Мысли на каждый день

Именно среди Великого Служения велико ощущение ответственности, но следует привыкать к этой чаше, ибо не может быть кратчайшего пути без испития её.

Рерих Е.И. Письмо от 08.08.1934

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

СВЯЩЕННЫЕ РЕЛИКВИИ

Автор: Тарасов Филипп  



Теги статьи:  Николай Рерих, Елена Рерих, Гаутама Будда, Чинтамани

В духовной летописи Рерихов есть немало удивительных страниц. Многие из них ещё неизвестны. С течением времени постепенно приоткрываются завесы и уточняются подробности их благородной деятельности. Некоторые полотна Николая Константиновича и Святослава Николаевича иллюстрируют значительные события жизни семьи Рерихов и помогают лучше понять смысл этих событий. Вспомним о цикле картин, связанных со святынями, которые были переданы Рерихам.

Самоотверженным cлужением каждого из членов этой семьи, их сотрудничеством с Великими Учителями, к новой жизни были вызваны наиболее священные реликвии человечества, возраст которых превосходит тысячелетия; они известны как христиан­ским народам, так и народам Востока. Среди этих реликвий — Камень Чинтамани и Чаша Будды.

Елена Ивановна Рерих писала: «...Никогда раньше не посылались Избранным все знаки во всей совокупности своей, из этого одного уже можно понять, насколько избрание это является избранием Высшим и Космически непреложным»1.

6 октября 1923 года Рерихами была получена посылка, содержащая Ларец, в котором находилась первая из вышеназванных реликвий — Камень.

Камень Чинтамани появляется на целом ряде картин Николая Константиновича: то в языках живого пламени, то в символах, начертанных на камнях и древних монументах. Ларец и ткань, в которых прибыл Камень, также запечатлены на картинах Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. Несомненно, что реликвия, которой они посвящают свои полотна, — священна.

Во время пребывания Рерихов со своими спутниками в 1926 году в Новосибирске Камень находился у них. Именно здесь в дневнике З.Г.Фосдик появляется запись, которая ёмко и коротко говорит о значении Святыни: «...Он — частичка Камня, упавшего с Ориона и хранящегося сейчас в Белом Братстве. ...Время от времени он исчезает и посылается только тому, кто является водителем новой эволюции»2. Елена Ивановна в одном из писем уточняет: «Присылка этого дара с незапамятных времён знаменует собою наступающий срок суждённого объединения и мощи той страны, где он появляется. Именно, все великие объединители и основатели владели им. Конечно, Восток особенно полон легенд об этом даре Ориона, и народы всюду ищут его. (...) Много их в различных версиях, более или менее правдивых. Так, и тибетский и монгольский белый конь Эрдени-Мори, несущий Чинтамани (Сокровище Мира), тоже связан с этим появлением»3.

Н.К.Рерих пишет: «Сердце помнит, как от великой Шамбалы, от священных горных высот в суждённый час сойдёт конь одинокий и на седле его, вместо всадника, будет сиять сокровище мира: Норбу Римпоче — Чинтамани — Чудесный камень, мира спаситель»4.

Вспомним стихотворение Наталии Дмитриевны Спириной по картине Николая Константиновича Рериха «Сокровище Мира. Чинтамани»5.

СОКРОВИЩЕ МИРА 
По камням неровным, скользким, острым,
По ущельям узким и глухим,
Вдоль обрывов в бездну, осторожной
Горной поступью идёт один

Белый конь. Несёт он бережливо
Вниз, во тьму, в густой лиловый мрак,
Светоч мира, данный на Вершинах,
Камень, заповеданный в веках.

Лики скал дивятся каменело
В напряжённой гулкой тишине
Огне-голубому озаренью,
Проплывающему на коне.

Отблеск зорь грядущего восхода
В пламени Сокровища горит
Долгожданного. Во тьму народов
Послан белый огненный Магнит.

Об этой Святыне подробно рассказывается в журнале «Восход» (2004, № 10-11) в статье А.Шустовой «Камень Чинтамани и его символическое изображение на картинах С.Н.Рериха». Поэтому более детально рассмотрим цикл картин, связанных со следующей реликвией.

В 1920 – 1930-е годы Н.К.Рерих пишет ряд произведений, которые посвящены Будде Шакьямуни. На двух из них присутствует Патра — Чаша Владыки Будды. Рассмотрим полотно «Будда. Panacea» («Будда-Прибежище»).

Монументальная, величественная фигура Будды предстаёт перед взором зрителя, словно скала. Мы наблюдаем именно Явление, торжественное и значительное. Это Явление истинного «Первоучителя Мировой Общины», как Он назван в книге Наталии Рокотовой (псевдоним Е.И.Рерих) «Основы буддизма». Здесь изображены семь небольших, по сравнению с Буддой, фигур со склонёнными головами. Невольно вспоминается другое широко известное полотно Н.К.Рериха «Чудо. Явление Мессии», где первыми свидетелями Великого Прихода становятся семь павших ниц людей. Конечно, живописное и композиционное решение совершенно иное, но параллели всё-таки очевидны. В письмах Е.И.Рерих говорится, что наступление Новой Эпохи происходит под Лучами трёх Владык, один из которых — Будда.

Весь облик Благословенного необычайно гармоничен. Взор Будды в высшей степени прекрасен и сострадателен. Горы, устремлённые в небеса, здесь — духовная доминанта; и не случайно также, что фигуры сидящих людей напоминают горы. Будда опирается на посох, а в правой руке держит Чашу. В буддийской живописи эта Чаша — распространённый атрибут Будды Шакьямуни.

Одна из легенд рассказывает о происхождении Чаши Будды: «Тогда с четырёх стран пришедшие четыре хранителя мира поднесли чаши, сделанные из сапфира, но Будда отказался. Снова они предложили четыре чаши, сделанные из чёрного камня мугаванна, и Он, полный сострадания к четырём учениям, принял четыре чаши. Одну в другую поставил и приказал: да будет одна! И края четырёх чаш стали видимы только как черты. Все чаши во­шли в одну чашу. Тогда Будда в эту новосделанную чашу принял пищу и, насытившись, совершил благодарение»6.

Благословенному приписывают следующее значительное обращение к царям принести чаши: «Кто даёт чашу Будде, тот не будет оставлен ни памятью, ни мудростью»7.

Согласно традиции, у Будды Шакьямуни Чаша наполнена тремя видами нектара: лекарственным, исцеляющим тело и ум людей; нектаром бессмертия; нектаром чистой мудрости и ясного сознания. В несколько ином толковании говорится, что Будда Шакьямуни, одолев трёх демонов (демона разрушения и хаоса, демона смерти, демона заблуждений ума), превратил три их яда в три вида нектара, которые символизируют методы, дарованные Благословенным для преодоления препятствий на пути к просветлению. Таким образом, этот благодатный нектар доступен каждому, искренне ищущему и обращающемуся к Будде. Вспомним возвышенные строки Николая Рериха из сборника «Цветы Мории»8.

 КАПЛИ

Твоя благодать наполняет
руки мои. В избытке льётся
она сквозь мои пальцы. Не удержать
мне всего. Не успеваю различать
сияющие струи богатства. Твоя
благая волна через руки льётся
на землю. Не вижу, кто подберёт
драгоценную влагу? Мелкие брызги
на кого упадут? Домой не успею
дойти. Изо всей благодати в руках
крепко сжатых я донесу только
капли.

Чаша Будды присутствует и на другой картине Н.К.Рериха — «Две ча­ши», или «Будда Дающий» (1932). В но­чи, под светом нарождающейся луны, измождённый старец в монашеском одеянии протягивает Благословенному ча­шу. Движимый состраданием Буд­да спускается к нему и несёт священный Сосуд с божественным нектаром. В Учении Живой Этики сказано: «Сострадание есть венец Будущего»9.

С точки зрения буддологии можно предположить, что, как и на предыдущей картине, Будда изображён в так называемом «преображённом теле», которое обозначается термином Нирманакая. Е.П.Блаватская писала, что «облекающийся в смиренные одежды нирманакаи отрекается от вечного блаженства для своего Я, дабы содействовать спасению человека».

На картине Рериха Благословенный облачён в белое одеяние; белый цвет символизирует чистоту, абсолют, постижение. И вновь в его ру­ке покоится Патра. Вокруг головы Будды — сияние, светится даже лестница, по которой Он идёт. В Итивуттаке, собрании откровений Будды, сказано: «Любовь, освободительница ума, вмещает в се­бе всё, сияя, сверкая и излучая». За фигурой высится ступа — один из самых значительных символов буддизма, символ Учения, дарующего победу над иллюзией. В книге «Основы буддизма» говорится: «Учение Будды — это один неутомимый огненный призыв к осознанию единства и красоты великого творчества Бытия Беспредельного!»10

Н.К.Рерих писал: «В культах Зороастра изображается чаша с пламенем. Та же пламенеющая чаша отчеканена на древнееврейских серебряных шеклях времени Соломона и древнее. В индусских раскопках эпохи Чандрагупты Маурьи видим то же самое мощно стилизованное изображение. Сергий Радонеж­ский, трудясь над просвещением России, приобщался от пламенеющей чаши. На тибетских изображениях бодхисатвы держат чашу, процветшую языками ог­ня»11. Именно такой мы видим её на картине С.Н.Рериха «Чаша Будды» (1934).

От величественных вершин Гималаев, под благословляющим мерцанием звёзд, среди которых виднеется созвездие Орион, Будда несёт страждущему человечеству Чашу Амриты, способную исцелить боли мира. В Агни Йоге Старшие Братья человечества говорят: «Наши Водители поручили Нам сосуд для залития злобы и Мы передаём поручение по ряду предстоящих, доверяя им дальнейшую передачу»12.

Изображённые на картине движущиеся огромные кучевые облака противопоставляются острым горным пикам. Хаос сталкивается с Божественным мироустроением. И фигура Будды противопоставляется этому хаотическому потоку, решительно преобразуя пространство.

Вспоминаются строки Чже Цонкапы:

Твоё золотистое Тело, Святой,
покрыто красиво одеждой монаха,
как будто вершина горы золотой,
окутанная облаками заката.

Лик Благословенного глубоко сосредоточен; Он окружён нимбом с вырывающимися из него лучами света, энергии. В Его правой руке — пламенеющая Чаша.

Николай Константинович писал: «Не воображением, но именно делами сплетаются великие учения всех веков. Язык чистого огня»13.

О Чаше Будды сложено немало легенд. По словам Е.И.Рерих, «легенда о Чаше Грааля тоже пришла с Востока, как одна из версий о великом Духовном По­двиге и о той же таинственной Шамбале. (...) ...Ча­ша существует, и посылается она перед началом Новой Эры туда, где будет утверждено Учение Калачакры»14. Упоминание об этой реликвии встречается в описании известного китайского паломника Сюань Цзаня. Приведём небольшой фрагмент из «Путешествий Сюань Цзаня», написанных около 11–12 веков назад. «Чаша путешествовала с места на место, передвигаясь таинственным образом по воздуху, творя чудеса на благо людей, до тех пор пока не скрылась из виду во дворце Короля Драконов Сагары (Шамбале. — Прим. С.Н.Рериха). Там она останется до прихода Будды Майтрейи, когда она вновь появится, чтобы быть свидетельницей. Согласно некоторым текстам, Чаша была однажды разбита нечестивым королём Михиракулой, но осколки её снова соединились. Поскольку никто, ниже чем Будда, не может [пользоваться] ей, только Будда может взять её с её места отдыха. Побуждаемая скрытыми импульсами человеческой кармы, она перемещается с одного избранного места на другое, подобно тому как Буддизм распространялся или убывал»15.

С.Н.Рерих писал: «Эта великая священная реликвия (я называю её реликвией, ибо она принадлежит Ве­ликой Иерархии Будд) появилась снова, подтверждая таким образом пророчество, данное тысячи лет тому назад»16.

В 1934 году Зинаида Григорьевна фиксирует в дневнике: «Получили письмо от Е.И.[Рерих] о чуде нахождения или, вернее, принесения к ним Чаши 3-го марта»17. На своей картине Святослав Николаевич Рерих запечатлел именно эту Чашу. Кроме того, он сделал её подробное описание. В его письмах читаем: «Эти знаки, что дают нам ключ к жизни и смерти, должны иметь торжественное и священное толкование»18. «Я датирую возраст Чаши от 10 до 12 000 лет. На ней есть водный узор, который может быть соотнесён со знаком Водолея»19.

Описание Чаши оставила и З.Г.Фосдик: «Невозможно описать чувства, когда смотришь на этот священный предмет... ...Слёзы набегают на глаза, когда смотришь на неё.

Чаша эта из глины, коричневатого цвета, со светлыми просветами, снаружи ясные отпечатки пальцев, то есть как её держал Будда в руке, она держится на ладони, чувство большой плотности и силы в ней. Внутри видны как бы четыре раздела в виде треугольников, ряд линий, отпечатанных в глубине, как бы двойная буква «М» в волнообразном рисунке, также сбоку трещина. Чувство огромной древности. (...) Пришла она, завёрнутая в очень старый, потёртый материал... (...) Была принесена лично Великим Владыкой...»20

Эта Чаша отражает в себе идею единства Великих Учений и преемственности Великих Учителей. Зинаида Григорьевна писала, что Чаша «существовала ещё до Будды, в употреблении древними Великими Учителями, была в Тибете... в Египте, в Индии»21. Чаша Будды — это Чаша подвига, самоотвержения и бескорыстного служения человечеству, Чаша жизни.

Необходимо ещё раз подчеркнуть, что обе величайшие реликвии, которые были получены Рерихами, напрямую связаны с сокровенными пророчествами о наступающей Новой Эпохе, со священной Шамбалой, из которой они вышли, и её Владыкой — Ригден-Джапо.

На картине Николая Рериха «Приказ Ригден-Джапо» (1933) на раскрытом свитке, который Он держит, выступают письмена и начертание Эрдени-Мори, несущего Камень Чинтамани. Н.К.Рерих писал: «Конечно, мы знаем, как по всей Азии ожидается наступ­ление новой эры... Хотан помнит о знаках времени Майтрейи над древнею ступою. Калмыки в Карашаре ждут скорое появление чаши Будды. (...) Ригден-Джапо, Владыка, несётся над пустынями, держит свой суждённый путь на Восток»22.

«...Могущество его мысли проникает в далёкие земли. Для него не существует расстояния; он может в мгновение ока оказать помощь достойным. Его яркий свет может уничтожить любую тьму. Его неисчислимые богатства готовы для помощи всем нуждающимся, тем, кто отдал себя на служение во благо справедливости»23.

В заключение приведём высказывания Н.К.Рериха и З.Г.Фосдик о вышеназванных Святынях.

«Твердится указание из Трипитаки, что «Будда указал, что чаша его в срок новых достижений мира станет предметом искания, но лишь чистые носители общины могут найти её»»24.

«Такие священные предметы передвигаются, когда наступает пора. Так будет и теперь»25.

Полная чаша готова. Прими!
Каждый, хотящий войти в Новый Мир,
Счёта не знает боям и трудам,
Сам созидает завещанный Храм.
Только отдавший получит сполна,
Только принесшему будет дана
Чаша без края и дна!26


1 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 4. 2.08.1935.
2 З.Г.Фосдик. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. М., 1998. 31.08.1926.
3 Письма с гор. Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. Т. 1. Минск, 2000. С. 113.
4 Н.К.Рерих. Держава Света. Священный дозор. Рига, 1992. С. 193.
5 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Новосибирск: СибРО, 1997. С. 124.
6 Н.К.Рерих. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. С. 223.
7 Там же.
8 Н.К.Рерих. Стихотворения. Проза. Новосибирск, 1989. С. 55.
9 Надземное. 864.
10 Наталия Рокотова. Основы буддизма. Новосибирск, 2001. С. 107.
11 Н.К.Рерих. Алтай — Гималаи. Рига: Виеда, 1992. С. 40-41.
12 Агни Йога. 431.
13 Н.К.Рерих. Алтай — Гималаи. С. 40-41.
14 Письма с гор. Т. 1. 2.04.1936.
15Письма С.Н.Рериха. Т. 1. М., 2004. С. 188.
16Там же. С. 137-138.
17 З.Г.Фосдик. Мои Учителя. 30.03.1934.
18Письма С.Н.Рериха. Т. 1. С. 138.
19Там же. С. 187-188.
20Вестник Ариаварты. 2003, № 1-2. С. 85-86.
21Там же. С. 86.
22 Н.К.Рерих. Алтай — Гималаи. С. 325-326.
23 Н.К.Рерих. Шамбала. М., 1994. С. 26.
24 Н.К.Рерих. Алтай — Гималаи. С. 252.
25 Вестник Ариаварты. 2003, № 1-2. С. 86.
26 Н.Д.Спирина. Капли. Новосибирск, 2001. С. 24.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Доклады