Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально



Фото- и медиа-архив


 

ПОМЫСЛИТЬ О ДОБРЕ

Авторы: Спирина Наталия Дмитриевна / Ольховая Ольга



Теги статьи:  Строительство Общины, работа с детьми

Я приветствую очередную педагогическую секцию и горячо желаю, чтобы она принесла самые высокие, мощные плоды своих трудов, чтобы она способствовала дальнейшему расцвету Нового Мира. Потому что Новый Мир будет процветать на Основах, заложенных в Живой Этике, начиная от семьи и кончая Мировой Общиной.

Люди ещё не до конца постигают значимость ими делаемого, так как польза этих трудов станет очевидной только со временем.

Н.Д.Спирина. 23.11.2002


Педагогические секции, проходившие в Сибирском Рериховском Обществе в этом году, были посвящены одной общей теме «Община», пять ступеней которой рассматривались в слове Н.Д.Спириной «Кузница мощи» («На Восходе», № 12-2001). Начинали мы с семьи и в ноябре подошли к Общине мира. На секции 23 ноября 2002 г. прозвучали интересные выступления и подборки на эту тему. Предлагаем вашему вниманию выступление О.А.Ольховой.

Побеседовать о добре — уже значит помыслить о пользе.

Н.К.Рерих

Тема «Община Мира», которой завершается цикл нашей работы, посвящённой углублённому изучению аспектов Общины, данной Наталией Дмитриевной Спириной в её работе «Кузница мощи», особенна тем, что говорить об Общине Мира мы пока можем теоретически. Если такие аспекты, как семья, коллектив (школьный, студенческий, рабочий и т.д.), Родина — знакомы всем нам, как участникам этих объединений, и у каждого есть опыт участия в этих сообществах, то мировая Община — это невыразимо прекрасное и весьма далёкое от современного мира Сообщество, представление о котором мы получили только из книг Учения Живой Этики.

Мы все понимаем, что готовить себя к Сообществу мировому, думать о дальних мирах, привлекая к ним внимание и, в конечном итоге, обретая невидимых друзей, можно только воспитав в себе качества, необходимые для Общины, которую мы должны построить на Земле.

«...Невозможно рассматривать каждое существо как независимую особь», — сказано в книге «Аум»1. «Можно понять, что вся болезнь планеты от полного раздора между теми, кто могли бы сплотиться во Благе»2.

Наша секция создана с целью собрать и объединить опыт и педагогов, и родителей, которые на процесс воспитания детей смотрят с позиции Учения Живой Этики. По крупицам мы собираем такой материал, анализируем его, обсуждаем, с тем чтобы можно было что-то рекомендовать уже в качестве опыта.

Мы с сотрудниками в Няганском Рериховском Обществе много думали над тем, с какими беседами идти в школы, на чём делать акценты. Приходили в классы, в основном в старшие, и пытались донести до детей то, что сами начинали постигать. Анализируя небольшой опыт того времени, хочу обратить внимание на три важных момента, о которых мы должны всегда помнить, проводя беседы или какие-то другие культурные мероприятия в школах:

1. Добро — взаимовыручка — взаимопомощь.

2. Сотрудничество — содружество — сорадование.

3. Соперничество — соревнование.

Бесценным кладезем сокровищ, данным ко времени, но пока, на наш взгляд, недостаточно используемым, являются «Листы дневника» Н.К.Рериха. Эти особенные тексты дают и темы бесед, и подсказывают, как развить выбранную тему, дают ответы на самые трудные вопросы — словом, там есть всё.

Н.К.Рерих утверждает: «Ребёнок может быть нелюдимым, своеобразным, подозрительным, но он не рождается ненавидящим; это тёмное свойство уже приобретается на многих примерах старших»3. «Какие-то люди берут на себя ответственность за извращение чужой жизни. Иногда, подобно средневековой инквизиции, они думают исправительствовать, но чаще всего действуют просто в тумане, в алом и чёрном тумане»4.

Вспоминается рассказ одной учительницы, которая сказала: «Я никогда не поставлю двойку ученику, если у меня плохое настроение и я чем-то взволнована или огорчена, — это мой принцип». Трогательные случаи она приводила в пример, говоря об ответной реакции детей — от забавных картинок, подложенных в журнал, до леденцов в карманах её жакета. Она, осуществляя классное руководство, никогда не знала проблем сбора родителей на классные собрания. И нам работать в её классе всегда было радостно и легко.

В своей статье «Самоотвержение зла» Николай Константинович Рерих говорит о непреложном законе — «об ограниченности и, тем самым, непрактичности зла. Но если можно говорить о какой-то самоотверженности зла, рискующего даже на погибель, лишь бы сотворить преступление и мерзость, то во сколько же раз более должно быть организовано добро, чтобы не умалять соседа и соратника! (...) Люди очень легко произносят такие слова, как дружба, содружество, сотрудничество. И всё это в основе своей с необычайной лёгкостью подвергается воздействиям зла»5.

«Для начала станьте чуточку добрее», — советует нам и Святослав Николаевич Рерих, отвечая на вопрос «с чего начать своё усовершенствование?».

В своей работе «Первое братоубийство на земле»6 Наталия Дмитриевна Спирина говорит: «Качество сорадования очень высокое — это дальнейшее расширение понимания любви к ближнему. А какая же Община может стоять без этой любви?!»

Показателен такой пример, с которым мы столкнулись недавно. Девушка-студентка, перешедшая в престижный вуз из другого учебного заведения, обнаружила скоро свои знания, и не просто знания, а готовность очень искренно помочь и поделиться ими. И этой помощью, конечно же, воспользовались, и результаты на экзаменах были соответствующими. Она очень радовалась тому, как сдают сокурсники. Но когда она сама блестяще сдала трудный предмет, радости на лице тех, кому она помогла, почему-то не обнаружила. Более того, там были видны совершенно другие чувства.

«Содружества созидательны в своей природе. Ради разрушения не может образовываться содружество. Тогда такое сходбище называлось бы совсем иначе. Содружество растёт силою сердца. Потому численность не имеет никакого значения, и это обстоятельство чрезвычайно важно для современности, когда качественность является единственным мерилом»7.

«Какими такими словами, какими разъяснениями можно внушить людям бережливость... к своим близким? (...) Зачем обнажать сердце человеческое злоречием, злоумышлением, когда для самой примитивной постройки требуется совместное усилие? В палеолитических пещерах, и там уже видим признаки совместных работ. Казалось бы, с тех пор в десятках тысячелетий принцип сотрудничества должен обосноваться и возвеличиться, а между тем и пески наступают, и испепеляются сердца человеческие. Благородно помыслили те, которые спешат предупредить ещё большее испепеление и окостенение»8.

Соревнование. Это понятие преследует ребёнка с самого раннего детства: кто лучше всех вымыл руки и быстрее съел кашу — в детском саду; кто достиг рекордно быстрого чтения — в младших классах; кто остроумнее, талантливее, находчивее... и так далее на протяжении всей жизни. Сколько невидимых, вернее, скрываемых ран наносится с самого детства этим понятием! Без него, кажется, просто не обойтись, настолько оно внедрилось в наше сознание.

«Соревнование есть одно из трудных понятий. Лишь огненное сердце понимает, сколько мер может быть положено и на светлую и на тёмную сторону. (...) Чистое понимание усовершенствования даёт соревнование. Там, где дикое необузданное сознание, там соревнование ведёт к взаимному уничтожению. Зависть гнездится около соревнования. (...) Сотрудничество должно уравновешивать непонятное соревнование. Нелегко лично уловить границу разумного соревнования. Само слово "соревнование" уже опасно, в нём выражается ревность, иначе говоря испорченная преданность. Потому, где можно, лучше заменить понятие соревнования самоусовершенствованием», — говорится в книге «Напутствие Вождю»9.

«...Вы отринете всё, что похоже на негодное соперничество, на зависть, на зарождение человеконенавистничества и предательства. Вы заботливо осмотрите доспех друга своего не для осуждения, но для радостного укрепления. И друг ваш подойдёт к вам с улыбкою, ибо он будет знать в сердце своём, что лишь во благо вы с ним будете общаться. Всё это так просто и так известно, но именно сейчас, именно это так неотложно нужно»10.

«В сотрудничестве, в содружестве, не может быть ничего отвлечённого. Всё должно быть действенно, немедленно приложимо и вдохновенно»11.

Нам очень многое придётся изменить в себе, передумать и перестрадать, прежде чем мы приблизимся к тому, о чём сказал Тютчев:

В одну любовь мы все сольёмся вскоре,
В одну любовь — широкую, как море,
Что не вместят земные берега.


1

1 Аум. 163
2 Мир Огненный. I. 657.
3 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 131.
4 Там же. С. 232.
5 Там же. С. 40.
6 Н.Д.Спирина. Отблески – 1999. Новосибирск, 2000. С. 43.
7 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 543.
8 Там же. С. 625-626.
9 Напутствие Вождю. 128.
10 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 544.
11 Там же. 543.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Дети и Живая Этика

Статьи по теме, смотреть список




 

 

 
Мысли на каждый день

…Cила духа всё побеждает, всё малое боится силы, всё большое уважает силу. Идите львами!

Рерих Е.И. Письмо от 20.07.1931
Неслучайно-случайная
статья для Вас: