Испытание терпением есть одно из высоких испытаний. Сердце, 212 |
...Когда есть взаимопонимание, то и многое облегчается. (...)
Очень хотелось бы знать, какое впечатление осталось от доклада. Ведь так многое зависит от сердечного и живого отношения к проблемам этики и морали, и именно живое отношение зажигает мысли других и вдохновляет. Конечно, опыт дальнейший даст нужную степень напряжения и уверенности в своих силах. Кто же ещё может дать убедительную и глубокую перспективность нужности этических положений и связать их с красотою. Ценность доклада именно в убеждённости и горении сердца. Не в громком крике она, но во внутренней убеждённости. Думаю, что Вас не оставят в покое, а будут просить после повторить на радио или ещё где-нибудь. Индифферентное, обычное отношение со стороны того, кто должен гореть сердцем, сделает неинтересной самую увлекательную тему, и наоборот. Конечно, Вам последуют и другие предложения, и возможно, что темы будете выбирать сами. Умение доходчиво, ясно и просто сказать самое, казалось бы, неудобопонятное и не созвучное обычному, ограниченному пониманию, требует очень вдумчивого и серьёзного отношения. Говорить по сознанию большое искусство. Мне кажется, что если хорошо подумать, то в доходчивой и приемлемой форме можно изложить самые неинтересные или сложные вещи, а не такие увлекательные сами по себе, как «Прекрасное в человеке». (...)
Фундамент диалектической философии — самый прочный, и с его помощью легко раздвигаются границы материи. Наука их раздвинула уже довольно широко. (...)
Каким бы даваемый Вам материал для прочтения ни был, а также и книги, нужны цемент или известковый раствор, чтобы скрепить им разбросанные без синтетического понимания факты. И синтез служит этим скрепляющим и объединяющим веществом. (...)
О качествах, нужных для всестороннего развития личности, многое можно сказать. Развитием и усовершенствованием своего характера мало кто занимается, не понимая, насколько это нужно и для себя, и для общества. Ведь без того мужества и славного героизма, который был проявлен нашим народом в Великой Отечественной войне, не было бы победы. Стойкость и упорство, и постоянство, и т.д., и далее. Право, есть над чем поразмыслить. И ещё можно отметить один факт: если кто-то говорит о какой-то стороне характера и сам её утвердил, его слова производят впечатление; если нет, пропускаются мимо. (...)
Изречение древнего философа (Цицерона) «Omnia mea mecum porto» — всё своё ношу с собой, можно понимать как отрицание частной собственности, как утверждение того, что он считает своим только то, что на нём и что может взять с собою. Но можно понимать и по-другому, а именно так, как, по-видимому, понимал это философ, который считал своим не то, что на нём или с ним, а только то, что внутри его, свой внутренний мир и свои накопления, которые он полагал своим единственным достоянием. Каждый понимает по сознанию, но изречение это по содержанию своему замечательно при всяком его понимании.