Качества духа – это нити, протянутые из далёкого прошлого в бесконечность будущего. И бесконечен их рост. Грани Агни Йоги, 1963, § 108 |
Николай Шемаров, заслуженный художник России, член-корреспондент РАЕН, г. Кемерово
Кемеровский художник Николай Шемаров лично встречался со Святославом Рерихом один раз — было это в 1974 году. Воспоминания об этой встрече, запись беседы, а также автограф великого сына великого отца Николай Михайлович хранит как самое дорогое всю свою жизнь. «На самом деле встреча с Рерихом у меня произошла гораздо раньше, — говорит он. — Сразу после войны...»
Из провинциального городка Кемерово сразу после Великой Отечественной войны я приехал в Ленинград. Русский музей произвёл ошеломляющее впечатление. Среди шедевров моё внимание привлекла картина Н.К.Рериха «Заморские гости». Мощные, густые красочные замесы, заставляющие вспомнить арию Варяжского гостя из оперы «Садко»: «От той волны морской в нас кровь-руда пошла...» После этого других картин Н.К.Рериха я не видел более десяти лет. Только в начале шестидесятых годов увидел в Новосибирской картинной галерее работы Н.К.Рериха. Они навсегда вошли в мою душу, в моё сознание.
В 1974 году в Москве были открыты одновременно две выставки: в Академии художеств — 230 работ Николая Константиновича Рериха, в Третьяковской галерее — 150 работ его сына Святослава Николаевича Рериха. Вначале я подолгу простаивал у каждой картины Н.К.Рериха, снова возвращался, просматривая их по нескольку раз. Работы завораживали. Поражало неимоверное разнообразие композиционных решений. А цветовой строй настолько был разнообразен, что казалось, автор использовал всё, что доступно человеческому глазу. От жёлто-розовых, оливковых, лимонных — до оранжево-красных, пурпурных тонов. Переходы сиреневых в бесконечное разнообразие синих, голубых, светло-зелёных, бирюзовых, коричневых... Полная растяжка тональности от самого светлого до самого тёмного.
Многоплановые пейзажи у Рериха-старшего разработаны чётко, строго, от самого переднего плана до самого дальнего. При этой чёткости контуров он добивается необыкновенно точного удаления планов, пространства в бесконечность. За этими планами встают образы, легенды, предания Индии, Тибета, Китая...
Размышляя о творчестве Рериха-отца, я пришёл и на выставку его сына Святослава Николаевича в Третьяковскую галерею. И сразу узнал его, встретив в одном из полупустых по утреннему времени залов. Одет он был просто. Тужурка-френч. Никаких знаков, наград, никакого внешнего величия. Величие чувствовалось внутри него самого, в картинах.
Я представился, сказал, что художник из Сибири, в Москве проездом. Он не удивился. Встретил спокойно, как, вероятно, встретил бы мудрец путника где-нибудь в Тибете, Гималаях. Обычно на выставке Святослава Рериха окружала толпа поклонников, экскурсантов, — не пробиться. Но тут он почему-то был один, и у нас состоялась конкретная беседа об искусстве. Прежде всего, он сказал, что он русский художник, и все корни и начальное образование — русские. Он родился в Петербурге в 1904 году. Учился в гимназии К.И.Мая, где учился его отец, Н.К.Рерих. К слову сказать, в гимназии Мая учились А.Бенуа, К.Сомов и многие другие известные деятели русской культуры. Затем Святослав Рерих продолжил образование в Колумбийском и Гарвардском университетах.
Первые основные принципы, которые он усвоил от отца, — нужный цвет положить на нужное место. Так просто! На самом деле это имеет глубокий смысл. Всё великое просто. Но в каком совершенстве нужно овладеть для этой простоты рисунком, формой, гармонией цвета, колоритом!
Он впитал опыт всех лучших достижений европейской культуры, ренессанса, импрессионизма, классики; достижений художественной культуры Востока, и конечно, всех лучших достижений русской культуры. Меня поразило, что Рерихи, куда бы они ни переезжали, возили с собой огромное количество граммофонных пластинок — записи Бетховена, Вагнера, русской классики. Видимо, живописи без музыки они не мыслили.
Как художник, С.Н.Рерих более декоративен и ярок, чем его отец. У него свой собственный и неповторимый мир. Он говорил, что много пишет быстрых этюдов. Чтобы перейти к картине, надо основательно продумать всё, чтобы не переписывать одно и то же место. Произведение должно полностью созреть в сознании, в душе. Писал он на много раз очищенных скипидарах. Затем они с отцом перешли на темперу: получали сухие пигменты из разных стран и сами готовили краски к употреблению. Краски яркие, звонкие. Таких нет ни у кого. Впрочем, Святослав Рерих утверждал тогда, что можно добиться ещё большей яркости.
Невозможно в короткой статье проанализировать всё творчество двух великих художников — отца и сына. Но о портретных работах Святослава Рериха напомнить необходимо. Он написал много портретов, и все они чётко нарисованы, строго вылеплены. В каждом переданы характер и внутренний мир человека. Это многочисленные портреты Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, политических и общественных деятелей — Джавахарлала Неру, доктора Радхакришнана и др. Особое место занимают портреты его жены, Девики Рани, известной индийской актрисы, снимавшейся в кино вместе с Раджем Капуром и другими звёздами индийского кино.
Кстати, Девику Рани несколько дней спустя я тоже встретил в Третьяковке. По-русски она почти не говорила, поэтому наше общение ограничилось тем, что я попросил у неё автограф. Она оставила свою подпись под подписью мужа в моём рабочем блокноте и поспешила к нему. В 1974 году она была столь же обаятельна, женственна и прекрасна, как и на своём знаменитом портрете в красном сари, написанном Святославом Рерихом в 1951 году. От этих волнующих встреч у меня осталось два дорогих автографа.
Москва, 1974 г. — Кемерово, 2004 г.