Утонченность духа определяется именно степенью его почитания высших ценностей. Рерих Е.И. Письмо от 01.10.1935 |
«Разве борьба со злом не будет утверждением красоты? Разве борьба с хаосом не будет строительством прекрасным? Надо понимать борьбу как противовес. Противовес безобразию — всегда красота добра и целесообразности.
«...Величие плана облекается простотою». Просто идёт построение Новой Страны, по земному просто и ясно. И воплощается величие плана. Так и творчество новое должно быть простым и прозрачным, выявляя через себя красоту плана Владык».
Из Записей Б.Н.Абрамова. 7.05.1952
Мы понимали, что публикация «Позиции СибРО» побудит высказаться многих — как представителей Рериховских Обществ, так и отдельных лиц, самостоятельно изучающих Учение Живой Этики. И отклики не заставили себя ждать.
Почта СибРО за последние 8 месяцев представляет собой явление совершенно особенное. Её можно разделить на несколько групп.
1. Мы имеем письменные свидетельства с выражением глубокой признательности и благодарности нашему руководителю Наталии Дмитриевне Спириной «за мудрость и твёрдость», «за созидание и укрепление общественно-полезных учреждений в разных частях нашей страны», за её «стихи и прозу, которые отражают идеи Учения Живой Этики и способствуют лучшему их восприятию».
Письма такого рода всегда составляли подавляющую часть корреспонденции СибРО, но в это время их количество заметно увеличилось.
2. Нам пишут сотрудники Рериховского Общества г. Белова (Кемеровская обл.): «Нам непонятна позиция СибРО в отношении МЦР и издательства ''Сфера''... Такие крупные центры, как СибРО и МЦР, должны тесно сотрудничать... Наталия Дмитриевна! Обращаемся к Вам с просьбой о содействии в объединении нашего движения в единое монолитное целое».
Нас спрашивают сотрудники Нижневартовского Рериховского Общества «Гармония»: «Что, на ваш взгляд, нужно предпринять, чтобы поверх всех разделений можно было провести более длинную линию созидания?»
К нам посылают обращения, как например супруги Кириенко из г. Мурома: «Мы хотим, чтобы все люди были истинными друзьями... Поэтому просим Вас, Наталия Дмитриевна, и всех Ваших сотрудников, восстановить сотрудничество с МЦР».
Это наиболее характерные образцы писем, в которых звучат и непонимание сложившейся ситуации, и тревога за судьбу Рериховского движения в России.
3. Некоторые наши оппоненты напоминают нам о статье Н.Д.Спириной «Сверху виднее», написанной осенью 1993 г. (Газета «Перед Восходом», № 5). Они пытаются найти противоречие между этой статьёй и текстом нашей «Позиции». Но на самом деле никакого противоречия здесь нет. Ко времени написания статьи уже была ясна неблаговидная роль Л.В.Шапошниковой в отношении Сибирского Рериховского Общества: уже наше Общество было исключено ею из трёхсторонней договорённости между МЦР, СибРО и СО РАН, уже нарушены совместно составленные планы, — всё это уже имеет место. А в это время над Музеем им. Н.К.Рериха в Москве нависает угроза потери общественного статуса.
Сколько благородства и великодушия проявляет Наталия Дмитриевна, составляя текст статьи «Сверху виднее»! Цель одна — выполнить волю С.Н.Рериха, сохранив общественный статус Музею. Сейчас нас упрекают за высокие слова защиты, прозвучавшие из Новосибирска.
4. Хорошо известна высокая оценка деятельности Сибирского Рериховского Общества, данная ведущими учёными Российской академии наук: «Сибирское Рериховское Общество, давно созданное, прекрасно работающее... несомненно заслуживает очень высокой оценки. (...) Я искренне желаю, чтобы Сибирское Рериховское Общество росло, чтобы его влияние на население Сибири и прилегающих стран возрастало» (академик А.Н.Яншин, ноябрь 1997 г.).
Но «Ассоциация молодых учёных им. Н.К.Рериха», представленная Д.А.Бунтиным, одарила нас письмом, озаглавленным «СибРО — ещё не вся Сибирь!» Совершенно верно. И даже не все новосибирцы, как например Борис Андреевич Данилов, знакомство которого с Наталией Дмитриевной Спириной длится около 50 лет. Уж кому как ни ему, издателю серии книг «Грани Агни Йоги» (Записей Б.Н.Абрамова, признанного ученика Н.К.Рериха), знать, что Наталия Дмитриевна является ближайшей ученицей Бориса Николаевича, что только благодаря её труду и усилиям создано и работает Сибирское Рериховское Общество, ведётся небывалая стройка Музея Н.К.Рериха в г. Новосибирске, идёт большая культурно-просветительная работа по распространению идей Рерихов. Принципы, на которых строится работа СибРО, Б.А.Данилову также хорошо известны. Было сотрудничество, когда объединёнными усилиями пытались остановить Л.В.Шапошникову от публикации в МЦР трудов Н.Зубчинского (Уранова), когда отражали клевету, помещённую в журнале МЦР «Новая эпоха» (№ 1-2000). Но сейчас — странная забывчивость посещает Б.А.Данилова. С упорством, достойным лучшего применения, в своих докладах и выступлениях он, говоря о Б.Н.Абрамове, постоянно замалчивает имя его ученицы — Н.Д.Спириной. Как будто нет рядом с нами такого человека! Не к ней ли идут сотни писем благодарности за помощь и поддержку? Не её ли спешат услышать люди из многих регионов России, приезжая в Новосибирск на ежемесячные «круглые столы»?!
Как схоже это с позицией самой Л.В.Шапошниковой, в течение многих лет игнорирующей многочисленные просьбы сибиряков опубликовать переписку Б.Н.Абрамова с Е.И.Рерих, ту её часть, в которой говорится о Н.Д.Спириной и о значении её работы в будущем (а ведь эти письма уже готовились к публикации в МЦР, но почему-то так и не вышли в свет).
В своём докладе, представленном в МЦР на симпозиуме, который проходил в Москве 21-22 июня этого года, Б.А.Данилов «подытожил» деятельность СибРО, высказавшись по поводу «Позиции»: «Они просто сдёрнули маски и показали всем направление своего устремления».
5. Есть в нашей почте и письма, являющие собой злобные вердикты в адрес СибРО. Мало чести Л.В.Шапошниковой и МЦР иметь таких защитников, какими предстали в своих писаниях сотрудники Хакасской региональной общественной организации последователей Рерихов, Белгородского общества «Белогорье», Калининградской культурно-благотворительной организации «Время культуры».
6. Но апофеозом лжи и измышлений в адрес Сибирского Рериховского Общества явилась статья, написанная от Международного Совета Рериховских Организаций и опубликованная в их печатном органе «Содружество» (№ 5-2002). Целый ряд лиц, как например С.П.Синенко, М.Р.Озолиня, К.А.Молчанова, В.А.Козар, М.Н.Чирятьев и др., известных в Рериховском движении, не стесняясь, клевещет на СибРО.
Аргументированный ответ конкретно на эту статью помещён в этом номере.
Елена Ивановна Рерих писала А.М.Асееву: «Полемика хороша, когда обе полемизирующие стороны понимают, что есть честь и честность, но когда эти понятия отсутствуют у одной стороны, то всякая полемика делается невозможной, да и все прочие отношения ставятся под вопросительным знаком» (19.08.1939).
Сколько людей отравляется клеветой и ложью! О них, пытающихся разобраться в вихре всех событий Рериховского движения и найти для себя нравственные ориентиры, — наша тревога.
Мы не будем касаться вопроса взаимоотношений МЦР и Государственного Музея Востока (ГМВ), а непонимающим, почему «СибРО проигнорировало акцию ''Набат совести''», скажем, что вопросы такого рода должны решаться юридическим путём на основе имеющихся документов, многие из которых сейчас вполне доступны добросовестному исследователю.
Проанализируйте «Несостоявшееся интервью» О.В.Румянцевой, заведующей Мемориальным кабинетом Н.К.Рериха в ГМВ (г. Москва); прочтите «Открытое письмо» В.Калмыковой, осветившей своё видение десятилетнего конфликта между ГМВ и МЦР. Многое объяснят и свидетельства С.А.Пономаренко, редактора, работавшей в СФР-МЦР с 1990 по 1996 гг. Названа только часть материалов, имеющихся в интернет-пространстве.
Можно упомянуть и заявление Р.Б.Рыбакова, сделанное им на пресс-конференции в связи с его выходом из Правления Советского фонда Рерихов, в частности и о том, как была выбрана Л.В.Шапошникова доверенным лицом С.Н.Рериха.
Трудно представить, на кого рассчитано утверждение авторов о том, что «СибРО вступило в тесные отношения с О.Румянцевой и начало вынашивать ''мечту'' о перемещении в Новосибирск коллекции картин Н.К. и С.Н.Рерихов... Об этой ''мечте'' недавно были оповещены участники одного из круглых столов СибРО и были приглашены помыслить о скорейшем её осуществлении».
Представителей Международного Совета Рериховских организаций, родивших это измышление, не смущает тот факт, что на «круглых столах» СибРО — открытых ежемесячных мероприятиях — присутствуют сотни людей, и кассеты с записью «круглых столов» доступны для всех желающих их иметь.
Что касается «отношений с О.Румянцевой», то нам не надо ничего «налаживать». Мы с уважением относимся к Ольге Владимировне и состоим с ней в дружеских отношениях.
Не авторам растиражированной лжи мы хотим что-то доказать, многие из них хорошо знают правду. Мы обращаемся к тем, кто может без предубеждения и честно сделать выводы, ознакомившись с частью свидетельств, которые мы помещаем в этом спецвыпуске.
«Об идеях Рерихов судят по представителям этих идей», — замечают в своём письме сотрудники школы им. Рерихов г. Днепропетровска. И это налагает особую ответственность на всех, причастных к Рериховскому движению, — добавим мы.
Сторонникам же деятельности «водителя Культуры» и «выдающейся личности» Л.В.Шапошниковой можно сказать, что у нас разные цели и разные подходы к делу.
Наша цель — построение Общины. Сказано: «Без Общины земля жить не может». Мы стараемся построить именно такую Общину.
Для Л.В.Шапошниковой цель — утверждение своего «я».
Обратимся к публикациям печатного органа МЦР. «...В нашем рериховском движении отсутствует общественное мнение, сформулированное строгим соблюдением закона Иерархии... Пора, в конце концов, осознать, что иерархическая преемственность находится там и в том, что было создано самим Махатмой, принимавшим Указы Учителя» (журнал «Мир Огненный» № 1-1996, с. 29).
Оказывается, не нужны многотрудные поиски духовного Учителя, не нужны раздумья, не важен выбор сердца, — «иерархическое звено» самоопределилось и заявляет о себе на весь мир. Осталось только сформировать «общественное мнение». Никаких недоумений просто не должно быть. Читателю поясняют: «Мы уже писали об этом... и хотели бы ещё раз подтвердить и напомнить, что любая наша деятельность в сфере духовного строительства может принести реальную эволюционную пользу, когда она находится в орбите Единого Фокуса, земной проекцией которого для изучающих Живую Этику является сегодня Международный Центр Рерихов. ...Для многих такое признание требует и большого мужества и не меньшей самоотверженности» (журнал «Мир Огненный» № 1-1997, с. 2.).
Тем, кто нашёл в себе это «мужество» следует уяснить: Л.В.Шапошникова никогда не была ученицей С.Н.Рериха, она просто официальный хранитель материального наследия. Это не значит продолжение духовной преемственности; это не есть иерархическое звено.
Совет и сотрудники Сибирского Рериховского Общества
Сергей Деменко
Мы воины, мы воины И Свет - наш щит и меч! Мы чести удостоены Планету уберечь. Века, тысячелетия Соединили нас, Во всём великолепии Явился нам Указ! Без страха и сомнения, Без отступленья вспять, Наш дух растёт в движении, В стремлении дерзать. Пусть вражья рать несметная Трепещет и бежит, Любовь междупланетная Общину защитит! Струится чистым пламенем Явленье Красоты, И под Всемирным Знаменем Исполнятся мечты. И Свет Святой Обители Поможет нам пройти За нашим Предводителем По горнему Пути.