Нужно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосновением. И сердце будет расти в этом упражнении добра. Сердце, 410 |
16 августа мы отмечаем день рождения Юрия Николаевича Рериха. В память об этой дорогой для всех нас дате мы приводим отрывки из высказываний о нём Е.И.Рерих, Н.К.Рериха, С.Н.Рериха.
«Юрий Николаевич — это образ истинного, вдохновенного учёного-мыслителя, человека исключительной духовной гармонии. Он прекрасно понимал, что высшее достижение человека лежит в самоусовершенствовании личности, что только постоянно работая над собой и развивая в себе качества, присущие человеку, стремящемуся к более совершенной жизни, он мог всесторонне обогатить свою специальность и поднять её над уровнем повседневности... (...)
Истинно светлый образ, всегда отзывчивый, добрый, заботливый и в то же время мужественный и сильный, исключительной чистоты и честности. (...)
Редко бывает, когда человек с самых ранних лет своей жизни уже знал бы свой дальнейший путь. Путь, который развивался и углублялся на протяжении всей жизни»1.
«Любимыми книгами Юрия, когда ему было года два, полтора, были каталоги музеев и выставок»2.
«...Юрий, который начал самоучиться читать и писать в самых ранних годах, написал свою первую поэму, которая начиналась: ''Наконец я народился''. А затем рассказывалось о каком-то путешествии на верблюдах. Тогда все мы читали такие записи с любопытством, думая, откуда у четырёхлетнего, если не трёхлетнего, малыша непременно верблюды; а ведь теперь никто не сказал бы, что такое воображаемое путешествие на верблюдах не было бы ко времени»3.
«История, философия, археология — как-то сразу захватили Юрия Николаевича. Восток, и в особенности Средняя Азия, стали для него особой, заветной мечтой. С самых юных лет он интересовался Египтом, Вавилоном и Ближним Востоком, но уже в 15 лет увлёкся Индией, а в 17 лет он начал свои занятия персидским и санскритским языками в Лондоне в Институте Восточных знаний. ...К тому времени он уже знает латинский, греческий и многие европейские языки»4.
«Как нужен Юрий — индолог, санскритист, тибетолог и монголист, не только глубоко изучивший источники, но и владеющий языками — небывалое соединение, так нужное при возросшем значении Азии»5.
«У него переписка со всеми выдающимися учёными, которые обращаются к нему именно как к лучшему учёному»6.
«Лама говорит, что один очень учёный буддист в Ладаке хотел иметь учёное рассуждение с Юрием о буддизме. Тогда лама побоялся устроить этот диспут. Он говорит: ''Я боялся, может ли сын ваш говорить об основах учения. (...) Но сейчас я жалею, что не устроил это рассуждение в Ладаке. Ведь ваш сын, он всё знает! Он знает больше многих учёных лам''»7.
«И Юрий, и Святослав умеют сказать о ценностях народных. Умеют доброжелательно направить молодое мышление к светлым путям будущего. Юрий — в науке, Святослав — в искусстве прочно укрепились»8. «Юрий стремится к делу — ведь у него столько незаменимых знаний и способностей. Невозможно, чтобы они оставались без приложения. И не в одной восточной науке, но и в воинском деле и в исторической литературе он знает так много, а уж Родину как любит!»9
«Его многочисленные труды — драгоценный вклад в сокровищницу науки, его светлая жизнь — пример молодым, идущим на смену...»10
1 Из выступлений С.Н.Рериха.
2 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 1. М., 1996. 21.08.1931.
3 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 435.
4 Из выступлений С.Н.Рериха.
5 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 533.
6 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 3. М., 1996. 7.2.1953.
7 Н.К.Рерих. Алтай – Гималаи. Рига: Виеда, 1992. С. 144.
8 Н.К.Рерих. Листы Дневника. Т. 3. С. 25.
9 Там же. С. 103.
10 Из выступлений С.Н.Рериха.