Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально


Подписаться
Другие сайты СибРО


 

ГЕРОИКА АЛТАЯ

Автор: Маточкин Е.П.



Когда поёт кайчи — исполнитель алтайского героического эпоса, — кажется, весь мир затихает. И люди, и природа внимают величественным ритмам горлового кая. Озёра успокаивают свои воды, горы ещё выше вздымаются к небесам, фантастические очертания принимают облака и из-за них появляется славный богатырь на коне. Так изображено на детском рисунке; так по традиции считается, что то, о чём поётся в сказании, уже было когда-то и будет всякий раз, когда кайчи, а вместе с ним и слушатели представляют в мыслях деяния и подвиги героев. В то верит душа алтайца, и потому, наверное, любимые образы богатырей так легко и зримо воплощаются в изобразительном творчестве, особенно детском.

В этом можно было убедиться на выставке, состоявшейся в небольшом селении Балыктыюль Улаган­ского района Республики Алтай. И хотя эти места далёкие, но они известны достаточно широко. Именно здесь были раскопаны знаменитые пазырыкские курганы, поразившие мир блистательными образцами искусства, выполненными в скифо-сибирском зверином стиле. Однако гордостью жителей Улаган­ского района являются не только древние захоронения, но и их земляк — выдающийся кайчи Алексей Григорьевич Калкин, алтайский Гомер.

На Алтае Калкина знали все. Отовсюду к нему приезжали люди со своими заботами и печалями. Они верили, что он способен проникать в такие сферы, которые недоступны простому смертному. Его спрашивали, как понять прошлое и что ждать в будущем. Его авторитет был непререкаем. И когда случалась всеобщая беда, шли к нему. Так было, когда горела тайга. И он нашёл тот заветный камень, с помощью которого, по поверьям алтайцев, можно вы­звать дождь и остановить огонь. Это был своего рода языческий святой, представление о котором давно уже исчезло в современной западной культуре.

В репертуаре Калкина, обладавшего феноменальной памятью, было более 30 героических сказаний, множество сказок, мифов, легенд, преданий, рассказов и песен. От него записаны многие эпические произведения: «Маадай-Кара», «Алтай-Буучай», «Очи-Бала» и другие. И то, что издано со слов Калкина, стало неотъемлемой частью национального достояния. Если для нас, русских, былины отошли в ранг ушедшего предания, то здесь, на Алтае, героический эпос — это основа современной духовной культуры. Вот почему рисунки алтайских детей о богатырях полны свежей, неиссякаемой силы и огненного пафоса.

Более того, как раз в Балыктыюле родился и вырос замечательный график и живописец, заслуженный художник России Игнат Иванович Ортонулов. Его иллюстрации к алтайскому героическому эпосу, создававшиеся подчас по совету Калкина, стали своего рода классикой. Все дети знают эти убедительные образы и стараются в чём-то следовать их высокому настрою.

Могучим, до небес предстаёт в сознании алтайцев богатырь Алтай-Буучай, кем, как повествуется в эпосе, «поставлена луна озарять Алтай безлунный, кем и солнце зажжено на бессолнечном Алтае». Герой эпического сказания был предательски убит, а затем воскрешён дочерью Небесного Владыки с помощью девятигранного чёрного камня.

Алтай-Буучай — воплощение силы и красоты, а всё красивое в детских рисунках украшается орнаментом. Узоры его богатырских доспехов богато разнообразные: от самых древних, идущих с эпохи камня, в виде заштрихованных треугольников, и до тех, что и сегодня выводят на своих изделиях алтайские ковроделы.

Над головой Алтай-Буучая нарисовано зооморфное облачное образование — это «конь-огонь в дар батыру небом данный». Конь богатыря в алтайском героическом эпосе нередко спасает своего хозяина в самых трудных ситуациях и потому, согласно современным представлениям психоанализа, воплощает архетипический образ духа. Без него немыслим восточный богатырь. Так и в этом рисунке «со дна высокого неба конь молнией сверкнул».

Пятиклассница Топчина Наташа изобразила красного коня, несущего на себе богатыря. Его хвост и грива — как огонь, как пламя. Его сбруя украшена орнаментом в виде ряда запятых. Такими же запятыми наделяли крупы животных в пазырыкских курганах ещё скифские мастера. Конь летит над всем Алтаем. В героическом эпосе так описывается этот полёт:

…Драгоценный конь,
Как пылающий огонь, показался,
Глубокие и широкие реки,
Хвостом их не коснувшись, конь перескакивал,
Низкие-низкие горы,
Копытами их не задевая, конь перепрыгивал.

Особое место в пантеоне алтайских героев принадлежит деве-богатырке Очи-Бала. С её обликом не может сравниться ничто земное, только надземная красота способна передать её черты:

Очи-Бала, сама драгоценная,
Как утренняя звезда, сияла.
Лицо её — круглая луна,
Щёки её — как радуги,
Видящие глаза — синие звёзды,
Сама милая, будто вся из золота, дева-богатырка.

Её образ на рисунке вторит поэтике сказания, он поистине монументален и в то же время живой, эмоционально-наполненный. Дети верят в героику. Для них и сейчас возможен подвиг, который совершила Очи-Бала:

Дева-богатырка мощью своей
Землю-алтай свой от скверны очистила.

Пожалуй, самый известный на Алтае сказочный богатырь — Сартакпай. Это он, согласно легенде, проложил среди гор русла водным потокам: «День и ночь слышал Сартакпай плач зажатых камнями алтайских рек. Бросаясь с камня на камень, они рвались в клочья. Дробились в ручьи, натыкаясь на горы. Надое­ло Сартакпаю видеть слёзы алтайских рек, надоело слушать их неумолчный стон. И задумал он дать дорогу алтайским водам в Ледовитый океан».

В детских рисунках Сартакпай — исполинский герой, руками раздвигающий утёсы и дробящий каменные преграды. В ярких красках, в контрастах цвета, полной динамизма композиции решена иконография Сартакпая на рисунке Чугуловой Анны.

В наши дни, когда во многих душах царит смятение и дух поникает в безверии, на Алтае живут прекрасные героические образы. Они для растущего сознания — замечательный пример высокой нравственности и подвига. Здесь чтут мудрые слова, принадлежащие народному герою Сартакпаю: «Когда творишь великое дело, сон не посмеет прийти».

От гор — возносящие сказания.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Вести с Алтая

Статьи по теме, смотреть список


Новости по теме, смотреть список



 

 

 
Мысли на каждый день

Опытные люди просят об испытаниях, иначе на чем утвердить силу нашу?

Мир Огненный, ч.1, 634
Книги - почтой

Община. Из серии книг Живой Этики (Агни Йоги)



Неслучайно-случайная
статья для Вас: