Тот, кто питает интерес к мнениям масс, никогда не поднимется выше толпы. Письма Мастеров Мудрости, 57 |
30 августа 2003 года в Сибирском Рериховском Обществе прошла очередная педагогическая секция на тему «Музыкой процветаем и утончаемся». Речь шла о звуке, о влиянии музыки на детей, о том, как учить ребёнка слушать музыку и развивать у него музыкальный слух, какое место музыка занимает в нашей жизни и т.д. Был прослушан фрагмент слова Н.Д.Спириной «Лучшая трапеза», касающийся звука и музыки, который и лёг в основу пед. секции; приводим его.
«Существуют звуки природы и звуки, производимые человеком, исполняемые его голосом или на созданных им инструментах. И те и другие очень влияют на человеческое сознание и состояние, или наполняя его радостью и успокоением, или, наоборот, вредно воздействуя на его нервную систему.
К звукам природы относятся звуки, производимые самой природой, как, например, гром, рокот моря, шелест листьев, журчание ручья, шум дождя или водопада. На картине Н.К.Рериха "Песнь водопада" девушка на лютне как бы копирует эти звуки.
Животные издают как приятные, так и отталкивающие звуки: с одной стороны — пение птиц, а с другой — лай собак или рычание тигра. Если мы приучаемся слушать пение птиц, мы замечаем их многоголосие и неповторимую прелесть каждого птичьего голоса. И чириканье становится для нас не просто чириканьем, но одним из выражений музыки природы. Правда, есть птицы с некрасивыми голосами, такие как вороны, но это исключение из правила, так как в основном слушать птиц приятно. Птицы — самые прекрасные создания животного мира, так же как обезьяны — самые отталкивающие существа его.
Прекрасны звуки, создаваемые человеком: пение, музыка, звон колоколов. "Никто не будет отрицать факт воздействия звука на психику человека. Значение музыки в этом отношении велико. Удар колокола даёт звук, распространяющийся на большое расстояние. В этом случае колокольный звон насыщает пространство звуковыми вибрациями положительного характера. Не сравнить воздействие это с какофонией репродукторов [а также с шумом моторов и стуком колёс поезда]. Звон колоколов насыщен торжественностью. Влияние этих звуков определённо положительное", — сказано в "Гранях Агни Йоги"1. Колокольный звон в России ещё назывался "благовест", и это определение указывает на благое качество воздействия его на людей и на его духовное значение для них.
Говоря о музыке, приведём слова о ней Б.Н.Абрамова. "Музыкой мы питаемся, музыкой очищаем жизнь, музыкой говорим с Высшим Миром и приобщаемся к Нему. Музыкой процветаем и утончаемся. Вибрации музыки благотворны и жизнедательны. Медицина будущего будет лечить [в том числе и] музыкой. Люди будут воскресать, оздоровлённые и телом и духом. Оздоровляя дух, мы оздоровляем тело. Где граница здоровья, где граница тел, где граница воздействия музыки на дух и тело? Музыка — одна из великих радостей Бытия. (...) Музыка — сокровенное действо. Сфера её влияния на окружающее ещё почти не изучалась. Музыка — проводник красоты. Огонь в форме звуков. Целительная благодать. Новый Мир есть мир искусства, мир торжества звука и цвета, и мы уже на пороге царства Красоты. Время пришло осознать искусство, как великий проводник Духа Утешителя. К искусству приступаем торжественно, молитвенно и радостно. И других научим так же приступать. Тогда войдёт красота в жизнь нашу навсегда"2».
Для всех присутствующих на пед.секции опыт Наталии Дмитриевны Спириной как педагога-музыканта очень важен, и её ответы на вопросы о музыке и о её педагогическом опыте очень востребованы. Некоторые из них предлагаем вашему вниманию.
Что бы Вы порекомендовали для воспитания музыкальности в детях; с чего начать?
«Дети с самого начала своей жизни должны слышать хорошую музыку. Они очень реагируют на ритм. Можно приучать детей к танцевальным движениям, приплясывая и подпевая вместе с ними. Они будут подражать и стараться тоже изобразить подсказанные музыкой движения. Стараться, чтоб дети не слышали грубой "музыки" в кавычках, не привыкали к ней, а наоборот — отталкивались и видели, что родителям эти звуки тоже неприятны. Чтобы в тех случаях, когда она звучит, они видели отрицательную реакцию родителей, что на них безусловно действует; и тогда и сами начнут реагировать соответственно».
Наталия Дмитриевна, Вы много лет отдали педагогической работе. Как удавалось Вам применить знания Учения Живой Этики в работе с детьми?
«Зная о значении радости, я старалась, чтобы мои занятия музыкой с детьми были для них радостными; если ребёнок входил в мой класс на урок без улыбки, я ставила это себе в вину, и именно в том, что мне не удалось до сих пор сделать эти занятия для него привлекательными. Когда в дневнике приходилось ставить оценку, я всегда спрашивала ученика — как он сегодня играл, хорошо ли приготовился; и обычно ученик сам честно сознавался в том, что плохо приготовил урок, и понимал, почему получил отрицательную оценку. Также я старалась, чтобы ученик понял, что когда он играет хорошо, он не только зарабатывает хорошую оценку, но и доставляет удовольствие другим, становится для них привлекательным».
Все участники секции активно обсуждали данную тему. Приводим текст выступления Л.М.Мельниковой под названием «Преображение души».
«"Ритм заложен в основе жизни Вселенной. (...) Гармония и ритм управляют проявленным миром"3. "Никто не будет отрицать факт воздействия звука на психику человека. Значение музыки в этом отношении велико. (...) Звук — явление огненное. Он связан с цветом"4. "Музыка имеет огромное влияние на состояние сознания народа. Вопрос лишь в том, какая это музыка. Музыка может созидать и разрушать, может вносить гармонию и дисгармонию. Музыка может быть вредной, разлагающей и убийственно действовать на психику и нервную систему человека. Государство должно встать на защиту народа от вредной музыки, разрушающей его сознание, здоровье и равновесие"5.
"Звуки колоколов, органа и разных музыкальных инструментов обладают свойством приводить человека в торжественное состояние и настраивать его сознание на определённой волне. (...) ...Люди понимают значение звука, и на торжественных собраниях исполняют гимны. Они способствуют объединению сознаний и настраивают их соответственно, если гимны эти достаточно сильны, гармоничны и торжественны. Следовало бы и в школах применять этот принцип сознательно и с определённой целью приведения психики учащихся в гармоничное состояние. Слишком уж много дисгармонии вторгается в жизнь"6.
Сейчас в некоторых школах на переменах гремит современная "музыка". Ученики ведут себя возбуждённо, кричат, толкаются и в этом возбуждённом, дисгармоничном состоянии после звонка отправляются на урок. Потом из каждого класса слышны крики учителей, пытающихся успокоить учеников и заставить их слушать урок.
"Аритмизм в музыке разрушителен и действует разлагающе на сознание. Подобную музыку надо безотлагательно изъять из обращения, ибо недопустимо ею разлагать человеческие организмы. К сожалению, это бедствие ещё не осознано людьми. К сожалению, по радио, телевидению и на эстрадных концертах такая музыка допускается и приветствуется несознательными любителями дисгармонии и разложения. Пора прекратить это беззаконие. Пора понять его вредоносность. Пора уберечь детей и молодежь от этого яда"7. Каждое слово, фраза, ряд фраз несут в себе звуковые энергии, которые очень воздействуют на нервную систему и психику человека.
Проведение выставок и слайдпрограмм показывает, как прекрасная музыка, слово и картины воздействуют на детей и молодёжь. После просмотра слайдпрограммы "Весть Красоты", озвученной Н.Д.Спириной, где воедино слиты поэзия, цвет, звук музыки и голоса, написано много отзывов детей и подростков нашего города. Приведу несколько отзывов, написанных молодыми людьми из ПТУ № 27:
"Очень прекрасная программа, очень интересные картины Н.К.Рериха, отражающие сущность человека. Стихи Н.Д.Спириной замечательные, проникающие в душу" (Иванова Н.).
"Очень интересная программа, прекрасные картины. Музыка успокаивающая. Голос у Н.Д.Спириной нежный, прекрасный, увёл за собою на самые вершины гор. Спасибо" (Козырева В.).
"Слайдпрограмма прекрасна. Все картины восхитительные, замечательные стихи Н.Д.Спириной очень подходят к этим картинам. Они оживают в её словах. Спасибо! Приходите чаще" (Емельянова М.).
"Очень, очень хорошая слайдпрограмма. Стихи Н.Д.Спириной очень понравились. Картины, где изображены горы, — это значит величие. Музыка, музыка, музыка. Всё прекрасно. Большое спасибо" (Старова Нина).
"Слайдпрограмма произвела на меня огромное впечатление. Особенно понравился слайд о братьях-скалах, замечательных, высоких. Хорошая, приятная музыка. Стихи понравились. Особенно хорошо их читала Наталия Дмитриевна. Ждём вас. Спасибо!" (Дербей).
"После просмотра программы осталось очень хорошее впечатление. Красивые картины, сочные цвета. Приятная музыка. Особенно музыка. Успокаивает, умиротворяет. Прекрасен голос Наталии Дмитриевны, и стихи её. Спасибо! Приходите к нам чаще".
"Мне очень понравились все слайдпрограммы. Я очень многое стала понимать. Нас не зря сейчас травят боевиками и другими западными фильмами, рок-музыкой. Побольше бы таких встреч, раскрывающих глаза. Огромное спасибо" (Тюрина).
"Не дивно сказать, что хорошая музыка благоуханна. Цвет, звук и запах связаны тесно. Каждый цвет имеет свой запах, а каждый звук — свой цвет. Величественная музыкальная симфония выражается в незримых цветах и сияньях и в переливающихся сочетаниях тончайших благоуханий"8».
На секции прозвучало, с музыкальным сопровождением, интересное выступление Н.М.Кочергиной, которое было посвящено подробному анализу музыкальных произведений разных композиторов для прослушивания детьми от рождения и старше. Этот текст будет напечатан отдельной брошюрой. Все материалы пед.секции вы можете заказать в отделе «Книга-почтой» СибРО.
Ответственная за пед.секцию Ю.В.Стройнова
1 Грани Агни Йоги. XII. 20.
2 Записи Б.Н.Абрамова. 8 апреля 1951 г. Из архива Н.Д.Спириной.
3 Грани Агни Йоги. IX. 358.
4 Грани Агни Йоги. XII. 20.
5 Там же. 22.
6 Там же. 21.
7 Грани Агни Йоги. XI. 14.
8 Грани Агни Йоги. III. 462.