Добрый человек тот, кто творит добро. Сотворение добра есть улучшение будущего. Мир Огненный, ч.2, 286 |
Величие и высота духа измеряется тем расстоянием, которое лежит между тем, что собою представляет человек в данный момент, и тем идеалом, к которому он устремлён. Говорится о настоящем устремлении. Значит, чем выше недосягаемое, ярче и величественнее идеал, тем выше и устремлённый к нему человек. Так ли это? Проверим. Пусть это расстояние равно нулю, то есть человек есть таков, каков он есть, и лучше не будет и не может быть, так как ни к чему не устремлён. Значит — полная остановка. Застой. Смерть. Духовная смерть. Конец. А может быть и хуже, ибо не идущий вверх идёт вниз. Так можно устремиться выше высокого и дальше далёкого. Якорь можно далеко забрасывать: ценны эти якоря дальнего плавания. Высотой устремления очертим границы возможностей. Идём в будущее, не ничтожному, не малому свидетелями станете. Так на великих путях и меры приложим великие.
Ну а как же быть со своими недостатками и слабостями, как быть с немощью своей? Как примирить величие и красоту поставленного идеала будущего нашего «я», к которому мы стремимся, со всем жалким ничтожеством нашего настоящего существа? И не покажется ли нам несбыточной мечтой цель нашего устремления, когда как будто и связи-то никакой нет между идеалом и действительностью.
Но что такое действительность? Неужели это маленькое, жалкое, ничтожное существо, порой трусливое и беспомощное, порой наглое и злое, эгоистичное, корыстолюбивое и тщеславное, безотрадное и внешне и внутренне, и есть наше истинное «я»? Но ведь сказано: «вы — боги», но ведь сказано: «человек создан по образу и подобию Божию». Что же тогда такое это жалкое и неубедительное существо, которое является по отношению к поставленному идеалу «насмешкой или мучительным стыдом». Как назвать его? Какое имя дать ему, чтобы знать, с кем бороться, и какое место отвести ему? Имя ему «самость», и существо это не есть истинный человек, но его заклятый, страшный и единственный враг. Враг этот создавался тысячелетиями наших жизней, он взращивался нашими страстями и питался нашими низкими помыслами и действиями: поистине, много энергии вложили мы, чтобы вырастить и укрепить его до всей настоящей неприглядности. И вот теперь он стоит на пути к нашему идеалу и кривляется и уверяет нас, что он и есть наше истинное «я» и что нет и не может быть никакого моста от него к тому, к чему мы стремимся.
Но мы знаем, что это ложь, и что этот самый наш враг есть также порождение лжи, и что «отвергнуться от себя» — значит отвергнуться от нашего врага, и что «распять себя» — значит распять свою самость, и что это вовсе не есть какая-то жертва, но единственный путь к нашему идеалу, путь к счастью. Враг свиреп и беспощаден, и борьба идёт не на жизнь, а на смерть; здесь не может быть ни примирения, ни компромисса.
Во имя нашей истинной сущности, которая есть «выражение Высших Сил», которая есть «высшее проявление Космоса», «прообраз Создателя при всей Беспредельности», мы идём на уничтожение нашего врага, порождения нашей самости и невежества. Он нам не нужен на пути к Свету.