Старый и новый мир отличаются в сознании, но не во внешних признаках. Знаки Агни Йоги, 55 |
На открывшейся в Москве выставке произведений Н.К.Рериха представлены все этапы его творческой жизни.
От раннего, но постоянно живущего в нём углублённого интереса к древнерусскому искусству (последняя статья на эту тему, озаглавленная «Русская слава», помечена 1939 годом) Николай Константинович рано подошёл к Востоку. Его особенно привлекали проблемы культурных связей, существовавших между Древней Русью и странами Востока, как Ближнего, так и Дальнего. Его привлекает кочевой мир наших южных степей, обогативший нашу историю не только воинской славой, но явившийся проводником культурных влияний, шедших из далёкой Индии и Китая.
В 1904 году он пишет поэму «Чингисхан», посвящённую прошлому Монголии. В 1911 и 1912 годах он обсуждает вместе с Василием Васильевичем Голубевым планы научных и археологических исследований в Индии. Ряд полотен 1915 и 1916 годов посвящён индийским сюжетам. Богатый, чрезвычайно красочный культурный мир Древней Индии захватывает его. Николай Константинович участвует в построении буддийской вихары в Петербурге, построение которой создало нам многочисленных друзей в странах буддийского Востока. Индия, Тибет входят в его творческую жизнь.
И вот в 1923 году Николай Константинович направляется в длительную экспедицию в Индию и Центральную Азию. В течение пяти лет он совершает небывалое по пройденному пространству путешествие по Средней Азии: Кашмир, Ладакх, Каракорум, Хинган, пески Такла-Макан, Джунгария, Монголия, Западный Китай, Кукунор, Тибет. Последние этапы этого путешествия через Тибетское нагорье сопровождались большими трудностями и лишениями. Несколько участников экспедиции погибло, погибли почти все караванные животные.
Из этого длительного путешествия Николай Константинович возвращается с многочисленными работами: до пятисот полотен видов Тибета, Монголии, Гималаев ныне украшают стены музеев. К этому периоду относится серия полотен «Твердыни Тибета», запечатлевших замечательные архитектурные ансамбли тибетских монастырей и городов. Во всём своём величии встают перед нами горные хребты Гималаев. С этого времени Гималаи — Обитель снегов — всё более и более приковывают к себе взор Николая Константиновича. Последние десятилетия его жизни уже неразрывно связаны с Гималаями, что особенно роднит его с народами Индии, видевшими в нём своего друга, который сумел так близко подойти к их чаяниям и устремлениям.
Этот период его творчества отличается особой красочностью. Николай Константинович верил в живую силу красок, и, быть может, никто так не знал соотношение и гармонию тонов. Художественные критики отмечали его особенное умение передавать свет. Его синтез и упрощение форм были результатом его понимания сущности передаваемого.
Работы индийского периода его творческой жизни хорошо представлены в музеях Индии и в музее его имени в Нью-Йорке. В настоящее время советский зритель может видеть картины этого периода у себя на родине, в Советском Союзе.
За своё пребывание в Индии и на Востоке Николай Константинович проделал громадную работу, трудясь не только в области живописи, но и как учёный. В 1929 году им был основан Институт гималайских исследований, в программу которого входило всестороннее изучение гималайской горной области. Институт организовывал научные экспедиции в Западный Тибет и собрал богатые коллекции. Специальные работы проводились по изучению народной медицины Индии и Тибета. В настоящее время в доме, где жил и творил Николай Константинович, будет открыт дом-музей — памятник индо-русскому сотрудничеству на культурной ниве.
Являясь поборником мира, мирного труда, Николай Константинович явился основоположником особого Пакта охраны культурных ценностей во время войны. В связи с пропагандой идеи такого Пакта было проведено несколько международных конференций, и в 1935 году Пакт был подписан в Вашингтоне покойным президентом Рузвельтом. В 1954 году Пакт, в несколько более развёрнутом виде, был подписан странами — участниками Организации Объединённых Наций и в 1956 году ратифицирован в Париже Советским Союзом.
Мысль о родине, о далёком Севере, не покидала его до самого конца его жизни. Он необычайно тяжело переживал разрушение Новгорода и других памятников нашей культурной славы. В годы небывалого ратного напряжения он вновь возвращается к русским темам: «Спас Нередица», «Поход Игоря», «Настасья Микулична», «Борис и Глеб». Многие из этих полотен представлены в настоящее время на выставке.
Смерть унесла его в декабре 1947 года среди приготовлений к возвращению на Родину.
* Выступление на радио в 1958 году.