Противоречия обычно лишь различные качества одного и того же явления. Община, 172 |
Татьяна МУРАШКИНА доцент МГТУ им. Н.Э.Баумана, г. Москва
Теперь единственный путь человечества — знание, всё дело теперь за наукой. Наука должна дать ответ на тонкие энергии.
Ю.Н.Рерих
ВСТУПЛЕНИЕ
Юрий Николаевич Рерих — человек, живший в середине ХХ века, представлял собой идеальный образец учёного будущего, учёного Новой Эпохи. Он обладал синтетическим сознанием и работал во многих областях науки. Кроме того, в своей работе он сочетал различные методы научного познания. Он владел и теми методами познания, которые признаются современной материалистической наукой, и теми, которые она пока отрицает. Он владел духовным познанием.
Мы обращаемся к жизни Ю.Н.Рериха ещё и по другой причине. Он был одним из четырёх носителей Учения Живой Этики — Провозвестия Новой Эпохи. Рерихи не только передали человечеству новое знание, но и применили все положения Учения в жизни каждого дня, таким образом обогатив Сокровищницу древней мудрости своим личным опытом. И с этих позиций особенно важно изучать жизнь каждого из Рерихов. Давайте посмотрим, каким же он был в жизни, Юрий Николаевич, — этот Архат, Агни Йог.
Это была могучая личность, титан, герой планетарного масштаба. Как Прометей он нёс людям Огонь знания, прокладывая путь новой науке! Без мужества и героизма это невозможно, потому что труднее всего — преодолеть невежественное сознание современников. (...)
Картина Н.К.Рериха «Звезда героя» посвящена Юрию Николаевичу. На ней вы видите человека, устремившего взгляд на небо. Он ждёт знака, который дадут ему звёзды, о том, что наступило время для свершения нового подвига. Таким знаком для него будет полёт кометы.
Елена Ивановна Рерих говорила Юрию Николаевичу, что если он поедет в Россию, то проживёт там не более трёх лет, а если останется в Индии, проживёт дольше. Она спросила его: «Поедешь?» Он ответил: «Поеду». Он знал, что нужен Родине.
Юрий Николаевич очень любил слово «подвиг». В основе этого понятия лежит жертвенность. Есть теснейшая связь между понятиями «Культура» и «подвиг». Культура — почитание Света, а подвиг — действенное служение этому Свету. Вся жизнь Юрия Николаевича была подвигом на ниве Культуры. Поэтому лейтмотив моего выступления — это героизм и подвиг.
Вот как охарактеризовал Юрия Николаевича его коллега, директор института тибетологии в Сиккиме Нирман Синкх: «Юрий Николаевич Рерих, как учёный, является одним из величайших энциклопедистов Запада и Востока. Лингвист, исследователь, археолог, критик-искусствовед, историк, мыслитель и знаток Культуры, он не знал границ в области познания. Для него не существовало границ между Востоком и Западом или между различными отраслями науки. Прежде всего, его интересовал человек. Он был истинным гуманистом. Юрий Николаевич как человек был даже ещё более велик, чем Юрий Николаевич Рерих как учёный. Он выковал золотое звено связи не только между Индией и Россией, не только между Востоком и Западом, но и между всеми народами всех стран и времён».
ЧАСТЬ 1. ОБРАЗОВАНИЕ, ЭКСПЕДИЦИЯ, НАУЧНЫЕ РАБОТЫ
Кратко напомню его биографию. Юрий Николаевич родился 16 августа 1902 года в селе Окуловка Новгородской губернии во время одной из археологических экспедиций его родителей. Начальное образование он получил в Петербурге, затем учился у частных профессоров в Карелии. С детства у него проявился интерес к истории, Востоку, иностранным языкам и к военному делу. В 15 лет он уже знал 8 иностранных языков, а став взрослым, изучил около 30 западных и восточных (в том числе умершие языки). Он свободно читал, писал и говорил на иностранных языках.
Далее Юрий Николаевич продолжал образование в Европе и Америке. Он учился в трёх университетах, в лучших школах востоковедения: в Лондоне, в Гарварде и в Париже. В Париже он учился одновременно на экономическом и юридическом факультетах, а также окончил высшую школу «Сенсир», получив специальное военное образование. Везде, где бы он ни учился, он поражал профессоров глубиной и широтой своих знаний. В 21 год он закончил Парижский Университет со степенью магистра индийской филологии.
Юрий Николаевич учился, находясь вдали от родителей, с которыми постоянно была переписка. Перед Юрием Николаевичем, как и перед любым молодым человеком, возникало много проблем. В своих письмах родители давали ему советы как поступать. Вот фрагмент из письма Елены Ивановны к Юрию (в это время ему был 21 год, он учился в Гарварде): «Верь себе, а не аттестатам. Работай и набирайся знаний, ибо в этом большое счастье. Имея знания, ты никогда не будешь одинок. Милый мой Юханчик, я уверена, что у тебя всё пройдёт благополучно. В этом жизнь и совершенствование». (...)
Юрий Николаевич искал знание в университетах и академиях, в разных странах и у разных народов. Древние говорили, что путешествие завершает образование. И в 21 год, имея блестящее теоретическое образование, Юрий Николаевич отправляется в свою первую экспедицию, организованную его отцом академиком Н.К.Рерихом. Это была великая Центрально-Азиатская экспедиция, длившаяся пять лет. Как учёный-исследователь с необычайно широким кругозором, Юрий Николаевич сформировался именно во время этой экспедиции.
Как древние аргонавты, направились Рерихи по неизведанным тропам. И сейчас мы с Вами мысленно пройдём вместе с ними по высоким хребтам, где не ступала нога европейца, по неприступным монастырям, выбитым в скалах, по безводным пустыням. Почувствуем продолжительность и опасность пути, и тогда подвиг исследователей в поисках истины предстанет перед нами во всём величии мужества и красоты.
Юрий Николаевич во время экспедиции написал много научных работ. Об основных из них я вам расскажу. Самая значительная работа Юрия Николаевича, принёсшая ему мировую славу, — это его перевод уникального исторического памятника «Голубые анналы». До сих пор эта работа, по мнению специалистов, является фундаментальной в изучении истории и культуры средневекового Тибета. Впервые, вопреки традиции европейского востоковедения, Юрий Николаевич рассматривал Тибет не как изолированный горный район в Азии, а как особое место на планете, где нужно искать ключи к историческим судьбам многих стран и народов, порою весьма удалённых во времени и пространстве от Тибета.
Десятая глава этого труда называется «К изучению Калачакры». Калачакра — это великое Учение Шамбалы («Колесо времени»). Оно пронизывает всю жизнь Тибета, Индии и Монголии. Калачакра утверждает, что жизнь человека связана с жизнью всей Вселенной. Эта сложная система знаний о Космосе преподаётся в крупных учебных заведениях при монастырях Тибета и Монголии. Хочу подчеркнуть, что вся литература о Калачакре написана на языке символизма, который известен только Посвящённым. Книги о Калачакре пишутся учёными-ламами, побывавшими в Шамбале. Один из таких монастырей вы видите на картине Н.К.Рериха «Om Mani Padme Hum». Эти монастыри имеют подземные ходы – «змеиные норы», как их называла Блаватская, которые хранят тайны Земли и человечества. Благодаря уникальному знанию Юрием Николаевичем иностранных языков и местных диалектов, Рерихи имели доступ в эти монастыри. К ним относились с доверием и давали им древние книги, манускрипты, которые до них не видел ни один европеец. (...)
В большой научной работе «Тибетская живопись» Юрий Николаевич даёт детальный разбор тибетско-буддийской иконографии и определяет роль и значение тибетского буддийского искусства. У Н.К.Рериха есть картина, которая называется «Приказ Ригден Джапо», где изображён Владыка Шамбалы. Другое Его имя Майтрейя. В главе «Майтрейя — Будда грядущего» вышеупомянутой работы Юрий Николаевич пишет следующее: «В Тибете Бодхисаттва Майтрейя часто представляется сидящим на троне в европейской манере. Этот способ сидения считается характеристикой Бодхисаттвы и предполагается, что он символизирует тот факт, что Бодхисаттва готов прийти и уже спустил ноги с трона».
Юрий Николаевич большое значение предавал изучению кочевого Тибета. Открытия в этой области, сделанные им во время экспедиции, Юрий Николаевич обобщил в своей классической работе «Звериный стиль среди кочевников Северного Тибета». Юрий Николаевич является основоположником новой науки — номодистики (номады — кочевники. — Прим. ред.). Это наука о кочевниках.
Во время экспедиции Юрий Николаевич вёл путевой дневник. Вот один из его фрагментов: «Дорога на Чугучаг считалась небезопасной из-за частых нападений в узких ущельях. Нам довелось постоянно вести разведку местности, зорко наблюдая за странными всадниками, то и дело появляющимися и исчезавшими на гребнях ближайших гор». Во время экспедиции Юрий Николаевич трижды чудом избежал смерти. Однажды конь его поскользнулся на ледяной сфере, в другой раз у него был сердечный приступ на больших высотах, и о третьем случае будет рассказано чуть позже.
В экспедиции Юрий Николаевич занимался не только научной работой. На нём лежала функция военной охраны каравана, так как путешественникам приходилось постоянно защищаться от нападения местных племён.
Осенью 1927 года на пути к тибетскому нагорью экспедиция была остановлена отрядами тибетцев, действующих по указанию лхасских властей о закрытии этого района для иностранцев. Паспорт, выданный Н.К.Рериху представителем Лхассы в Улан-Баторе, был объявлен недействительным. На этом плато Чантанг экспедиция была задержана. Рерихи простояли здесь почти полгода в летних палатках. Экспедиция была фактически обречена на физическую смерть.
По таинственным законам жизни, именно этот этап находящейся на грани смертельной опасности экспедиции оказался максимально плодотворным в научном отношении. Рерихи не только не потеряли присутствия духа, но сумели продолжить исследовательскую работу, и в этом их несомненный исторический и научный подвиг.
ЧАСТЬ 2. КУЛУ. «УРУСВАТИ».
ГЕСЭР-ХАН
Завершив экспедицию, Рерихи поселились в долине Кулу. Это самое древнее место не только в Гималаях, но и на нашей планете. Это одна из Хранимых долин. В этом месте бывал Будда, Падма Самбхава, Аполлонний Тианский. Александр Великий остановил своё войско, подойдя к реке Биас, которая протекает в долине Кулу, и повернул обратно. В этом месте Риши Вьяса собирал Махабхарату — древнеиндийский эпос. Кулу называют долиной трёхсот Богов. Именно здесь Рерихи прожили около 20 лет.
Рассказ о личности Юрия Николаевича будет неполным, если мы не вспомним о том, как он работал с молодёжью, приехав в Советский Союз. Он воспитывал молодых учёных с широким мировоззрением, говорил им о том, что жизнь полна тайн, что есть ещё совсем неизученные энергии, одухотворённые силы природы. Он говорил, что путь познания может быть не только научным, что есть другой путь, который не поддаётся пока описанию в терминах современной науки, — путь познания духа. (...)
Вот рассказ о том, как Юрий Николаевич чуть не погиб. Двигаясь из Монголии на верблюдах по горным массивам Монгольского Гоби, члены экспедиции посещали кочевых монголов этих районов. Юрий Николаевич собирал лингвистический материал, изучал наречия оседлых кочевых народностей. Местность была неспокойна.
Заняв деревянную палатку в покинутом стойбище, Юрий Николаевич целый день проводил в разъездах, возвращаясь к ночи в своё жильё. Он рассказывал: «В этот вечер я так углубился в обдумывание материала, что потерял счёт времени. Палатка тесная, лишь стол против оконца да кровать у стены — вот и вся площадь. За окном — холмы да тьма кромешная. На миг я задумался. Сидел уставший, отдавшись странному покою. "Отодвинься от окна", — почудилось мне, сказал голос. Я счёл это за иллюзию и продолжал писать. Голос повторился громче и сильнее. Но то ли в состоянии забвения, то ли по грубости, я пренебрёг им. Убедившись, что ничего нет, я дремал в полусне. Удар молнии пронзил меня, и уже ясно громовой голос прозвучал: "Отойди от окна!" И одновременно меня отбросило в сторону. В этот момент раздался выстрел. Пробив стекло, пуля застряла в стене напротив. Так я приобрёл друга, спасшего меня». (...)
В завершение экспедиции Рерихи основали в долине Кулу Институт гималайских исследований «Урусвати». Этот Институт является для нас прообразом Института будущего. Юрий Николаевич был бессменным его директором в течение 10 лет. Он предложил организовать Институт по типу индийских Ашрамов: «Когда мы основывали Институт, то прежде всего имелась в виду постоянная подвижность работы. Со времени основания каждый год проводятся экспедиции и экскурсии. Важно то, что индусы так сердечно называют «Ашрам». Это — средоточие. Умственное питание Ашрама добывается в разных местах. Сотрудники Ашрама не сидят на месте. При каждой новой возможности они идут в разные стороны и пополняют свои внутренние запасы».
Институт «Урусвати» состоял из двух отделов — ботанического и этнолого-лингвистического, которые также занимались изучением и разведкой археологических памятников. Институт занимался проблемами изучения солнечных лучей в высокогорных районах. Была собрана богатая коллекция тибетской фармакопеи, причём в этих многолетних работах приняли деятельное участие тибетские ламы-лекари.
Институт «Урусвати» издавал журнал, где были опубликованы многие работы Юрия Николаевича, и в частности работа «Сказание о царе Гесэре из страны Линк». Особое внимание Юрий Николаевич уделял эпосу о Гесэр-хане, называя его «Илиадой Центральной Азии». Гесэр-хан — национальный герой Тибета, Алтая. Герой очень близкий Юрию Николаевичу. Картина «Гесэр-хан» была написана Николаем Константиновичем специально для сына и подарена ему на день рождения. Она всегда была у Юрия Николаевича. Он привёз её в Советский Союз, и сейчас она находится в квартире, где он жил в Москве.
ЧАСТЬ 3. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В ИНДИИ
Около 35 лет прожил Юрий Николаевич в Индии. Но все эти годы он, как и вся его семья, продолжал оставаться патриотом своей отчизны. За все годы пребывания за границей он так и не принял иностранного подданства.
В июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, он со своим младшим братом сразу же подал прошение в Советское посольство в Лондоне о зачислении их добровольцами в ряды Красной Армии, дабы с оружием в руках защищать свою Родину. Но в этом праве им было отказано.
«Оба моих сына полны устремления к Родине. Родина живёт у них как самая прекрасная мечта, и они верят всеми силами души в её ближайший рассвет», — писала Елена Ивановна.
Около 10 последних лет пребывания в Индии Юрий Николаевич провёл в Восточных Гималаях, где он жил с Еленой Ивановной в Калимпонге. Он преподавал там в Университете. Здесь он сделал свои первые шаги в самостоятельной научной деятельности. Именно здесь, в Калимпонге, на границе с Сиккимом, вблизи патриархов Гималайских вершин, он проводит свои последние годы в Индии.
ЧАСТЬ 4. ВОЗВРАЩЕНИЕ
В 1956 году Советская правительственная делегация посетила Индию. В составе комиссии, которая принимала эту делегацию на юге Индии, был Святослав Николаевич Рерих. Он обратился к Никите Сергеевичу Хрущёву с личной просьбой — разрешить его брату Юрию вернуться на Родину. Такое разрешение Хрущёв дал, и через год, в августе 1957 года, Юрий Николаевич вернулся на Родину.
Вернуться в это время в Советский Союз было подвигом. В нашей стране Рерихов считали эмигрантами, что было равнозначно «враг народа», и чтобы вернуться, нужно было обладать огромным мужеством.
За свои выдающиеся заслуги в области изучения языков, литературы, истории, археологии и этнографии Центральной и Южной Азии Юрий Николаевич был избран членом Королевского Азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Американского археологического и этнографического обществ и многих других. Но вернувшись на Родину, он сразу попал под жёсткий партийный контроль. Нельзя без душевного волнения вспоминать о том периоде жизни, который он провёл в Советском Союзе. В Институте востоковедения Академии наук, куда он был взят на работу, сначала он не имел отдельного кабинета и работал с аспирантами под лестницей. Ему была предоставлена квартира на Ленинском проспекте, но она была мала, чтобы разместить всё, что он привёз.
Его называли «буржуазным учёным», «космополитом», прорабатывали на собраниях. Его, всемирно известного востоковеда, буддолога, учили читать лекции о Будде. Юрий Николаевич говорил: «Я не понимаю, что происходит. Все мои усилия уходят в песок, и я упираюсь в стену. Они не дают мне работать. Кто они? Не знаю». Но при этом в нём не было обиды. И он говорил: «Не Родина виновата, а несовершенство людей».
Юрий Николаевич приехал на Родину не с пустыми руками. Он привёз около 500 картин своего отца, которые были переданы в дар нашему народу с условием, что они будут выставлены в картинных галереях. Условие это до конца не выполнено до сих пор. Он привёз 999 очерков Николая Константиновича «Листы дневника. Моя жизнь». И только в 1996 году они были полностью изданы. А кроме того, Юрий Николаевич привёз огромную библиотеку тибетских книг (около 5000), все свои научные труды (большая часть их до сих пор не переведена на русский язык). Юрий Николаевич привёз все книги Агни Йоги.
Помимо научной работы, Юрий Николаевич имел широкий спектр деятельности. На нём лежала ответственная миссия, о которой он потом говорил: «Моя задача выполнена». Он должен был вернуть на Родину имя своего отца — Николая Рериха, — великого художника, гуманиста, философа-космиста. Приехав в Советский Союз, Юрий Николаевич сразу же начал организовывать выставки картин Николая Константиновича, на которых он был экскурсоводом.
Несмотря на все препятствия, которые встречал Юрий Николаевич, он, как истинный воин по натуре, успел за два с половиной года на Родине сделать столько, сколько не успел бы никто, кроме него. Он возродил школу востоковедения в России в её лучших традициях и создал школу тибетологии. Он возглавлял сектор истории, философии и религии Индии, начал преподавание санскрита в нашей стране.
Юрий Николаевич был одним из главных инициаторов возобновления работы по переводу древних философских и литературных памятников Востока, активным членом редколлегии «Библиотека Буддика». Уже в Москве он завершал большой труд своей жизни — четырёхъязычный словарь — тибетско-русско-английский с санскритскими параллелями. Словарь этот был закончен его учениками и издан лишь через 25 лет после его ухода.
В 1960 году вышла книга «Дхаммапада» под редакцией Юрия Николаевича. Это сборник изречений Будды, где наиболее сжато изложены основные морально-этические принципы раннего буддизма. Как только книга была издана, весь её тираж был арестован. Юрия Николаевича упрекали в идейной невыдержанности, вызывали на «проработку». Но Юрий Николаевич проявил находчивость — он сумел достать 6 экземпляров этой книги со склада. Отправил одну книгу послу Индии, другую — Джавахарлалу Неру. В Институт востоковедения пришли поздравительные телеграммы о том, что наконец в нашей стране началось исследование древних философских памятников Индии. После этого арест с издания был снят и книги поступили в продажу. (...)
В 1960 году, в мае месяце, открылась первая выставка работ Святослава Николаевича в нашей стране, в организации которой участвовал Юрий Николаевич. Святослав Николаевич приехал в Москву, и это было последнее общение между двумя братьями. Они общались недолго — около 20 дней. Люди, наблюдавшие их тогда, рассказывали мне, что это было что-то необыкновенное. Только когда они были вместе, они светились необыкновенной радостью и красотой. Это было общение двух людей, объединённых не только кровным родством, но и духовным, что более важно. Это были Братья в самом высоком смысле этого понятия. (...)
«Венец Архата достигается лишь сильнейшим огромным напряжением Подвига, мощным непоколебимым устремлением сердца, омытого кровавыми слезами страдания на протяжении многих и многих жизней. Сердце Архата должно познать все радости и все страдания, всё горе земного пути и испить полную чашу яда» (Елена Ивановна Рерих).
Таков Путь истинного восхождения человеческого Духа, и таким путём прошёл Юрий Николаевич Рерих.
Доклад, прозвучавший на юбилейной конференции, приводится в сокращении.