не сможем заплатить...», далее — некоторая растерянность по поводу того, что платить ничего не нужно. Заканчивается всё тоже одинаково: завучи школ составляют планы, отдавая под занятия уроки литературы, мировой художественной культуры, классные часы и др.
На мой вопрос, какая тема наиболее востребована, Людмила Алексеевна ответила: «Трудно сказать. Темы, которые мы обсуждаем, в школе никем не затрагиваются, а ребятам всё интересно. Но о чём бы я ни рассказывала — всё идёт в русле высоких идей культуры».
Она вспоминает выставку «Сердце женщины — мир сострадания», состоявшую из портретов великих женщин-подвижниц, героинь, живших в разные эпохи, представительниц разных народов: Жанны д' Арк, княгини Ольги, матери Терезы, Софьи Ковалевской и других; рядом с портретами — описание деяний изображённых на них женщин. Здесь же работы Рериха «Матерь Мира», «Мадонна Лаборис», «Ведущая». Людмила Алексеевна говорила о Матери Мира, о трудах женщины, о её роли в развитии общества.
В средней школе № 1, расположенной в центре Ярославля, узкие коридоры неудобны для размещения выставки. Поэтому завуч Екатерина Юрьевна Румянцева, преподаватель русского языка и литературы, предоставила для выставки свой большой кабинет, там же проводились занятия. В это время в школе проходили практику студенты — будущие педагоги. Прослушав беседу о серии картин Н.К. Рериха «Санкта», одна из практиканток сказала: «Нам этого не рассказывали, нам недодали знаний...»
Выставка в средней школе № 1 в кабинете завуча
Во время пребывания в Ярославле мне удалось увидеть эту выставку. Екатерина Юрьевна, человек удивительно обаятельный и интеллигентный, вела урок в классе рядом. Мы расположились в её кабинете, дверь в который не закрывалась и на переменах, чтобы все желающие могли зайти и посмотреть картины. Учащиеся, свободные от уроков, продолжали приходить сюда. В разговоре со мной педагог-организатор Л.Н. Кузнецова, посещавшая занятия Л.А. Филипповой, отметила: «Они проходили так интересно, что трудно было не заслушаться».
В одной из школ выставка размещалась на первом этаже, в рекреации, отделённой от вестибюля ажурной решёткой. Как-то Людмила Алексеевна, проходя мимо, услышала голос вахтёра, говорившего мамам и бабушкам, пришедшим за своими детьми: «Вы что здесь сидите, пройдите дальше, хоть посмотрите, какая на свете красота бывает!»
Людмила Алексеевна рассказывает: «Я говорю учителям: учите детей добру, но не случайному, а сознательному добротворчеству, ибо истинная преданность добру рождается сердцем, а не рассудком. Многие учителя присутствуют на моих уроках. Дети потрясают их точностью и глубиной ответов. Четвероклассник Миша, например, на вопрос, как он понимает слово "подвиг", ответил: "Это значит подвигать себя к доброму делу"».
В старших классах Людмила Алексеевна часто читает стихотворение Н. Хатунцева «Так живи!», после чего начинает беседу: «Сейчас в школе за выученные или невыученные уроки вам ставят отметки по пятибалльной шкале. Но скоро вы войдёте в школу жизни, в которой оценки вам будет ставить жизнь, и они уже будут другие. Вам придётся решать, красота перед вами или уродство, справедливо что-то или несправедливо и как к этому относиться. Вам придётся задуматься, зачем вы живёте и как следует жить. Есть мудрые слова: "Жизнь надо прожить так, как по струне бездну перейти: красиво, бережно и стремительно"». Классный руководитель, присутствовавшая на уроке, потом сказала: «С ними никто об этом не говорит, а как им это нужно!»
«Работая со школьниками, — говорит Людмила Алексеевна, — я веду не экскурсии, а уроки-беседы. Уроки — это только диалоги. Зачем повторять то, что написано под репродукцией на выставке? Нет времени, да и потребности не чувствую говорить о красках, палитре, художественных приёмах. Если спросят — отвечу, но внимание сосредоточиваю на другом. Много говорю о России, о науке, о чистоте речи. Нецензурные выражения повсеместно стали нормой — разве можно не бороться с этим? Говорю старшеклассникам: "Вы уже взрослые. Вопросы будущей жизни вас не могут не волновать. Мысленно нарисуйте картину: вот мать склонилась над колыбелью ребёнка, и вдруг из её уст слышится то, что сегодня можно услышать от девушек даже в школьных коридорах. Вам хотелось бы иметь таких жён?" Говорю о любви. Слушают не шелохнувшись. Нельзя молчать о той разнузданности нравов, которой потворствуют многие СМИ. Я твёрдо убеждена, что с этим надо что-то делать».
В одной из школ, где Людмила Алексеевна ведёт уроки, работает «Школа духовного развития». Занятия с малышами в ней ведёт монахиня, она разучивает с детьми песни, поёт с ними. Готовя утренник к Рождеству, она услышала от учителей, что в старших классах ведутся занятия на эту же тему, и попросила разрешения поприсутствовать на уроке.
Людмила Алексеевна проводила беседу о Заповедях блаженства, приведённых в Евангелии от Матфея. За основу была взята работа Н.Д. Спириной «Заповеди блаженства в свете Учения Живой Этики». Разговор начался так: «Скажите, кого у нас называют блаженными?» Ученики заулыбались, а Людмила Алексеевна продолжила: «Как у нас искажены многие понятия! Давайте разберём это слово: корень его — благо, задумайтесь над этим». Она говорила о двух основных заповедях Христа, приводила самые простые примеры, стараясь достучаться до молодых людей: «Что для вас значит не творить зло? Сегодня один из вас не пнул ногой щенка или кошку, второй не ударил слабого, кто-то сдержал свои эмоции и не произнёс обычных для него грубых выражений и так далее. Обобщая, можно сказать, что вы не обидели того, кто слабее вас, а почему? Вы успели подумать о других».
К концу урока у монахини заблестели слёзы на глазах. После занятия она подошла к Л.А. Филипповой и сказала: «Если бы у нас в церкви так рассказывали людям о Христе, сколько бы народу у нас было...»
Выставки и занятия проходят и в библиотеках города. В Центральной библиотеке один раз в неделю библиотечные работники собираются на методическое совещание. Здесь, так же как и в школах,
Л.А. Филиппова рассказывает о выставках и беседах, которые может предложить их группа.
«Стараюсь, чтобы в день было не больше трёх уроков, — говорит Людмила Алексеевна. — Иногда школы или библиотеки находятся в разных концах города, а я, по возможности, стараюсь никому не отказать. Школы работают в первую смену, в библиотеки хожу по субботам, многие учителя назначают классные часы на этот день и приводят учеников на мои беседы».
Библиотека № 9, филиал Центральной библиотеки им. Ярослава Мудрого, находится на окраине города, за Волгой, вокруг частный сектор. Куда идти детям, да и взрослым тоже? Для таких удалённых районов библиотеки являются небольшими культурными центрами, и все их программы очень востребованы. Обычными стали просьбы продлить выставку: «Пусть ещё побудет!» Так и в этой библиотеке выставка о творчестве С.Н. Рериха находилась с начала сентября по конец декабря 2008 года, её сняли только после того, как привезли новую, которую сразу же разместили взамен предыдущей.
Интересно читать отзывы детей. Соня Перцева (13 лет) написала в книге отзывов: «Раньше это было царство книг, а теперь стало художественное царство. Я хотела бы, чтобы эта выставка в нашей библиотеке была не последняя». А двенадцатилетняя Марина Щукина, говоря о понравившейся ей картине С.Н. Рериха «Священные слова», выразилась как опытная путешественница: «Здесь С. Рерих запечатлел очень типичную для Тибета сценку: учитель учит своего ученика».
За половину учебного года, с сентября по декабрь, в школах и библиотеках Ярославля Л.А. Филиппова провела 62 занятия!
Путешествуя из школы в школу, из библиотеки в библиотеку, я смотрела на выставки, разговаривала с учителями и работниками библиотек. Сказать, что деятельность, которую ведёт ярославская рериховская группа, нужна,— значит лишь очень слабо отразить суть того, что я видела и чему была свидетелем. В одной из библиотек я услышала: «Даже хулиганы стоят в оцепенении, когда видят такую красоту!» В другой библиотекарь Т.А. Дубова сказала: «Какая тишина стоит на занятиях, видели бы Вы, как дети слушают! Людмила Алексеевна умеет растормошить, заставить говорить даже самых стеснительных». Ребята из детского сада тоже посещают занятия в библиотеке. С учениками младших классов и малышами из детского сада беседовали на тему «Мамин портрет». Я увидела иллюстративный материал: рисунок с ласточкой и кувшином, макет большого цветка ромашки со съёмными лепестками, на которых написаны качества мамы. Для учеников постарше беседы назывались «Подвиг матери», «Сердце матери», «Любовь матери».
Одной из самых востребованных является выставка «Сыны России — защитники Отечества» — о великих полководцах России.
Выставка «Сыны России — защитники Отечества»
О работе, которая проводится в библиотеках, узнают по цепочке — слухом земля полнится. При мне к Людмиле Алексеевне обратились с просьбой провести цикл лекций для сотрудников ближайшей аптеки. Оказалось, что её занятия посещает внук заведующей аптекой. Дома он так увлечённо о них рассказывал, что заведующая пришла в библиотеку и попросила связать её с Людмилой Алексеевной.
Библиотекари рассказали, что они и сами также подключаются к этой работе, просят материалы, изучают. Тематические фильмы СибРО они показывают уже без Людмилы Алексеевны. И учителя, и библиотекари заказывают для себя репродукции.
Когда мы проезжали мимо мэрии, Людмила Алексеевна предложила зайти туда, посмотреть зал, где была выставка работ Николая и Святослава Рерихов и куда с разрешения мэра Ярославля Виктора Владимировича Волончунаса приходили на экскурсии студенты и учащиеся школ города, — согласимся, что это событие неординарное. Мы вошли в здание, поднялись на второй этаж, и я увидела интерьер, знакомый по фотографиям. Пока Алексей Михайлович рассказывал о работе, которая здесь проводилась, и о том, какая выставка планируется, Людмила Алексеевна зашла в приёмную. Через минуту с нами уже здоровался заместитель мэра Владимир Витальевич Слепцов. Так неожиданно появилась возможность сказать то, о чём мы говорили между собой в Новосибирске, узнав, что выставка работ Рерихов проходит в мэрии города Ярославля: «Если первыми лицами в руководстве города являются люди, понимающие значимость подлинной культуры и способствующие её продвижению, то можно быть уверенным в том, что впереди у Ярославля замечательное будущее!»
Я успела немного осмотреть и сам Ярославль: сохранившиеся храмы, которые писал Н.К. Рерих, набережную Волги. Мы уже подъезжали к дому, когда у Л.А. Филипповой зазвонил телефон: «Не могли бы Вы сейчас прийти в библиотеку? — звонят из школы, хотят привести класс». Людмила Алексеевна вынуждена была отказать — через два часа уходил мой поезд, и надо было торопиться на вокзал. Это был один из немногих её отказов.
Ярославль. Церковь Рождества Христова. 1635 – 1644