Пока человек не развил в себе совершенного чувства справедливости, ему предпочтительнее ошибаться вследствие избытка снисходительности, чем совершать малейшую несправедливость. Письма Мастеров Мудрости, 108 |
...Воля укрепляется постоянством, упорством и устойчивостью. При длительности волевого действия побеждается временность сопротивления в себе внутренней инертности и противодействия. Самые сильные порывы устремления или яркие вспышки восторженности — ничто по сравнению с постоянством и неуклонностью малозаметного волевого усилия. Оно действительнее всего выражается в ритме. Ритм волевого действия силён необычайно, хотя бы выразимость его по сравнению с яркой вспышкой восторженности была бы мала. Вспышки затухают так же быстро, как и разгораются, — в этом их слабость, — постоянство же будет знаком ровного горения сердца. Из малого оно вырастет в большое, в то время как вспышки быстро погаснут. Твёрдость устремления вырастает из постоянства непрерываемого ритма. Силу ритма надо понять не только в движении светил и планет, но и в жизни обычной. Ритм биения сердца служит примером тому.
Художник видит в своём воображении предмет, который он хочет зарисовать и часто может рисовать по памяти. Вот почему можно считать, что искусство ведёт к знанию процесса великого творчества. Ведь и музыкант, обладающий сильно развитым музыкальным слухом, тоже запоминает все звуки услышанной мелодии. Можно подумать над тем, какие возможности кроет в себе искусство.
Абсолютный слух (которым обладают редкие люди), то есть абсолютная звуковая память, и абсолютная зрительная память предпосылают необходимость вывода о возможности абсолютной памяти всех прочих чувств и восприятий. Художник-портретист не может творить, то есть написать портрет, если он не уловит, точно и безошибочно, каких-то особых, характерных деталей, которых не видит обычный глаз. Для творчества надо уметь не только смотреть, что делают все, но и видеть и осознавать виденное и запечатлевать его сознательно. Память без сознательного (можно сказать аналитического) восприятия проявиться не может во всей своей силе. Таким образом можно понять, как искусство подводит человека к развитию в себе тех способностей, без которых настоящее творчество невозможно. О значении искусства следует думать. Это путь раскрытия внутренних способностей человека, дающих ему возможность и силы творить во всех областях жизни. Вот почему искусство имеет такое большое значение и развитие в нашей стране, которая идёт впереди всех.