Мысль есть здоровье, обновление, обмен веществ, так поймем спасительность мысли. Мир Огненный, ч.1, 646 |
Протяжённость духа с трудом ощущается в теле. Тело физическое по природе своей ограничено, и земное сознание тесно связывает своё «я» с этой ограниченной оболочкой, и, таким образом, создаётся иллюзия обособленности. Но по мере роста духовного сознания растёт и чувство протяжённости, или неограниченности в пространстве замкнутой оболочкой. Протяжённость не имеет границ, она касается всех сфер и миров, и весь вопрос в том, какие из этих областей дух в состоянии ощутить. Допущение своей неограниченности, вопреки всякой очевидности, уже приближает сознание к четвёртому измерению — к протяжённости. Очень трудна передача духовного опыта личному сознанию, и только непрестанные усилия в этом направлении, постепенно делающие его прозрачным, дают возможность пробиться лучу духовного сознания и передать человеку его опыт вездесущности.
Когда человек осознал протяжённость своей духовной сущности, его начинает касаться всё, что происходит в Космосе, ибо дух во всём, и всё в нём, и не может он оставаться равнодушным к тому, что происходит в его сфере. Так становится человек сознательным участником Жизни Космоса и активно работает над эволюцией его. Человек, говорящий «меня не касается то или другое», — не приобщился ещё к духу своему и к сотрудничеству ещё непригоден. Сотрудничество невозможно без осознания своей протяжённости. Ощущая себя во всём, человек начинает заботиться обо всём, как о себе самом. Так приходит чувство ответственности, которое не может возникнуть при воображаемой отделённости от окружающего мира. Ответственность делает человека сотрудником Космоса и благодетелем человечества. Он не сможет творить зло, ощущая себя во всём. Иначе как полюбить ближнего «как самого себя». Без этого опыта все заветы останутся отвлечённой моралью, чем они и являются для большинства.
Как приходит это ощущение протяжённости? По мере разрежения плотных оболочек и усиления роста духовной сущности. Плотные оболочки разрежаются как страданиями и болезнями тела, так и огненным личным устремлением. Кроме того, иногда даётся проблеск такого чувства, чтобы человек, раз ощутив его, уцепился за него и мог добиться его повторения. Легче получить нечто, уже раз ощущённое. Потому такие духовные прозрения надо фиксировать и запоминать. Повторение их зависит от воли человека.