Каждое Учение Света есть, прежде всего, развитие человечности. Мир Огненный, ч.1, § 75 |
4 октября 1967 г.
«За деревьями легко не увидеть леса, также и за отрицательными сторонами характера человека легко не увидеть положительных. И это очень печально. Бриллиант, даже облепленный грязью, всё же является драгоценным камнем. А грязь можно отмыть. С этою мерою и следует подходить к людям. Сокровище может быть засыпано сором и шлаками. Очищенный заблестит. Ищите хорошее в людях. На поиски хорошего многие отзываются. И лучше думать о том, что есть хорошего в каждом, чем о плохом. Но это не значит умиляться масками. Видеть и знать и не осуждать, но поддержать всё хорошее, что есть в человеке, будет решением правильным».
«В школе жизни каждый день даются новые уроки и новые задачи, если старые выполнены. Выполнение старых даёт право на новые. Осознание себя учеником в школе жизни усиленно продвигает сознание по избранному направлению».
«Еслине научиться здесь преодолевать противодействия и сопротивления среды, то как же будем преодолевать их там, где всё обостряется и усугубляется до крайности и где победа над ними является обязательством.
Поистине, не можете пожаловаться, что школа жизни плоха и не даёт достаточно материала для изучения, освоения и опыта. Неразумный будет огорчаться, сетовать и являть недовольство. Но мудрый порадуется тому, что ускоряются возможности его продвижения именно благодаря этим отягощениям. Но тот, кто научился радоваться тяжким урокам жизни, действительно может считаться её победителем.
Когда сознание замолкает, надо спокойно переждать. Причин может быть много, помимо личных переживаний.
Способность постоянного памятования о вещах наинужнейших вырабатывается опытом жизни, опытом тяжким и трудным, полным отягощений, огорчений и страданий.
Повинную голову и меч не сечёт. Осознанная ошибка теряет свою вредоносность. Всё хорошо будет, надо лишь силы найти переждать... То, что невозможно достигнуть сейчас, достижимо во времени. Мысль о достижении, принятая прочно в сознание, приведёт в конечном результате к цели. Пусть невозможно желаемое, но невозможное в спирали времени становится завоеванием. Мысль приводит к желанной цели».
20 ноября 1967 г.
«Некоторые спрашивают себя, почему не достигли они того, чего так сильно хотели, и почему ощущения близости не так часты и ярки, как бы желали они. Ответ прост: груз неполезный за плечами мешает. И рады бы приблизить, да подняться невозможно с поклажей тяжёлой. Не лучше ли её оставить внизу, а вместе с нею и всё, что не нужно. Знаете, что лучше, и всё же, зная, хотите и выше подняться, и груз неполезный за собою тащить, то есть хотите совместить несовместимое. Не пора ли с половинчатостью покончить? Если одной рукой строить, а другой разрушать построенное, что же получится? Сизифы, катящие камни всё снова и снова на гору, не пора ли одуматься?»
«Идёт князь мира сего и во Мне не имеет ничего», то есть реакции, им яро желаемой, не вызывает. Это уже идеал. И тем не менее, это условие не мешало чувствовать человека, каков он есть в действительности. Вот где-то между полюсами чувствознания и полной невосприимчивости находится сознание каждого человека. ...Основа безошибочности чувствознания — способность самоотречения. Ведь даже услышать и понять, что говорит собеседник, невозможно, не выключив своё, свои мысли и ощущения. ...Думая хорошо о людях, их возвышаем, и наоборот. Но это не даёт права сваливать свою хорошесть, а главное плохость на других, чтобы не уподобиться базарной кукле, дёргаемой верёвочками со стороны. ...Никакие слова не сделают того, что человек должен сделать сам и в порядке следования за своим собственным и свободным импульсом. Влияние со стороны будет всегда слабее и не таким длительным и эффективным. Сам, сам, сам, и своими ногами.
Сам по себе анализ некоторых своих ощущений очень интересен, но требует постоянного внимания и заботливости, ибо много ощущений проходит мимо сознания из-за небрежения к ним. Это не есть самокопание и самоедство, но изучение своих возможностей. Особенно всегда характерно первое впечатление, если его не упустить и вовремя его отметить. Но часто оно упускается, и дальше уже легко ошибиться. На всё человек смотрит через стёкла своих предубеждений, настроения, состояния нервов и здоровья и т.д. Но учиться всё же можно везде и всегда».
27 декабря 1967 г.
Осознание возможности поработать на общую пользу даст силы и право на Помощь. Именно важно сознание, что не для себя. Так многое зависит от сердечного и живого отношения к проблемам этики и морали, и именно живое отношение зажигает мысли других и вдохновляет. Ценность — именно в убеждённости и горении сердца.
«Лохмотья лживой обычности, даже при осознании их, с великим трудом поддаются сожжению, так как весьма огнестойки и упорны в своей психической живучести. Но падать духом не будем, ибо человек их переживает, в то время как лживая очевидность весьма непостоянна в своём выражении и всё время несётся мимо сознания подобно потоку. Её так же невозможно остановить, как и время. И потому привязывать сознание к ней не следует. Мысль, основная мысль, направленная на то, что является самым важным. Всё же остальное — постольку, поскольку необходимо... Сознание раздвигает границы возможностей и прокладывает трассы к будущим достижениям. Следовательно, прежде всего, желаемое явление принимается в сознание и утверждается в нём, и затем возжигается устремление к достижению, причём целесообразность действий и мыслей в соответствии с намеченным достижением становится правилом жизни. Так достигается цель, какой бы далёкой или трудной она ни была. Этим путём к намеченной цели идущий дойдёт».
9 апреля 1968 г.
Чем твёрже и упорнее устремление, тем сильнее противодействия окружающей среды. По силе противодействия можно судить о силе устремления. Можно ли удивляться, что столько попыток как-то нарушить это движение. Они лишь свидетельством служат твёрдости решения идти, несмотря ни на что. Каждому такому свидетельству можно порадоваться, ведь это вехи пути и доказательство тому, что избран он правильно.
17 мая 1968 г.
Сознание воспринимает в том ключе, на котором настроено. Дневное звучание не может не отражаться на этой настроенности. Следовательно, в течение дня приходится внимательно следить за тем, что поступает в сознание извне и на чём позволяет человек себе сосредоточиваться и что переживать. Никчёмные, сторонние и отвлекающие мысли тоже мешают.
Можно всё-таки чаще думать о том, что как бы сильно окружающее ни занимало сознание и каким бы значительным ни казалось, придёт час и всё это останется позади; всё, что ныне столь яро заполняет чувства и мысли. А потому не следует уделять ему больше переживаний, чем это действительно необходимо, памятуя постоянно, что «даже и это пройдёт».
Хорошо и легко устремляться, когда всё хорошо, тихо и спокойно вокруг. Но устремляться при скрежете внешних условий будет уже достижением. Немалая воля требуется для такого преодоления своего характера. Но научиться такому преодолению необходимо для будущего.
29 июня 1968 г.
Всё, что нас окружает и действует на нас, часто весьма отягощающе, всё, что захватывает так властно сознание и заставляет погружаться в происходящее с нами, само по себе, как таковое, лишено смысла и значения, а ценно и нужно ровно постольку, поскольку учит чему-то и даёт опыт и обогащает сознание. Если это понять и увидеть, что дело совсем не в приятности или неприятности вещей, в их лёгкости или трудности, в их кажущейся внешней значимости, а только лишь в том, чему они нас учат, если это, повторяю, понять, то и отношение к ним совершенно изменится и исчезнет их власть над сознанием. Оценка их станет другой. И тогда окажется, что вещи приятные могут оказаться совершенно бесполезными, а отягощающие — наоборот, яро учащими чему-то и дающими необходимый опыт на будущее, далёкое и близкое. Тогда даже можно будет понять непонятное выражение «чем хуже, тем лучше». Вместо того чтобы расстраиваться тем, что так часто отягощает, не лучше ли помыслить о том, а что оно даёт и чему учит. Настоящее овладевает сознанием тогда, когда полагают, что оно имеет значение самодовлеющее, а не как очередной, проходимый урок, целеустремлённо и мудро учащий тому, что необходимо усвоить. Тогда отношение к явлениям вокруг может измениться в корне и силы найдутся спокойно пройти через то, что даёт жизнь. Жизнь — это лучшая школа, если понимание не закрылось облаком пыли текущего дня.
Хорош совет, приложенный к жизни, иначе он ни к чему.
28 июля 1968 г.
«Постоянное памятование о наинужнейшем двигает неукротимо. Столько приманок расставлено повсюду, чтобы отвлечь внимание, чтобы ослабить устремление, чтобы наполнять сознание сутолокой текущего дня. Как заботливо, как упорно разжигается интерес к вещам преходящим. Всё делается для того, чтобы наинужнейшее заменить поверхностным содержанием, а далёкую, прекрасную цель — делами лично-житейскими, которые как мыльные пузыри надуваются кажущейся значимостью. Но важность и значимость не в них, но в наинужнейшем и в развитии сознания и его прогрессе. Ради этого и живём, ибо жизнь без наинужнейшего становится лишённой своего основного смысла».