Пусть каждый научится радостной отдаче, только в таком давании рождается истинная радость. Надземное, 477 |
1. Во время сна мы получаем энергию. Почему иногда человек, просыпаясь, чувствует себя как бы разбитым и не наполненным энергией?
Это очень индивидуально. С какими мыслями он лёг спать? С какими устремлениями? В какие сферы он попадает? От этого зависит очень многое — его состояние, его энергии. И каждый должен сам себе дать отчёт, с чем и как он отходил ко сну, что было перед этим. Конечно, предлагается отходить ко сну с молитвой к Высшему и устремлением туда, и тогда сон может быть и очень укрепляющим, и плодотворным, и озаряющим человека. Так что подготовка к сну — это очень серьёзный вопрос, и нельзя просто от усталости « бухнуться» в постель и заснуть. Тут желательна мысленная подготовка и устремление. Хорошо на ночь читать Учение, так же как и рано утром при просыпании, и с этими мыслями засыпать.
2. Как поступить, если от занятий в группе чувствуется тягость, ухудшение здоровья?
Ходите туда, где вам хорошо, к тем, с кем ощущаете созвучие, и не ходите туда, где нет созвучия.
3. В Учении Живой Этики сказано, что космический сор будет сметён с земли. Перемещается ли он на более низкие планеты, за пределы Солнечной системы, или переработка произойдёт в восьмой сфере?
Если б об этом знать точно, я бы сказала, но подробно нам об этом не сообщали; а главное, конечно, не в том, каким способом этот мусор будет удалён, а в том, что он будет удалён из сфер, подлежащих эволюции. Тот, кто не пригоден для эволюции, будет уничтожен, но каким образом — насколько я помню, не указано. Главное — самим не попасть в это число, которое будет сметено, — вот о чём наша забота.
4. Почему один из ангелов возгордился? Что послужило этому причиной?
В Письмах Елены Ивановны Рерих рассказывается о падшем ангеле и причинах его падения. Причиной падения была гордость. Когда он увидел ничтожество людей, по сравнению с собой, и не захотел работать и помогать им подниматься, — эта гордость его низвела, то есть он уже не мог больше сотрудничать с Иерархией Света. Он отказался от сотрудничества, и это решило его судьбу. Иерархия Света объединена между собой, а он не захотел этого.
5. Как избавиться от сомнения, неуверенности, самоедства? С чего начать?
Всё зависит от той ступени, на которой находится данный человек. Ведь есть разные ступени сознания.
Сомнение. В чём сомнение? Прежде чем ответить на вопрос, надо знать, в чём человек сомневается: в себе ли он сомневается, или в Учении, или в Учителе, или ещё в чём-то. Как можно посоветовать избавиться, когда мы не знаем, собственно говоря, от чего?
Неуверенность. В чём неуверенность? В себе, вероятно? Если в себе, то надо подкрепляться изучением Учения. Это та мерка, которая укажет, правильно мы поступаем или нет, сомневаться нам в своих поступках и мыслях или не сомневаться, правы мы или нет. Тогда сомнения в себе, может, и не будет.
Самоедство — когда человек сам себя грызёт за свои недостатки? Прежде всего, надо думать не только о своих недостатках, но и о том, как их изжить и что это можно преобороть, о том, что всё это не смертельно; смотреть на других, что и они не святые и всё-таки тоже как-то борются и живут. Утешаться тем, что все мы с какими-то недостатками, и не грызть себя день и ночь. Самоедство — это значит просто заниматься собой. Вместо этого лучше заняться чем-то другим, хотя бы изучением книг Живой Этики или Записей Бориса Николаевича Абрамова.
6. В «Гранях Агни Йоги» (10.12.1960) сказано: «Когда одарённое сознание тянется к вину или другим видам забвения, значит, оно перегружено. Много талантливых людей погибает, не будучи в силах выдержать напряжения шершавых условий земных». Почему перегруженное сознание тянется к подобным видам забвения?
Во-первых, не всегда и не всякое перегруженное сознание тянется к этому. А потом, просто не могут найти другого способа облегчить своё состояние и поэтому тянутся к наиболее примитивным способам, типа вина, курения, наркотиков, когда не знают, как быть и как по-другому себе облегчить жизнь. Потому что проще всего — сделать себе укол, или выпить, или ещё что-нибудь. Только по недоразвитости сознания, по слабости.
7. Что такое сознание? Можно ли сказать, что «со-знание» — это часть высшего знания?
Но ведь сознание не всегда бывает высокое. Совсем необязательно, что «со-знание» — из Высшего мира. Это зависит от того уровня, на котором находится человек и его сознание.
Это сочетание каких-то черт и особенностей на данное воплощение, ведь в каждом воплощении мы неодинаковые. Как говорил Будда, в следующем воплощении человек уже не тот, но он и не другой. То есть он не тот в сочетании сканд, черт характера, каких-то особенностей, — но он и не другой. Он та же индивидуальность, но в другом выражении, в другом сочетании.
8. Один из выдающихся физиологов говорил, что человек — это существо, которое само себе удивляется.
Человек себя сознаёт, удивляется себе, или ужасается, или радуется. У животных ведь нет самосознания, у них только инстинкт. Собака кусается, но не понимает, что делает дурно, она не сознаёт этого, не осуждает себя, это инстинкт. У животных самосознания нет, поэтому у них и кармы нет такой, как у нас; с них не спросится, если они кого-то растерзали или что-то сделали незаконное, — собака, волк или какое-то другое животное. Они действуют рефлекторно, инстинктом. И только человек несёт ответственность за всё, что делает; он создаёт карму, то есть следствие порождённых им причин, это совсем уже другая ступень. У Ницше три градации: обезьяна, человек и сверхчеловек. Он говорит: «Что такое обезьяна по сравнению с человеком? Насмешка и мучительный стыд. То же самое человек по сравнению со сверхчеловеком, это насмешка и мучительный позор». Вот какая колоссальная разница в этих трёх градациях. По сравнению со сверхчеловеком мы всё равно что обезьяна по сравнению с нами.
9. В Евангелии сказано: «Вначале было Слово, и Слово было Бог». Как вы понимаете это — буквально или отвлечённо?
Евангелие от Иоанна начинается словами: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Как понимать Слово? — как мысль, как её выражение, иначе как бы мы могли постичь то, что даётся в Евангелии?
В стихотворении Гумилёва («Слово») вначале описывается значение подлинного слова — не мёртвого, а живого, которым всё созидалось; а потом, когда слова стали мёртвыми, лишёнными смысла и сердца, — тогда они оказались «как пчёлы в улье опустелом».
Николай ГУМИЛЁВ
СЛОВО
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орёл не взмахивал крылами,
Звёзды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передаёт.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это — Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчёлы в улье опустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова.