Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально



Фото- и медиа-архив


 

"Я верю, что Россия все-таки возродится" к 70-летию со дня рождения академика В.А.Коптюга (1931–1997)

Авторы: Юшкова Наталья / Юшков Андрей



Теги статьи:  Академик Коптюг

к 70-летию со дня рождения академика В.А.Коптюга (1931–1997)

«Мы гордимся успехами и достижениями сибирских учёных.
Науке Сибири принадлежит великое будущее».

З.Г.Фосдик, вице-президент
Музея Николая Рериха в Нью-Йорке

Развитие Рериховского движения в Сибири — явление по-своему уникальное. В основе его — давняя мечта Николая Константиновича Рериха о синтезе Науки и Культуры, о суждённом расцвете Сибири, которую художник назвал «страной глубокого прошлого и великого будущего». Знаменательно, что в 1975 году Святослав Николаевич Рерих, выполняя просьбу учёных, подарил Сибирскому отделению Российской академии наук величественную по своему замыслу картину «Победа».

Не случайно именно в Новосибирске, в начале 70-х годов, зародилась традиция проведения научно-общественных конференций «Рериховские Чтения», начатых по инициативе и при активном участии выдающегося учёного-археолога, академика А.П.Окладникова и известного рериховеда, Почётного Председателя и Основателя Сибирского Рериховского Общества Н.Д.Спириной. Показательно и то, что идею создания в Новосибирске общественного Музея Н.К.Рериха (культурно-просветительного, научно-методического и образовательного Центра) поддержали многие учёные и деятели культуры, среди них одним из первых был выдающийся сибирский учёный и общественный деятель, организатор российской науки, Председатель Сибирского отделения РАН академик Валентин Афанасьевич Коптюг, глубоко понимающий эволюционную значимость наследия семьи Рерихов. Он, как и академики А.Л.Яншин и А.А.Трофимук, был большим другом Сибирского Рериховского Общества и на протяжении многих лет оказывал его деятельности постоянную поддержку.

Валентин Афанасьевич Коптюг, по воспоминаниям его коллег, был не только известным учёным-химиком, бесконечно преданным науке, но и человеком удивительной простоты, искренности и доброты. «Трудолюбивый, высокоэрудированный, обладавший широким кругозором и глубокими знаниями, он покорял людей своей интеллигентностью, непосредственностью, принципиальностью и твёрдостью при отстаивании своих позиций». Его отличала «нравственная непримиримость к любым проявлениям зла, невежества». За последние 17 лет своей жизни он выполнял обязанности 15 правительственных, международных, общественных комитетов и комиссий; много сделал для сохранения Байкала, за что его так и называли — «рыцарь Байкала».

В.А.Коптюг был иностранным членом академий Болгарии, Индии, Монголии, Чехословакии, Белоруссии; лауреатом Ленинской премии, международной премии имени А.П.Карпинского, кавалером многих орденов, почётным гражданином г. Новосибирска. «Он работал ежедневно до поздней ночи, без выходных и практически без отпусков. Жил, как однажды сам сформулировал, ''в состоянии монотонно нарастающего напряжения''».

Академик РАН В.Е.Накоряков в своей статье «На нерве сострадания» (памяти В.А.Коптюга, великого гражданина России) писал о нём: «Много лет он был для меня загадкой. (...) Никогда не ''пустословил''. Всё, что говорил, было искренне, выверено и выстрадано. (...) Он старался поступать по справедливости, по совести, быть честным перед людьми и собой. Я поражался отчаянной прямоте, бескомпромиссности его публичных высказываний. (...) Непонятно, как он успел при своём 12-часовом рабочем дне прекрасно изучить английский язык, так что мог полноценно общаться с иностранцами без переводчика. (...) Он находил радость и смысл жизни в труде»1.

Профессор Т.С.Вест из Великобритании пронзительно и образно сказал о Коптюге: «Он горел, как одинокая свеча в темноте, освещая и согревая многие жизни своей дружбой. И внезапно погас, как свеча на ветру»2.

Анализируя материалы о жизни и деятельности академика В.А.Коптюга, невольно отмечаешь те значительные вехи, которые впоследствии сыграли свою большую роль в особом отношении Коптюга к Рериховскому наследию, к научному сотрудничеству России и Индии, к культурно-просветительной деятельности Сибирского Рериховского Общества.

Известно, что В.А.Коптюг встречался с премьер-министром Индии Индирой Ганди; в 1983 году принимал в Академгородке приехавшего с визитом в Новосибирск Раджива Ганди, бывшего в то время членом парламента Индии; в 1986 году в составе делегации Верховного Совета СССР побывал в Индии, где встречался со знаменитым художником С.Н.Рерихом и имел с ним сердечные беседы. В архиве Валентина Афанасьевича имеется фотография, на которой сняты члены этой делегации, спустившиеся с трапа самолёта, и встречающий их С.Н.Рерих; в 1987 году В.А.Коптюг, как глава делегации Академии Наук СССР, и президент Индийской национальной академии наук Ч.Н.Р.Рао подписали протокол о расширении сотрудничества. В 1992 году (с 3 по 14 июня) В.А.Коптюг принимает участие в подготовке и работе конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро (Бразилия) на уровне государств и правительств, на которой было представлено 180 стран мира. На конференции поднимался вопрос о возможном глобальном потеплении климата, о кризисе цивилизации и путях преодоления этого кризиса.

Говоря о результатах этой конференции, В.А.Коптюг отмечал: «Всё отчётливее в дискуссиях, касающихся перехода мира на рельсы устойчивого развития, проявляется понимание того, что мораль и этика, в целом гуманизация общества, являются не менее важными показателями развития. В период глобальных изменений мы обязаны воспитывать чувство глобальной ответственности каждого за происходящее в его стране и в мире, добиваясь осознания взаимозависимости всех людей»3. Основные принципы принятой на конференции концепции устойчивого развития мира сводятся к тому, что «шкала ценностей общества и каждого человека должна быть изменена в пользу моральных, духовных и биосферных компонент»; «особое внимание должно быть обращено на развитие образования, науки и культуры»; «фундаментом новой идеологии становятся научные знания и духовная культура»4. Эти мысли, высказанные учёными многих стран мира, обеспокоенными будущим человеческой цивилизации, уже были подняты Н.К.Рерихом много раньше, что ещё раз подтверждает как его духовную прозорливость, так и необходимость глубокого изучения Рериховского наследия, которое «по колоссальному охвату самых разнообразных проблем, по глубине и синтезу различных знаний» по праву признано «уникальным явлением в истории Культуры ХХ века»5. Академик А.Л.Яншин, Президент Российской экологической академии, Советник Президиума РАН, отмечал в 1966 году: «Я полагаю, что постепенно образованное человечество примет Учение Рерихов как мировую этическую систему».

Вспоминаются столь актуальные сейчас статьи Н.К.Рериха «Боль планеты», «Колебания» и его слова: «...Лучшее будущее требует обновления жизни»6. «Тут уже не солнечные пятна виноваты, а пятна на совести человеческой»7. «Сейчас забыта гуманитарная наука, и даже говорить о человечности не принято»8. «Искусство — это сердце народа, наука — это ум народа»9.

Не случайно, спустя несколько месяцев после завершения конференции в Рио-де-Жанейро, В.А.Коптюг пишет С.Н.Рериху в Бангалор (5 ноября 1992 г.) о своей поддержке идеи создания на базе Сибирского Рериховского Общества Музея Н.К.Рериха, о желании сотрудничества сибирских учёных с Институтом Гималайских исследований «Урусвати», созданным Рерихами в Кулу (Индия) и приглашает С.Н.Рериха посетить Новосибирск. От Святослава Николаевича приходит положительный ответ (20 ноября 1992 г.), и В.А.Коптюг, вдохновлённый этим, незамедлительно вновь пишет в Индию: «Дорогой доктор Рерих! Благодарю Вас за Ваш ответ (факс от 20 ноября 1992 г.) и согласие посетить Новосибирск. (...) Мы хотели бы предложить несколько вариантов будущего размещения Музея: 1) двухэтажный коттедж вблизи леса; 2) более объёмное двухэтажное здание в жилом микрорайоне; 3) часть строящегося в центре Академгородка выставочного комплекса. Выбор, очевидно, будет зависеть от того, какие картины и материалы планируется разместить в этом Музее. Надеемся обсудить это вместе с Вами во время Вашего предстоящего визита в Новосибирск. Если уже известны даты Вашего приезда в Россию, просим известить нас. (...) С глубоким уважением — председатель Сибирского отделения РАН В.А.Коптюг».

Но этой чрезвычайно важной встрече не суждено было осуществиться — 30 января 1993 года С.Н.Рерих ушёл из жизни. Осталась идея о создании в Новосибирске, в любимой Рерихами Сибири, Музея Н.К.Рериха — и это надо было воплотить в жизнь. Все последующие годы, вплоть до своего ухода, В.А.Коптюг горячо поддерживал эту идею, оказывал постоянную помощь Сибирскому Рериховскому Обществу — писал письма в различные инстанции, содействовал в поисках здания для Музея, и т.п.

В ноябре 1993 года В.А.Коптюг писал письмо главе администрации Новосибирской области о необходимости поддержки деятельности Сибирского Рериховского Общества, о «поддержке создания Сибирского научно-просветительного центра Рерихов»: «Обращаюсь к Вам как член Консультативного совета по устойчивому развитию, созданного при Генеральном секретаре ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Бразилии в 1992 году. Одна из целей, поставленных Генеральным секретарём ООН Б.Бутрос-Гали, — содействовать тому, чтобы концепция устойчивого развития стала идеологическим стержнем общества каждой страны. Важные составляющие этой концепции — противостояние идеологии потребительства, необходимость роста духовности. Как мне представляется, этим аспектам близки идеи и труды Н.К.Рериха и его семьи, и поэтому важно, чтобы работа по их распространению, ведущаяся в Новосибирске уже давно, активно развивалась. (...) Со своей стороны Сибирское отделение РАН прорабатывает вопрос о создании в Академгородке ячейки Музея Н.К.Рериха, которая занималась бы изучением его научного наследия». Тем временем неуклонно расширяется культурно-просветительская деятельность СибРО, идут напряжённые поиски помещения для будущего Музея.

Валентин Афанасьевич Коптюг ушёл из жизни неожиданно для многих — 10 января 1997 года. Но уже 6 декабря 1996 года Распоряжением Мэрии Новосибирска Сибирскому Рериховскому Обществу было выделено здание в центре города для реконструкции и строительства Музея Н.К.Рериха.

Незадолго до своего ухода, 21 декабря 1996 г., В.А.Коптюг подписал письмо о выделении из Фонда СО РАН отдельной квартиры для создания при жизни мемориальной Квартиры-Музея известного рериховеда, поэта и прозаика, Основателя нашего Общества Наталии Дмитриевны Спириной, о многогранной и подвижнической деятельности которой он хорошо знал и всячески её поддерживал. Глубоко символично также и то, что в последний день своей жизни он успел подписать чрезвычайно важный документ — предложения СО РАН «О неотложных мерах по сохранению отечественной науки».

Большой интерес представляет и беседа с В.А.Коптюгом журналиста Радио России, ведущей программы для учёных «Дорогами открытий» И.Бычковой, которая встретилась с ним за несколько часов до его ухода из жизни. Приведём небольшой фрагмент: «Валентин Афанасьевич отвечает быстро, коротко и почему-то часто улыбается. Он просит своего секретаря принести какую-то книгу. Та приносит огромный, очень красиво изданный ''Атлас тибетской медицины'' с многочисленными иллюстрациями к медицинскому трактату XVII века ''Голубой берилл''. Я открываю первую страницу, вижу на вкладыше напутствие Далай-Ламы и понимаю вдруг, что разговор, который у нас с Валентином Афанасьевичем Коптюгом впереди, будет необычным, возможно
я стану свидетелем того, что называется прорывом за грань устоявшихся догм и понятий. От этого предчувствия захватывает дух. (...) Мы вместе выходим из здания Президиума РАН. Ещё несколько минут говорим уже в машине о работах Блаватской, о будущем ''круглом столе'' с участием учёных, развивающих новые направления... (...) Но эта встреча уже не состоялась...»10

Спустя год, в мае 1998 года, будучи в г.Павлодаре (Северный Казахстан) с культурной программой в фонд строительства нашего Музея, мы вновь ощутили незримую, но явную поддержку Валентина Афанасьевича Коптюга. На встрече с заместителем председателя Малой Ассамблеи народов Казахстана Павлодарской области К.Б.Даржумановым, рассказывая ему о необычной народной стройке в Новосибирске, мы упомянули, что идею строительства нашего Музея поддерживал и В.А.Коптюг. Надо было видеть воодушевление этого человека! Услышав фамилию В.А.Коптюга, он сразу же включился в помощь нашей культурной программе и предоставил бесплатно два прекрасных зала для её проведения. Как оказалось, в своё время Коптюг поддержал в самом начале деятельность выдающегося учёного-геолога, академика К.Сатпаева, основателя Академии наук Казахстана, и помог изданию его трудов. После этого к имени Коптюга в Казахстане стали относиться с ещё большим уважением.

Несомненно, Валентин Афанасьевич был необычным учёным (можно сказать — учёным нового мышления) и необычным человеком — он чувствовал направление движения эволюции и именно поэтому так много сделал для Сибири и в научном, и в культурном отношении. Он понимал огромную значимость создающегося в Новосибирске общественного Музея Н.К.Рериха — мощного оплота Знания и Красоты. Ведь и по словам М.В.Ломоносова — «Российское могущество прирастать будет Сибирью».

В.А.Коптюг пламенно и непоколебимо верил, «что Россия всё-таки возродится», и на одной из научных конференций не случайно сказал: «Елена Ивановна Рерих говорила: ''Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира''. Между прочим, в самые последние месяцы у лидеров западных стран стало нарастать понимание, что последняя её мысль — гибель России будет означать гибель всего мира — это не преувеличение»11.

Вспоминаются замечательные слова В.А.Коптюга: «На своём непростом жизненном пути я встречал много честных людей, патриотов своей страны. Знаю, что честных людей больше. На них и держится Россия в самом широком понимании этого слова-символа»12. «Будущее России... Только от нас самих зависит, каким оно будет»13.


1 Советская Сибирь. 9.06.2001.

2 Наука в Сибири. 2001. № 22.

3 Коптюг В.А. На пороге XXI века. Н., 1995. С. 34.

4 Там же. С. 66-97.

5 Беликов П.Ф., Князева В.П. Н.К.Рерих. М., 1973.

6 Рерих Н.К. Листы Дневника. М., 1995. Т. 2. С. 147.

7 Там же. С. 150.

8 Там же. С. 417.

9 Рерих Н.К. Пути Благословения. Нью-Йорк, 1924. С. 64.

10 Наука в Сибири. 1998. № 1. С. 3.

11 Коптюг В.А. На пороге XXI века. С. 117.

12 Советская Россия. 7.06.2001.

13 Коптюг В.А. На пороге XXI века. С. 54.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Имена, вошедшие в историю эволюции человечества




 

 

 
Мысли на каждый день

Краткость формул есть завет Огня. Нужно приучиться к священной краткости… В ней выражается и целесообразность, и бережность, и уважение, и заостренная сила.

Мир Огненный, ч.1, 329

Неслучайно-случайная
статья для Вас: