Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально



Фото- и медиа-архив


 

ПРАЗДНИК В МУЗЕЕ

Авторы: Осипова Татьяна / Тарасов Филипп



Теги статьи:  выставки, памятные дни, выездные мероприятия, дни открытых дверей

26 июня 2005 года в Музее Н.К.Рериха в Новосибирске состоялся День открытых дверей — мероприятие, которое традиционно проводится Сибирским Рериховским Обществом в празднование Дня города.

Подготовка к Дню открытых дверей началась задолго до праздника. Как обычно, был составлен план — что нужно сделать в Музее по строительству и по смене экспозиций в залах. Но как бы ритмично ни шла подготовительная работа, наибольшее напряжение выпадает на последние дни перед мероприятиями, и этот праздник не стал исключением. В День города, по опыту прошлых лет, мы ожидали много посетителей и гостей.

И вот наступил день, к которому все мы и наши друзья давно готовились. С самого утра, несмотря на дождливую и ветреную погоду, чувствовалась приподнятость, было праздничное настроение и полная уверенность в том, что всё пройдёт прекрасно. Да и не могло быть иначе — столько радости, вдохновения и труда было вложено в подготовительные работы к этому дню.

Мы смотрели и сами удивлялись: всё-таки успели! Успели закончить отделку второй лестницы, успели найти средства, чтобы выкупить оставшиеся кресла для концертного зала и приобрести ковровые дорожки, защищающие великолепный паркетный пол.

Стало так красиво, светло, уютно — дух захватывало! Нам казалось, что таким прекрасным Музей никогда ещё не был. Как в сказке — её величество Красота, словно фея, облетела за ночь все залы, преобразила их, наполнила новым светом и цветом, какой-то прозрачностью — будто накинула лёгкую волшебную вуаль. Здесь не хотелось ни говорить, ни восклицать, а только внимать, впитывать в себя таинство, исходящее от картин и царящее в залах. Это воистину другой мир: трогательный, хрупкий, говорящий без слов, — Мир Искусства.

С утра весь Музей ярко освещён, двери гостеприимно распахнуты: заходите, люди, удивляйтесь красоте, наслаждайтесь красотой, преображайтесь красотой!

На втором этаже разместились сразу три новые выставки. Первая — это уникальные фотографии из архива музея Н.Рериха в Нью-Йорке. На снимках запечатлены благородные облики Николая Константиновича, Елены Ивановны, Юрия Николаевича и Святослава Николаевича Рерихов. Это фотографии разных лет, от юности до последних дней жизни; здесь также представлен период Центрально-Азиатской экспедиции, пребывание Рерихов на Алтае, в Индии, Москве, Петербурге. Некоторые фотографии мы видим впервые, и все они, несомненно, несут в себе отблески вдохновенной жизни, огнями которой расцвело так много значительных дел во имя Культуры.

В следующем зале — экспозиция, посвящённая Наталии Дмитриевне Спириной. Многочисленные фотографии, картины, книги, предметы, принадлежавшие Наталии Дмитриевне, письма к ней от её духовного Учителя, Бориса Николаевича Абрамова, — всё это позволяет соприкоснуться с прекрасным и возвышенным миром подвижницы, посвятившей свою жизнь самоотверженному несению света духа, преданному служению делу Рерихов.

А как преобразился ещё один зал на втором этаже, где раньше находилась выставка репродукций с картин Н.К.Рериха «Гималаи» и выставка открыток! Из строгого, сурового, сверкающего белыми снегами устремлённых ввысь вершин он сразу превратился в тёплый, солнечный, радужный и очень гостеприимный зал, сияющий многоцветной палитрой красок с полотен Святослава Рериха. Портреты, пейзажи, сюжетные картины наполнили выставочное пространство какой-то неудержимой солнечной энергией, неповторимым очарованием Индии, столь любимой художником. Таков мир Святослава Рериха.

Отдельно на стенде размещено большое изображение Христа («Возлюби ближнего своего...»), который как будто благословляет каждого входящего в зал. Стоящий на журнальном столике букет цветов, выращенных в Сибири, гармонично вписывается в красочную панораму зала, рассказывающего об Индии.

На первом этаже расцвела гостиная — здесь разместилась выставка акварелей новосибирской художницы Ирины Ананьиной. Талантливо сплетённое изящное кружево тонов и полутонов и нежная прозрачность акварели передают изысканную форму одних цветов и пленительную простоту других; мы как будто ощущаем и тонкий запах пионов, и нежный аромат сирени.

Преобразились и коридоры Музея. Подходя к книжному киоску, любуешься красотой и торжественностью Космоса — яркими фотографиями планет и созвездий, — кажется, сама Беспредельность приоткрыла нам свои дали. На стене справа — завораживающая, особая красота гор. А войдя в киоск, многие поначалу вообще забывают, зачем пришли, глядя в изумлении на разнообразие и великолепие представленных картин и фотографий. Это настоящие маленькие выставки, любовно сформированные и гармонично подобранные по тематике. Впечатление такое, будто это не киоск, а выставочный зал.

Накануне праздника в Музее на экскурсии побывала большая группа туристов, 42 человека. Разные люди, разная степень заинтересованности, но всегда есть посетители, которые оставляют о себе тёплые воспоминания. Так и здесь: один мужчина в растерянности ходил по киоску от картины к картине, не в силах сделать выбор из понравившихся. Наконец, отчаявшись, обратился к сопровождающему экскурсоводу: «Помогите, какая из них лучше?» Получив совет, он облегчённо вздохнул и, прижимая картину к груди, объявил киоскёру: «Беру эту! Повешу её в своём кабинете, я врач». Уходя, очень благодарил за красоту, которая царит в Музее, за атмосферу, которую он почувствовал. Да и уходил он нехотя, переходил от стенда к стенду, перебирал книги — было видно, что ему всё нравится, но не успел обстоятельно всё посмотреть. Так и ходил, пока за ним не пришли из автобуса терпеливо ждавшие коллеги и не сказали, что будут вынуждены уехать без него.

Таким посетителям мы очень рады: они оставляют частичку своего сердца в Музее, увозя с собой что-то невидимое, что трудно объяснить словами, но что уже не забудется никогда. Это ради них все наши бессонные ночи, волнения, труд.

И вот праздник начался. Гости собрались в концертном зале. С кратким приветственным словом к присутствующим от имени сотрудников СибРО обратилась Ирина Сереброва, а затем на сцену вышел ансамбль скрипачей под руководством Михаила Блама. Зазвучала музыка, уводя в мир прекрасных звуков, околдовавших нас. Скрипичная музыка, как никакая другая, может проникать в сердце, вызывая из глубин его что-то сокрытое, о котором, возможно, мы и сами не подозревали. Как дитя, чист и естествен человек в эти мгновения, когда слушает прекрасную музыку. Душа то ликует от радости, то плачет вместе со скрипкой, разделяя чью-то печаль. Исчезло ощущение времени и пространства, и только после окончания концерта все нехотя возвращались к реальности. Может, скрипка и впрямь обладает магией? Во всяком случае, чудеса творить она точно умеет.

Затем мы слушали родной голос Наталии Дмитриевны Спириной — прозвучало слово «Счастливый город», написанное ею к 110-летию Новосибирска. На одном дыхании посмотрели слайдпрограмму «Весть Красоты» — стихи Н.Д.Спириной к картинам Н.К.Рериха, а потом фильм, в котором Наталия Дмитриевна рассказывает о себе и своём творчестве.

Как нам её не хватает! Не хватает её одобрительной улыбки, лучистых глаз, шуток. С каждой нашей радостью, даже мало-малейшей, мы спешили к ней, чтобы поделиться. Только она умела одной улыбкой, шуткой развеять все наши «беды», успокоить, настроить нас решительно. Невозможно примириться с тем, что её нет рядом, и в то же время знаем — она каждую минуту с нами.

В концертном зале, где проходил праздник, гости имели возможность прикоснуться к «Руси изначальной» — так называется выставка полотен мастера лирического пейзажа, заслуженного художника России Николая Михайловича Шемарова из Кемерова. Он создал свои картины, совершив путешествие по местам, где в своё время побывал Николай Константинович Рерих, — Новгород, Псков, Изборск... Шемаров сумел увидеть и передать различные грани старины, и Русь на его картинах разнообразна — она то суровая, хмурая, древняя, то тихая, светлая, благодатная. Шедевры древнерусского зодчества, мощные кремлёвские стены, защищавшие города от нападений, пленительная белизна церквей, осиянная лучами восходящего или закатного солнца, огромные древние кресты — сплав русской природы и души, в котором соединилось наследие прошлых веков и великая будущность нашей Родины, — все эти образы полотен Н.М.Шемарова оставляют сильное впечатление. Это часть нашей истории, культуры, наши корни.

И сам художник был нашим гостем. Он открыл выставку, рассказал о своём творчестве, об истории создания картин, о встречах со Святославом Николаевичем Рерихом. Одна из встреч произошла в 1974 году, в Москве, на выставке картин Святослава Николаевича, куда Николай Михайлович попал с большим трудом. Он был покорён интеллигентностью, спокойствием, доброжелательностью, которые исходили от С.Н.Рериха. Они разговаривали об искусстве, о жизни.

Удивительно, как всё чистое и светлое находит путь в Музей Николая Константиновича Рериха. Вот и этот художник, ценитель истинного искусства, поклонник красоты, знал о творчестве Рерихов, но ничего не знал ни о СибРО, ни о Музее. И вот он здесь, в восхищении от праздника, от Музея, и нам близок его девиз «Искусство, Красота, Культура — людям». Сам Н.М.Шемаров посвятил свою жизнь служению людям. Всё как в Учении, как в стихотворении Наталии Дмитриевны Спириной: «Объединяет только цель, не верь другому единенью...»

Забегая вперёд, скажем, что через несколько дней после праздника мы получили письмо от Николая Михайловича, в котором он пишет: «Я всё ещё под впечатлением вашего прекрасного Музея Н.К.Рериха. Сколько вложено любви, труда, человеческих рук, умения, старания. Просто замечательно! Как бы порадовался Николай Константинович!»

День открытых дверей закончился концертом классической музыки. Утих водоворот предпраздничной подготовки и праздничных событий, Музей возвратился к рабочему ритму.

Какой прилив новых сил и желание работать больше, лучше и продуктивнее мы ощущаем, читая такой отзыв: «После посещения Музея Н.К.Рериха остаётся необыкновенное, светлое чувство и становится совершенно очевидно, что здесь ведётся крайне нужная и полезная работа, здесь утверждается приоритет жизненности Добра и Культуры, подлинной Культуры, которая приумножает благо и вносит прекрасное в нашу жизнь».


Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске

Статьи по теме, смотреть список




 

 

 
Мысли на каждый день

Именно самоотверженность есть залог успеха. Потому если устремление … искренно, то все придет.

Рерих Е.И. Письмо от 27.06.1934

Неслучайно-случайная
статья для Вас: