Мысли на каждый день

Когда идут за грибами, не ищут орехов – так нужно знать каждый час самое нужное.

Мир Огненный, ч.1, 413

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов
«ПОХОД ИГОРЯ»

Автор: Сереброва Ирина  



Теги статьи:  Рерих и Древняя Русь, картины Рериха, работа с детьми

Во время Второй мировой войны Николай Константинович Рерих трудится над созданием ряда картин, которые можно объединить в героическую серию: «Александр Невский» (1940), «Богатыри проснулись» (1940), «Ковка меча» (1941), «Победа» (1942), «Настасья Микулична» (1943). В 1942 году он написал картину «Поход Игоря».

Почему художник обратился к этой теме в поистине роковое для своей родины время? Ведь поход, как повествует «Слово о полку Игореве», памятник литературы Древней Руси, завершился поражением русских войск.

Историческая справка.В XII веке Киевская Русь пребывала в состоянии раздробленности, чему способствовали междоусобные братоубийственные войны. Небольшие княжества, набравшие силу, зачастую стремились к самостоятельности. Черниговская и Новгород-Северская земли, как и все русские княжества, делились на множество уделов, в которых «сидели» молодые князья. Таким же удельным властителем был князь Игорь, родившийся около 1150 года.
В 1178 году, став самостоятельным правителем, он начал княжить в Новгороде-Северском.

Ранней весной 1185 года половецкий хан Кончак выступил в поход на Русь. Вышедшие против него киевские князья нанесли поражение половцам и взяли богатую добычу. Узнав о победах киевлян, князь Игорь, как говорят летописи, воскликнул: «А мы что же, не князья, что ли?! Пойдём в поход и себе тоже славы добудем!» — и двинулся на половцев.

1 мая 1185 года, когда Игорь с войском находился у истоков Малого Донца, произошло солнечное затмение. Увидев в нём дурное предзнаменование, воины зароптали. Но Игорь сказал: «Если мы вернёмся не бившись, то позор нам будет пуще смерти. Так положимся на волю Божью!»

Первое столкновение с неприятелем произошло 10 мая. Половцы бежали. Игорь с войском заночевал в степи, а на заре его стан был окружён половцами. Два дня продолжалось жестокое сражение. Русичи бились храбро, но силы были неравными. Игорь был пленён, а дружина разбита. Половцы вновь двинулись на Русь. Они жгли и разоряли Русскую землю, уводили людей в плен. С большим трудом удалось их вы­дворить в степь.

* * *

Н.К.Рерих глубоко и серьёзно изучал историю. При этом его очень интересовало далёкое прошлое России. Конечно же, этот интерес нашёл своё отражение в его художественном творчестве. Но Н.К.Рериха нельзя рассматривать как иллюстратора тех или иных исторических событий. Это художник, который умел глубоко осмысливать явления жизни и в своём творчестве поднимать их до высоких символов. Его картины охватывают многие аспекты бытия. Они глубоки по своему содержанию и устремлены в грядущее. Опираясь на реальные сюжеты прошлого, Рерих помогает нам заглянуть в будущее.

Говоря о картинах, написанных Рерихом в годы Второй мировой войны, Павел Фёдорович Беликов отмечал: «Достаточно взглянуть на даты их написания, чтобы понять, о чём и что думал художник, переживая в далёких горах участь своего народа. В них нет ни показного патриотизма, ни сусально-пряничной славянской вязи. Душевной болью и ликующим торжеством победы горят их краски. Рерих видит, что судьба его Родины вершит мировые судьбы, видит необходимость общности путей великих народов Востока и очень хорошо знает, что патриотизм — это не монополия только русского сердца. Поэтому открываются ему и чужие сердца. И он находит в них те струны, звуками которых одинаково вдохновляются все народы мира»1.

Рассмотрим картину Н.К.Рериха «Поход Игоря». Мы видим очень необычное сочетание красок. Диск солнца закрыт луной, но потемнела только самая верх­няя часть неба, она представлена насыщенным синим цветом, видны также потемневшие башни города, из которого вышла дружина князя. Но бо'льшая часть неба залита золотым солнечным светом. Огненно пламенеют щиты воинов. Этот яркий аккорд цветов производит радостное впечатление.

П.Ф.Беликов в своём описании картины отметил: «Луна бессильна погасить солнечный свет. Она может только заслонить его от земли. Сочетание жёлтого, синего и красного цветов создаёт изумительный эффект. Показать затмение в сиянии золотого фона вряд ли кто-либо, кроме Рериха, решился. Но этот эффект вызван не доведённым до виртуозности мастерством. Он продиктован необходимостью раскрытия замысла художника.

Пробил час испытания родного народа. Над Родиной нависла грозная тень врага. Рерих пишет в своих дневниках: ''Знаем, что гибельная беда не коснётся народа русского. Знаем, знаем! Но болит сердце в ожидании волн''»2.

В чём же заключается замысел художника? Н.К.Рерих как бы подводит нас к мысли, что всякому затмению бывает конец, что затмение — временное явление, Свет восторжествует всё равно, «и маленький тёмный кружок, затемнивший знамёна, бессилен за­тмить ту великую цель, во имя которой они подняты»3.

За год до начала Великой Отечественной войны Николай Константинович писал: «Лежит передо мною ''Слово о полку Игоревом'', отлично украшенное палеховским мастером. Само ''Слово'' как бы горестное, но оно лишь напоминает, как из беды встанет народ и неустанно начнёт строение. Великому народу русскому ничто не страшно. Всё победит — и лёд, и жару, и глад, и грозу. И будет строить на диво»4.

Какие бы тёмные знаки ни угрожали, как бы ни наступала тьма — всё равно Свет восторжествует и за поражением придёт победа, в которую Рерих свято верил. И многовековая история нашей родины подтверждает это. В разгар войны Рерих пишет: «Каждое всенародное испытание вливало новые, неисчерпаемые силы в русские сердца. После бури ещё приветливей светило солнце. Горя много, но ''горе преходяще, а радость нетленна''»5.

Поход князя Игоря закончился поражением, ведь он выступил один, без поддержки русских князей. Для победы же необходимо единение сил доброй воли, — вероятно, в этом и заключается основная идея картины Рериха.

В 1941 и 1942 годах Красная Армия отступала вплоть до Сталинграда. Но уже в феврале 1943 года Рерих пишет: «Не найдётся более безумца, который бы дерзнул ополчиться на Русскую Землю, на союзную семью народов, дружно слившихся на священной, единой целине. (...) Рождаются новые силы. Крепнет сотрудничество. (...) Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: ''Москва устоит!'' ''Ленинград устоит!'' ''Сталинград устоит!'' Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!»6

Картина Рериха «Поход Игоря» укрепляет нас в вере в то, что наступит момент — и тьма уйдёт, воссияет свет Правды, народ русский воспрянет духом, ибо его победа суждена.

В книге «Надземное» сказано: «Не забудем, что тьма может покрыть даже очень светлые огни, но солнце заходит, лишь чтобы взойти. Так каждое космическое явление даёт понятие о человеческом труде. Не нужно помыслить, что конец настанет, ибо нет конца; радость порождается из беспредельности»7.


1 П.Ф.Беликов. Непрерывное Восхождение. Т. 1. М., 2001. С. 257.

2 Там же. С. 263.

3 Там же.

4 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 335.

5 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 92.

6 Там же.

7 Надземное. 454.

По материалам педагогической секции подготовила И.Сереброва

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов