Опытные люди просят об испытаниях, иначе на чем утвердить силу нашу? Мир Огненный, ч.1, 634 |
2 августа в Музее Н.К.Рериха собрались гости, друзья и сотрудники Рериховских обществ из разных городов, чтобы торжественно отметить день рождения Бориса Николаевича Абрамова и объединиться в признательности и благодарности к человеку, отдавшему свою жизнь служению на благо людей. Был показан фильм «Устремлённое сердце», подготовленный студией СибРО к юбилейной конференции. В завершение праздника собравшиеся прослушали концерт из музыкальных произведений Б.Н.Абрамова, в котором приняли участие солисты Новосибирского театра оперы и балета — заслуженный артист России Александр Лебедев и Ольга Колобова — и заслуженный деятель искусств Республики Алтай Игорь Дмитриев.
Те, кто знаком с именем Бориса Николаевича Абрамова, знают, что главным подвигом его жизни были восприятие и запись Высоких Собеседований, раскрывающих новые грани Учения Живой Этики. Но помимо Записей Б.Н.Абрамова — «Граней Агни Йоги» — мы продолжаем открывать для себя всё новые грани его собственного творчества. В начале 1990-х многие зачитывались его рассказами, публиковавшимися в журнале «Перед Восходом». В 1997 году, в канун 100-летия Бориса Николаевича, вдруг «открылись» его акварели, написанные в неповторимой манере, — удивительно тонкие, словно пронизанные светом Высоких Миров. Спустя ещё некоторое время вышел в свет сборник стихов Б.Н.Абрамова «Сребротканная нить». Наконец, в год 110-летия со дня рождения Бориса Николаевича была открыта ещё одна грань его дарования: мы познакомились с его музыкой. В архиве Бориса Андреевича Данилова обнаружилась рукопись вокальных произведений, написанных Абрамовым на собственные стихи. Сибирское Рериховское Общество благодарит Бориса Андреевича за предоставление нот, что дало нам возможность познакомиться с этими удивительными произведениями.
Впервые музыка Б.Н.Абрамова прозвучала в Музее Н.К.Рериха в Новосибирске 4 мая 2007 года, в день рождения основателя Музея — Наталии Дмитриевны Спириной. Тогда было исполнено только одно произведение — «Устремлённое сердце». Слушатели единодушно отметили, что эта музыка особенная и отличается от всего слышанного ранее.
В чём её необычность и почему она так затронула сердца людей, нам ещё предстоит понять; одно несомненно — это высокое искусство, которое несёт в себе элементы искусства Новой Эпохи, Эпохи развития духовности.
Впоследствии музыка Абрамова звучала в стенах Музея ещё несколько раз; расширялся репертуар и круг исполнителей, и ко 2 августа 2008 года был подготовлен концерт, наиболее полно представивший музыкальное творчество Бориса Николаевича.
Б.А.Данилов, побывавший на этом концерте, поделился своим восприятием музыки Б.Н.Абрамова:
«Я слушал прекрасное исполнение, и перед моим мысленным взором проходила вся жизнь Бориса Николаевича. Мне представлялось всё, что он переживал, о чём думал, когда он это писал. В его музыке чувствуется устремлённость к Силам Света. Многие прозвучавшие сегодня мелодии связаны с его тоской по родине, желанием приехать в Россию и быть ей полезным».
Вспомним о некоторых фактах биографии Б.Н.Абрамова. Он получил прекрасное образование, обучался также и музыке. По воспоминаниям Наталии Дмитриевны, Борис Николаевич любил классическую музыку, хорошо играл на фортепиано, обладал красивым голосом, пел. Но никто из ближайших к нему людей не знал, что он писал рассказы и стихи, рисовал, создавал музыку. И только спустя десятки лет после ухода Б.Н.Абрамова из жизни нам стало известно о его наследии.
Говоря о поэтическом и художественном творчестве Бориса Николаевича, Наталия Дмитриевна отмечала, что, по-видимому, он занимался им между прочим, не уделяя этой стороне своей жизни особого внимания. Тем более поражает мастерство Бориса Николаевича, проявленное в разных сферах искусства, — свидетельство его необычайной одарённости.
Про акварели Абрамова Наталия Дмитриевна сказала в своё время: «Это чудо явленное». Таким же чудом стали для нас сегодня и его музыкальные творения. Не так часто бывает, чтобы композитор был и автором стихов. Но кто же лучше поэта знает глубинный замысел своих произведений! И как ценно, что синтез двух видов искусства осуществился в творческой лаборатории этого выдающегося человека!
Музыкальное наследие Абрамова состоит из 15 произведений для голоса и инструментального сопровождения. Мы можем предположить, что время их создания относится к харбинскому периоду жизни Бориса Николаевича.Ноты представляют собой законченную авторскую рукопись, оформленную как сборник. На обложке — автограф: «Слова и музыка Б.Н.Абрамова», все страницы пронумерованы. Нотные листы имеют большой нестандартный формат,практически не встречавшийся в 1960–1970-е годы. Это позволяет предположить, что ноты были переписаны набело в Харбине. Быть может, так тщательно они были подготовлены Борисом Николаевичем накануне отъезда в Советский Союз. Примечательно, что в стихотворном тексте под вокальной строкой он не выписывал полностью некоторые слова, в основном имеющие сокровенный смысл.
В сборнике были обнаружены произведения, написанные на незнакомые нам ранее стихи. Сложная музыкальная форма некоторых миниатюр позволяет предполагать, что они задумывались именно для вокального исполнения.
Что же мы можем сегодня сказать о музыкальной грани творчества Б.Н.Абрамова? — Она прекрасна и необычна. Прекрасна тем, что в его музыке звучит тема Учения Живой Этики, которому он был беззаветно предан. Мы знаем, какой Высокий Источник питал творческую мысль Б.Н.Абрамова и какой великий подвиг нёс он в этой жизни, укрепляя в самых тяжких испытаниях «Сребротканную нить» связи с Высшим. Необычность же его музыки в том, что, не будучи музыкантом-профессионалом, Борис Николаевич внёс значительную лепту в искусство вокала.
Эта музыка впитала в себя всё, чем так богата русская музыкальная культура: её истоки восходят не только к западно-европейской традиции, но и к духовным православным песнопениям, к знаменному распеву — тому пласту русской культуры, на которой были воспитаны композиторы «Могучей кучки» и вся славная плеяда русской композиторской школы. И в то же время Абрамов в своей музыке самобытен.
В целом жанр этих произведений определить довольно трудно, настолько они оригинальны и по форме, и по содержанию. По характеру они близки хоралу, гимну, торжественному песнопению, хотя встречаются и элементы арии, романса, баллады. Точнее всего было бы назвать их стихами, услышанными поэтом ещё и в звуках. Это органичное слияние ритма, гармонии, поэтического слова и ещё чего-то, не поддающегося определению, оказывает на слушателей поистине огненное воздействие.
В Записях Б.Н.Абрамова (8.04.1951) есть замечательные строки, раскрывающие истинное значение музыки и её влияния на человека: «Музыка — одна из великих радостей Бытия. Ею наполнено и переливается пространство. Люди должны быть признательны приёмникам музыки, которые улавливают отзвуки пространственных гимнов и передают их в виде прекрасных музыкальных произведений, которым радуется бесчисленное количество живых существ. Музыка — проводник красоты. Огонь в форме звуков, целительная благодать. Новый Мир есть мир искусства, мир торжества звука и цвета, и мы уже на пороге царства Красоты».
То, что музыка Б.Н.Абрамова близка нам, это, быть может, и понятно: он дорог нам не только как человек, но и как Наставник жизни, трудами которого мы духовно питаемся. Но вот что говорят музыканты-профессионалы — люди, почти не знакомые с жизнью Бориса Николаевича и его мировоззрением. Эти свидетельства для нас очень важны, они являются ещё одним подтверждением всего, что мы знаем о Борисе Николаевиче.
И.М.Миловидова, солистка Новосибирского театра оперы и балета: «Эта музыка глубоко духовна, её очень приятно петь. Она идёт из глубины души, очень мелодична и красива. Сложно сказать, что здесь выходит на первый план: музыка или слово, потому что тексты очень глубокие по мысли. Конечно же, нужно ещё и почувствовать каждое произведение, пропустить через себя, свою душу. Я очень счастлива, что довелось работать над этой музыкой; её нужно обязательно издавать».
А.Г.Лебедев, солист Новосибирского театра оперы и балета: «Б.Н.Абрамов — это профессиональный композитор, можно смело говорить об этом. Тот век — девятнадцатый — был очень удивительный, он дал людей такого масштаба, как композиторы ''Могучей кучки'', Чайковский и другие, — просто так это не бывает, и нигде такого не было. И Борис Николаевич, мне кажется, впитал дух того времени. Готовя его вещи, могу сказать, что тут есть и от ''Князя Игоря'', и встречается какая-то утончённая палитра в музыкальных фразах. Очень органично музыка сочетается с текстом, она просто неразрывно связана с ним, и это — большая благодать. Это, конечно, очень достойные произведения. Мне кажется, что на них можно учиться с третьего курса консерватории, потому что просто так их не одолеть — они диапазонные, вокальная партия достаточно сложная. Мне доставило большое удовольствие работать над этими произведениями, потому что это действительно музыка с большой буквы».
И.К.Дмитриев, пианист, композитор: «По роду деятельности через мои руки прошло очень много музыки, но с таким музыкальным явлением, как это, я встретился впервые. На первый взгляд это очень простые вещи, но когда я начал работать с этим материалом — его необходимо было подготовить для исполнения — и попытался применить какие-то общеупотребительные музыкальные приёмы, которые встречаются в композиции, — я понял, что большинство этих правил здесь не работают.
Музыка очень интересная, я бы сказал — универсальная: с одной стороны, она профессиональная, очень сложна для вокалистов, а с другой — её может спеть почти каждый, как это ни покажется парадоксальным. Для исполнителя эта музыка сложна тем, что сразу видно, каков ты как исполнитель. Если, как говорил Станиславский, ты начинаешь любить себя в искусстве, а не искусство в себе, — сразу же всё начинает разрушаться. Поэтому во время исполнения нужна полная отрешённость от себя.
В то же время музыка эта достаточно демократична: фортепианная партия несложна, и человек, который, может быть, даже не окончил музыкальной школы, при небольшом усилии может это сыграть. Её можно даже петь, как в своё время распевали псалмы — хором.
Я просто мечтаю, чтобы это пошло в народ, чтобы это было издано. И спасибо вам большое, что вы дали мне такую возможность — прикоснуться к этому явлению».
К сожалению, Наталии Дмитриевне Спириной не довелось услышать музыку своего учителя, а она смогла бы, как никто другой, оценить её по достоинству. Продолжая мысли Наталии Дмитриевны о творчестве Бориса Николаевича, мы можем утверждать, что всё искусство Абрамова — это Живая Этика в звуках, красках и поэтическом слове, великое Учение, преломлённое через его необыкновенное дарование.
Искусство Б.Н.Абрамова, устремляющее нас к самому высокому, что есть в жизни человека, сегодня становится достоянием нашей культуры. Великое счастье, что, дождавшись своего часа, оно открылось людям и теперь всегда будет с нами рядом, помогая преодолевать трудности жизни и вдохновляя на творчество.