Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально



 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ. «Цвет, окружающий ребёнка»

Авторы: Цыганкова Ю.В. / Славгородская Марина



Теги статьи:  природа, работа с детьми

Наталия Дмитриевна Спирина в своём выступлении «Лучшая трапеза» говорит: «В течение всей нашей жизни, начиная с детства, нам необходимо учиться воспринимать цвет, звук и аромат. Кто-то слышит музыку, а для кого-то она просто шум; кто-то видит краски природы и живописи, а для кого-то это только мелькающие цветовые пятна. На ароматы многие не обращают внимания, особенно на те, которые часто встречаются в быту. К ним привыкают, и их влияние на настроение делается неосознанным.

Цвет, звук и аромат могут иметь очень сильное воздействие на людей, но при этом надо быть в состоянии воспринять их. (...) Если с детства нас не приучают обращать внимание на краски, звуки и запахи, то мы можем пройти мимо подлинных красот жизни, не замечая их»1.

Как развивать у детей восприятие прекрасного? Этот вопрос волнует многих педагогов и родителей. Педагогическая секция Сибирского Рериховского Общества решила подробно рассмотреть этот вопрос, поэтому в течение 2003 года мы будем говорить о цвете, звуке и аромате и о том, как научить наших детей видеть прекрасное во всей окружающей жизни. На секции, прошедшей 22 февраля этого года, была рассмотрена тема «Цвет, окружающий ребёнка», где большое внимание было уделено воздействию цвета на человека, развитию у детей цветовосприятия и как с помощью цвета в окружающей обстановке можно корректировать поведение детей.

«Воздействие цвета на человека огромно. Одни цвета действуют на него положительно, другие — отрицательно; одни возбуждают его, другие — успокаивают; одни радуют, а другие удручают. Это сказывается и в выборе одежды, и в окружающих предметах обстановки. Особенно подвержены влиянию цвета дети, потому одевать их надо в тона, не раздражающие их нервную систему. Если одежда ребёнка многокрасочна, нужно, чтобы эти краски между собой гармонировали. То же самое может относиться и к игрушкам, и к обстановке в их комнате»2.

«Крохи Красоты можно собирать и в жизни обычной. Можно стремиться окружать себя Красотою. (...) Современная одежда далека от красоты. Преобладание тёмных и серых тонов создаёт диссонансы. (...) Цвета и оттенки одежды можно брать у природы. И не только для одежды, но и всего обихода, всей жизни, всего, что окружает человека. Мрачные, серые, тёмные каменные дома-ящики должны совершенно со сцены уйти. Красота войдёт в жизнь, во все её сферы, и станет тогда жизнь иною. (...) Будет время: не будет ни грязи, ни дыма, ни сора в просторных и чистых и светлых, украшенных цветами и произведениями искусства, помещениях преображённых заводов и фабрик. Всё будет отмечено печатью на себе Красоты, и прежде всего, человек, и не столько внешне, сколько внутренне»3

На секции прозвучало выступление М.В.Славгородской (г. Новокузнецк) «Цвет — наш помощник», приводим его в сокращении.

 

Чтобы знать, какими цветами и как пользоваться каждому человеку в обиходе, в воспитании детей, — надо понять, каким образом цвет влияет на состояние человека. По данным многочисленных исследований, цвет качественно и комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, динамику заживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечно-сосудистой системы, восприятие (боли, температуры, времени, пространства, размера, веса), психический статус (эмоциональное состояние, активированность, психическое напряжение). При этом цвет воздействует специфически как при восприятии через зрение, так и при освещении им частей человеческого тела. Человек неосознанно часто использует цвет как средство психической саморегуляции. Люди с разными характерами и в разных психических состояниях видят мир буквально в разном цвете, причём уравновешенные люди воспринимают мир более ярким и красочным.

Сейчас в каждой стране существуют дизайнеры и психологи по цвету, цветотерапевты и цветоархитекторы. Колористика — наука о цветовосприятии. Её основатель — великий немецкий поэт И.-В.Гёте. Он написал фундаментальный труд «Учение о цветах».

Основная идея колористики заключается в том, что цвет влияет на человека психологически и психофизиологически. Посмотрев пристально на какой-нибудь цвет несколько минут, человек может почувствовать не только изменение своего самочувствия и настроения; может измениться температура тела, частота дыхания и ритмика сердца. Но каждый человек реагирует на один и тот же цвет по-своему. Для изучения характера и эмоциональных состояний человека М.Люшер и Х.Фриллинг в середине прошлого столетия изобретают цветовые тесты. Макс Люшер создаёт цветовой метод диагностики состояния человека, так называемый «тест Люшера». 23 цвета были выбраны им из 4500 цветов, а критерием отбора явилась максимальная приближённость к природным цветам. Этот тест выявляет проблемы с 6 – 7 летнего возраста. При этом ребёнок просто выбирает наиболее понравившиеся или наиболее неприятные цвета из предлагаемых.

Таким образом определяя влияние того или иного цвета либо композиции цветов на самочувствие и состояние человека, психологи пришли к следующему заключению: если человек выбирает красный цвет — это характеризует возбудимость, импульсивность, страстность, тогда как разные оттенки зелёного цвета успокаивают, настраивают на деловой, рабочий лад. Синий, голубой цвета так же являются «холодными», то есть уравновешивающими, направляющими к размышлениям, а не переживаниям. Можно заметить, что в творчестве Николая Константиновича Рериха мы часто встречаем эту цветовую гамму. По этой причине его картины несут не только красоту, но и равновесие, устремляют к Высокому, заставляют задуматься; оттого имеет место их целебный эффект. Известен тот факт, что врачи-психологи украшали коридоры больниц репродукциями с картин Николая Константиновича. И у нас был такой опыт, когда в детской клинической больнице, в отделении детей, больных лейкемией, была выставка репродукций с картин Н.К.Рериха. По отзывам врачей и медсестёр, эта выставка внесла равновесие, гармонию, пробудила детей к творчеству и даже спасла некоторых от безысходности.

Картины Рериха побуждают человека мыслить, причём мыслить спокойно и прекрасно. Поэтому будет мудро оформить детскую комнату репродукциями Н.К.Рериха, в соответствии с возрастом и наклонностями ребёнка.

Не менее важно и сочетание цветов. Святослав Николаевич Рерих так говорил об этом: «Гармония в цвете подобна гармонии в музыке. Она оказывает то же воздействие; она вызывает те же реакции, определяемые тем, нравится нам эта реакция или нет. Возьмите чёрно-белый рисунок. В нём никогда нет того живого элемента, который даёт цвет. Потому что цвет, даже без ассоциации и формы, всё же несёт в себе вибрации жизни. В конце концов, цвет очень близок к музыке, поэзии, звуку и запаху, которые взаимосвязаны. В целом мой тезис в живописи таков: именно цвет в первую очередь влияет на нас»4. «Внутренние волны исходят от красок так же, как от музыки»5.

Используя такие знания, мы можем сознательно подойти к формированию цветовой гаммы, окружающей наших детей. В наше нелёгкое время мы можем окружить детей гармонией цвета в одежде, в игрушках, в оформлении детской комнаты. Если убрать из обихода все грязные, неестественно яркие, кроваво-красные, коричневые, чёрные и серые краски, это уже будет способствовать охранению детей, развитию в них равновесия, спокойствия, вдумчивости, устремлять их к красоте.

«Обстановка дома также налагает печать на всю жизнь. Даже самая бедная хижина может не оскорблять духовного чувства. Не следует думать, что пустота жизни не замечается детьми. Напротив, они очень чуют построение всего обихода...»6 

«О воздействии цвета на психику человека Говорилось и Говорится достаточно много. Но при этом упускается из виду одно: на человека воздействуют не только цвета, которые он видит физическим глазом, но и те, которые он мысленно вызывает перед собой или представляет себе. Ведь, скажем, цвет зелёной листвы, попадая через глаза в его сознание, становится уже не физическим, но именно мысленным представлением, которое остаётся в нём, если он закроет глаза. И такое представление в сущности своей уже не отличается от представления, вызванного мысленно. Это следует осознать и понять, почему мысленное представление того или иного цвета перед собою воздействует при достаточной яркости или чёткости так же сильно, как и воспринимаемый физически цвет, поступающий в глаза извне. Цветотерапия — это медицина будущего. Пока же отметим, что если синий цвет успокаивает, то красный возбуждает. Комбинацией цвета можно, подобно сочетаниям звуковых аккордов, или успокаивать нервную систему человека, или её активизировать. Цвет мощно воздействует на человека — как цвет обычный, видимый глазом, так и цвет, вызываемый им перед собою мысленно»7.

Чтобы учить ребёнка мысленно представлять цвет, необходимо, чтобы в жизни его окружали красивые, гармоничные сочетания цвета, вызывая в ребёнке хорошее и спокойное мировосприятие.

Зная, что «смотреть на прекрасное — значит улучшаться», зная значение цвета в жизни человека, надо сознательно сделать цвет нашим помощником в достижении определённых воспитательных задач с детьми.

Вспоминается беседа Н.Д.Спириной с сотрудниками СибРО по вопросу цветового оформления Музея Н.К.Рериха в Новосибирске. Наталия Дмитриевна говорила, что нам надо как можно больше использовать в оформлении зелёный цвет, все оттенки зелёного цвета. В книге «Агни Йога» сказано: «Замечайте зелёный цвет, он есть познание сущности»8. И сейчас среди серо-коричневого интерьера города распустился такой живой, такой радующий глаз Музей, архитектура и цветовое исполнение которого так украшает Новосибирск.

На вопрос о том, как было бы полезнее для детей разного возраста оформлять их детскую комнату, Наталия Дмитриевна Спирина ответила: «Для детей младшего возраста полезнее будет подбирать зеленоватые или голубоватые цвета; но не использовать ярко-красный цвет, несмотря на то, что он бессознательно привлекает внимание детей. Детей не всегда привлекает всё полезное и нужное; так, они очень падки на сладости, но это не значит, что им можно давать конфеты и другие сладости без всяких ограничений. В подростковом возрасте нежелательно использовать возбуждающие оттенки, такие как красный, ярко-жёлтый. Надо создавать чуть прохладную обстановку, чтобы им было легче пережить этот период».

 

Тема «Цвет, окружающий ребёнка» вызвала живой интерес у присутствующих, многие педагоги делились своими наблюдениями о том, как оформление кабинета влияет на учеников. Приведём один пример, рассказанный учителем истории С.Р.Сапунковым (г. Новосибирск): «Учитель бо'льшую часть времени общается с учениками в классной комнате. И зачастую, проносясь в конвейере уроков, не обращает внимание, как устал он (да и дети тоже) от общепринятого оформления класса: схемы, таблицы, информация, стандартные портреты деятелей. Недавно мне повезло, я попал в кабинет с пустыми стенами. В школе обычно борются за качество знаний, успеваемость и дисциплину; я тоже боролся, лелея мечту о большем. Очень хотелось на эти пустые стены повесить хотя бы одну репродукцию с картины Н.К.Рериха, и я решился. Стал неторопливо, через определённые промежутки времени вывешивать репродукции. И класс преобразился — картины, казалось, жили своей таинственной жизнью, вытесняя из класса пошлость и безобразие, и детей словно подменили. Перемена была столь разительной, что не вызывала сомнений. Свет рассеивал туман в детских глазах, будя живительный родник; исчезала агрессивность, проступали способности, росли успехи, пробуждался интерес к знанию. Очень важно, я думаю, чтобы не только картины были источником гармонии, а всё поведение учителя утверждало красоту, очищало поведение детей от отрицательных наслоений».

 

Все материалы секции можно заказать в Сибирском Рериховском Обществе через отдел «Книга-почтой».

26 апреля 2003 г. состоится педагогическая секция на тему «Природа — это самая доступная школа для воспитания прекрасного».

 Материал подготовила Ю.В.Цыганкова

 


1 «На Восходе». № 10 (102), 2002. С. 2.
2 Там же. С. 2-4
3 Грани Агни Йоги. IV. 330.
4 С.Н.Рерих. Священная флейта. Самара, 2000. С. 30.
5 Там же.
6 Аум. 70.
7 Грани Агни Йоги. Х. 648.
8 Агни Йога. 260.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Дети и Живая Этика

Статьи по теме, смотреть список




 

 

 
Мысли на каждый день

Старый и новый мир отличаются в сознании, но не во внешних признаках.

Знаки Агни Йоги, 55
Неслучайно-случайная
статья для Вас: